ДОНЕЦК
Добавлено: 24 окт 2010, 15:39
ДОНЕЦК / Donetsk / דונצק
Географическое название : Донецк
Краткая история административного подчинения
Донецк (Донецкая область->Украина) 1992-
Донецк (Донецкая область->Украинская ССР->СССР) 1961-1991
Сталино (Сталинская область->Украинская ССР->СССР) 1938-1960
Сталино (Донецкая область->Украинская ССР->СССР) 1923-1937
Юзовка (Бахмутский уезд->Екатеринославская губерния->Украинская республика) 1919-1922
Юзовка (Бахмутский уезд->Екатеринославская губерния->Российская Империя) 1869-1918
.............................................................................
Для поиска архивных, географических и др. сведений пользуйтесь следующим:
...........................................................................
В конце 19- начале 20 века на юге Украины начинают бурно развиваться промышленность. Строятся заводы, вокруг них возникают рабочие поселки. Так возникла и Юзовка- ныне Донецк.
Евреи из близлежащих колоний начинают переселяться в Юзовку, где требуются ремесленники: кузнецы, портные, сапожники и т.д.
Исследователь еврейского вопроса в дореволюционной Юзовке, израильский историк Теодор Фридгут, отмечает наличие представителей своей нации с самых ранних этапов развития металлургического завода. «Евреи хорошо были знакомы с языком, нравами и обычаями русских рабочих, но в то же время, считались чужаками, а поэтому капиталист мог чаще всего быть уверен, что евреи не объединятся против него вместе с рабочими», — объясняет их двойственное положение ученый. Эта дистанция играла как на руку евреям, так и против них. Во время Холерного бунта 1892 года недовольство народа против врачей, «моривших народ в больничках», быстро пошло по «нужному руслу» — моментально были разгромлены все еврейские лавки, держатели которых, по версии бунтующих, еще и «спаивали народ». Национальность имела значение: прокурор Валериан Родзянко описывал ситуацию, когда в разгромленной лавке восставшие, выяснив, что хозяин — славянин, тут же заплатили ему за все выпитое и разбитое
Впрочем, евреи в Юзовке не только торговали. Были среди них и инженеры, и даже промышленники. В дореволюционной Юзовке евреев было от 15 до 25 процентов населения. После революции этот процент, как минимум, не уменьшился, но статус народа радикально изменился: из вечных «козлов отпущения» — в один из братских народов, и даже в один из самых братских. Все-таки среди вождей революции было изрядно «сынов Израилевых». В дальнейшей истории города евреи встречаются во всех отраслях человеческой деятельности — от проходки до секретариата обкома партии. Больше всего, наверное, их было среди творческой и технической интеллигенции: архитекторы, скульпторы, музыканты, артисты, поэты, фотографы… Числится среди евреев и несколько героев Советского Союза, в том числе — легендарный подводник Владимир Коновалов и артиллерист Абрам Смоляков.
Самыми известными донецкими евреями стали Натан Щаранский — правозащитник, жертва советского режима, эмигрировавший в Израиль и ставший там видным государственным деятелем, лидером партии и министром нескольких правительств. И Ефим Звягильский — горный инженер, доросший до всесоюзно известного директора шахты, а впоследствии до и.о премьер-министра Украины — и, как ни смешно, в итоге тоже вынужденный удалиться в Израиль. Какое-то время два знаменитых донецких еврея существовали на одной территории. Но недолго. После нескольких лет изгнания Ефим Леонидович вернулся на родину, сумел встроиться в политический истеблишмент и вернуть себе фактическое руководство шахтой Засядько. Щаранский и Звягильский олицетворяют два важнейших и, на первый взгляд, взаимоисключающих качества еврейского менталитета — несгибаемость и гибкость. В таком городе, как Донецк, от евреев больше требуется первого. Но, не будь у них второго, они бы не пережили даже Холерного бунта 1892 года… (Материал Е. Ясенова)
.............................................................................................................................................................
"Еврейская энциклопедия" Брокгауза-Эфрона.
http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru
Юзовка
— завод с поселком Екатеринославской губ., Бахмутского уезда. По переписи 1897 г. жит. 28076, среди них 3168 евр. В изъятие от действия "Временных правил" 1882 г., открыта с 1903 г. для водворения евреев. Имеются (1910) три частн. евр. мужских и два частных женских училища. В 1905 г., после объявления манифеста 17 октября, разразился еврейский погром. Было много убитых и раненых; в течение трех дней громили дома, синагогу и т. д.
.............................................................................................................................................................
Географическое название : Донецк
Краткая история административного подчинения
Донецк (Донецкая область->Украина) 1992-
Донецк (Донецкая область->Украинская ССР->СССР) 1961-1991
Сталино (Сталинская область->Украинская ССР->СССР) 1938-1960
Сталино (Донецкая область->Украинская ССР->СССР) 1923-1937
Юзовка (Бахмутский уезд->Екатеринославская губерния->Украинская республика) 1919-1922
Юзовка (Бахмутский уезд->Екатеринославская губерния->Российская Империя) 1869-1918
.............................................................................
Для поиска архивных, географических и др. сведений пользуйтесь следующим:
...........................................................................
В конце 19- начале 20 века на юге Украины начинают бурно развиваться промышленность. Строятся заводы, вокруг них возникают рабочие поселки. Так возникла и Юзовка- ныне Донецк.
Евреи из близлежащих колоний начинают переселяться в Юзовку, где требуются ремесленники: кузнецы, портные, сапожники и т.д.
Исследователь еврейского вопроса в дореволюционной Юзовке, израильский историк Теодор Фридгут, отмечает наличие представителей своей нации с самых ранних этапов развития металлургического завода. «Евреи хорошо были знакомы с языком, нравами и обычаями русских рабочих, но в то же время, считались чужаками, а поэтому капиталист мог чаще всего быть уверен, что евреи не объединятся против него вместе с рабочими», — объясняет их двойственное положение ученый. Эта дистанция играла как на руку евреям, так и против них. Во время Холерного бунта 1892 года недовольство народа против врачей, «моривших народ в больничках», быстро пошло по «нужному руслу» — моментально были разгромлены все еврейские лавки, держатели которых, по версии бунтующих, еще и «спаивали народ». Национальность имела значение: прокурор Валериан Родзянко описывал ситуацию, когда в разгромленной лавке восставшие, выяснив, что хозяин — славянин, тут же заплатили ему за все выпитое и разбитое
Впрочем, евреи в Юзовке не только торговали. Были среди них и инженеры, и даже промышленники. В дореволюционной Юзовке евреев было от 15 до 25 процентов населения. После революции этот процент, как минимум, не уменьшился, но статус народа радикально изменился: из вечных «козлов отпущения» — в один из братских народов, и даже в один из самых братских. Все-таки среди вождей революции было изрядно «сынов Израилевых». В дальнейшей истории города евреи встречаются во всех отраслях человеческой деятельности — от проходки до секретариата обкома партии. Больше всего, наверное, их было среди творческой и технической интеллигенции: архитекторы, скульпторы, музыканты, артисты, поэты, фотографы… Числится среди евреев и несколько героев Советского Союза, в том числе — легендарный подводник Владимир Коновалов и артиллерист Абрам Смоляков.
Самыми известными донецкими евреями стали Натан Щаранский — правозащитник, жертва советского режима, эмигрировавший в Израиль и ставший там видным государственным деятелем, лидером партии и министром нескольких правительств. И Ефим Звягильский — горный инженер, доросший до всесоюзно известного директора шахты, а впоследствии до и.о премьер-министра Украины — и, как ни смешно, в итоге тоже вынужденный удалиться в Израиль. Какое-то время два знаменитых донецких еврея существовали на одной территории. Но недолго. После нескольких лет изгнания Ефим Леонидович вернулся на родину, сумел встроиться в политический истеблишмент и вернуть себе фактическое руководство шахтой Засядько. Щаранский и Звягильский олицетворяют два важнейших и, на первый взгляд, взаимоисключающих качества еврейского менталитета — несгибаемость и гибкость. В таком городе, как Донецк, от евреев больше требуется первого. Но, не будь у них второго, они бы не пережили даже Холерного бунта 1892 года… (Материал Е. Ясенова)
.............................................................................................................................................................
"Еврейская энциклопедия" Брокгауза-Эфрона.
http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru
Юзовка
— завод с поселком Екатеринославской губ., Бахмутского уезда. По переписи 1897 г. жит. 28076, среди них 3168 евр. В изъятие от действия "Временных правил" 1882 г., открыта с 1903 г. для водворения евреев. Имеются (1910) три частн. евр. мужских и два частных женских училища. В 1905 г., после объявления манифеста 17 октября, разразился еврейский погром. Было много убитых и раненых; в течение трех дней громили дома, синагогу и т. д.
.............................................................................................................................................................