Краткая история административного подчинения
Житомир (Житомирская область->Украина) 1992-
Житомир (Житомирская область->Украинская ССР->СССР) 1939-1991
Житомир (Житомирский район->Житомирская область->Украинская ССР->СССР) 1938-1938
Житомир (Житомирский район->Киевская область->Украинская ССР->СССР) 1923-1937
Житомир (Волынская губерния->Российская Империя) 1795-1922
......................................................................................................................
Для поиска архивных, географических и др. сведений пользуйтесь следующим:
..................................................................................................................................................
Административное деление уезда на волости и полицейские станы на 1885 год с местоположением правлений
.....................................................................................................................
Сбор средств для заказа документов из архива г.Житомир
.................................................................................................................
МЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
.................................................................................................................................
Фонд Р-5069. Відділ реєстрації актів громадянського стану Управління юстиції в Житомирській області, м. Житомир
Эти разделы постоянно пополняются новыми документами.
Причем по населенным пунктам бывшей Волынской Губернии.
......................................................................................................................
В 1913 году в состав уезда входило 20 волостей:
► Показать
Андрушевская — м. Андрушевка,
Барашевская — с. Бараши,
Бежевская — с. Бежево,
Горошковская — м. Горошки,
Коднянская — м. Кодни,
Котелянская — м. Котельна,
Краснопольская — м. Краснополь,
Красносельская — с. Красноселки,
Левковская — м. Левков,
Мотовиловская — с. Мотовиловка,
Озадовская — с. Озадовка,
Пулинская — м. Пулины,
Пятковская — м. Пятка,
Солотвинская — с. Солотвин,
Трояновская — м. Троянов,
Ушомирская — м. Ушомир,
Фасовская — д. Фасова,
Черняховская — м. Черняхов,
Чудновская — м. Чуднов,
Янушпольская — м. Янушполь.
Барашевская — с. Бараши,
Бежевская — с. Бежево,
Горошковская — м. Горошки,
Коднянская — м. Кодни,
Котелянская — м. Котельна,
Краснопольская — м. Краснополь,
Красносельская — с. Красноселки,
Левковская — м. Левков,
Мотовиловская — с. Мотовиловка,
Озадовская — с. Озадовка,
Пулинская — м. Пулины,
Пятковская — м. Пятка,
Солотвинская — с. Солотвин,
Трояновская — м. Троянов,
Ушомирская — м. Ушомир,
Фасовская — д. Фасова,
Черняховская — м. Черняхов,
Чудновская — м. Чуднов,
Янушпольская — м. Янушполь.
....................................................................................................................
"Еврейская энциклопедия" Брокгауза-Эфрона.
http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru
Житомир
► Показать
(Żytomierz) — в эпоху Речи Посполитой главный город одноименного повета Киевского воеводства. Евреи стали селиться, по-видимому, в начале 18 в., хотя часть жит. староства была отдана в аренду некоему еврею Шлиоме Фоисеевичу еще в 1622 г. Во второй половине 18 века еврейское население увеличивалось следующим образом: в 1765 году — 346 евр. (460 в кагальн. округе), в 1775 г. — 429 (550), в 1778 г. — 419 (603), в 1784 г. — 540 (736) и в 1787 г. — 758 (917). В 1789 году евреи в числе 882 чел. составляли почти треть общего населения (30 корчмарей, 42 шинкаря, 26 торговцев, 48 ремесленников, 40 прислуг, 15 нищих); они владели 253 домами (христиане 505). Люстраторам городской магистрат жаловался в 1787 г., что евреи никогда не пользовались правом жительства в городе и только под защитой старост стали оседлым элементом в Ж.; они начали строить синагогу у самого рынка, вносят чиншу за свои дома 1.000 злот., что не составляет 10 зл. за дом, в то время как христиане платят по 24 зл.; евреи имеют также свои цехи и т. д. Жалобы не имели успеха. В 1791 г. — 1.261 евр. В конце 18 в. процветал здесь хасидизм. — Ср.: Baliński-Lipiński, Staroż. Polska, II2; Регесты, т. Ι; "Αрх. юго-зап. России", V, 2 (1—2).
Присоединенный в 1778 г. к России, Ж. был сделан в 1795 г., при образовании Волынского наместничества, уездным городом, хотя губернское правление находилось в Ж.; в 1804 г. утвержден губернским городом. Рост еврейского торгово-промышл. элемента на пороге 19 в. виден из следующих цифр:
годы
1797
1802
купцы-христиане
101
77
купцы-евреи
34
39
мещане-христиане
894
1004
мещане-евреи
1745
3136
В 1847 г. в Житомирском уезде имелись 14 "евр. обществ": Житомирское — 9.489 душ; Чудновское — 2.623; Черняховское — 1.267; Янушпольское — 605; Лещинское — 572; Ушомирское — 1.080; Пятецкое — 877; Трояновское — 998; Ивницкое — 1.060; Райгородецкое — 935; Котелянское — 450; Коденское — 529; Червонское — 363; Левковское — 277 (всего 21.125 душ). В 1855 году в Житомире и его уезде насчитывалось купцов-евр.: I г. — 8 (1 женщ.), II г. — 9 (2 женщ.), III г. — 1083 (из них в Ж. — 243, среди коих 5 женщин); мещан-христ. 2.737, евр. 10.396. — По переписи 1897 г. числилось 30.748 евр. (14.878 м. и 15.870 ж.), т. е. 46,6 %, в 1904 г. 40.280 евр. За время от начала 60-х до середины 80-х гг. общее население увеличилось на 35 %, еврейское — на 20 % (А. Субботин). Значение евреев в торговой жизни видно из следующих данных: в середине 60-х годов среди 2.262 всего торговцев-евреев было 2.055; из 56 крупных купцов-евреев 48. Начиная с 70-х гг., торговое значение Ж. начинает падать благодаря упадку землевладения в крае после польского восстания, особенно же благодаря проведению железных дорог, которые тогда не коснулись Ж. — По переписи 1897 г. всего самостоятельных, занятых в профессиях, было 10.543 евр., у них членов семей — 20.029 ч.; больше всего занято изготовлением одежды — 1.800 самост. и 3.248 чл. сем.; обработкой дерева — 762 самост. и 1031 чл. сем., торговлей продуктами сельского хозяйства — зерновыми и друг. — 1154 самост. и 3.257 член сем.; в качестве прислуги, службой и поденным промыслом — 1375 самост. (из них 1.120 женщ.!) и 464 чл. сем. Всего евреев, занятых ремесл.-промышл. деятельностью, св. 4.500 самост. и 8.600 чл. сем.; торгово-посреднической деятельностью — ок. 3.000 самост. и 8.150 чл. сем. По данным памятн. книжки в 1902 г. среди евр.-ремесленников 1400 хозяев, остальные 2.457 — рабочие и ученики; евр.-ремесленники составляли 66 % всех ремесленников в Ж., а в 1880 г. в Ж. числилось 4042 евр.-рем., или 72,4 %. — Указом 24 марта 1854 г. евреям было запрещено жить "в кварталах, заключающихся между Большою Бердичевскою улицею и рекою Тетеревом, как составляющих лучшую и главную часть города"; евреям было предоставлено покупать земли и дома и строить новые дома в этих кварталах только для отдачи в наймы; указом 27 марта 1858 г. эти стеснения были полностью отменены. — Согласно высоч. утвержденному положению о еврейских типографиях 27 ноября 1845 г., одна из двух дозволенных типографий должна была находиться в Житомире. В 1848 г. в Ж. было открыто раввинское училище, существовавшее до 1873 года, когда оно было преобразовано в учительский институт, и сделавшее Ж. на время умственным центром всего округа; из этого училища вышел ряд писателей и общественных деятелей; среди преподавателей находились X. З. Слонимский, поэт А. Готлобер и писатель Э. Цвейфель. Учительский институт существовал до конца 1885 года, когда он был правительством закрыт "за ненадобностью". В тот период Ж. славился также своим ремесленным училищем, первым по времени среди русских евреев, основанным в 1862 году, а в 1884 г. закрытым правительством на том основании, что ремесленное обучение даст евреям экономический перевес над христианами в крае; за годы существования училища в нем обучалось до 1500 уч. Еще одно обстоятельство способствовало духовному подъему Ж. в тот период: с 1837 г. сюда была переведена из Славуты знаменитая евр. типография (богословская). После 70-х годов духовное значение Ж. падает. — По данным памятн. кн. в 1886 г. в Ж. зарегистрировано было 39 хедеров с 348 уч.; талмуд-тора с 135 уч.; в 1903—04 имелись 54 хедера с 914 уч., талмуд-тора с 423 уч.; кроме этого 2-кл. училище с 252 уч., 5 частных школ с 372 девочками. В 1898 г. открылась женская професс. школа, ныне (1910) имеющая 220 учен. В 1910 г. в Ж. было открыто ссудосберегат. товарищество, имеет 520 чл.; в Ж. имеется также еврейск. библиотека. По переписи 1897 г., числилось всего грамотных евр. 7282 муж. и 4269 ж. — В 1903 г. имелась одна синагога и до 50 молитвенных домов. — В 1905 г. 24—25 апреля здесь разразился погром, принявший значительн. размеры, во время которого евр. население оказало упорное сопротивление; всего убитых было до 20 евр., сверх 100 тяжело раненых. На помощь житомирцам выехали из Чуднова 14 молодых евреев, но в Троянове 10 из них были умерщвлены крестьянами. — Ср.: Всеобщая перепись 1897 г.; "Памятная книжка Волынской губ. 1886—1906 гг."; А. Субботин, "По черте евр. оседлости, 1888—89 гг.", II; Периодическая печать, особ. — "День" 1871 г., 15—17 (о рем. уч.); "Хрон. "Восход", 1884, 9, 10—12; 1886 (об Учит. инст.); 1905 г., №№ 18—22; частные сведения.
.....................................................................................................................................................
Российская еврейская энциклопедия
http://www.rujen.ru/index.php/
ЖИТОМИР, город (с 1544), центр (с 1937) Житомирской обл. (Украина). Осн. в 9 в. С 1390-х гг. — в составе Вел. кн-ва Литовского, с 1569 — центр повета Киевского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 — в составе Рос. империи, с 1795 — уездный город Волынского наместничества, с 1804 — центр Волынской губ.В 1789 в Ж. проживало 882 еврея (30%), в 1791 — 1261, в 1847 — 9500, в 1857 — 10 675, в 1884 — 21 981, в 1897 — 30 748 (46,6%), в 1902 — 32 648, в 1910 — 38 132 (45,6%), в 1923 — 28 733, в 1939 — 28 733 (30,5%), в 1959 — 14 800 (14%), в 1970 — 14 300, в 1979 — 12 728 (5,2%), в 1989 — 10 700 (3,7%), в 1995 — ок. 5000 евреев (1,6%).Евреи селились в Ж. с нач. 18 в. (формально до 1792 им было запрещено проживать в городе). В 1753 в Ж. отмечен факт «кровавого навета». В кон. 18 в. в Ж. жили видные проповедники идей хасидизма Зеев-Вольф (?—1798), ученик Дойв-Бера из Межирича и раби Арон (?—1817). С этого времени Ж. стал одним из центров хасидизма на Волыни. В нач. 19 в. раввином в Ж. был А.-Д.-Бер]] из Овруча. С 1802 Ж. и Волынская губ. были включены в черту оседлости; среди еврейского населения числилось 39 купцов и 3136 мещан. В 1802 Янкелем Абрамовичем в Ж. была открыта еврейская типография, в 1803 Гершем Шимановичем — вторая еврейская типография. В 1847 Ханиной-Липой и Иошуа-Гешелем — внуками М.Шапиро в Ж. была возобновлена работа славутской типографии. Все это способствовало подъему духовной жизни евреев города и региона. С 1847 действовало раввинское уч-ще (в 1873преобразовано в Учительский ин-т, к-рый в дек. 1885 повелением имп. Александра III был закрыт «за ненадобностью»), в 1857—65 имелось 27 синагог (все — хасидские) и 21 хедер. В 1862 в Ж. было основано первое в России ремесл. уч-ще для евреев, к-рое подготовило св. 1500 специалистов (закрыто в 1884, т. к., по версии властей, давало «евреям экономич. перевес над христианами в Юго-Зап. крае»).В 1860-х гг. из 56 купцов Ж. 48 — евреи. В 1897 разл. ремеслами занимались св. 4,5 тыс. евреев, торгово-посреднической деятельностью — 11 тыс. В нач. 20 в. евреи составляли 2/3 ремесленников.Во 2-й пол. 1890-х гг. в Ж. возн. марксистский кружок (рук. И.Мицкун), в 1901 — орг-ция Бунда (среди создателей — Я.Кравецкий, Мицкун, М.Сохис, М.Фридман, С.Шнейдер), в 1902—03 работала подпольная б-ка. Весной 1903 прошли массовые аресты бундовцев, к-т Бунда был разгромлен, но вскоре возродился (в июне 1903 орг-ция Бунда объединяла 400 чел.). В кон. 1904 в Ж. созданы отряды еврейской самообороны. Во время погрома в апр. 1905 было убито ок. 50 и ранено ок. 200 чел. (погибло 14 бойцов самообороны). В 1903—04 в Ж. имелись 54 хедера, талмуд-тора, 5 частных еврейских школ и 2-классное уч-ще (в последнем — 620 уч-ся). В 1910 — 27 синагог, 2 еврейских кладбища, еврейская богадельня, дешевая столовая, дет. летняя колония еврейского благотворит. об-ва, еврейская больница, субботняя жен. школа.В 1902 губернским раввином был Соломон Аронович Скоморовский, в 1912 казенными раввинами в Ж. были Мойше-Арон Шмулевич, Векслер и Йона Мойшевич Болухор.В 1916 в Ж. были открыты очаг для детей-беженцев и еврейское жен. проф. уч-ще. В сент. 1916 в Ж. были расклеены воззвания к населению с призывом к избиению евреев. 7—10 янв. 1919 войска Директории устроили в Ж. погром. Во время след. погрома (22—26 марта 1919) убито 317 евреев. В мае — июне 1920 Ж. оккупировали польск. войска; евреи вновь подверглись притеснениям. В 1920 в Ж. был открыт пед. еврейский техникум, в 1922 — Междунар. дет. бюро. До 1922 раввином в Ж. был Довид Бодник. В 1922 в Ж. прошла кампания по закрытию иешив и хедеров. В 1920-х гг. книгоиздатель Меир Эпштейн выпускал и распространял в Ж. религ. лит-ру. В 1921 в Ж. было организовано отд-ние Евсекции. В 1920-х гг. в Ж. действовал к-т Евкомола; еврейские обществ. и политич. орг-ции и объединения были запрещены, активисты сионистского движения арестованы. В 1925 выходцами из Ж. было создано 13 еврейских земледельч. колоний в Херсонском окр. В 1929 существовали нелег. любавичский хедер (100 уч-ся). В 1934—37 действовала подпольная любавичская иешива. Преподавателей после закрытия иешивы осудили на 10 лет лишения свободы, детей поместили в закрытые дет. дома.9 июля 1941 Ж. оккупировали герм. войска. 19 июля было расстреляно ок. 100 евреев, в кон. июля — еще неск. сотен, 3 авг. — ок. 400, 7 авг. — 404, 17 авг. — 266 евреев. 5 сент. 1941 оккупац. власти провели регистрацию евреев (учтено было 4820 чел.). В окт. 1941 расстреляно 1500 евреев, 19 авг. 1942 — 237 евреев-рабочих. После освобождения Ж. было выявлено 6 мест массового захоронения расстрелянных евреев близ хутора Довжик (погребено 9623 чел.) и 13 могил в лесу на 8-м км Новоград-Волынского ш. (захоронено, а затем сожжено до 20 тыс. чел.).После 1945 в Ж. вернулось неск. тыс. евреев. В 1945 была открыта синагога, к-рую посещали 50—80 чел., по субботам — 100—180, в праздники — 800—1000 чел. Раввином был Мотель Иосифович Вошило (1886—?), шохетами — Еля Пинский (1895—?), Лазарь Гдальевич Коган (1890—?), Пейсах Давидович Фельдман (1893—?), моэлом — Мойше Гершкович Ройтберг (1891—?). В 1955 пред. общины В.Шульман организовал выпечку мацы. В 1962—63 синагога в Ж. была закрыта. В 1975 было закрыто еврейское кладбище. В 1981 действовала синагога, периодически в Ж. приезжал шохет. В 1970-х гг. начался массовый выезд евреев в Израиль и др. страны. В 1989 создано Еврейское культурно-просветит. об-во, в 1990-х гг. открыты воскресная и вечерняя еврейские школы, позднее школа «Ор Авнер». В 1991—94 раввином Ж. был Шмуэль Плоткин, с 1994 — Шлоймо Вильгельм (р. 1969, Иерусалим) — оба представители М.-М.Шнеерсона.В 1992 в Ж. создана еврейская религ. община. Тогда же общине возвращена синагога, закрытая в 1937. В здании одной из синагог находится музей. С 1996 открыт «Хесэд Шломо».В Ж. род.: С.С.Айнзафт, А.Я.Александров, А.Б.Арончик, Г.И.Бабат, О.И.Бакст, А.И.Безыменский, Л.А.Березный, О.С.Бернштейн, Я.А.Биренбойм, В.И.Векслер, А.Л.Волынский, Я.Б.Гамарник, А.Л.Гейфман, Х.М.Гопник, Д.В.Горфин, М.Д.Касьяник, А.М.Кипнис, Б.Б.Коган, А.М.Константинопольский, М.И.Корнфельд, И.Ландо, А.М.Любович, М.Б.Митин, И.Народицкий, Н.Е.Перельман, Н.М.Подгорный, А.Пятигорская, И.Д.Радомысельский, А.Б.Ранович, У.С.Розенцвейг, Я.Сегал, Ш.-Ц.Скомаровский, Р.С.Скоморовский, З.Скудицкий, Л.З.Слонимский, Г.И.Трахтенберг, И.М.Трахтенберг, М.И.Усанович, С.Фрай, М.И.Черняхивский, Ф.О.Шамес, М.Е.Швец, М.И.Шефтель, М.М.Шлуглейт, М.Э.Шнейдерман, А.П.Штеренберг, Д.П.Штеренберг, Л.Я.Штеренберг, Я.Н.Эйдельман; Марк Яковлевич Бирман (1900—1960, Москва), ген.-майор (1943), в 1941—45 нач. штаба ряда армий, нагр. 7 орд.; Оскар Яковлевич Боксер (р. 1919), психофизиолог, д-р мед. наук (1985), проф. (1985), автор трудов в обл. авиац. и космич. психофизиологии; Григорий Львович Головинский (р. 1923), музыковед, д-р иск-ведения; Зинаида Васильевна Гордон (р. 1908), врач, в 1943—45 декан сан.-гигиенич. ф-та Свердловского мед. ин-та, затем уч. секр. АМН СССР; Николай Заграничный (р. 1969), спортсмен, с 1991 — в Израиле, в 1993 серебр. призер чемп. Европы по вольной борьбе; Фрэнк Керк (Кирк) (1889—1963, Нью-Йорк), живописец, с 1910 — в США, осн. худож. секции в «Идишер Культур-Фарбунд» в Нью-Йорке, автор стенных росписей для ряда т-ров в США; Григорий Ефимович Пилиповский (1904—1982, Москва), контр-адмирал (1958), в годы 2-й мир. войны — ком. крейсера, нагр. 5 орд.; Борис Акимович Фербер (1859—1895, Петербург), публицист, публ. в журн. «Восход»; Шлойме (Шмуэль) Ягдал (1870—1936, Бостон, США), журналист, с 1894 — в США, в 1906—25 ред. социалистич. газ. на идише «Дос нае ворт»; Пейси Яновский (1914—1972, Пермь), поэт, писал на идише.С.Я.Елисаветский
Присоединенный в 1778 г. к России, Ж. был сделан в 1795 г., при образовании Волынского наместничества, уездным городом, хотя губернское правление находилось в Ж.; в 1804 г. утвержден губернским городом. Рост еврейского торгово-промышл. элемента на пороге 19 в. виден из следующих цифр:
годы
1797
1802
купцы-христиане
101
77
купцы-евреи
34
39
мещане-христиане
894
1004
мещане-евреи
1745
3136
В 1847 г. в Житомирском уезде имелись 14 "евр. обществ": Житомирское — 9.489 душ; Чудновское — 2.623; Черняховское — 1.267; Янушпольское — 605; Лещинское — 572; Ушомирское — 1.080; Пятецкое — 877; Трояновское — 998; Ивницкое — 1.060; Райгородецкое — 935; Котелянское — 450; Коденское — 529; Червонское — 363; Левковское — 277 (всего 21.125 душ). В 1855 году в Житомире и его уезде насчитывалось купцов-евр.: I г. — 8 (1 женщ.), II г. — 9 (2 женщ.), III г. — 1083 (из них в Ж. — 243, среди коих 5 женщин); мещан-христ. 2.737, евр. 10.396. — По переписи 1897 г. числилось 30.748 евр. (14.878 м. и 15.870 ж.), т. е. 46,6 %, в 1904 г. 40.280 евр. За время от начала 60-х до середины 80-х гг. общее население увеличилось на 35 %, еврейское — на 20 % (А. Субботин). Значение евреев в торговой жизни видно из следующих данных: в середине 60-х годов среди 2.262 всего торговцев-евреев было 2.055; из 56 крупных купцов-евреев 48. Начиная с 70-х гг., торговое значение Ж. начинает падать благодаря упадку землевладения в крае после польского восстания, особенно же благодаря проведению железных дорог, которые тогда не коснулись Ж. — По переписи 1897 г. всего самостоятельных, занятых в профессиях, было 10.543 евр., у них членов семей — 20.029 ч.; больше всего занято изготовлением одежды — 1.800 самост. и 3.248 чл. сем.; обработкой дерева — 762 самост. и 1031 чл. сем., торговлей продуктами сельского хозяйства — зерновыми и друг. — 1154 самост. и 3.257 член сем.; в качестве прислуги, службой и поденным промыслом — 1375 самост. (из них 1.120 женщ.!) и 464 чл. сем. Всего евреев, занятых ремесл.-промышл. деятельностью, св. 4.500 самост. и 8.600 чл. сем.; торгово-посреднической деятельностью — ок. 3.000 самост. и 8.150 чл. сем. По данным памятн. книжки в 1902 г. среди евр.-ремесленников 1400 хозяев, остальные 2.457 — рабочие и ученики; евр.-ремесленники составляли 66 % всех ремесленников в Ж., а в 1880 г. в Ж. числилось 4042 евр.-рем., или 72,4 %. — Указом 24 марта 1854 г. евреям было запрещено жить "в кварталах, заключающихся между Большою Бердичевскою улицею и рекою Тетеревом, как составляющих лучшую и главную часть города"; евреям было предоставлено покупать земли и дома и строить новые дома в этих кварталах только для отдачи в наймы; указом 27 марта 1858 г. эти стеснения были полностью отменены. — Согласно высоч. утвержденному положению о еврейских типографиях 27 ноября 1845 г., одна из двух дозволенных типографий должна была находиться в Житомире. В 1848 г. в Ж. было открыто раввинское училище, существовавшее до 1873 года, когда оно было преобразовано в учительский институт, и сделавшее Ж. на время умственным центром всего округа; из этого училища вышел ряд писателей и общественных деятелей; среди преподавателей находились X. З. Слонимский, поэт А. Готлобер и писатель Э. Цвейфель. Учительский институт существовал до конца 1885 года, когда он был правительством закрыт "за ненадобностью". В тот период Ж. славился также своим ремесленным училищем, первым по времени среди русских евреев, основанным в 1862 году, а в 1884 г. закрытым правительством на том основании, что ремесленное обучение даст евреям экономический перевес над христианами в крае; за годы существования училища в нем обучалось до 1500 уч. Еще одно обстоятельство способствовало духовному подъему Ж. в тот период: с 1837 г. сюда была переведена из Славуты знаменитая евр. типография (богословская). После 70-х годов духовное значение Ж. падает. — По данным памятн. кн. в 1886 г. в Ж. зарегистрировано было 39 хедеров с 348 уч.; талмуд-тора с 135 уч.; в 1903—04 имелись 54 хедера с 914 уч., талмуд-тора с 423 уч.; кроме этого 2-кл. училище с 252 уч., 5 частных школ с 372 девочками. В 1898 г. открылась женская професс. школа, ныне (1910) имеющая 220 учен. В 1910 г. в Ж. было открыто ссудосберегат. товарищество, имеет 520 чл.; в Ж. имеется также еврейск. библиотека. По переписи 1897 г., числилось всего грамотных евр. 7282 муж. и 4269 ж. — В 1903 г. имелась одна синагога и до 50 молитвенных домов. — В 1905 г. 24—25 апреля здесь разразился погром, принявший значительн. размеры, во время которого евр. население оказало упорное сопротивление; всего убитых было до 20 евр., сверх 100 тяжело раненых. На помощь житомирцам выехали из Чуднова 14 молодых евреев, но в Троянове 10 из них были умерщвлены крестьянами. — Ср.: Всеобщая перепись 1897 г.; "Памятная книжка Волынской губ. 1886—1906 гг."; А. Субботин, "По черте евр. оседлости, 1888—89 гг.", II; Периодическая печать, особ. — "День" 1871 г., 15—17 (о рем. уч.); "Хрон. "Восход", 1884, 9, 10—12; 1886 (об Учит. инст.); 1905 г., №№ 18—22; частные сведения.
.....................................................................................................................................................
Российская еврейская энциклопедия
http://www.rujen.ru/index.php/
ЖИТОМИР, город (с 1544), центр (с 1937) Житомирской обл. (Украина). Осн. в 9 в. С 1390-х гг. — в составе Вел. кн-ва Литовского, с 1569 — центр повета Киевского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1793 — в составе Рос. империи, с 1795 — уездный город Волынского наместничества, с 1804 — центр Волынской губ.В 1789 в Ж. проживало 882 еврея (30%), в 1791 — 1261, в 1847 — 9500, в 1857 — 10 675, в 1884 — 21 981, в 1897 — 30 748 (46,6%), в 1902 — 32 648, в 1910 — 38 132 (45,6%), в 1923 — 28 733, в 1939 — 28 733 (30,5%), в 1959 — 14 800 (14%), в 1970 — 14 300, в 1979 — 12 728 (5,2%), в 1989 — 10 700 (3,7%), в 1995 — ок. 5000 евреев (1,6%).Евреи селились в Ж. с нач. 18 в. (формально до 1792 им было запрещено проживать в городе). В 1753 в Ж. отмечен факт «кровавого навета». В кон. 18 в. в Ж. жили видные проповедники идей хасидизма Зеев-Вольф (?—1798), ученик Дойв-Бера из Межирича и раби Арон (?—1817). С этого времени Ж. стал одним из центров хасидизма на Волыни. В нач. 19 в. раввином в Ж. был А.-Д.-Бер]] из Овруча. С 1802 Ж. и Волынская губ. были включены в черту оседлости; среди еврейского населения числилось 39 купцов и 3136 мещан. В 1802 Янкелем Абрамовичем в Ж. была открыта еврейская типография, в 1803 Гершем Шимановичем — вторая еврейская типография. В 1847 Ханиной-Липой и Иошуа-Гешелем — внуками М.Шапиро в Ж. была возобновлена работа славутской типографии. Все это способствовало подъему духовной жизни евреев города и региона. С 1847 действовало раввинское уч-ще (в 1873преобразовано в Учительский ин-т, к-рый в дек. 1885 повелением имп. Александра III был закрыт «за ненадобностью»), в 1857—65 имелось 27 синагог (все — хасидские) и 21 хедер. В 1862 в Ж. было основано первое в России ремесл. уч-ще для евреев, к-рое подготовило св. 1500 специалистов (закрыто в 1884, т. к., по версии властей, давало «евреям экономич. перевес над христианами в Юго-Зап. крае»).В 1860-х гг. из 56 купцов Ж. 48 — евреи. В 1897 разл. ремеслами занимались св. 4,5 тыс. евреев, торгово-посреднической деятельностью — 11 тыс. В нач. 20 в. евреи составляли 2/3 ремесленников.Во 2-й пол. 1890-х гг. в Ж. возн. марксистский кружок (рук. И.Мицкун), в 1901 — орг-ция Бунда (среди создателей — Я.Кравецкий, Мицкун, М.Сохис, М.Фридман, С.Шнейдер), в 1902—03 работала подпольная б-ка. Весной 1903 прошли массовые аресты бундовцев, к-т Бунда был разгромлен, но вскоре возродился (в июне 1903 орг-ция Бунда объединяла 400 чел.). В кон. 1904 в Ж. созданы отряды еврейской самообороны. Во время погрома в апр. 1905 было убито ок. 50 и ранено ок. 200 чел. (погибло 14 бойцов самообороны). В 1903—04 в Ж. имелись 54 хедера, талмуд-тора, 5 частных еврейских школ и 2-классное уч-ще (в последнем — 620 уч-ся). В 1910 — 27 синагог, 2 еврейских кладбища, еврейская богадельня, дешевая столовая, дет. летняя колония еврейского благотворит. об-ва, еврейская больница, субботняя жен. школа.В 1902 губернским раввином был Соломон Аронович Скоморовский, в 1912 казенными раввинами в Ж. были Мойше-Арон Шмулевич, Векслер и Йона Мойшевич Болухор.В 1916 в Ж. были открыты очаг для детей-беженцев и еврейское жен. проф. уч-ще. В сент. 1916 в Ж. были расклеены воззвания к населению с призывом к избиению евреев. 7—10 янв. 1919 войска Директории устроили в Ж. погром. Во время след. погрома (22—26 марта 1919) убито 317 евреев. В мае — июне 1920 Ж. оккупировали польск. войска; евреи вновь подверглись притеснениям. В 1920 в Ж. был открыт пед. еврейский техникум, в 1922 — Междунар. дет. бюро. До 1922 раввином в Ж. был Довид Бодник. В 1922 в Ж. прошла кампания по закрытию иешив и хедеров. В 1920-х гг. книгоиздатель Меир Эпштейн выпускал и распространял в Ж. религ. лит-ру. В 1921 в Ж. было организовано отд-ние Евсекции. В 1920-х гг. в Ж. действовал к-т Евкомола; еврейские обществ. и политич. орг-ции и объединения были запрещены, активисты сионистского движения арестованы. В 1925 выходцами из Ж. было создано 13 еврейских земледельч. колоний в Херсонском окр. В 1929 существовали нелег. любавичский хедер (100 уч-ся). В 1934—37 действовала подпольная любавичская иешива. Преподавателей после закрытия иешивы осудили на 10 лет лишения свободы, детей поместили в закрытые дет. дома.9 июля 1941 Ж. оккупировали герм. войска. 19 июля было расстреляно ок. 100 евреев, в кон. июля — еще неск. сотен, 3 авг. — ок. 400, 7 авг. — 404, 17 авг. — 266 евреев. 5 сент. 1941 оккупац. власти провели регистрацию евреев (учтено было 4820 чел.). В окт. 1941 расстреляно 1500 евреев, 19 авг. 1942 — 237 евреев-рабочих. После освобождения Ж. было выявлено 6 мест массового захоронения расстрелянных евреев близ хутора Довжик (погребено 9623 чел.) и 13 могил в лесу на 8-м км Новоград-Волынского ш. (захоронено, а затем сожжено до 20 тыс. чел.).После 1945 в Ж. вернулось неск. тыс. евреев. В 1945 была открыта синагога, к-рую посещали 50—80 чел., по субботам — 100—180, в праздники — 800—1000 чел. Раввином был Мотель Иосифович Вошило (1886—?), шохетами — Еля Пинский (1895—?), Лазарь Гдальевич Коган (1890—?), Пейсах Давидович Фельдман (1893—?), моэлом — Мойше Гершкович Ройтберг (1891—?). В 1955 пред. общины В.Шульман организовал выпечку мацы. В 1962—63 синагога в Ж. была закрыта. В 1975 было закрыто еврейское кладбище. В 1981 действовала синагога, периодически в Ж. приезжал шохет. В 1970-х гг. начался массовый выезд евреев в Израиль и др. страны. В 1989 создано Еврейское культурно-просветит. об-во, в 1990-х гг. открыты воскресная и вечерняя еврейские школы, позднее школа «Ор Авнер». В 1991—94 раввином Ж. был Шмуэль Плоткин, с 1994 — Шлоймо Вильгельм (р. 1969, Иерусалим) — оба представители М.-М.Шнеерсона.В 1992 в Ж. создана еврейская религ. община. Тогда же общине возвращена синагога, закрытая в 1937. В здании одной из синагог находится музей. С 1996 открыт «Хесэд Шломо».В Ж. род.: С.С.Айнзафт, А.Я.Александров, А.Б.Арончик, Г.И.Бабат, О.И.Бакст, А.И.Безыменский, Л.А.Березный, О.С.Бернштейн, Я.А.Биренбойм, В.И.Векслер, А.Л.Волынский, Я.Б.Гамарник, А.Л.Гейфман, Х.М.Гопник, Д.В.Горфин, М.Д.Касьяник, А.М.Кипнис, Б.Б.Коган, А.М.Константинопольский, М.И.Корнфельд, И.Ландо, А.М.Любович, М.Б.Митин, И.Народицкий, Н.Е.Перельман, Н.М.Подгорный, А.Пятигорская, И.Д.Радомысельский, А.Б.Ранович, У.С.Розенцвейг, Я.Сегал, Ш.-Ц.Скомаровский, Р.С.Скоморовский, З.Скудицкий, Л.З.Слонимский, Г.И.Трахтенберг, И.М.Трахтенберг, М.И.Усанович, С.Фрай, М.И.Черняхивский, Ф.О.Шамес, М.Е.Швец, М.И.Шефтель, М.М.Шлуглейт, М.Э.Шнейдерман, А.П.Штеренберг, Д.П.Штеренберг, Л.Я.Штеренберг, Я.Н.Эйдельман; Марк Яковлевич Бирман (1900—1960, Москва), ген.-майор (1943), в 1941—45 нач. штаба ряда армий, нагр. 7 орд.; Оскар Яковлевич Боксер (р. 1919), психофизиолог, д-р мед. наук (1985), проф. (1985), автор трудов в обл. авиац. и космич. психофизиологии; Григорий Львович Головинский (р. 1923), музыковед, д-р иск-ведения; Зинаида Васильевна Гордон (р. 1908), врач, в 1943—45 декан сан.-гигиенич. ф-та Свердловского мед. ин-та, затем уч. секр. АМН СССР; Николай Заграничный (р. 1969), спортсмен, с 1991 — в Израиле, в 1993 серебр. призер чемп. Европы по вольной борьбе; Фрэнк Керк (Кирк) (1889—1963, Нью-Йорк), живописец, с 1910 — в США, осн. худож. секции в «Идишер Культур-Фарбунд» в Нью-Йорке, автор стенных росписей для ряда т-ров в США; Григорий Ефимович Пилиповский (1904—1982, Москва), контр-адмирал (1958), в годы 2-й мир. войны — ком. крейсера, нагр. 5 орд.; Борис Акимович Фербер (1859—1895, Петербург), публицист, публ. в журн. «Восход»; Шлойме (Шмуэль) Ягдал (1870—1936, Бостон, США), журналист, с 1894 — в США, в 1906—25 ред. социалистич. газ. на идише «Дос нае ворт»; Пейси Яновский (1914—1972, Пермь), поэт, писал на идише.С.Я.Елисаветский