Краткая история административного подчинения
Бердичев (Бердичевский район->Житомирская область->Украина) 1992-
Бердичев (Бердичевский район->Житомирская область->Украинская ССР->СССР) 1938-1991
Бердичев (Бердичевский район->Киевская область->Украинская ССР->СССР) 1923-1937
Бердичев (Бердичевский уезд->Киевская губерния->Украинская республика) 1918-1922
Бердичев (Бердичевский уезд->Киевская губерния->Российская Империя) 1795-1917
.........................................................................................................................
Географическое название : БЕРДИЧЕВский уезд
Краткая история административного подчинения
Бердичевский уезд (Киевская губерния->Украинская республика) 1918-1922
Бердичевский уезд (Киевская губерния->Российская Империя) 1795-1917
► Показать
Безыменное
Белиловка
Белополье
Бердичев
Блажиевка
Богудзенька
Большая Пятихатка
Большие Гадомцы
Брицкое
Бровки
Бродецкое
Бродское
Брусиловка
Варшица
Вахновка
Великая Пятигорка
Великая Чернявка
Великие Лихерни
Вельнопольск
Верболозы
Вернигородок
Викторовка
Войтовцы
Волчинец
Воскодавинцы
Вуйна
Глуховцы
Голендры
Голубевка
Гришковцы
Губин
Губны
Гуровцы
Держановка
Дзюньков
Дубовые Махаринцы
Жидовцы
Журбинцы
Закутинцы
Зарудинцы
Збаржевка
Зозулинцы
Иванков
Казатин
Кашин
Кашперовка
Кикишовка
Константиновка
Кордышевка
Королёвка
Котюжинцы
Красовка
Кумановка
Курово
Лебединцы
Линардиевка
Малая Пятигорка
Малая Радзивиловка
Малая Чернявка
Малинки
Малые Низгорцы
Малый Чернятин
Малышевка
Марковцы
Маркуши
Махаринцы
Махновка
Михайлин
Молотковцы
Немиринцы
Непедовка
Низгурцы
Николаевка
Новая Гребля
Новая Прилука
Новины
Обуховка
Овечаче
Овсяники
Осичная
Панасовка
Пляховая
Погребище
Прилуки
Прушинецкое
Прушинка
Псяровка
Пузырки
Пустоха
Радзивиловка
Романовка
Садки
Семёновка
Сестриновка
Сигнаевка
Скраглевка
Соколец
Соколецкое
Сокольницы
По-видимому программа распечатки рассчитана на опр.количество позиций.
В данном случае это соотв. букве С.
Белиловка
Белополье
Бердичев
Блажиевка
Богудзенька
Большая Пятихатка
Большие Гадомцы
Брицкое
Бровки
Бродецкое
Бродское
Брусиловка
Варшица
Вахновка
Великая Пятигорка
Великая Чернявка
Великие Лихерни
Вельнопольск
Верболозы
Вернигородок
Викторовка
Войтовцы
Волчинец
Воскодавинцы
Вуйна
Глуховцы
Голендры
Голубевка
Гришковцы
Губин
Губны
Гуровцы
Держановка
Дзюньков
Дубовые Махаринцы
Жидовцы
Журбинцы
Закутинцы
Зарудинцы
Збаржевка
Зозулинцы
Иванков
Казатин
Кашин
Кашперовка
Кикишовка
Константиновка
Кордышевка
Королёвка
Котюжинцы
Красовка
Кумановка
Курово
Лебединцы
Линардиевка
Малая Пятигорка
Малая Радзивиловка
Малая Чернявка
Малинки
Малые Низгорцы
Малый Чернятин
Малышевка
Марковцы
Маркуши
Махаринцы
Махновка
Михайлин
Молотковцы
Немиринцы
Непедовка
Низгурцы
Николаевка
Новая Гребля
Новая Прилука
Новины
Обуховка
Овечаче
Овсяники
Осичная
Панасовка
Пляховая
Погребище
Прилуки
Прушинецкое
Прушинка
Псяровка
Пузырки
Пустоха
Радзивиловка
Романовка
Садки
Семёновка
Сестриновка
Сигнаевка
Скраглевка
Соколец
Соколецкое
Сокольницы
По-видимому программа распечатки рассчитана на опр.количество позиций.
В данном случае это соотв. букве С.
Для поиска архивных, географических и др. сведений пользуйтесь следующим:
....................................................................................
ПЕРЕПИСЬ 1897г.(Опись 4 и опись 15)
....................................................................................
МЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
.......................................................................
Первые данные о еврейской общине в Бердичеве относятся к 1712 г.
► Показать
В местечке был утвержден кагал (община), что свидетельствует о проживании значительного числа евреев. В 1765 г. по официальной переписи в Бердичеве насчитывалось 1220 евреев, а в 1787 г. - 1500.
В последней четверти XVIII в. Бердичев стал одним из центров хасидизма в Украине, а после 1793 г. - и на территории Российской империи. В 1785г. раввином Бердичева был избран и оставался им до своей смерти в 1810 г. один из основателей хасидизма Леви Ицхак Бен Меир. Он славился ученостью и заслужил всеобщее уважение своей простотой и мудростью. В 1811 г. в Бердичеве были посмертно изданы его труды, а его могила до сих пор является местом паломничества хасидов Украины и других стран.
В конце ХІХ в. в Бердичеве была основана еврейская типография, и вскоре город стал одним из центров еврейского книгопечатания на Украине и в Российской империи.
После второго раздела Польши в 1793 г. Бердичев, отошедший к России, сначала являлся местечком Брацлавского воеводства, позже - Волынской губернии, а с 1846 г. стал уездным городом Киевской губернии.
В 1798г. в Бердичеве насчитывалось 864 дома и проживало 4820 чел. В городе действовали две шелковые фабрики, кожзавод, кирпичный завод, две мельницы. Широкое развитие получили ремесла, особенно после интенсивного заселения города ремесленниками-евреями (Бердичев находился в черте оседлости).
В первой половине ХІХ в. город быстро рос как по численности населения, так и по оборотам торговли, производству фабричных и ремесленных изделий. Он стал крупнейшим торговым, ярмарочным центром Украины.
Здесь существовали крупные еврейские фирмы: Манзон, Ефрусси, Горвиц, Френкель, Трахтенберг и др. "Бердичев, - писал Киевский генерал-губернатор И.Фундуклей, - еврейский город. Христиане составляют в нем 1/8 часть населения, а 7/8 приходится на евреев". В середине ХІХ в. в Бердичеве насчитівалось 1785 домов, в т.ч. 85 каменных, проживало более 41 тыс. жителей.
С 50-х гг. ХІХ в. роль Бердичева как торгового центра несколько снижается. С падением оборотов торговли, особенно транзитной, в занятиях еврейского населения возросла роль промышленных предприятий, ремесел и промыслов.
Среди бердичевских ремесленников-евреев имелись: ювелиры, портные, сапожники, седельники, часовых и ружейных дел мастера, резчики, столяры, фортепианщики, токари, кузнецы, слесари, бондари, плотники, маляры, стекольщики, медники и другие мастера. Жизнь и труд большинства бердичевских ремесленников и мастеровых были тяжкими.
Только 20% еврейского населения Бердичева можно было отнести к обеспеченным людям. 70% бердичевских евреев не имели никакой собственности, кроме личной одежды и некоторых мелких бытовых предметов. Значительная их часть ютилась в жалких лачугах в условиях скученности и перенаселённости. 20% еврейского населения Бердичева жило за счёт благотворительности.
Уже в начале ХІХ в. в более состоятельных слоях еврейской общины Бердичева стали распространяться идеи просветительства (Хаскала).
По инициативе писателя и публициста Ицхака Бер Левинзона был образован кружок "любителей просвещения". Свободное от предрассудков толкование Левинзоном еврейской этики и религии, проповедь овладения общечеловеческими знаниями оказали позже сильное влияние на несколько поколений еврейской молодёжи Бердичева и других регионов Украины. И хотя просветительское течение не проникало вглубь еврейских масс, оно привело к определённым результатам.
В 1850 г. было открыто первое, а в 1860 г. второе казённые еврейские училища 1-го разряда, к которым затем добавилось несколько частных училищ. Образование получала небольшая часть еврейской молодёжи, преимущественно из состоятельных слоев населения.
Одним из особо деятельных энтузиастов просвещения бердичевских евреев был д-р Ротенберг, благодаря усилиям которого была открыта гимназия и учреждена общественная библиотека. Однако и в начале ХХ в. грамотных евреев было немногим более 18 тыс.чел., т.е. 44% еврейского населения города.
Давал спектакли временный театр в специально построенном красивом здании на главной улице, которое соорудил на свои средства известный в городе врач и предприниматель Д.М.Шеренцис.
В городе функционировали три небольших частных кинотеатра, несколько библиотек, клубы и музыкально-драматическое общество.
В ХІХ в. Бердичев по-прежнему являлся твердыней хасидизма, оплотом сопротивления эмансипации и ассимиляции. В то же время город, давший приют одной из самых крупных еврейских общин Восточной Европы, гордился прозванием "Иерусалим Волыни". Здесь сформировался сравнительно просвещённый и зажиточный слой еврейского общества.
Во второй половине ХІХ в. в Бердичеве жил и творил известный еврейский писатель Менделе Мойхер Сфорим, в 80-х гг. прошлого века - классик еврейской и мировой литературы Шолом-Алейхем.
Во времена царизма погромы миновали Бердичев, но 5-6 января 1919г. в нем произошёл один из первых погромов в Украине, находившейся под властью Директории: 17 чел. были убиты, 40 - ранены, многие сотни ограблены и избиты.
После гражданской войны, с начала 20-х гг., начались значительные перемены, в которые активно включились и евреи. Ушла в прошлое черта оседлости, что обусловило значительную миграцию евреев из Бердичева в послереволюционные годы.
По переписи 1926г. вместо прежних 80% евреи составляли лишь половину жителей города.
Установление Советской власти существенно ограничило религиозную жизнь евреев Бердичева: главная хоральная синагога была превращена в "клуб воинствующих безбожников", из, примерно, 80, существовавших до революции, синагог большинство было закрыто. Зато культурная жизнь в Бердичеве в 20-е - первой половине 30-х гг. была интенсивной и многогранной.
В 1920г. открылся городской драматический театр. На его сцене выступали Маяковский, Качалов, Бучма, Паторжинский, Собинов, Яхонтов, Клара Юнг, Эпельбаум, труппа Мейерхольда и Государственный еврейский театр Михоэлса, артисты Камерного театра Таирова.
В 1928 г. открылся Бердичевский историко-культурный заповедник с мемориальными комнатами Шевченко, Шолом-Алейхема и венчавшегося в Бердичеве Бальзака. Самодеятельная культурная жизнь на идиш была активной до середины 30-х гг. Существовала сеть еврейских школ, в т.ч. средних. Выходила газета на идиш "Дер арбетер" ("Рабочий") с периодичностью 10 номеров в месяц.
В 1924г. в Бердичеве был сформирован первый на Украине суд с делопроизводством на идиш. Наряду с украинским и русским языком, идиш был признан одним из официальных языков в ряде государственных учреждений. Но уже в начале 30-х гг. появились ограничения в использовании идиш в учреждениях.
В середине 30-х гг. прекратилось издание газеты "Дер арбетер". Под предлогом неперспективности сначала уменьшилось число школ на идиш, а затем они вовсе были ликвидированы. К началу второй мировой войны еврейская культурная жизнь в Бердичеве фактически прекратилась.
В 1937-1939 гг. сталинским режимом были репрессированы многие представители интеллигенции, служащие и рабочие-евреи, наряду с такими же невинными людьми других национальностей.
История Бердичева в 20-30 гг. связана с жизнью и литературной деятельностью еврейских советских писателей М.Д.Гарцмана, погибшего на фронте в 1943 г., А.Я.Кагана и русского советского писателя В.С.Гроссмана.
К началу Великой Отечественной войны в Бердичеве проживало 75 тыс. жителей. Половину населения города составляли евреи. Большая их часть работала на машиностроительном и кожевенном заводах, других предприятиях и в мастерских. Бердичевские мастера модельной обуви, мягких туфель, цветной бумаги пользовались большой славой за пределами города.
В Бердичеве имелась многочисленная еврейская интеллигенция: многие десятки опытных врачей, провизоров, химиков, сотни учителей, инженеров, техников, бухгалтеров... В довоенном Бердичеве насчитывалось 47 медицинских учреждений, 22 школы, в т.ч. 10 средних, 10 семилетних, 2 начальных, в которых обучались 9500 чел.
http://ukrainainkognita.org.ua/Rus/Goro ... ei_rus.htm
...Первое документальное упоминание о «селе Беричиково», которое превратилось позже в город Бердичев, относится к 1546 году, а 1593 годом датируется сообщение о том, что «в новозаселенном местечке Бердичев, в котором имеется всего 140 домов, мельница впервые сдана владельцем в аренду еврею за сто монет в год, а мыто плотинное (таможенный сбор) - по грошу с нагруженного воза». Еврейский историк М. Вишницер, приводя эту цитату в статье «Бердичев» в четвертом томе «Еврейской энциклопедии», отмечает, что «в качестве собственности семьи Тышкевичей Бердичев принадлежал Польше и от середины четырнадцатого века до 1793 года представлял одну из значительнейших польских еврейских общин, часто называвшуюся «Иерусалимом Волынья».
Не известно о том, как сложилась судьба еврейской общины Бердичева в период погромного 1648 года, вероятнее всего, местные жители иудейского вероисповедания были полностью истреблены бандами Богдана Хмельницкого, подобно евреям находившегося неподалеку местечка Полонное. Там, по свидетельству историка Натана Гановера, казаки вырезали около десяти тысяч «врагов Христовых». Во всяком случае, как отмечает М. Вишницер, «за весь семнадцатый век о еврейском населении Бердичева не сохранилось никаких известий»...
Лишь с начала 18 века в городе заметна активная деятельность купцов и предпринимателей иудейского вероисповедания. Это отразилось на финансово-экономическом статусе Бердичева. С 1765 года по распоряжению польского короля Станислава Августа в городе стали проводиться ежегодные ярмарки, на которых, благодаря низким таможенным пошлинам, были широко представлены товары из различных стран Европы и Азии. Согласно переписи, проведенной в том же 1765 году, здесь проживало 220 евреев. Еврейские мужчины чаще всего были ремесленниками, торговцами и шинкарями, то есть содержателями мелких питейных заведений.
«Большая Энциклопедия», изданная в начале двадцатого века в Санкт-Петербурге под редакцией С. Южакова и профессора истории П. Милюкова, приводит информацию о Бердичеве, из которой следует, что население по переписи 1897 г. составляло 53728 чел., но «быстро возрастало». На 1 января 1899 г. из 62283 человек евреев было 50460; имелось 7 синагог и 62 еврейских молельных дома против десяти православных церквей и костелов. Количество начальных еврейских школ – хедеров - было в городе столь велико, что даже «не регистрировалось».
В основном, в интернетовских сообщениях о Бердичеве пересказываются одни и те же истории
Поэтому особенно ярким мне кажется во этот сайт http://berdicheva.net/ насыщенный оригинальной информацией
Среди участников форума есть несколько, среди предков которых были бердичевские евреи. Возможно у кого-нибудь есть чем поделиться о поиске по Бердичеву.
В последней четверти XVIII в. Бердичев стал одним из центров хасидизма в Украине, а после 1793 г. - и на территории Российской империи. В 1785г. раввином Бердичева был избран и оставался им до своей смерти в 1810 г. один из основателей хасидизма Леви Ицхак Бен Меир. Он славился ученостью и заслужил всеобщее уважение своей простотой и мудростью. В 1811 г. в Бердичеве были посмертно изданы его труды, а его могила до сих пор является местом паломничества хасидов Украины и других стран.
В конце ХІХ в. в Бердичеве была основана еврейская типография, и вскоре город стал одним из центров еврейского книгопечатания на Украине и в Российской империи.
После второго раздела Польши в 1793 г. Бердичев, отошедший к России, сначала являлся местечком Брацлавского воеводства, позже - Волынской губернии, а с 1846 г. стал уездным городом Киевской губернии.
В 1798г. в Бердичеве насчитывалось 864 дома и проживало 4820 чел. В городе действовали две шелковые фабрики, кожзавод, кирпичный завод, две мельницы. Широкое развитие получили ремесла, особенно после интенсивного заселения города ремесленниками-евреями (Бердичев находился в черте оседлости).
В первой половине ХІХ в. город быстро рос как по численности населения, так и по оборотам торговли, производству фабричных и ремесленных изделий. Он стал крупнейшим торговым, ярмарочным центром Украины.
Здесь существовали крупные еврейские фирмы: Манзон, Ефрусси, Горвиц, Френкель, Трахтенберг и др. "Бердичев, - писал Киевский генерал-губернатор И.Фундуклей, - еврейский город. Христиане составляют в нем 1/8 часть населения, а 7/8 приходится на евреев". В середине ХІХ в. в Бердичеве насчитівалось 1785 домов, в т.ч. 85 каменных, проживало более 41 тыс. жителей.
С 50-х гг. ХІХ в. роль Бердичева как торгового центра несколько снижается. С падением оборотов торговли, особенно транзитной, в занятиях еврейского населения возросла роль промышленных предприятий, ремесел и промыслов.
Среди бердичевских ремесленников-евреев имелись: ювелиры, портные, сапожники, седельники, часовых и ружейных дел мастера, резчики, столяры, фортепианщики, токари, кузнецы, слесари, бондари, плотники, маляры, стекольщики, медники и другие мастера. Жизнь и труд большинства бердичевских ремесленников и мастеровых были тяжкими.
Только 20% еврейского населения Бердичева можно было отнести к обеспеченным людям. 70% бердичевских евреев не имели никакой собственности, кроме личной одежды и некоторых мелких бытовых предметов. Значительная их часть ютилась в жалких лачугах в условиях скученности и перенаселённости. 20% еврейского населения Бердичева жило за счёт благотворительности.
Уже в начале ХІХ в. в более состоятельных слоях еврейской общины Бердичева стали распространяться идеи просветительства (Хаскала).
По инициативе писателя и публициста Ицхака Бер Левинзона был образован кружок "любителей просвещения". Свободное от предрассудков толкование Левинзоном еврейской этики и религии, проповедь овладения общечеловеческими знаниями оказали позже сильное влияние на несколько поколений еврейской молодёжи Бердичева и других регионов Украины. И хотя просветительское течение не проникало вглубь еврейских масс, оно привело к определённым результатам.
В 1850 г. было открыто первое, а в 1860 г. второе казённые еврейские училища 1-го разряда, к которым затем добавилось несколько частных училищ. Образование получала небольшая часть еврейской молодёжи, преимущественно из состоятельных слоев населения.
Одним из особо деятельных энтузиастов просвещения бердичевских евреев был д-р Ротенберг, благодаря усилиям которого была открыта гимназия и учреждена общественная библиотека. Однако и в начале ХХ в. грамотных евреев было немногим более 18 тыс.чел., т.е. 44% еврейского населения города.
улица.jpg
Перед І мировой войной в Бердичеве насчитывалось 21 учебное заведение, в т.ч. коммерческое училище (с мужским и женским отделениями), три гимназии, высшее начальное училище, в которых обучалось 2186 учеников. училище.jpg
Давал спектакли временный театр в специально построенном красивом здании на главной улице, которое соорудил на свои средства известный в городе врач и предприниматель Д.М.Шеренцис.
В городе функционировали три небольших частных кинотеатра, несколько библиотек, клубы и музыкально-драматическое общество.
В ХІХ в. Бердичев по-прежнему являлся твердыней хасидизма, оплотом сопротивления эмансипации и ассимиляции. В то же время город, давший приют одной из самых крупных еврейских общин Восточной Европы, гордился прозванием "Иерусалим Волыни". Здесь сформировался сравнительно просвещённый и зажиточный слой еврейского общества.
1.jpg
Из Бердичева вышла семья Рубинштейнов, давшая миру братьев-музыкантов Антона и Николая, первый из которых основал консерваторию в Петербурге, а второй - в Москве. Роман Рубинштейн способствовал уничтожению кагала Бердичева, приобщая ортодоксальное еврейское население к просвещению..jpg
Во второй половине ХІХ в. в Бердичеве жил и творил известный еврейский писатель Менделе Мойхер Сфорим, в 80-х гг. прошлого века - классик еврейской и мировой литературы Шолом-Алейхем.
Во времена царизма погромы миновали Бердичев, но 5-6 января 1919г. в нем произошёл один из первых погромов в Украине, находившейся под властью Директории: 17 чел. были убиты, 40 - ранены, многие сотни ограблены и избиты.
После гражданской войны, с начала 20-х гг., начались значительные перемены, в которые активно включились и евреи. Ушла в прошлое черта оседлости, что обусловило значительную миграцию евреев из Бердичева в послереволюционные годы.
По переписи 1926г. вместо прежних 80% евреи составляли лишь половину жителей города.
Установление Советской власти существенно ограничило религиозную жизнь евреев Бердичева: главная хоральная синагога была превращена в "клуб воинствующих безбожников", из, примерно, 80, существовавших до революции, синагог большинство было закрыто. Зато культурная жизнь в Бердичеве в 20-е - первой половине 30-х гг. была интенсивной и многогранной.
В 1920г. открылся городской драматический театр. На его сцене выступали Маяковский, Качалов, Бучма, Паторжинский, Собинов, Яхонтов, Клара Юнг, Эпельбаум, труппа Мейерхольда и Государственный еврейский театр Михоэлса, артисты Камерного театра Таирова.
В 1928 г. открылся Бердичевский историко-культурный заповедник с мемориальными комнатами Шевченко, Шолом-Алейхема и венчавшегося в Бердичеве Бальзака. Самодеятельная культурная жизнь на идиш была активной до середины 30-х гг. Существовала сеть еврейских школ, в т.ч. средних. Выходила газета на идиш "Дер арбетер" ("Рабочий") с периодичностью 10 номеров в месяц.
В 1924г. в Бердичеве был сформирован первый на Украине суд с делопроизводством на идиш. Наряду с украинским и русским языком, идиш был признан одним из официальных языков в ряде государственных учреждений. Но уже в начале 30-х гг. появились ограничения в использовании идиш в учреждениях.
В середине 30-х гг. прекратилось издание газеты "Дер арбетер". Под предлогом неперспективности сначала уменьшилось число школ на идиш, а затем они вовсе были ликвидированы. К началу второй мировой войны еврейская культурная жизнь в Бердичеве фактически прекратилась.
В 1937-1939 гг. сталинским режимом были репрессированы многие представители интеллигенции, служащие и рабочие-евреи, наряду с такими же невинными людьми других национальностей.
История Бердичева в 20-30 гг. связана с жизнью и литературной деятельностью еврейских советских писателей М.Д.Гарцмана, погибшего на фронте в 1943 г., А.Я.Кагана и русского советского писателя В.С.Гроссмана.
К началу Великой Отечественной войны в Бердичеве проживало 75 тыс. жителей. Половину населения города составляли евреи. Большая их часть работала на машиностроительном и кожевенном заводах, других предприятиях и в мастерских. Бердичевские мастера модельной обуви, мягких туфель, цветной бумаги пользовались большой славой за пределами города.
В Бердичеве имелась многочисленная еврейская интеллигенция: многие десятки опытных врачей, провизоров, химиков, сотни учителей, инженеров, техников, бухгалтеров... В довоенном Бердичеве насчитывалось 47 медицинских учреждений, 22 школы, в т.ч. 10 средних, 10 семилетних, 2 начальных, в которых обучались 9500 чел.
http://ukrainainkognita.org.ua/Rus/Goro ... ei_rus.htm
...Первое документальное упоминание о «селе Беричиково», которое превратилось позже в город Бердичев, относится к 1546 году, а 1593 годом датируется сообщение о том, что «в новозаселенном местечке Бердичев, в котором имеется всего 140 домов, мельница впервые сдана владельцем в аренду еврею за сто монет в год, а мыто плотинное (таможенный сбор) - по грошу с нагруженного воза». Еврейский историк М. Вишницер, приводя эту цитату в статье «Бердичев» в четвертом томе «Еврейской энциклопедии», отмечает, что «в качестве собственности семьи Тышкевичей Бердичев принадлежал Польше и от середины четырнадцатого века до 1793 года представлял одну из значительнейших польских еврейских общин, часто называвшуюся «Иерусалимом Волынья».
Не известно о том, как сложилась судьба еврейской общины Бердичева в период погромного 1648 года, вероятнее всего, местные жители иудейского вероисповедания были полностью истреблены бандами Богдана Хмельницкого, подобно евреям находившегося неподалеку местечка Полонное. Там, по свидетельству историка Натана Гановера, казаки вырезали около десяти тысяч «врагов Христовых». Во всяком случае, как отмечает М. Вишницер, «за весь семнадцатый век о еврейском населении Бердичева не сохранилось никаких известий»...
Лишь с начала 18 века в городе заметна активная деятельность купцов и предпринимателей иудейского вероисповедания. Это отразилось на финансово-экономическом статусе Бердичева. С 1765 года по распоряжению польского короля Станислава Августа в городе стали проводиться ежегодные ярмарки, на которых, благодаря низким таможенным пошлинам, были широко представлены товары из различных стран Европы и Азии. Согласно переписи, проведенной в том же 1765 году, здесь проживало 220 евреев. Еврейские мужчины чаще всего были ремесленниками, торговцами и шинкарями, то есть содержателями мелких питейных заведений.
«Большая Энциклопедия», изданная в начале двадцатого века в Санкт-Петербурге под редакцией С. Южакова и профессора истории П. Милюкова, приводит информацию о Бердичеве, из которой следует, что население по переписи 1897 г. составляло 53728 чел., но «быстро возрастало». На 1 января 1899 г. из 62283 человек евреев было 50460; имелось 7 синагог и 62 еврейских молельных дома против десяти православных церквей и костелов. Количество начальных еврейских школ – хедеров - было в городе столь велико, что даже «не регистрировалось».
В основном, в интернетовских сообщениях о Бердичеве пересказываются одни и те же истории
Поэтому особенно ярким мне кажется во этот сайт http://berdicheva.net/ насыщенный оригинальной информацией
Среди участников форума есть несколько, среди предков которых были бердичевские евреи. Возможно у кого-нибудь есть чем поделиться о поиске по Бердичеву.