РЫБИНСК
Модератор: Mike_m
РЫБИНСК
Известно, что в конце XIX – начале XX веков Рыбинск стал своего рода примером провинциальной «русской Америкой», в истории которой переплелись судьбы и интересы самых различных конфессий и этнических общин.
Согласно статистическим отчетам рыбинской городской полиции за 1852 год в Рыбинске не было постоянного еврейского населения, за исключением «состоящих на службе в разных воинских командах 7 человек мужеска и 3 женска пола» (очевидно, жен военнослужащих-евреев). Число временно проживавших в Рыбинске евреев – торговцев и ремесленников не учитывалось.
В ведомости об иноверцах в Рыбинске за 1855 год в городе уже значилось постоянное еврейское население – 36 мужчин и 15 женщин.
Позже оно увеличилось незначительно. В 1868 году в городе проживало 45 евреев-мужчин и 18 женщин, а еще через пятнадцать лет – 235 лиц иудейского вероисповедания, из них 50 мужчин, 50 женщин и при них 135 детей.
В начале царствования Николая II, по сведениям «о состоянии города Рыбинска для всеподданнейшего отчета» за 1896 год число взрослого еврейского населения в городе находилось на том же уровне.
В 1907 году, на исходе первой русской революции, по данным полиции, в Рыбинске постоянно проживало 415 и временно 280 представителей иудейской диаспоры. Все население города к 1914 году составляло около 30 тысяч человек.
Резкое увеличение численности евреев в Рыбинске связано с событиями первой мировой войны, когда потомки иудеев, оказавшись в подданстве Российской короны в ходе разделов Речи Посполитой, спасаясь от немцев, теперь оказались в Великороссии.
Что можно сказать о масштабах реэмиграции еврейского населения из Рыбинска в места постоянного проживания после окончания 1-й мировой войны?
По переписи населения Рыбинска «с прилегающими слободами» от 1-5 августа 1918 года, произведенной статистическим отделом Рыбсовдепа число евреев на его территории составляло 2161 человек или 4,565% горожан. В городе действовала синагога, с еврейской школой при ней, где обучалось от 60 до 70 детей.
Всего в Рыбинске в это время проживало 49183 человека.
Количество же евреев Рыбинской губернии в границах 1923 года по переписи 1920 года составляло: в городе Рыбинске – 1016 человек, Рыбинском уезде – 9 человек. Это при общей численности еврейского населения в губернии, в городах – 1125, а в уездах – 31 человек. Ясно, что большинство иудеев, занимавшихся в основном ремёслами и мелкой торговлей, проживало в городской черте.
Таким образом, с отхода немецких войск из западных районов бывшей Российской империи до переписи 1920 года число евреев в Рыбинске сократилось, если верить статистике, на 1145 человек.
К сожалению, данные о национальном составе населения города по переписи конца 20-х и 1939 годов неизвестны, как и многие другие документы этого периода.
По итогам Всесоюзной переписи 1959 года, «не подлежавших опубликованию в открытой печати» в городе проживало 650 лиц еврейской национальности. Из них своим родным языком считали русский – 590, украинский – 1, и язык своей национальности – 59 человек.
Число членов иудейской религиозной общины, в середине 20-х годов насчитывало чуть более трехсот человек. Если считать что тогда в городе проживало больше евреев, чем по итогам переписи 1959 года, то уже в 20-е годы более половины рыбинских евреев, во всяком случае открыто уже не связывали себя с иудейской религией.
По данным госстатистики с 1959 года число евреев в Рыбинске постоянно сокращалось. Если в 1970 году заявили о своей еврейской национальности 511 горожан, то к 2002 году их число сократилось до 132.
Более полную картину могут дать сведения самой местной еврейской общины. По данным ее руководителя Л.Х. Берковского в Рыбинске в 2002 году проживало чуть более 200 евреев «по закону» и вне общины – около тысячи человек. Из них только 6 семей созданы в результате «чистых» мононациональных браков.
Согласно статистическим отчетам рыбинской городской полиции за 1852 год в Рыбинске не было постоянного еврейского населения, за исключением «состоящих на службе в разных воинских командах 7 человек мужеска и 3 женска пола» (очевидно, жен военнослужащих-евреев). Число временно проживавших в Рыбинске евреев – торговцев и ремесленников не учитывалось.
В ведомости об иноверцах в Рыбинске за 1855 год в городе уже значилось постоянное еврейское население – 36 мужчин и 15 женщин.
Позже оно увеличилось незначительно. В 1868 году в городе проживало 45 евреев-мужчин и 18 женщин, а еще через пятнадцать лет – 235 лиц иудейского вероисповедания, из них 50 мужчин, 50 женщин и при них 135 детей.
В начале царствования Николая II, по сведениям «о состоянии города Рыбинска для всеподданнейшего отчета» за 1896 год число взрослого еврейского населения в городе находилось на том же уровне.
В 1907 году, на исходе первой русской революции, по данным полиции, в Рыбинске постоянно проживало 415 и временно 280 представителей иудейской диаспоры. Все население города к 1914 году составляло около 30 тысяч человек.
Резкое увеличение численности евреев в Рыбинске связано с событиями первой мировой войны, когда потомки иудеев, оказавшись в подданстве Российской короны в ходе разделов Речи Посполитой, спасаясь от немцев, теперь оказались в Великороссии.
Что можно сказать о масштабах реэмиграции еврейского населения из Рыбинска в места постоянного проживания после окончания 1-й мировой войны?
По переписи населения Рыбинска «с прилегающими слободами» от 1-5 августа 1918 года, произведенной статистическим отделом Рыбсовдепа число евреев на его территории составляло 2161 человек или 4,565% горожан. В городе действовала синагога, с еврейской школой при ней, где обучалось от 60 до 70 детей.
Всего в Рыбинске в это время проживало 49183 человека.
Количество же евреев Рыбинской губернии в границах 1923 года по переписи 1920 года составляло: в городе Рыбинске – 1016 человек, Рыбинском уезде – 9 человек. Это при общей численности еврейского населения в губернии, в городах – 1125, а в уездах – 31 человек. Ясно, что большинство иудеев, занимавшихся в основном ремёслами и мелкой торговлей, проживало в городской черте.
Таким образом, с отхода немецких войск из западных районов бывшей Российской империи до переписи 1920 года число евреев в Рыбинске сократилось, если верить статистике, на 1145 человек.
К сожалению, данные о национальном составе населения города по переписи конца 20-х и 1939 годов неизвестны, как и многие другие документы этого периода.
По итогам Всесоюзной переписи 1959 года, «не подлежавших опубликованию в открытой печати» в городе проживало 650 лиц еврейской национальности. Из них своим родным языком считали русский – 590, украинский – 1, и язык своей национальности – 59 человек.
Число членов иудейской религиозной общины, в середине 20-х годов насчитывало чуть более трехсот человек. Если считать что тогда в городе проживало больше евреев, чем по итогам переписи 1959 года, то уже в 20-е годы более половины рыбинских евреев, во всяком случае открыто уже не связывали себя с иудейской религией.
По данным госстатистики с 1959 года число евреев в Рыбинске постоянно сокращалось. Если в 1970 году заявили о своей еврейской национальности 511 горожан, то к 2002 году их число сократилось до 132.
Более полную картину могут дать сведения самой местной еврейской общины. По данным ее руководителя Л.Х. Берковского в Рыбинске в 2002 году проживало чуть более 200 евреев «по закону» и вне общины – около тысячи человек. Из них только 6 семей созданы в результате «чистых» мононациональных браков.
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
Члены еврейской общины Рыбинска решили воссоздать картину истории еврейства города.
Оказалось, что интересные фотографии и другие документы о евреях можно обнаружить в частных, заводских музеях промышленного Рыбинска. Особенно много таких материалов обнаружилось в музее Завода дорожных машин "Раскат".
Выяснилось, что на этом заводе работало много польских евреев. Они, в числе других поляков, были переведены в Рыбинск из Сибири, куда были высланы в 1864 году, после подавления антироссийского восстания в Польше. Переведены для развития промышленности этого крупного купеческого города, которая очень нуждалась в европейски образованных специалистах и высококвалифицированных рабочих по обработке металлов.
Первоначально евреи, как и все поляки, работали на строительстве Главных железнодорожных мастерских Рыбинска, в основном, в качестве инженеров, техников и других специалистов. Затем – в самих мастерских по ремонту локомотивов и подвижного состава железной дороги, второй по значению после Николаевской железной дороги.
Позже, уже при советской власти, Главные железнодорожные мастерские были преобразованы в Завод дорожных машин. И потомки этих польских евреев, осевших в Рыбинске, продолжали там трудиться в качестве высококвалифицированных рабочих, начальников цехов, производств и других руководителей. На этом предприятии до сих пор трудятся многие нынешние члены еврейской общины города.
Оказалось, что интересные фотографии и другие документы о евреях можно обнаружить в частных, заводских музеях промышленного Рыбинска. Особенно много таких материалов обнаружилось в музее Завода дорожных машин "Раскат".
Выяснилось, что на этом заводе работало много польских евреев. Они, в числе других поляков, были переведены в Рыбинск из Сибири, куда были высланы в 1864 году, после подавления антироссийского восстания в Польше. Переведены для развития промышленности этого крупного купеческого города, которая очень нуждалась в европейски образованных специалистах и высококвалифицированных рабочих по обработке металлов.
Первоначально евреи, как и все поляки, работали на строительстве Главных железнодорожных мастерских Рыбинска, в основном, в качестве инженеров, техников и других специалистов. Затем – в самих мастерских по ремонту локомотивов и подвижного состава железной дороги, второй по значению после Николаевской железной дороги.
Позже, уже при советской власти, Главные железнодорожные мастерские были преобразованы в Завод дорожных машин. И потомки этих польских евреев, осевших в Рыбинске, продолжали там трудиться в качестве высококвалифицированных рабочих, начальников цехов, производств и других руководителей. На этом предприятии до сих пор трудятся многие нынешние члены еврейской общины города.
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
Также с этим городом связан один из периодов жизни знаменитой семьи Райкиных.
Отрывок из "Воспоминаний" Аркадия Райкина:
"Семья Исаака Давидовича и Елизаветы Борисовны Райкиных, беженцев из Риги, спасавшихся от наступавших немецких войск, появилась в Рыбинске в конце 1916 года. Кроме взрослых в семье было трое малышей - старший Аркадий, пяти лет, сестра Софья трех лет и Белла двух лет.
Как вспоминал сам Аркадий Исаакович, Рыбинск был выбран отцом скорее всего потому, что здесь у главы семьи были «лесоторговые связи» (в Риге Исаак Давидович работал бракером по лесному делу на огромных лесных складах), и в Рыбинске у него был шанс устроиться на работу. Кроме того, Райкины не могли не знать, не слышать о хлебной славе Рыбинска.
Семья Райкиных сняла жилье на ул. Столыпинской (Румянцевская, Дзержинского), дом. 50, кв. 2, кстати сказать, рядом с домом Фейги Ягодиной, бабушки Генриха Ягоды, будущего комиссара ОГПУ.
Первое время жили трудно, лежали на полу вповалку. Но потом отец устроился на работу на лесопильное производство под Рыбинском. К тому же, беженцам евреям оказывали посильную помощь продуктовыми и вещевыми пайками комитет помощи беженцам.
И уже в книге учета, спроса работодателей и предложений работоискателей-беженцев 17 февраля.1917 появилась запись:
«Райкин, ул. Столыпинская, дом 50, кв. 2, одну прислугу, со стиркой, на 5 человек. Жалованье 10-12 рублей».
Кажется странным, но в свои сорок с небольшим лет Исаак Райкин, по приезду в Рыбинск, состоял на военном учете, хотя и пользовался временной отсрочкой на призыв в армию. Но в 1918 году в одном из номеров публикуются списки жителей города, лишенных льгот и отсрочек от службы в армии, обязанных явиться на призывной пункт. Среди них Исаак Райкин. Но, похоже, ему каким-то образом удалось избежать призыва.
Отец был суровым и жестким человеком. Хотя, как вспоминает в своих мемуарах великий артист, не лишен был артистического таланта.
В Рыбинске, когда Аркадию исполнилось шесть лет, отец повел его на представление передвижной труппы циркачей. «Там возникало чувство праздника, там я открыл для себя какой-то неведомый, загадочный и заманчивый мир, неизмеримо более яркий, чем тот, который окружал меня повседневно.
Особенно запомнился клоун, и дома я стал играть в клоуна:
становился перед зеркалом и подражал его ужимкам.
Как-то за этим занятием меня застал отец, и оно его разгневало.
-Что?! - кричал он в неописуемом ужасе. - Быть клоуном?! Еврею! Никогда!»
С Рыбинском у Аркадия Райкина было связано много воспоминаний - и приятных и неприятных. Здесь, в Летнем городском театре, или на Городской даче он вместе с родителями впервые слушал пение великого Шаляпина, здесь впервые он вместе с маленькими сестрами побывал на настоящем театральном представлении, спектакле по пьесе Эдмона Ростана «Шантеклер». Этот вечерний поход в театр окончился скандалом."
Отрывок из "Воспоминаний" Аркадия Райкина:
"Семья Исаака Давидовича и Елизаветы Борисовны Райкиных, беженцев из Риги, спасавшихся от наступавших немецких войск, появилась в Рыбинске в конце 1916 года. Кроме взрослых в семье было трое малышей - старший Аркадий, пяти лет, сестра Софья трех лет и Белла двух лет.
Как вспоминал сам Аркадий Исаакович, Рыбинск был выбран отцом скорее всего потому, что здесь у главы семьи были «лесоторговые связи» (в Риге Исаак Давидович работал бракером по лесному делу на огромных лесных складах), и в Рыбинске у него был шанс устроиться на работу. Кроме того, Райкины не могли не знать, не слышать о хлебной славе Рыбинска.
Семья Райкиных сняла жилье на ул. Столыпинской (Румянцевская, Дзержинского), дом. 50, кв. 2, кстати сказать, рядом с домом Фейги Ягодиной, бабушки Генриха Ягоды, будущего комиссара ОГПУ.
Первое время жили трудно, лежали на полу вповалку. Но потом отец устроился на работу на лесопильное производство под Рыбинском. К тому же, беженцам евреям оказывали посильную помощь продуктовыми и вещевыми пайками комитет помощи беженцам.
И уже в книге учета, спроса работодателей и предложений работоискателей-беженцев 17 февраля.1917 появилась запись:
«Райкин, ул. Столыпинская, дом 50, кв. 2, одну прислугу, со стиркой, на 5 человек. Жалованье 10-12 рублей».
Кажется странным, но в свои сорок с небольшим лет Исаак Райкин, по приезду в Рыбинск, состоял на военном учете, хотя и пользовался временной отсрочкой на призыв в армию. Но в 1918 году в одном из номеров публикуются списки жителей города, лишенных льгот и отсрочек от службы в армии, обязанных явиться на призывной пункт. Среди них Исаак Райкин. Но, похоже, ему каким-то образом удалось избежать призыва.
Отец был суровым и жестким человеком. Хотя, как вспоминает в своих мемуарах великий артист, не лишен был артистического таланта.
В Рыбинске, когда Аркадию исполнилось шесть лет, отец повел его на представление передвижной труппы циркачей. «Там возникало чувство праздника, там я открыл для себя какой-то неведомый, загадочный и заманчивый мир, неизмеримо более яркий, чем тот, который окружал меня повседневно.
Особенно запомнился клоун, и дома я стал играть в клоуна:
становился перед зеркалом и подражал его ужимкам.
Как-то за этим занятием меня застал отец, и оно его разгневало.
-Что?! - кричал он в неописуемом ужасе. - Быть клоуном?! Еврею! Никогда!»
С Рыбинском у Аркадия Райкина было связано много воспоминаний - и приятных и неприятных. Здесь, в Летнем городском театре, или на Городской даче он вместе с родителями впервые слушал пение великого Шаляпина, здесь впервые он вместе с маленькими сестрами побывал на настоящем театральном представлении, спектакле по пьесе Эдмона Ростана «Шантеклер». Этот вечерний поход в театр окончился скандалом."
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
Синагога в Рыбинске в 1916 году
Картину написал один из старейших рыбинских художников Герман Никифоров. По его словам, он попытался представить синагогу и весь антураж, какими они могли выглядеть еще до революции, осенью, также предновогодней, 1916-го, в год ее постройки…Но само здание художник нарисовал таким, каким запомнил его еще мальчишкой, в довоенные годы. Он хорошо помнит, что в ограждении на крыше были использованы изображения магендавида.
Сейчас в бывшем здании синагоги уже многие годы располагается детская спортивная школа №1. А до войны, сразу после окончательного закрытия – первое было еще в 1917-м, но потом синагогу снова открыли – синагоги в 1929 году в ней находился…клуб Союза коммунистической молодежи. И, разумеется, упомянутая еврейская символика на крыше не сохранилась….
Впрочем, один из старых сотрудников спортивной школы рассказывает, что в самом начале ее функционирования, сразу после войны, мотив магендавида присутствовал в переплетах окон второго этажа.
На основе публикации Л. Громовой, материалам Агентства Еврейских Новостей и сайта
http://www.jewish.ru/
Картину написал один из старейших рыбинских художников Герман Никифоров. По его словам, он попытался представить синагогу и весь антураж, какими они могли выглядеть еще до революции, осенью, также предновогодней, 1916-го, в год ее постройки…Но само здание художник нарисовал таким, каким запомнил его еще мальчишкой, в довоенные годы. Он хорошо помнит, что в ограждении на крыше были использованы изображения магендавида.
Сейчас в бывшем здании синагоги уже многие годы располагается детская спортивная школа №1. А до войны, сразу после окончательного закрытия – первое было еще в 1917-м, но потом синагогу снова открыли – синагоги в 1929 году в ней находился…клуб Союза коммунистической молодежи. И, разумеется, упомянутая еврейская символика на крыше не сохранилась….
Впрочем, один из старых сотрудников спортивной школы рассказывает, что в самом начале ее функционирования, сразу после войны, мотив магендавида присутствовал в переплетах окон второго этажа.
На основе публикации Л. Громовой, материалам Агентства Еврейских Новостей и сайта
http://www.jewish.ru/
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
Объявление в газете "Известия рыбинских советских рабочих, крестьянских и солдатских депутатов " за 1918 год о зубном враче-еврейке, имевшей практику в Рыбинске
Наталия Ефимовна Салиман
принимает с 10 до 1 и с 2 до 5 часов
Крестовая улица, дом Седова
т. 3-87
Наталия Ефимовна Салиман
принимает с 10 до 1 и с 2 до 5 часов
Крестовая улица, дом Седова
т. 3-87
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
А Вас Рыбинск лично интересует? Или постольку-поскольку?
У меня в Рыбинске жили одни из Сендерихиных.
У меня в Рыбинске жили одни из Сендерихиных.
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
Кстати, относительно недавно выпустили книгу "Старый Рыбинск", там мелькают и еврейские фамилии. самой книги у меня, к сожалению, нет. так, какие-то обрывки в сети находила.
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
Книг видимо две. Одна издана в 1993 году называется "Старый Рыбинск: История города в описаниях современников XIX - XX вв" и вторая в 2008 году "Старый Рыбинск: в иллюстрированных открытках начала XX века".
Во второй комментариев мало и тираж всего 500 экземпляров.
Думаю еврейские фамилии мелькали в 1 издании, которое доступно в сети, правда в неэлектронном виде.
Во второй комментариев мало и тираж всего 500 экземпляров.
Думаю еврейские фамилии мелькали в 1 издании, которое доступно в сети, правда в неэлектронном виде.
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
Нашла упоминание в "Лехаиме" за 1999 год о планах еврейской рыбинской общины о создании музея "Евреи в Рыбинске. XIX—XX вв.". Неизвестно как обстоят дела сейчас.
Интересна сама идея, так как до прошлого у общин чаще всего просто не доходят руки..
Интересна сама идея, так как до прошлого у общин чаще всего просто не доходят руки..
- Kaaskop
- Сообщения: 7665
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Откуда: Нидерланды
- Благодарил (а): 57 раз
- Поблагодарили: 312 раз
- Контактная информация:
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
Это как - в неэлектронном и доступно в сети?:)Думаю еврейские фамилии мелькали в 1 издании, которое доступно в сети, правда в неэлектронном виде.
Можно ссылочку?
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.
Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/
Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде
Мой блог "Вязьма еврейская"
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 06.05.2014
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
как интересно,а я живу в рыбинске,но тут не слова не когда не слышал об синагоге.схожу посмотреть!
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Re: Евреи в Рыбинске (Ярославская область)
В синагоге по адресу Чкалова 47а пока находится отделение греко-римской борьбы (!!!) ДЮСШ № 1.
Ее должны были перевести еще 1 сентября в новый спорткомплекс на ул. Боткина, но вашего мэра Ласточкина посадили, некому подгонять строительство, поэтому спорткомплекс не открылся и синагогу пока не вернули.
Надеемся, что скоро этот вопрос разрешится и мы сможем начать реставрацию синагоги.
Зато сегодня на Волжской набережной, 2 открылась выставка "Огнестрельное оружие армий ХХ века" из личного собрания председателя и единственного члена попечительского совета рыбинской общины.
Довольно много о рыбинских евреях показано в музее Кино, на Чкалова, 89
Ее должны были перевести еще 1 сентября в новый спорткомплекс на ул. Боткина, но вашего мэра Ласточкина посадили, некому подгонять строительство, поэтому спорткомплекс не открылся и синагогу пока не вернули.
Надеемся, что скоро этот вопрос разрешится и мы сможем начать реставрацию синагоги.
Зато сегодня на Волжской набережной, 2 открылась выставка "Огнестрельное оружие армий ХХ века" из личного собрания председателя и единственного члена попечительского совета рыбинской общины.
Довольно много о рыбинских евреях показано в музее Кино, на Чкалова, 89
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
РЫБИНСК (Ярославская область)
Добрый день! Как известно, в Ярославле до 1915 года синагоги не было, да и просуществовала она недолго. Как вы думаете, где должны были зарегистрировать еврейского ребенка, родившегося в Ярославле в 1907 году? И где может быть его свидетельство о рождении? Спасибо.
-
- Сообщения: 7450
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
РЫБИНСК (Ярославская область)
Вот эту статью посмотрите: http://old.ort.spb.ru/nesh/rybinsk.htm Судя по тексту : "...в еврейских метрических книгах, сохранившихся в Рыбинском архиве с 1883 года ( а были и утерянные – более раннего периода) можно обнаружить записи фактов рождения и смерти евреев, проживавших в Ярославле..." "... это получается целый северный регион России, который обслуживали рыбинские раввины...",ответ на Ваш вопрос - это Рыбинск.
Хотя,в 1911 в Ярославле уже числится свой общ.раввин - Арон Опочинский.Был ли он там в интересующем Вас 1907 - не ясно.В Рыбинске же сведения о казенном раввине имеются,как минимум,с 1880-х.
Остается прояснить,что имел в виду автор статьи (кто был первым автором текста,не ясно - потому что вот здесь http://www.1archive-online.com/genealog ... k-new.html ,например,текст,местами,идентичен указанному выше) под "Рыбинским архивом" - возможно,это Филиал ГАЯО в г. Рыбинске: https://www.yararchive.ru/contacts/ .
При достаточном уровне коммуникабельности,можно,видимо,сделать несколько звонков по этим телефонам: http://jewish-info.ru/site.php?id=1045 - однако,как подсказывает личный опыт,степень осведомленности современных общин о нахождении документов касательно их же истории - категория достаточно непредсказуемая.
Не стоит,видимо,применительно к какому-либо населенному пункту,ставить в прямую зависимость наличие в нем общественного раввина от факта наличия или отсутствия там синагоги.
Метрическое свидетельство (или метрическая выпись) выдавалось или на руки частным лицам (сам фигурант,его родители или опекуны,или его поверенные),или гос.органам (будучи ими затребовано).В любом случае,этот документ (для еврея он выдан раввином или иным лицом,ведущим метр.книги,на основании метрической записи и заверен местными властями) истребовался для предоставления куда-либо.Соответственно,предсказать его возможное нахождение,можно лишь зная биографию человека - например,метрические свидетельства (вернее - их копии) абсолютно точно оставались в личных делах студентов.Могут,конечно,быть найдены и в семейном архиве кого-либо из родственников - но тут уж как повезет.
Можно вспомнить и достаточно куцые (так как текст записи воспроизводили сильно сокращенным) св-ва,выдаваемые (на основании метр.записи) органами Советской власти - вот эти документы в семейных архивах попадаются чаще.
Другой вопрос,что в фондах местных властей (прежде всего - городских управ,где хранились свои экземпляры метр.книг и происходила заверка св-ва) есть дела "о выдаче различных свидетельств" - однако искать в них сведения о выдаче (заверке печатью) документа конкретному человеку,в конкретный период времени - это довольно трудоемкий процесс с непредсказуемым результатом.
Если получится найти саму метрическую запись,то смысла искать свидетельство,выданное на ее основании,видимо,нет - оно лишь воспроизведет содержание самой записи.Если по какой-то причине свидетельство нужно сейчас как юридически значимый документ - архивной справки о нахождении метрической записи для этого вполне достаточно.Св-во,если будет найдено где-либо в архивах,будет иметь очень уж косвенное юридическое значение.Имеет смысл отметить и тот факт,что выдаваемое ныне (в ЗАГСах) св-во о рождении на основании архивной справки с текстом метрической записи,также представляет из себя юридически менее весомый,по отношению к собственно справке,документ.
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
РЫБИНСК (Ярославская область)
Она и по сей день существует.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 7450
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
РЫБИНСК (Ярославская область)
Если не считать перерыв в ее существовании лет этак в 60 с лишним.
Да и смысл вопроса был не в истории синагоги...
РЫБИНСК (Ярославская область)
Большое спасибо! Отличная подсказка про учебное заведение - в Московской консерватории дела велись аккуратно! Что касается других путей поиска, то они, кажется, уже исчерпаны. Кроме, пожалуй, Рыбинского архива. В нынешней ярославской синагоге, как мне сказали, никаких архивных материалов не сохранилось и в помине. Что, впрочем, неудивительно...
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
РЫБИНСК (Ярославская область)
В синагогах в принципе не хранится. Все передано в архивы. Вы узнавали в ярославском архиве?
Я попросил раввина ярославской синагоге поспрашивать, может кто знает, он пока не дал ответ.
Я попросил раввина ярославской синагоге поспрашивать, может кто знает, он пока не дал ответ.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)