Смоленск
Модератор: alyona
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
Смоленск
Сомнительное это дело - пытаться описать историю общины города,в котором ни разу не был (и в архиве которого не был тем более).Однако,имея некоторый интерес в данном вопросе,а также основываясь на том,что обсуждалось здесь http://forum.j-roots.info/viewtopic.php ... 25#p114825 (кстати,все что обсуждалось там,думаю,модераторам не стоит тянуть сюда,как это планировалось первоначально - до ссылки на статью http://sibe.ru/blesk_16/blesk16_9.pdf ,с которой там все началось,дойдем,думаю,и здесь,своим чередом.Ту же ветку,похоже,лучше будет просто удалить - информативной части она не содержит),пожалуй,рискну.
Как мне кажется,в описании истории общины (тем более - общины большого города) имеет смысл придерживаться некоего плана.Возможно,такого:
1."Предыстория" общины.
2.Ее,общины,формирование уже во времена,для генеалогии посильные .
3.Жизнь и развитие общины до 1917 года.
4.Период 1917 - 1941.
5.Война и Холокост.
6.1945 - по настоящее время.
Я,во всяком случае,начну.В надежде на то,что кто-либо более компетентный (и даже,надеюсь,из местных,смоленских) данную тему подхватит и разовьет.
________________
1.НАЧАЛО.
И сразу возникает вопрос,с какого времени отсчитывать еврейскую историю Смоленска ?
"В интернетах" тут предлагают разное:
1."...Древние летописные свидетельства фиксируют появление еврейских купцов на территории нынешней Смоленской области уже в X-XI веках. Эти упоминания связаны с основанием на Днепре в районе Смоленска пристани «Козары»...".
( http://www.visitsmolensk.ru/putevoditel ... ih-evreev/ ).
2."...По некоторым данным,евреи жили в Смоленске уже в конце 13 в. ...".
( http://www.eleven.co.il/article/13861 ).
3 "… Оставляя в стороне сообщения о единичных появлениях евреев-купцов в Смоленске в XI – XV вв., говорить об их истории приходится с 1611 г. ...".
( со ссылкой на другой источник,так пишут здесь: http://old-smolensk.ru/?p=17591 ).
Скорее всего,по своему правы и одни,и другие,и третьи.Только вот неплохо бы было выяснить первоисточник подобных
сведений,так как по старой,но не доброй традиции,авторы большинства интернет-статей ссылками на источники себя
не утруждают.
Как мне кажется,одним из подобных источников (если он - вообще не единственный) является книга Х.Д.(Хаим Давидович ) Рывкина "Евреи в Смоленске.Очерк по истории еврейских поселений в Смоленске с древнейших времен,в связи с общим положением евреев в древней Руси", изданная в Санкт-Петербурге в 1910 году.
У автора,правда,озвучены несколько смелые идеи по поводу ранней истории:
- Киев у него,без всяких сомнений,основали хазары ("...основанный ими город Кiевъ...").
- утверждение о принятии иудаизма большинством населения Хазарского каганата.
- "козары",почему-то означают "евреи" (я бы,например,очень удивился,если бы кто-то сейчас "перевел" знаменитое (и к Смоленску не имеющее отношения,но имеющее отношение к терминологии) "... и мы сЪдимъ родь ихъ, платяче дань козаромъ..." как "...платим дань евреям...").
Это к тому,что информацию про упомянутую выше пристань «Козары»,как сведения о пребывании там именно евреев,следует воспринимать с некоторой долей осторожности.Хотя факт активности и мобильности купцов-евреев,в те времена,отмахнуться совсем от этих сведений не позволяет.
Не менее спорен и предложенный автором второй (первый,понятно: с юга на север) маршрут проникновения евреев-купцов в смоленские земли: с северо-запада,морем ("...также и изъ бассейна Балтiйскаго моря...").
Тем не менее,книга очень интересна и содержит большое количество сведений (ну,или,если угодно,фактов).
К сожалению,описание доведено лишь до второй четверти XVIII века.
Книга заканчивается несколько пафосным абзацем о временах царствования Екатерины Великой.
Не знаю,есть ли она в библиотеке нашего сайта.Но в сети ее можно найти достаточно легко.Например,здесь:
https://нэб.рф/catalog/000202_000006_2091640/viewer/ .
А вот книгу того же автора: Рывкин Х.Д., Смоленская еврейская община и ее задачи : (Опыт решения общин. вопр. и проект устава общины),1908 год, найти в свободном доступе у меня не получилось.
Впрочем,отнести ее содержание к разделу "предыстория общины" было бы не правильно.
Как мне кажется,в описании истории общины (тем более - общины большого города) имеет смысл придерживаться некоего плана.Возможно,такого:
1."Предыстория" общины.
2.Ее,общины,формирование уже во времена,для генеалогии посильные .
3.Жизнь и развитие общины до 1917 года.
4.Период 1917 - 1941.
5.Война и Холокост.
6.1945 - по настоящее время.
Я,во всяком случае,начну.В надежде на то,что кто-либо более компетентный (и даже,надеюсь,из местных,смоленских) данную тему подхватит и разовьет.
________________
1.НАЧАЛО.
И сразу возникает вопрос,с какого времени отсчитывать еврейскую историю Смоленска ?
"В интернетах" тут предлагают разное:
1."...Древние летописные свидетельства фиксируют появление еврейских купцов на территории нынешней Смоленской области уже в X-XI веках. Эти упоминания связаны с основанием на Днепре в районе Смоленска пристани «Козары»...".
( http://www.visitsmolensk.ru/putevoditel ... ih-evreev/ ).
2."...По некоторым данным,евреи жили в Смоленске уже в конце 13 в. ...".
( http://www.eleven.co.il/article/13861 ).
3 "… Оставляя в стороне сообщения о единичных появлениях евреев-купцов в Смоленске в XI – XV вв., говорить об их истории приходится с 1611 г. ...".
( со ссылкой на другой источник,так пишут здесь: http://old-smolensk.ru/?p=17591 ).
Скорее всего,по своему правы и одни,и другие,и третьи.Только вот неплохо бы было выяснить первоисточник подобных
сведений,так как по старой,но не доброй традиции,авторы большинства интернет-статей ссылками на источники себя
не утруждают.
Как мне кажется,одним из подобных источников (если он - вообще не единственный) является книга Х.Д.(Хаим Давидович ) Рывкина "Евреи в Смоленске.Очерк по истории еврейских поселений в Смоленске с древнейших времен,в связи с общим положением евреев в древней Руси", изданная в Санкт-Петербурге в 1910 году.
У автора,правда,озвучены несколько смелые идеи по поводу ранней истории:
- Киев у него,без всяких сомнений,основали хазары ("...основанный ими город Кiевъ...").
- утверждение о принятии иудаизма большинством населения Хазарского каганата.
- "козары",почему-то означают "евреи" (я бы,например,очень удивился,если бы кто-то сейчас "перевел" знаменитое (и к Смоленску не имеющее отношения,но имеющее отношение к терминологии) "... и мы сЪдимъ родь ихъ, платяче дань козаромъ..." как "...платим дань евреям...").
Это к тому,что информацию про упомянутую выше пристань «Козары»,как сведения о пребывании там именно евреев,следует воспринимать с некоторой долей осторожности.Хотя факт активности и мобильности купцов-евреев,в те времена,отмахнуться совсем от этих сведений не позволяет.
Не менее спорен и предложенный автором второй (первый,понятно: с юга на север) маршрут проникновения евреев-купцов в смоленские земли: с северо-запада,морем ("...также и изъ бассейна Балтiйскаго моря...").
Тем не менее,книга очень интересна и содержит большое количество сведений (ну,или,если угодно,фактов).
К сожалению,описание доведено лишь до второй четверти XVIII века.
Книга заканчивается несколько пафосным абзацем о временах царствования Екатерины Великой.
Не знаю,есть ли она в библиотеке нашего сайта.Но в сети ее можно найти достаточно легко.Например,здесь:
https://нэб.рф/catalog/000202_000006_2091640/viewer/ .
А вот книгу того же автора: Рывкин Х.Д., Смоленская еврейская община и ее задачи : (Опыт решения общин. вопр. и проект устава общины),1908 год, найти в свободном доступе у меня не получилось.
Впрочем,отнести ее содержание к разделу "предыстория общины" было бы не правильно.
Последний раз редактировалось mihail 01 июн 2016, 22:16, всего редактировалось 2 раза.
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
Смоленск
2.ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИНЫ.
Упуская из виду период конца XVIII века - первой половины XIX - го (просто потому,что данных мало),рискну сделать предположение,что формирование общины имеет смысл отсчитывать от 1840-х гг - начала 1850-х гг..
Во всяком случае,именно этим периодом датируются известные мне документальные упоминания о пребывании (временном,полулегальном или нелегальном) евреев в Смоленске:
"...Уже в середине XIX века на территории Смоленской губернии наряду с русскими, поляками, немцами, латышами, литовцами были зафиксированы представители еврейского этноса.
Первые иудеи появились в губернии в 1850 году неофициально. В указанный год на имя смоленского губернатора от министра внутренних дел поступило отношение от 2 октября, в котором указывалось, что «.. .в конце Августа до 100... Евреев собрались в одном доме города праздновать Субботу, и из их числа несколько человек задержано Смоленским Полицмейстером» (ГАСО. Ф. 125. Д. 137. Л. 1). Губернатор дал пояснение министру, где указал, что в 1850 году в Смоленске проживал всего один еврей - мстиславльский купец 1-й гильдии Дцка Зеликин... (там же. Л. 4об). 3 то же время в августе были действительно обнаружены семь евреев, которые жили в городе Смоленске без регистрации и паспортов...".
Это из статьи А. Гавриленкова "Еврейское население в Рославле и уезде во второй половине - конце XIX века":
http://www.roslavl.ru/history/kraeved/topic/topic1.htm .
Тут речь идет о 1850-м годе и о деле из смоленского архива.Между тем,есть сведения,что подобный вопрос (о пребывании евреев) поднимался еще в 1844 году - такое дело в архиве (не смоленском) есть,но ознакомиться с его содержанием,по объективным причинам,пока не представляется возможным.
Возвращаясь же снова к делам смоленского архива,можно упомянуть и такое (1852 год):
"Дело по отношению Могилевского гражданского губернатора о высылке еврея ... из Смоленска в Мстиславский уезд"
( ГАСО (Смоленск) ф. 1 оп. 2 т.2 (1852) д. 3466).
"Переломным" же следует считать 1859 год - год,когда первогильдейским купцам-евреям было разрешено приписываться (и проживать) вне черты оседлости.Сопоставляя дату выхода указа и момент появления (вернее,приписки к местному купечеству) некоторых купцов в Смоленске,можно сделать вывод,что на такой подарок от верховной власти евреи среагировали весьма резво.Их деловая активность,видимо,была достаточно успешной - похоже,удалось быстро совместить налаженный бизнес в соседних губерниях черты оседлости с уже имеющимися (с 1840-х,а может быть - и раньше) деловыми "наработками" в Смоленской губернии.
Реакция местных "бизнес-элит" почти не заставила себя ждать:
В 1863 году более пятидесяти смоленских купцов и мещан подают прошение следующего содержания (сокращенно):
" Его Сиятельству,г-ну Председателю Государственного Совета,статс-секретарю и кавалеру,графу Дмитрию Николаевичу Блудову.
Пользуясь Высочайше утвержденным Положением приписываться в городах Великороссийских губерний,вне места постоянного жительства [имели в виду,видимо,черту оседлости - mihail] проживающие в г.Смоленске евреи,не довольствуясь правами,им по положению предоставленными,ограничивающими круг их торговли и [число] приказчиков и прислуги еврейского происхождения,расширили и умножили их до такой степени,что под этим предлогом они исключительно наводнили уезды Смоленской губернии,примыкающие к Белоруссии и опираясь на разного рода выданные им свидетельства и доверенности от их же единоверцев,уже приписавшихся в Смоленске купцов 1-й гильдии Ицки и Евсея Зеликиных [отец и сын - mihail],а также витебского купца Шмерлина и других,содержат в Смоленске и уездах мельницы,постоялые дома,различного вида аренды и другие заведения,скупают на местах у крестьян,или выменивая различными способами на разные привезенные ими товары предметы необходимого потребления,для сбыта их в местах своих постоянных жительств,возвышают с чрезвычайной быстротой на них цены и тем самым заставляют жителей города Смоленска разоряться,что приведет ... город наш скоро к окончательному упадку ... .
Дата: Августа 26 дня 1863 года ... ".
Из материалов дела (РГИА,ф.1286,оп.19 д.1040 "По просьбе Смоленского град.общества о воспрещении евреям жить и торговать в Смоленске".Временные рамки дела: 30.11.1858 - 28.05.1865 - то есть уважаемое "градское общество" зашевелилось еще до выхода Указа в 1859-м) не совсем ясно,какова была реакция властей.
На дворе было либеральное царствование Александра II,и власти,похоже,ограничились полумерами.Однако,какой-то урон еврейскому предпринимательству в Смоленской губернии был нанесен (вернее,было положено тому начало).Потому что через 10 лет,24 февраля 1872 года настала очередь евреев подавать жалобу на различные притеснения от городских и губернских властей (РГИА ф.821 оп.9 д.90,1872 год).
Тем не менее,развитию общины в целом все это помешать уже не могло.
________
Здесь имеет смысл прерваться и посмотреть,будет ли на форуме интерес к теме о еврейской общине данного города.
При необходимости,тему можно будет продолжить.
Упуская из виду период конца XVIII века - первой половины XIX - го (просто потому,что данных мало),рискну сделать предположение,что формирование общины имеет смысл отсчитывать от 1840-х гг - начала 1850-х гг..
Во всяком случае,именно этим периодом датируются известные мне документальные упоминания о пребывании (временном,полулегальном или нелегальном) евреев в Смоленске:
"...Уже в середине XIX века на территории Смоленской губернии наряду с русскими, поляками, немцами, латышами, литовцами были зафиксированы представители еврейского этноса.
Первые иудеи появились в губернии в 1850 году неофициально. В указанный год на имя смоленского губернатора от министра внутренних дел поступило отношение от 2 октября, в котором указывалось, что «.. .в конце Августа до 100... Евреев собрались в одном доме города праздновать Субботу, и из их числа несколько человек задержано Смоленским Полицмейстером» (ГАСО. Ф. 125. Д. 137. Л. 1). Губернатор дал пояснение министру, где указал, что в 1850 году в Смоленске проживал всего один еврей - мстиславльский купец 1-й гильдии Дцка Зеликин... (там же. Л. 4об). 3 то же время в августе были действительно обнаружены семь евреев, которые жили в городе Смоленске без регистрации и паспортов...".
Это из статьи А. Гавриленкова "Еврейское население в Рославле и уезде во второй половине - конце XIX века":
http://www.roslavl.ru/history/kraeved/topic/topic1.htm .
Тут речь идет о 1850-м годе и о деле из смоленского архива.Между тем,есть сведения,что подобный вопрос (о пребывании евреев) поднимался еще в 1844 году - такое дело в архиве (не смоленском) есть,но ознакомиться с его содержанием,по объективным причинам,пока не представляется возможным.
Возвращаясь же снова к делам смоленского архива,можно упомянуть и такое (1852 год):
"Дело по отношению Могилевского гражданского губернатора о высылке еврея ... из Смоленска в Мстиславский уезд"
( ГАСО (Смоленск) ф. 1 оп. 2 т.2 (1852) д. 3466).
"Переломным" же следует считать 1859 год - год,когда первогильдейским купцам-евреям было разрешено приписываться (и проживать) вне черты оседлости.Сопоставляя дату выхода указа и момент появления (вернее,приписки к местному купечеству) некоторых купцов в Смоленске,можно сделать вывод,что на такой подарок от верховной власти евреи среагировали весьма резво.Их деловая активность,видимо,была достаточно успешной - похоже,удалось быстро совместить налаженный бизнес в соседних губерниях черты оседлости с уже имеющимися (с 1840-х,а может быть - и раньше) деловыми "наработками" в Смоленской губернии.
Реакция местных "бизнес-элит" почти не заставила себя ждать:
В 1863 году более пятидесяти смоленских купцов и мещан подают прошение следующего содержания (сокращенно):
" Его Сиятельству,г-ну Председателю Государственного Совета,статс-секретарю и кавалеру,графу Дмитрию Николаевичу Блудову.
Пользуясь Высочайше утвержденным Положением приписываться в городах Великороссийских губерний,вне места постоянного жительства [имели в виду,видимо,черту оседлости - mihail] проживающие в г.Смоленске евреи,не довольствуясь правами,им по положению предоставленными,ограничивающими круг их торговли и [число] приказчиков и прислуги еврейского происхождения,расширили и умножили их до такой степени,что под этим предлогом они исключительно наводнили уезды Смоленской губернии,примыкающие к Белоруссии и опираясь на разного рода выданные им свидетельства и доверенности от их же единоверцев,уже приписавшихся в Смоленске купцов 1-й гильдии Ицки и Евсея Зеликиных [отец и сын - mihail],а также витебского купца Шмерлина и других,содержат в Смоленске и уездах мельницы,постоялые дома,различного вида аренды и другие заведения,скупают на местах у крестьян,или выменивая различными способами на разные привезенные ими товары предметы необходимого потребления,для сбыта их в местах своих постоянных жительств,возвышают с чрезвычайной быстротой на них цены и тем самым заставляют жителей города Смоленска разоряться,что приведет ... город наш скоро к окончательному упадку ... .
Дата: Августа 26 дня 1863 года ... ".
Из материалов дела (РГИА,ф.1286,оп.19 д.1040 "По просьбе Смоленского град.общества о воспрещении евреям жить и торговать в Смоленске".Временные рамки дела: 30.11.1858 - 28.05.1865 - то есть уважаемое "градское общество" зашевелилось еще до выхода Указа в 1859-м) не совсем ясно,какова была реакция властей.
На дворе было либеральное царствование Александра II,и власти,похоже,ограничились полумерами.Однако,какой-то урон еврейскому предпринимательству в Смоленской губернии был нанесен (вернее,было положено тому начало).Потому что через 10 лет,24 февраля 1872 года настала очередь евреев подавать жалобу на различные притеснения от городских и губернских властей (РГИА ф.821 оп.9 д.90,1872 год).
Тем не менее,развитию общины в целом все это помешать уже не могло.
________
Здесь имеет смысл прерваться и посмотреть,будет ли на форуме интерес к теме о еврейской общине данного города.
При необходимости,тему можно будет продолжить.
Последний раз редактировалось mihail 08 июн 2016, 20:44, всего редактировалось 2 раза.
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Смоленск
Интересно, что в Костроме первое упоминание евреев в архиве уже от 1806 г. Неужели в Смоленске только 1844?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Смоленск
До 1654 евреи были в Смоленске?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
Смоленск
В той книге (качните - не пожалеете,чтение ее интересно!),ссылку на которую я давал,есть упоминания и про 14-й век,и про 15-й,и про времена Ивана IV-го Васильевича (Грозного,то есть),и чуть позже.Так что ответ на Ваш вопрос - видимо,"да".Но достоверность его оставляю на совести автора книги.
Я пишу о сведениях,которые есть у меня - а я не историк,и,как уже писал,в ГАСО (да и в РГАДА,а в РГИА у меня все "в процессе",причем - в процессе очень неспешном) не бывал.Я искал сведения о собственных предках,а все что в процессе этого удалось узнать про Смоленск в целом - это продукт побочный.Поэтому объективной картины,к сожалению,дать не могу.
Исходя из этого я очень надеюсь на появление здесь человека,знающего больше меня.
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
Смоленск
Впрочем,есть и простой ответ на Ваш вопрос - это смоленские кантонисты.Первый (из известных мне) документов касательно кантонистов-евреев,датирован 1829-м.(точнее,как бы "по факту",даже раньше,ибо содержит сведения,собранные "...к январю 1829...").В местные кантонисты в те времена (но не в последующие) поступали евреи из соседних - Могилевской и Витебской - губерний.mihail писал(а):Я пишу о сведениях,которые есть у меня - а я не историк,и,как уже писал,в ГАСО (да и в РГАДА,а в РГИА у меня все "в процессе",причем - в процессе очень неспешном) не бывал.Я искал сведения о собственных предках,а все что в процессе этого удалось узнать про Смоленск в целом - это продукт побочный.Поэтому объективной картины,к сожалению,дать не могу.Исходя из этого я очень надеюсь на появление здесь человека,знающего больше меня.
Так что пока от 1844 "спустимся",по крайней мере,в 1820-е.А в целом фонд аннотирован и датирован так: Смоленский батальон военных кантонистов. Ф. 371. 1829 - 1858 гг. 100 ед. хр.
Но я предпочел бы пока тему евреев-военных,как элемент местной общины,не развивать - им,думаю,можно будет посвятить отдельный пост.
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Смоленск
Встретилось в письме 6 Любавичского Ребе, что в начале правления Первого Любавичского Ребе (после 1776, но до второго раздела в 1793, а скорей всего, судя по некоторым нюансам, до 1778), несколько единичных еврейских семей жили в Смоленской губернии, большинство было кузнецами и земледельцами, жили в деревнях, одевались как русские. И был хасид из Городка, которого Первый Ребе послал торговать в Смоленскую губернию, и он был на праздник в Смоленске среди евреев, но они были неграмотны в иудаизме. А через 3 года там возникли общины и переехали десятки семей.
Год определяю не позже 1778, потому что с этого момента он жил в Лиозно, а в письме написано, что он в тот момент находился вот в этом месте - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0 ... 0%B0%D1%8F
Год определяю не позже 1778, потому что с этого момента он жил в Лиозно, а в письме написано, что он в тот момент находился вот в этом месте - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0 ... 0%B0%D1%8F
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Смоленск
Хотя там написано, что это в этом месте граница проходила, может это было вообще до 1772?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
Смоленск
Сложно сказать.Я не зря написал выше:
По этому периоду вообще неплохо бы поработать особо.В частности,и по временам введения черты,и по интригам московских купцов,в плане приписки евреев к купечеству Москвы и Смоленска - на предмет того.как это все влияло на местную общину (если зачатки таковой уже можно предполагать в те времена). (страница из "Гессен Ю.И. Евреи в России".mihail писал(а):Упуская из виду период конца XVIII века - первой половины XIX - го (просто потому,что данных мало)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Смоленск
Там были не купцы, поэтому какие уж там интриги...
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
Смоленск
3.ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ ОБЩИНЫ ДО 1917 г.
Для начала,кое что о культовых сооружениях (вернее,о местах для отправления религиозных обрядов,потому что не всегда речь шла о синагоге,как об обособленном здании).
О смоленской синагоге писать смысла нет,достаточно заглянуть в Википедию:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%B3%D0%B0
или сюда: http://www.culture.ru/objects/1747/smol ... a-sinagoga
У меня же в записях сохранилось следующее (в основе чего был просмотр дела в архиве):
"В 1873 году один из сыновей Исаака Зеликина,Евель,предоставил смоленской еврейской общине принадлежащее ему помещение "...во второй города Смоленска части...".Молельни (площадью всего 8 квадратных саженей) вполне хватало в течении нескольких лет.Однако,к 1879 году,когда количество еврейских семей в Смоленске достигло 261-й,община была вынуждена подать прошение (18 октября 1879 года),"...так как прежняя молельня уже не отвечала потребностям...".А когда и эта молельня стала тесна,тот же Евель Зеликин предоставил хозяйственному правлению еврейской общины,для постройки новой молельни,принадлежащий ему участок земли на Кадетской улице.Прошение об этом,с приложением залогового письма Евеля Зеликина,подано в канцелярию Смоленского губернатора (а через него - в Департамент Духовных дел иностранных исповеданий) 10 июня 1903 года".
К сожалению,это все,что я выписал из важного для истории общины дела (меня тогда интересовали лишь мои предки):
Это - РГИА,ф.821 оп.8.д.66 Дело о разрешении устройства в г.Смоленске еврейской молельни с запрещением именования ее синагогой или молитвенной школой. 16.12.1870 - 19.03.1871.
Кроме того,также - к сожалению,я пока не нашел упоминаний о солдатской еврейской молельне в Смоленске.А,по идее,нечто подобное должно бы было существовать где-нибудь в 1830-е - 1860-е.
В 1850-м,как уже упоминалось,евреи "...собрались в одном доме города праздновать Субботу...",но что подразумевать под "одним домом" не ясно пока абсолютно.
Для начала,кое что о культовых сооружениях (вернее,о местах для отправления религиозных обрядов,потому что не всегда речь шла о синагоге,как об обособленном здании).
О смоленской синагоге писать смысла нет,достаточно заглянуть в Википедию:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%B3%D0%B0
или сюда: http://www.culture.ru/objects/1747/smol ... a-sinagoga
У меня же в записях сохранилось следующее (в основе чего был просмотр дела в архиве):
"В 1873 году один из сыновей Исаака Зеликина,Евель,предоставил смоленской еврейской общине принадлежащее ему помещение "...во второй города Смоленска части...".Молельни (площадью всего 8 квадратных саженей) вполне хватало в течении нескольких лет.Однако,к 1879 году,когда количество еврейских семей в Смоленске достигло 261-й,община была вынуждена подать прошение (18 октября 1879 года),"...так как прежняя молельня уже не отвечала потребностям...".А когда и эта молельня стала тесна,тот же Евель Зеликин предоставил хозяйственному правлению еврейской общины,для постройки новой молельни,принадлежащий ему участок земли на Кадетской улице.Прошение об этом,с приложением залогового письма Евеля Зеликина,подано в канцелярию Смоленского губернатора (а через него - в Департамент Духовных дел иностранных исповеданий) 10 июня 1903 года".
К сожалению,это все,что я выписал из важного для истории общины дела (меня тогда интересовали лишь мои предки):
Это - РГИА,ф.821 оп.8.д.66 Дело о разрешении устройства в г.Смоленске еврейской молельни с запрещением именования ее синагогой или молитвенной школой. 16.12.1870 - 19.03.1871.
Кроме того,также - к сожалению,я пока не нашел упоминаний о солдатской еврейской молельне в Смоленске.А,по идее,нечто подобное должно бы было существовать где-нибудь в 1830-е - 1860-е.
В 1850-м,как уже упоминалось,евреи "...собрались в одном доме города праздновать Субботу...",но что подразумевать под "одним домом" не ясно пока абсолютно.
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Смоленск
В Костроме было помещение в казармах, где солдаты молились.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
Смоленск
Это-то,как раз понятно - на этом и основано мое предположение.В Смоленске войск было достаточно много.Поэтому хотелось бы узнать больше о том,в каких частях подобные молельни были (это могли быть не обязательно казармы,особенно - а "постниколаевское время") и,вообще,побольше бы конкретики.Но пока нет даже чего-то общего.
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
СМОЛЕНСК
РГИА. ф.821. оп.133 д.762. Переписка об утверждении устава Общества помощи бедным евреям г.Смоленска. 08.1910 - 03.1913.
Учредителями общества числились:
смоленские 1-й гильдии купцы:
- Ноух Вульфович (Наум Владимирович) Шварц.
- Борис Исаакович Меерович.
- Яков Моисеевич Зеликин.
и доктор медицины Михаил Исаакович Певзнер. (в дальнейшем,в общении с властями по поводу утверждения устава,участвуют лишь Шварц и Певзнер).
Цели Общества были заявлены следующие;
- Устроение и содержание синагоги и ее служителей...
- Учреждение училищ,библиотек,читален,ферм для обучения садоводству и огородничеству,содействие учащимся в учебных заведениях.
- Учреждение погребального братства.
- Учреждение и содержание аптек,больниц,оплата лечения бедных,столовых и чайных (как бесплатных,так и дешевых).
- Оплата(?) дешевых квартир и учреждение и содержание детских яслей.
- Открытие и содержание учреждений дешевого кредита.
- Открытие богаделен.
- Оказание юридической помощи.
Членский взнос в Общество планировался вначале в размере 1 руб.,позже увеличен был до 3 руб.
В целом,дело содержит черновые проекты устава и переписку властных институтов как между собой,так и с учредителями.По большому счету,интересно больше для изучающих вопросы тогдашнего юридического и бюрократического крючкотворства.
Запомнилось лишь мнение губернатора (им тогда являлся Николай Иоасафович Суковкин).Мнение его было следующее:
"...кроме того считаю необходимым доложить,что при несомненной способности еврейского элемента обосабливаться и сплачиваться для достижения намеченных целей,означенное общество,не имея в своей среде противовеса в лице членов других национальностей и вероисповеданий,может легко принять характер политический,что,конечно,представляется совершенно не желательным,в виду все усиливающегося еврейского элемента в Смоленской губернии...".
Николай Иоасафович антисемитом,кстати,не был (позже он встал на защиту Бейлиса,а еще позже киевские евреи подписывали прошение в его защиту,но он все равно будет расстрелян киевским ЧК в 1919 - обо всем этом,во всяком случае,сообщает А.Солженицын в "Двести лет вместе").
Учредителями общества числились:
смоленские 1-й гильдии купцы:
- Ноух Вульфович (Наум Владимирович) Шварц.
- Борис Исаакович Меерович.
- Яков Моисеевич Зеликин.
и доктор медицины Михаил Исаакович Певзнер. (в дальнейшем,в общении с властями по поводу утверждения устава,участвуют лишь Шварц и Певзнер).
Цели Общества были заявлены следующие;
- Устроение и содержание синагоги и ее служителей...
- Учреждение училищ,библиотек,читален,ферм для обучения садоводству и огородничеству,содействие учащимся в учебных заведениях.
- Учреждение погребального братства.
- Учреждение и содержание аптек,больниц,оплата лечения бедных,столовых и чайных (как бесплатных,так и дешевых).
- Оплата(?) дешевых квартир и учреждение и содержание детских яслей.
- Открытие и содержание учреждений дешевого кредита.
- Открытие богаделен.
- Оказание юридической помощи.
Членский взнос в Общество планировался вначале в размере 1 руб.,позже увеличен был до 3 руб.
В целом,дело содержит черновые проекты устава и переписку властных институтов как между собой,так и с учредителями.По большому счету,интересно больше для изучающих вопросы тогдашнего юридического и бюрократического крючкотворства.
Запомнилось лишь мнение губернатора (им тогда являлся Николай Иоасафович Суковкин).Мнение его было следующее:
"...кроме того считаю необходимым доложить,что при несомненной способности еврейского элемента обосабливаться и сплачиваться для достижения намеченных целей,означенное общество,не имея в своей среде противовеса в лице членов других национальностей и вероисповеданий,может легко принять характер политический,что,конечно,представляется совершенно не желательным,в виду все усиливающегося еврейского элемента в Смоленской губернии...".
Николай Иоасафович антисемитом,кстати,не был (позже он встал на защиту Бейлиса,а еще позже киевские евреи подписывали прошение в его защиту,но он все равно будет расстрелян киевским ЧК в 1919 - обо всем этом,во всяком случае,сообщает А.Солженицын в "Двести лет вместе").
СМОЛЕНСК
В статье Анны Горшенковой история Стодолищенских (Смоленская область) евреев, есть фото, имена и фамилии
http://callofzion.ru/pages.php?id=248
http://callofzion.ru/pages.php?id=248
Фамилии:
Гринбаум, Меламед, Любарские, Гершкович - Одесса, Маяки, Житомир
Стрижевский - Одесса, Липовец
Крупник - Одесса, Бердичев,
Фишбейн - Одесса, Житомир
Гринбаум, Меламед, Любарские, Гершкович - Одесса, Маяки, Житомир
Стрижевский - Одесса, Липовец
Крупник - Одесса, Бердичев,
Фишбейн - Одесса, Житомир
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6725
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?
Все метрические книги Смоленского раввина (регистрирующего еврейские события по всей губернии) есть у меня в виде цифровых копий. В частности, есть "Алфавитная книга о евреях, проживающих в Смоленской губернии" - на самом деле, это книга рабочих записей смоленского раввина о всех родившихся на территории его "епархии" евреях за конец 19 - начало 20 века. Сиваковых там не замечено.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
-
- Сообщения: 1776
- Зарегистрирован: 12.05.2016
- Откуда: SPB=>NYC
- Благодарил (а): 511 раз
- Поблагодарили: 410 раз
КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?
Ах если бы я знал
Я получил от них записи по своим на прошлой недели, это было ОЧЕНЬ полезно.
Извините за наезд, если у Вас есть оцифровка, может можно вас попросить перепроверить? (На случай они что-то пропустили).
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6725
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 557 раз
- Поблагодарили: 2614 раз
- Контактная информация:
КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?
Я занимаюсь генеалогическими исследования профессионально. Мне, конечно, можно заказать такое исследование, если Вам не кажется, что это "перебор" - дважды платить за одну и ту же работу: сначала - архиву, потом - мне.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
-
- Сообщения: 1776
- Зарегистрирован: 12.05.2016
- Откуда: SPB=>NYC
- Благодарил (а): 511 раз
- Поблагодарили: 410 раз
КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?
Нет, это будет явный перебор (Если бы я знал что у кого-то есть Смоленские МК уже, то в архив за ними бы не полез, но увы).
Но думаю, есть о чем поговорить, меня Восточная Белоруссия тоже интересна. Я Вам напишу, если не возражаете.
Но думаю, есть о чем поговорить, меня Восточная Белоруссия тоже интересна. Я Вам напишу, если не возражаете.