БАТУМИ
БАТУМИ
Официально еврейская община г. Батуми была образована (хотя юридически и не признана) только после перехода 2/3 части Грузии, отторгнутой у Османской Империи и вошедшей в состав России в 1878 году. Причём существовало две общины – европейских и грузинских евреев. К этому же году относилась старейшая могильная плита на местном еврейском кладбище. В 1879 году была сделана первая запись в пинкосе (книги записей), хранившемся в молельном доме. По-видимому, в начале 1880-х гг. была открыта синагога и у грузинских евреев.
Не имея в первые годы существования общины своего собственного капитального здания, ашкеназские евреи ютились в маленьком деревянном домике, выкупленном у его владельца, подданного Османской Империи. Кроме того, нужно отметить, что этот дом молитвы, возникший в 1878 году, в течени и многих лет существовал нелегально; ходатайства батумских евреев о разрешении открыть молельню трижды отклонялись правительством, предлагавшим обращаться по делам веры к кутаисскому раввину или к его помощнику в Поти. Лишь в 1899 году его существование было узаконено министром внутренних дел.
Разумеется, это небольшое деревянное здание, вмещавшее только около 20 человек, не могло служить полноценным центром для общины европейских евреев, т.к. уже в 1882 году, согласно проведённой однодневной переписи населения количественный состав евреев был определён в 179 человек из общего числа жителей Батума - 8671 человек. Последующая перепись 1890 года насчитывала среди постоянного населения города уже 862 еврея, т.е. 4,62%. По переписи 1897 года, всех жителей города 28508 человек, из которых евреев 1179.
Поэтому становятся понятными неоднократные ходатайства и прошения местного еврейского населения, касающиеся строительства капитального здания синагоги.
Тем не менее, вплоть до конца позапрошлого столетия община продолжала довольствоваться имеющимся помещением. Наконец, в 1899 году батумские евреи обратились с прошением на Высочайшее имя. В прошении на имя главы государства Императора Николая II-го они писали, чтобы он разрешил им на собственные средства построить каменное здание, дабы они могли в своей хоральной синагоге молиться единому Б-гу о даровании Императору наследника престола – сына (к тому времени у Николая уже было 4 дочери).
Обращение батумской иудейской общины было написано на имя Российского Императора т.к. он одновременно являлся главой веры (ещё Пётр I упразднил патриаршество на Руси), и только лично мог дать подобное разрешение. Его передали через коммерсанта Псароса, который был знаком со столичными банкирами, имевшими доступ к Императорскому двору, через его Министра.
Не имея в первые годы существования общины своего собственного капитального здания, ашкеназские евреи ютились в маленьком деревянном домике, выкупленном у его владельца, подданного Османской Империи. Кроме того, нужно отметить, что этот дом молитвы, возникший в 1878 году, в течени и многих лет существовал нелегально; ходатайства батумских евреев о разрешении открыть молельню трижды отклонялись правительством, предлагавшим обращаться по делам веры к кутаисскому раввину или к его помощнику в Поти. Лишь в 1899 году его существование было узаконено министром внутренних дел.
Разумеется, это небольшое деревянное здание, вмещавшее только около 20 человек, не могло служить полноценным центром для общины европейских евреев, т.к. уже в 1882 году, согласно проведённой однодневной переписи населения количественный состав евреев был определён в 179 человек из общего числа жителей Батума - 8671 человек. Последующая перепись 1890 года насчитывала среди постоянного населения города уже 862 еврея, т.е. 4,62%. По переписи 1897 года, всех жителей города 28508 человек, из которых евреев 1179.
Поэтому становятся понятными неоднократные ходатайства и прошения местного еврейского населения, касающиеся строительства капитального здания синагоги.
Тем не менее, вплоть до конца позапрошлого столетия община продолжала довольствоваться имеющимся помещением. Наконец, в 1899 году батумские евреи обратились с прошением на Высочайшее имя. В прошении на имя главы государства Императора Николая II-го они писали, чтобы он разрешил им на собственные средства построить каменное здание, дабы они могли в своей хоральной синагоге молиться единому Б-гу о даровании Императору наследника престола – сына (к тому времени у Николая уже было 4 дочери).
Обращение батумской иудейской общины было написано на имя Российского Императора т.к. он одновременно являлся главой веры (ещё Пётр I упразднил патриаршество на Руси), и только лично мог дать подобное разрешение. Его передали через коммерсанта Псароса, который был знаком со столичными банкирами, имевшими доступ к Императорскому двору, через его Министра.
Интересуюсь фамилиями
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
Re: Аджария - Батумская община
Резолюция, наложенная Николаем II-м, превзошла все ожидания. Расчувствовавшись по поводу причины прошения, глава государства собственноручно приписал: "Разрешаю. Николай". И в 1904 году, когда синагога была уже практически построена, у Императора родился наследник престола – цесаревич Алексей.
Каменная синагога была спроектирована, и в 1900 - 1904 гг. построена архитектором Семёном Львовичем Волковичем (1879 – 1937), по прототипу гаагской и амстердамской синагог. Позже, в 1937 году С.Л.Волкович был репрессирован и расстрелян.
Каменная синагога была спроектирована, и в 1900 - 1904 гг. построена архитектором Семёном Львовичем Волковичем (1879 – 1937), по прототипу гаагской и амстердамской синагог. Позже, в 1937 году С.Л.Волкович был репрессирован и расстрелян.
Интересуюсь фамилиями
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
Re: Аджария - Батумская община
Ко дню открытия батумской синагоги, в Варшаве из серебра был изготовлен кубок, на котором выгравировали фамилии наиболее крупных жертвователей, каждый из которых внёс в дело строительства не менее 1000 рублей. Среди них были такие представители общины, как Иосиф Пейзель (1862-1945), в последствии её председатель, которой он руководил вплоть до своей смерти. Лев Городецкий, полковник, командир батумского отдела Черноморской бригады корпуса пограничной стражи. А также Моисей Балабан, Абрам Любчанский, Моисей Рабинович, Исайя Калачевский, Иссак Поплович и Матвей Сорин. К кубку прилагался набор стаканчиков на шесть персон. Доктор Д. М. Кузятин занимал должность батумского казённого раввина до 1903 года.
В 1903 году Кузятина на этом посту сменил Д. Л. Зильбермейстер, который он занимал вплоть до 1905 года. Поэтому в бытность именно этого казённого раввина состоялось открытие возведённого здания новой синагоги.
Далее в 1906-1910 годах исполняющим обязанности Батумского Казённого Раввина был М. А. Токар. После него, начиная с 1910 года должность Батумского Казённого Раввина занимал адвокат М. А. Фукс.
Как было отмечено выше, хронология обрывается в конце августа 1921 года, когда городским раввином всё ещё был Михаил Аронович Фукс. Его приемником, по всей вероятности, стал Нохум-Шмарьягу Сосонкин, (годы раввинской деятельности в Батуме - 1922-1928). Забегая немного вперёд скажем, что в дальнейшем из среды европейских евреев раввинами были Борух Левкирнер (1930-е годы) и Бенцион Левин (1940-е годы).
(Кстати Раввин Сосонкин (Шешонкин) оставил нам очерки собственных воспоминаний, где кроме всего прочего подробно описывается его пребывание, а также пребывание его семьи, и раввинская деятельность в городах Баку, Дербент, Петровск, Кутаиси, Батуми и многое другое, в том числе и быт местных евреев – Прим. автора).
Нахум Шмария Шешонкин являлся приверженцем Ростовского (Любавичского) раввина. В канун праздника Рош-Ашана 1920 года он встречает раввина Шмуэля Левитана, прибывшего из Кутаиси, который предложил Сосонкину должность главы йешивы для грузинских евреев. Однако из-за наступления в Грузии большевиков, поездку туда пришлось отложить. Любавическим ребе было возложено на раввина Шешонкина из Первомайска основание в Дербенте образцовой йешивы для горских евреев. Ему было дано указание сначала отправиться в Баку и оставить там свою семью, а затем следовать в Кутаиси, для встречи с Левитаном. В Кутаиси Н.-Ш. Шешонкин прибыл через Батум, где по его воспоминаниям пришлось молиться в синагоге сефардских евреев (так рав называет местное еврейство, наверное, для того, чтобы отличить их от евреев европейских – О. Т.). Там же он встретился с престарелым раввином Элияу Шмуэль Фарером, руководителем грузинско-еврейской общины.
В 1903 году Кузятина на этом посту сменил Д. Л. Зильбермейстер, который он занимал вплоть до 1905 года. Поэтому в бытность именно этого казённого раввина состоялось открытие возведённого здания новой синагоги.
Далее в 1906-1910 годах исполняющим обязанности Батумского Казённого Раввина был М. А. Токар. После него, начиная с 1910 года должность Батумского Казённого Раввина занимал адвокат М. А. Фукс.
Как было отмечено выше, хронология обрывается в конце августа 1921 года, когда городским раввином всё ещё был Михаил Аронович Фукс. Его приемником, по всей вероятности, стал Нохум-Шмарьягу Сосонкин, (годы раввинской деятельности в Батуме - 1922-1928). Забегая немного вперёд скажем, что в дальнейшем из среды европейских евреев раввинами были Борух Левкирнер (1930-е годы) и Бенцион Левин (1940-е годы).
(Кстати Раввин Сосонкин (Шешонкин) оставил нам очерки собственных воспоминаний, где кроме всего прочего подробно описывается его пребывание, а также пребывание его семьи, и раввинская деятельность в городах Баку, Дербент, Петровск, Кутаиси, Батуми и многое другое, в том числе и быт местных евреев – Прим. автора).
Нахум Шмария Шешонкин являлся приверженцем Ростовского (Любавичского) раввина. В канун праздника Рош-Ашана 1920 года он встречает раввина Шмуэля Левитана, прибывшего из Кутаиси, который предложил Сосонкину должность главы йешивы для грузинских евреев. Однако из-за наступления в Грузии большевиков, поездку туда пришлось отложить. Любавическим ребе было возложено на раввина Шешонкина из Первомайска основание в Дербенте образцовой йешивы для горских евреев. Ему было дано указание сначала отправиться в Баку и оставить там свою семью, а затем следовать в Кутаиси, для встречи с Левитаном. В Кутаиси Н.-Ш. Шешонкин прибыл через Батум, где по его воспоминаниям пришлось молиться в синагоге сефардских евреев (так рав называет местное еврейство, наверное, для того, чтобы отличить их от евреев европейских – О. Т.). Там же он встретился с престарелым раввином Элияу Шмуэль Фарером, руководителем грузинско-еврейской общины.
Интересуюсь фамилиями
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
Re: Аджария - Батумская община
В начале 1922 года Шешонкин получает телеграмму в Петровске с подписями раввина Левитана и раввина Зельмана из Кутаиси с указанием Ростовского Адмора ехать в Батум для принятия раввинской должности. Согласно воспоминаниям самого Шмарьягу, в те времена город Батуми представлял собой центр сосредоточения всех беженцев, стекающихся массами на пути следования в Палестину, так как здесь русская граница всё ещё продолжала быть открытой для выезжающих. Тогда в городе были две синагоги: большая и красивая ашкеназийская и малая сефардская (впрочем, точно также, как сейчас – О. Т.). Из четырёхсот еврейских семейств – двадцать являлись туземными.
Учитывая определённый вклад этого человека в развитие еврейской философии и большую работу на поприще просвещения считаем необходимым остановиться на некоторых фактах его биографии. Нохум-Шмарьягу Сосонкин (Шешонкин) родился в 1889 году в Пропойске Быховского уезда Могилёвской губернии. Обучался в йешиве «Томхей Тмимим» в Любавичах. В середине 1910-х годов являлся раввином Нижнеднепровска. В 1920-1940 годах был активистом религиозного любавичского подполья в различных регионах СССР (Ленинград, Москва, Самарканд). В 1946 году Сосонкин покидает Советский Союз. В Израиле с 1950 года. Автор книги по основам еврейской философии «Ликутей дворим» («Избранное», Иерусалим, 1950) и вышедшей уже после смерти автора книги воспоминаний «Зихроноти» («Мои воспоминания», Иерусалим, 1980). Скончался в Иерусалиме в 1975 году.
В батумскую синагогу приезжали служить также раввины из Днепропетровска, Киева и Одессы, а уже в советское время из Кутаиси.
Из среды грузинских евреев – И. Бабаликашвили и Ш. Елигулашвили. Общества в разное время возглавляли Я.М.Варшавский, И.М.Пейзель, А.А.Шмидт, у грузино-еврейской общины - Шабат Мамиствалов, Биниамин Ботерашвили и другие.
Ашкеназская синагога функционировала вплоть до марта 1923 года, когда здание было передано Коммунистическому Союзу Молодёжи Аджаристана.
Что же касается синагоги грузинских евреев то, каменное здание было выкуплено в июне 1920 года у его владельца Симона Энукидзе тремя торговцами Машиахом Джанашвили, Ашуром Ароновым и Абрамом Хухашвили и переоборудовано в молельный дом на тогдашней Электрической улице (сейчас ул.9-го марта).
К 1880-м годам в Батуми, как указывалось выше, проживало около 200 евреев и , естественно, возникла необходимость создания национальных и религиозных учебных заведений. В частности, в 1881 году была основана Талмуд-Тора. При арендованном здании синагоги существовал двухклассный хедер, а в 1895 году была основана еврейская четырёхклассная школа, в которой обучалось 65 учащихся.
http://www.tiferet-zvi.ge/synagoguebatumi.htm
Учитывая определённый вклад этого человека в развитие еврейской философии и большую работу на поприще просвещения считаем необходимым остановиться на некоторых фактах его биографии. Нохум-Шмарьягу Сосонкин (Шешонкин) родился в 1889 году в Пропойске Быховского уезда Могилёвской губернии. Обучался в йешиве «Томхей Тмимим» в Любавичах. В середине 1910-х годов являлся раввином Нижнеднепровска. В 1920-1940 годах был активистом религиозного любавичского подполья в различных регионах СССР (Ленинград, Москва, Самарканд). В 1946 году Сосонкин покидает Советский Союз. В Израиле с 1950 года. Автор книги по основам еврейской философии «Ликутей дворим» («Избранное», Иерусалим, 1950) и вышедшей уже после смерти автора книги воспоминаний «Зихроноти» («Мои воспоминания», Иерусалим, 1980). Скончался в Иерусалиме в 1975 году.
В батумскую синагогу приезжали служить также раввины из Днепропетровска, Киева и Одессы, а уже в советское время из Кутаиси.
Из среды грузинских евреев – И. Бабаликашвили и Ш. Елигулашвили. Общества в разное время возглавляли Я.М.Варшавский, И.М.Пейзель, А.А.Шмидт, у грузино-еврейской общины - Шабат Мамиствалов, Биниамин Ботерашвили и другие.
Ашкеназская синагога функционировала вплоть до марта 1923 года, когда здание было передано Коммунистическому Союзу Молодёжи Аджаристана.
Что же касается синагоги грузинских евреев то, каменное здание было выкуплено в июне 1920 года у его владельца Симона Энукидзе тремя торговцами Машиахом Джанашвили, Ашуром Ароновым и Абрамом Хухашвили и переоборудовано в молельный дом на тогдашней Электрической улице (сейчас ул.9-го марта).
К 1880-м годам в Батуми, как указывалось выше, проживало около 200 евреев и , естественно, возникла необходимость создания национальных и религиозных учебных заведений. В частности, в 1881 году была основана Талмуд-Тора. При арендованном здании синагоги существовал двухклассный хедер, а в 1895 году была основана еврейская четырёхклассная школа, в которой обучалось 65 учащихся.
http://www.tiferet-zvi.ge/synagoguebatumi.htm
Интересуюсь фамилиями
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
-
- Сообщения: 515
- Зарегистрирован: 17.02.2010
- Откуда: Ukraine
- Благодарил (а): 213 раз
- Поблагодарили: 378 раз
БАТУМИ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 0%BC%D0%B8По переписи 1897 года в Батуми жили 1179 евреев, в 1923 году — 3700 человек (6,1 % всего населения), в 1926 году — 1778 человек; в 1959 году — 1139 человек; в 1970 году — 1334 человека, среди них 398 грузинских еврея, 16 крымчаков, два горских еврея; в 1979 году — 917 человек, среди которых 77 грузинских евреев.[15]
В период существования Грузинской демократической республики с 1918 до 1921 года в Батуми издавалась еврейская газета «Еврейский голос». После вхождения в Батуми советской армии был закрыта синагога . В ранние годы существования СССР (1921—1940) в Батуми нелегально существовала иешива. С 1925 по 1929 год в столице Аджарии функционировала еврейская школа. В конце 1980-х в Батуми были созданы кружки по изучению иврита, отделение Ассоциации грузинско-израильских связей. В 1991 году, после развала СССР, открылась еврейская воскресная школа. Решением правительства Грузии весной 1993 года еврейской общине Батуми было возвращено здание синагоги, построенной в 1900—1904 годах и конфискованной советскими властями (В 1998 году здание было открыто после реставрации). Несмотря на массовый выезд евреев из Батуми в 1980—1990-х годах, в городе по прежнему функционируют синагога, еврейская община и отделение организации «Хесед».
Буду благодарна за любую информацию:
Пильник / Пильняк - Бердянск, Керчь, Симферополь; Таврическая губерния ...
Стом / Стам / Штом / Штам - Алешки, Симферополь, Керчь, Новороссийск, Анапа; Херсонская, Таврическая Губернии ...
Пильник / Пильняк - Бердянск, Керчь, Симферополь; Таврическая губерния ...
Стом / Стам / Штом / Штам - Алешки, Симферополь, Керчь, Новороссийск, Анапа; Херсонская, Таврическая Губернии ...
-
- Сообщения: 515
- Зарегистрирован: 17.02.2010
- Откуда: Ukraine
- Благодарил (а): 213 раз
- Поблагодарили: 378 раз
БАТУМИ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 1%82%D1%8CБатумская область была образована в 1878 году на территории бывшего Аджарского санджака, отошедшего от Османской империи к России по результатам русско-турецкой войны 1877—78 годов. Центром области был назначен город Батум. Область делилась на 3 округа: Аджарский, Артвинский и Батумский. В 1883 году Батумская область была упразднена, а её территория включена в состав Кутаисской губернии.
Вновь образована 1 июля 1903 года под управлением военного губернатора из Батумского и Артвинского округов Кутаисской губернии.
С 15 (28) ноября 1917 года находилась под управлением Закавказского комиссариата, с 10 (23) февраля 1918 года — под управлением Закавказского Сейма.
...16 июля 1921 года Революционный комитет ССР Грузии издал декрет об образовании автономной ССР Аджарии в составе ССР Грузии.
Буду благодарна за любую информацию:
Пильник / Пильняк - Бердянск, Керчь, Симферополь; Таврическая губерния ...
Стом / Стам / Штом / Штам - Алешки, Симферополь, Керчь, Новороссийск, Анапа; Херсонская, Таврическая Губернии ...
Пильник / Пильняк - Бердянск, Керчь, Симферополь; Таврическая губерния ...
Стом / Стам / Штом / Штам - Алешки, Симферополь, Керчь, Новороссийск, Анапа; Херсонская, Таврическая Губернии ...
БАТУМИ
Регистрационный список евреев беженцев (г. Батуми, 1923 год, ГАРФ фонд Р3333 опись 7 дело 106):
https://gwar.mil.ru/documents/view/?id= ... urial_docs
https://gwar.mil.ru/documents/view/?id= ... urial_docs
.
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 30.10.2013
БАТУМИ
rinavain писал(а): ↑25 янв 2010, 21:32В начале 1922 года Шешонкин получает телеграмму в Петровске с подписями раввина Левитана и раввина Зельмана из Кутаиси с указанием Ростовского Адмора ехать в Батум для принятия раввинской должности. Согласно воспоминаниям самого Шмарьягу, в те времена город Батуми представлял собой центр сосредоточения всех беженцев, стекающихся массами на пути следования в Палестину, так как здесь русская граница всё ещё продолжала быть открытой для выезжающих. Тогда в городе были две синагоги: большая и красивая ашкеназийская и малая сефардская (впрочем, точно также, как сейчас – О. Т.). Из четырёхсот еврейских семейств – двадцать являлись туземными.
Меня зовут Эрик Файнштейн из Нью-Джерси. Я исследую еврейскую семью, я думал, из Минска, но поездка привела меня в Батуми. Я видел, как вы писали об этом, и хотел спросить вас, есть ли там какие-либо еврейские свидетельства о браке или смерти или какое-либо еврейское кладбище. Семья, которую мы ищем, была КОГАН. Арон КОГАН, у которого было как минимум двое детей. Один Владимир или Зев женат на Фании БЛОХ из Ростова, а другой Гитель или Катя замужем за Моше МИТЕРСКИМ или МЕТЕРСКИМ из Батуми. У нас есть семейные фотографии из Батуми и всевозможные письма.
любые советы или предложения по исследованиям приветствуются
Учитывая определённый вклад этого человека в развитие еврейской философии и большую работу на поприще просвещения считаем необходимым остановиться на некоторых фактах его биографии. Нохум-Шмарьягу Сосонкин (Шешонкин) родился в 1889 году в Пропойске Быховского уезда Могилёвской губернии. Обучался в йешиве «Томхей Тмимим» в Любавичах. В середине 1910-х годов являлся раввином Нижнеднепровска. В 1920-1940 годах был активистом религиозного любавичского подполья в различных регионах СССР (Ленинград, Москва, Самарканд). В 1946 году Сосонкин покидает Советский Союз. В Израиле с 1950 года. Автор книги по основам еврейской философии «Ликутей дворим» («Избранное», Иерусалим, 1950) и вышедшей уже после смерти автора книги воспоминаний «Зихроноти» («Мои воспоминания», Иерусалим, 1980). Скончался в Иерусалиме в 1975 году.
В батумскую синагогу приезжали служить также раввины из Днепропетровска, Киева и Одессы, а уже в советское время из Кутаиси.
Из среды грузинских евреев – И. Бабаликашвили и Ш. Елигулашвили. Общества в разное время возглавляли Я.М.Варшавский, И.М.Пейзель, А.А.Шмидт, у грузино-еврейской общины - Шабат Мамиствалов, Биниамин Ботерашвили и другие.
Ашкеназская синагога функционировала вплоть до марта 1923 года, когда здание было передано Коммунистическому Союзу Молодёжи Аджаристана.
Что же касается синагоги грузинских евреев то, каменное здание было выкуплено в июне 1920 года у его владельца Симона Энукидзе тремя торговцами Машиахом Джанашвили, Ашуром Ароновым и Абрамом Хухашвили и переоборудовано в молельный дом на тогдашней Электрической улице (сейчас ул.9-го марта).
К 1880-м годам в Батуми, как указывалось выше, проживало около 200 евреев и , естественно, возникла необходимость создания национальных и религиозных учебных заведений. В частности, в 1881 году была основана Талмуд-Тора. При арендованном здании синагоги существовал двухклассный хедер, а в 1895 году была основана еврейская четырёхклассная школа, в которой обучалось 65 учащихся.
http://www.tiferet-zvi.ge/synagoguebatumi.htm