Страница 2 из 3

Re: Доход мещанина

Добавлено: 05 июн 2013, 18:19
mihail
Мне встречались дела о людях,не способных уплатить налоги.Поступали с ними по-разному.Финансовая помощь могла поступить извне.Дело могло стать предметом обсуждения(это что-то вроде нынешних переговоров между банком и лицом,не способным выплачивать процент по кредиту).А могли и исключить из общества быстро и не колеблясь.
Не знаю,как позже,а в николаевские времена-исключенный из общества это изгой,и первый кандидат в солдаты.. .

Re: Доход мещанина

Добавлено: 05 июн 2013, 19:13
mihail
Хочу спросить,каким именно налогом(название) облагался мелкий ремесленник(ну,к примеру,сапожник) в конце 19 - начале 20 вв?

Re: Налоги

Добавлено: 05 июн 2013, 23:16
mihail
Уважаемая Елена-mod970,мне кажется было ошибкой переносить сюда мои посты из другой темы.Согласитесь,все вместе они создали некоторую сумбурность в только что начатую тему.

С уважением,Михаил.

Re: Налоги

Добавлено: 05 июн 2013, 23:19
mod970
В прежней теме им вообще не место. Хотите их стереть - Ваше право.

Re: Доход мещанина

Добавлено: 05 июн 2013, 23:42
Юлия_П
mihail писал(а):Хочу спросить,каким именно налогом(название) облагался мелкий ремесленник(ну,к примеру,сапожник) в конце 19 - начале 20 вв?
Был промысловый налог - основной и дополнительный. Основной платили крупные предприниматели, дополнительные - мелкие. Сапожник, скорее всего, платил дополнительный.

Re: Доход мещанина

Добавлено: 05 июн 2013, 23:46
mihail
Юлия_П писал(а):
mihail писал(а):Хочу спросить,каким именно налогом(название) облагался мелкий ремесленник(ну,к примеру,сапожник) в конце 19 - начале 20 вв?
Был промысловый налог - основной и дополнительный. Основной платили крупные предприниматели, дополнительные - мелкие. Сапожник, скорее всего, платил дополнительный.
Спасибо!

Re: Налоги

Добавлено: 06 июн 2013, 04:39
Jenny
"С первым разделом Польши (1772) евреи принадлежавшей ей раньше Белоруссии составили особый «податный класс» Российской империи, так как не были включены в другие сословия. В 1773 г. они были обложены налогом (подушной податью) в один рубль, а за право продажи вина в городах — в полтора рубля. По указу от 3 мая 1783 г. евреям было разрешено записываться в мещанство и купечество и платить одинаковые с неевреями налоги. Вместо натуральной воинской повинности с евреев брали налог в 500 рублей с рекрута (с мещан-неевреев — 360 рублей) до 1827 г., когда стали призывать на военную службу евреев-мещан. В 1794–1817 гг. евреев-мещан облагали двойной податью, а для выезда за границу они должны были внести ее единовременно за три года вперед. Жалобы евреев, живших во владениях помещиков, вызвали в 1800 г. распоряжение Павла I о принятии администрацией мер, «дабы евреи не были отягощаемы излишними поборами и налогами от владельцев».

Подать с евреев собирали кагалы (согласно правилам 1781 г. о приходно-расходных книгах), ответственные за поступление денег в казну. Когда же евреи с 1783 г. начали как мещане и купцы платить налоги в сословные городские учреждения и освободились от круговой поруки, заправилы кагалов (в основном белорусско-литовские) стали хлопотать о возвращении права раскладки подати. Положение о евреях (1804) вновь возложило на кагалы ответственность за сбор налогов. Кагалы взимали подать в виде прямого налога, однако часто прибегали и к косвенным, пользуясь для этой цели коробочным сбором. В 1797 г. минский кагал использовал коробочный сбор на уплату податей. Его примеру последовали кагалы Шклова и других общин, а вскоре правительственная администрация рядом законоположений (1809, 1823, 1826, 1829, 1835, 1839, 1844, 1847) превратила коробочный сбор в источник непосредственной уплаты государственных повинностей. Непомерные сборы привели еврейскую массу в бедственное состояние, в связи с чем руководство кагалов и состоятельные члены общин, на которых падало основное бремя налогов, стремились не вписывать неимущих в ревизские сказки (книги лиц податного состояния). Так появились так называемые не‘эламим (тайные), то есть специально не внесенные в эти книги. Для облегчения податного бремени кагалы стали отказывать старикам и инвалидам в приписке к общинам. Сенат в 1819 г. потребовал причислять их к тем общинам, в которых они родились, вследствие чего были вновь приписаны свыше 130 тыс. нетрудоспособных. После введения натуральной воинской повинности (1827) кагалам было предоставлено право сдавать в рекруты евреев, неисправных в уплате налогов. Евреи-купцы, свободные от подушной подати, фактически платили ее за неимущих посредством коробочного сбора. В 1831 г. правительство обязало евреев-купцов участвовать в платеже податей наравне с мещанами-евреями того города, к которому они приписаны, если их гильдейская повинность была меньше платежей мещан, платящих за неимущих. Хотя кагалы были упразднены в 1844 г., круговая порука за сбор податей в общинах сохранялась. В 1844 г. правительство ввело также особый свечной сбор, который шел на содержание казённых еврейских училищ (с 1855 г. свечной сбор повсеместно выплачивался из суммы коробочного сбора). За еврейскими общинами накапливались огромные недоимки (в середине 1850-х гг. они достигли 8,5 млн. рублей), и в декабре 1850 г. Николай I приказал с общин, не покрывших государственных долгов в течение года, брать по взрослому рекруту за каждые две тысячи вновь недоплаченных рублей, не списывая их из суммы недоимок, а если и в следующем году недоплата не будет покрыта, брать нового рекрута (сенатский указ от апреля 1852 г., отменен в 1856 г.). С отменой в 1863 г. повсеместно (за исключением Сибири, а также Бессарабии, в которой была сохранена турецкая система налогов) подушной подати с мещан оставшиеся подушные земские повинности покрывались главным образом суммами коробочного сбора (например, в 1868 г. по Киеву губернский земский сбор с евреев составлял сто тысяч рублей, из которых восемьдесят тысяч были взяты из коробочного сбора). Для поощрения еврейского земледелия были введены льготные налоги на евреев-земледельцев. В конце 1880-х гг. подать была заменена налогом с доходов и имущества, а подушный сбор (21 копейка) был оставлен лишь для евреев-земледельцев. В Закавказском крае подымную подать (с совместно проживающей семьи) с 1836 г. платили, как и все сельское население, горские и грузинские евреи, не приписанные к городским сословиям.

В Царстве Польском сохранялись введенные в герцогстве Варшавском предназначенные для казны кашерный сбор с продажи мяса и птицы (с 1809 г.) и так называемый таможенный или билетный гелейтцолль (с 1810 г.). Временно вводился также кашерный сбор на содержание еврейских больниц (отменен в 1840 г.). Кашерный сбор, который давал местному правительству в конце 1850-х гг. 350 тыс. рублей дохода, в 1862 г. был отменен. Гелейтцолль (19 польских злотых) взимался с иностранных евреев за въезд в Царство Польское, в том числе и с приезжих из других частей Российской империи. В 1819 г. депутат еврейского народа З. Зонненберг безуспешно хлопотал об отмене этого налога с российских евреев, а в ответ на подобное ходатайство ковенских евреев (1826) цесаревич Константин Павлович счел необходимым не только сохранить налог, но и распространить его на евреев Царства Польского, въезжавших в Россию. Однако министр финансов Е. Канкрин по собственной инициативе предписал в 1833 г. уменьшить этот налог на 50% и не распространять его на евреев Царства Польского. В 1855 г. гелейтцолль был отменен.

С евреев Киева в 1857–1917 гг. взимался «акцизный сбор с кашерных предметов», который вначале шел в пользу городской казны, а затем частично использовался и на еврейские нужды.

Наряду с общими и дискриминационными евреи большинства стран платили и общинные налоги, шедшие на содержание синагог и общинных учреждений. Синагоги обычно существовали на взносы прихожан, плату за место и добровольные пожертвования. Среди сефардов практиковалась финта — система налогообложения в соответствии с доходом каждого члена общины, определяемым специальными общинными оценщиками — финадорами. В таких странах, как Германия и Италия, где еврейские общины были официально признаны и их деятельность регулировалась законом, налоги, собиравшиеся в пользу общины, находились в ведении властей; отказ от уплаты общинных налогов был равносилен выходу из общины. "

http://www.eleven.co.il/article/12901

Re: Налоги

Добавлено: 06 июн 2013, 05:25
ALLA PESINA
У меня возникло 2 вопроса.1-й отличался ли налог для отставных солдат и 2-й когда этот человек служил кто платил налог за его семью

Re: Налоги

Добавлено: 06 июн 2013, 07:35
mihail
ALLA PESINA писал(а):У меня возникло 2 вопроса.1-й отличался ли налог для отставных солдат и 2-й когда этот человек служил кто платил налог за его семью
Когда служил,от налогов освобождался.Естественно и семья при этом налогов не платила.При выходе в отставку,записавшись в податное сословие,платил налоги на общих основаниях.
Те нижние чины,которые поступив на службу до 10-й ревизии(1858),были уволены в отставку до 25.06.1867 и никуда не приписались,не обязывались лично к приписке,если сами того не желали.Вывод:эта категория,не приписавшись к податному сословию,налогов не платила до конца жизни.Другой вопрос,насколько такая неприписка сказывалась на их детях.
Поступившие же на службу после 10-й ревизии,по увольнении в отставку,возвращались либо в состав своих прежних обществ,либо приписывались к любому по своему желанию,ибо имели на то право.И начинали платить там налоги.
Вообще понятие "служба",и это касалось не только службы военных,не предполагало налоговое обложение.

Вот неплохой материал об обустройстве отставных: http://pipss.revues.org/973

Re: Налоги

Добавлено: 06 июн 2013, 08:51
mihail
Вот еще вопрос:
В 1863 году с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости:
http://lib.4i5.ru/cu555.htm
Теоретически,мещанство предполагает наличие недвижимости.
Было ли так на деле?.Например,еврейская семья,будучи приписанной к одному обществу,
перебравшись на ПМЖ,допустим,в другую губернию,наверняка по месту приписки никакого
недвижимого имущества не оставляла.
А по фактическому месту жительства собственной недвижимости могла и не иметь,снимая жилье,например.
Как тогда она облагалась налогом?Не было ли это способом,уйти, хотя бы частично,от налогов?

И как такое обстоятельство,если все было именно так,применять к реальному поиску в архивах?
Возможно,в случае найма жилья,деньги за него платились владельцу недвижимости,а уж с него снимался
квартирный налог.В таком случае получается,что семья,снимавшая жилье (да еще и не занимавшаяся ремеслом),
никаких "налоговых" следов в архивах не оставит?

Re: Налоги

Добавлено: 06 июн 2013, 10:20
Юлия_П
mihail писал(а):Теоретически,мещанство предполагает наличие недвижимости.
Было ли так на деле?
Ни мещанство, ни купечество не предполагало наличие недвижимости. Были мещане оседлые (у которых была недвижимость) и неоседлые. Крупным черноморским городам была дана льгота в начале 19-го века - так вот, все оседлые купцы и мещане по этой льготе податей не платили.

Re: Налоги

Добавлено: 06 июн 2013, 10:29
mihail
Спасибо.
То есть существовала группа мещан,налогов как таковых не платившая,а платившая их,например,с занятия ремеслом?
Меня,по большому счету,интересуют следы в архивах,то есть в каких учреждениях мещанин оставлял свой "налоговый след"?


P.S. Юлия,признаю свою ошибку: нигде следов исключения из мещанства за неуплату налогов не нашел.Напротив,есть лишь такие:

По прошениям разных лиц о сложении недоимок и повинностей
О применении разных наказаний мещан за порочное поведение
О принятии разных мер к наказанию мещан за порочное поведение
О сложении с беднейших мещан недоимок
О сложении с мещан недоимок в связи с коронованием Николая II
Приговоры собрания выборных мещанского общества и переписка об удалении из общества мещан за
пьянство, кражи, драки и другие преступления

Re: Налоги

Добавлено: 06 июн 2013, 13:23
Юлия_П
На самом деле, это - достаточно важная тема. Кое-что я могу рассказать по своему опыту просмотре документов в украинских архивах, но, подозреваю, в центральных российских архивах документов куда больше.

Относительно налоговой льготы - она была предоставлена только в отдельных городах Юга и действовала лишь в первой трети 19-го века. Люди, попадавшие под эту льготу были выделены отдельно в списках купеческих капиталов. И были отдельные списки оседлых.

Re: Налоги и Налогоплательщики

Добавлено: 07 июн 2015, 22:17
yvb
Вопрос по поверенным вспомогательного коробочного сбора. Согласно Положению о коробочном сборе с Евреев от 25 октября 1839 года коробочный сбор отдавался по контракту в откуп.
В каких фондах и документах можно найти информацию о поверенных вспомогательного коробочного сбора? Может кто-то находил такие документы?

Re: Налоги и Налогоплательщики

Добавлено: 07 июн 2015, 22:42
Юлия_П
yvb писал(а):Вопрос по поверенным вспомогательного коробочного сбора. Согласно Положению о коробочном сборе с Евреев от 25 октября 1839 года коробочный сбор отдавался по контракту в откуп.
В каких фондах и документах можно найти информацию о поверенных вспомогательного коробочного сбора? Может кто-то находил такие документы?
Я никогда не сталкивалась с термином "поверенные вспомогательного коробочного сбора". Это и есть откупщики? Или это кто-то другой?
Знаю, что были сборщики налогов, которых выбирало общество. А были откупщики, которые брали коробочный сбор на откуп. Информация и о тех, и о других, как правило, в документах Городской думы.

Re: Налоги и Налогоплательщики

Добавлено: 07 июн 2015, 23:39
yvb
Фонд Городской Думы сохранился очень фрагментарно и все дела полностью просмотрены. В одном из дел под названием: "Журнал расхода всем денежным бумагам" есть ежемесячные записи о сдаче денег в уездное казначейство такого содержания:
"По указу Городской Думы дата № отослано в уездное казначейство представленные при объявлении поверенным Оршанского вспомогательного коробочного сбора Евреем таким-то следуемые по контракту арендные за вышеписанный сбор деньги за такой-то м-ц на уплату податей за мещан евреев Г. Орши в такой-то сумме".
В Положении написано:
5.jpg
15.jpg
22.jpg
Из всего этого непонятно, поверенный - это избранный обществом человек или откупщик?
Может в каких-то губернских или генерал-губернаторских фондах можно найти что-то об этих поверенных?

Налоги и Налогоплательщики

Добавлено: 04 июн 2017, 01:30
Shifra
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона в статье Ю.И Гессена о свечном сборе есть такая фраза: "Налагаемая на каждое семейство сумма должна была быть по указанию министерства соразмеряема не с числом душ семьи, но с ее средствами; таким образом значительная часть С. С. падала на имущие классы". В связи с этим у меня вопрос: что говорит о финансовой состоятельности налогоплательщика( точнее, к какой группе среднего класса он принадлежит) сумма налога в 1, 2 и 3 рубля, если она взимается в 1906 году?

Налоги и Налогоплательщики

Добавлено: 03 сен 2018, 05:51
Shifra
Если человек, имевший недвижимость (особняк ) и ювелирный бизнес в уездном городе, включен в списки выборщиков 1912 года по статьям "недвижимость" и "госналог",
что в данном контексте означает "госналог'? Это связано с дополнительными видами недвижимости?

Налоги и Налогоплательщики

Добавлено: 27 июл 2019, 09:37
drdavid
Михаил,
Я нашел в интернете в сайте архивы Белоруссии упоминание о кустарях и налогоплательщиках Жлобина и заказал эту информацию поскольку было весьма вероятно, что она касалась моих дедов с обоих сторон. Эта информация содержала также адреса семей налогоплательщиков и состав их семей. Получив информацию (около 50 файлов) я смог убедиться что информация точно относится к моим дедам, установил адреса их проживания и их бизнесов (пекарня и сапожная мастерская). И вообще там было много забавного и дажне трогательного.Так что что-то полезное получилось. Я не жалею что потратил деньги.
С уважением,
Давид

Налоги и Налогоплательщики

Добавлено: 17 июн 2021, 14:44
Галина Борисовна
НАшла в Приложении к Таврическим губернским ведомостям Список лиц по выборам в 3-ю Государственную думу. Суть не в самом списке, а в том, что напротив фамилии некоторых лиц стоит запись "квартал. по налогам". Что это означает, не подскажете? И если это должность, то каким образом ее получали?