Коммерческий суд
Добавлено: 23 авг 2011, 01:56
Не подскажите ли кто такие маклеры в 1880-х гг, чем именно занимались и где их можно найти, если один из предков упоминается как маклер (в РИ за чертой )?
Могу лишь привести частный пример: Измаильскому Коммерческому суду в марте 1841 г. предоставлено было право на "...определение и увольнение маклеров,нотариусов,аукционистов и браковщиков ... и надзор за действием сих лиц...".Юлия_П писал(а):Кто-то может рассказать, в чём заключалась работа маклеров, нотариусов и браковщиков коммерческого суда? Все ли эти должности были избирательными? По какому принципу на них назначались люди?
Во-первых,по поводу браковщиков.Исходя из той информации,что удалось найти,они мне представляются некой смесью товароведа и контролера ОТК.Попросту говоря - это эксперт по конкретному товару или по группе товаров.Часто с правом "поставления" собственного клейма - то есть,в некотором смысле,являлись гарантами качества инспектируемого продукта.Исходя из этого,браковщик коммерческого суда - это,получается,судебный эксперт.Юлия_П писал(а):...Любопытно, как они сочетали эти занятия? Насколько коммерческий суд их загружал? Насколько работа в суде была престижной и хорошо оплачиваемой?
Как раз за этот период принято несколько важных законов в этой области:stvers писал(а):В РГИА встретилось дело "О допуске евреев к должностям публичных нотариусов и маклеров", датированное 1851 - 1855 гг.
Лилия Григорьевна Белоусова (зам директора нашего архива и наиболее грамотный и компетентный сотрудник) в этой статье сделала обзор огромного фонда Коммерческого суда. Честно говоря, я просмотрела лишь небольшое количество дел оттуда - преимущественно это какие-то судебные разбирательства, решения о передаче собственности и т.п. Фигуры самих работников суда оказываются за кадром. Чуть лучше я проработала аналгичный фонд в Херсоне (там - самое начало XIX в.). Таки текст практически нечитаемый, но опять же - никаких сведений о маклерах и нотариусах - только описание сделок, заверяемых в суде.mihail писал(а):По коммерческим же судам и,в частности,по одесскому,вот эта статья: http://history.org.ua/LiberUA/978-966-02-6645-2/4.pdf кажется мне наиболее информативной.В ней,кроме прочего,есть указания на архивные источники по данному вопросу.
Это и свидетельство их авторитета в данный момент времени и,в то же время,ступенька к расширению влияния в этом городе,уезде или губернии.Я занимался историей своих предков - купцов.И изучая их поступки,вижу,что схема тут достаточно проста: помимо чисто коммерческой составляющей,люди занимались многим,что мне кажется от коммерции очень далеким.На первый взгляд.А на второй взгляд все становится понятным - ставится цель добиться известности и,по возможности,обзавестись связями.Дело находится не только для мужчин-купцов,но и для жен,и для дочерей,и для невесток - у моих купцов все они были пристроены в различные (еврейские и не еврейские) попечительские советы,благотворительные общества и т.п.Цель одна - известность,репутация и связи.Этот "первоначальный период накопления морального капитала" длился лет 10-15.Зато потом появлялась возможность нажимать на такие кнопки,что и подумать "страшно" - выход уже был не на первых,конечно,но на вторых лиц империи - это точно.Юлия_П писал(а):...- их назначение - свидетельство их авторитета в обществе (если должности выборные)? или авторитета у местных властей (если должности назначаемые)? или что-то ещё?
- отказывались ли они от ведения собственной коммерции на время работы в суде? Фигурируют там одни и те же фамилии в разные годы - не верю, что от собственных дел и прибыли они отказывались (скорее лоббировали в суде свои интересы). Приходилось ли вести свой бизнес через подставных лиц, чтобы совместить с судом?
О! Про это я могу Вам рассказать . Избрание попечителем было свидетельством авторитета в обществе. Но сами избранные были от сего обстоятельства не в восторге. Оно их тяготило - мешало заниматься коммерцией, требовало от них определённый усилий. Но отказаться напрямую они не могли - не престижно . И начиналась муторная переписка - еврей убеждал начальство, что он болен и не может исполнять обязанности попечителя. Или что ему надо надолго отлучаться по коммерческим делам - и он опять же не может исполнять обязанности попечителя. Начальство сначала было благосклонно - отвод принимало, назначало новые выборы. Но с новыми попечителями повторялось то же самое. В результате (когда срок попечительства уже подходил к концу!) начальство говорило: стоп, хватит - неважно, больной или занятый - всё равно будешь попечителем. Но очень быстро наступал срок новых выборов - и всё снова по кругу.mihail писал(а):все они были пристроены в различные (еврейские и не еврейские) попечительские советы,благотворительные общества и т.п.Цель одна - известность,репутация и связи.
Ну,это да,я не отрицаю.Но и побочный эффект (у моих предков-купцов,во всяком случае) это тоже имело.Я держал в руках несколько писем,представлявших неофициальную переписку с каким-нибудь значительным лицом.Как правило,письмо содержало просьбу о чем-либо.Так вот,опять же - как правило,там были фразы типа "...я имел честь заседать с Вами тогда-то и там-то...","я имела честь быть представлена Вашей жене на собрании общества любителей того-то или того-то...".Юлия_П писал(а):...Но надо сказать, что были и настоящие попечители, которые реально занимались своими обязанностями.
Я описывал,прежде всего,времена Александра II.Хотя одному моему предку,решая крупные проблемы мстиславской общины,удалось дойти то ли до Бенкендорфа,то ли до цесаревича (будущего Александра II).Это было в 1840-х.Из чего я делаю вывод,что и тогда связи имели первостепенное значение.Юлия_П писал(а):Опять же речь о первой половине 19-го века, когда еврейское общество ещё было достаточно изолированным - и ценность общегородских связей ещё не была столь высока, как в боле позднее время.
Я всегда старалась дистанцироваться от революционной деятельности моих персонажей. Наверное, моё подсознание отказывается принимать факт, что дети и внуки тех, кто создавал Одессу, её же и уничтожили (а вместе с ней и самих себя).mihail писал(а):Поэтому "дети" уже связями пренебрегали - хоть и были купцами 1-й гильдии и почетными гражданами,все,практически поголовно,пошли в революционеры
Именно об этом поколении (давайте назовем их "правнуками" тогда) я и говорю.Поскольку мы обсуждаем связи,то их родителям как раз эти,когда-то с трудом налаженные в 1850 - 1870,связи и приходилось использовать,чтобы вытащить своих чад из проблем с полицией или жандармами.В оправдание же этих "детей" могу сказать только то,что будущее представлялось совсем не таким,каким,при их участии,оно получилось.Многих морально сломали погромы,особенно кишиневский - об этом я много где читал - там уже только ненависть в душах осталась.Нет,я их не осуждаю,однако,лучше б они подались в сионисты и поехали бы в Палестину,как многие из их поколения и поступили.И,мой интерес к ним не выходит за рамки генеалогии.Юлия_П писал(а):... А вот уже их дети - те да, отучившись в гимназиях-университетах, они переставали быть частью еврейской купеческой машины. Они с лёгкостью принимали христианство, с лёгкостью вовлекались в революционную деятельность - даже если не саму деятельность, то в спонсирование её на деньги родителей. Это были уже совсем другие дети, не похожие на их родителей. Не скажу "выродки" - время было такое - и они были детьми своего времени. Но они мне уже не интересны...
Вот полный текст этого "дозволения":mihail писал(а):- "Дозволение одесским маклерам и нотариусам из евреев,определенным до издания закона 8 декабря 1852 г. совершать по прежнему акты между христианами и христиан с евреями" в 1855.