Евреи - казаки?

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Евреи - казаки?

#1 Nison » 20 фев 2011, 21:15

http://ukamina.com/books/koe.html

Вот, кому интересны изыски одного нашего прихожанина.

Можно накидать сюда критику.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Казаки и евреи

#2 Nison » 11 авг 2013, 11:18

Вот Вам ещё о "первых евреях Одессы"

Из ФБ:

Рассказывают, что как то раз БЕШТ, в сопровождении любимого зятя, р.Ихиеля Ашкенази, по прозвищу «Дайч» (многие считают что «Дайч» - это фамилия. За границей – может быть. А у нас это – довольно обидное прозвище) приехал в Одессу.
Нужно сказать, что р.Иехиель – одна из самых таинственных фигур, времен раннего хасидизма. Почти нигде в письменных источниках не упоминается. В «Шивхей БЕШТ», например, вообще ни разу. С другой стороны – муж Адель, любимой дочери, и большой хасидский ребе (говорят, экзаменовать будущего зятя БЕШТ доверил Мохиаху из Полонного. И тот остался очень доволен тем, что на все вопросы молодой человек отвечал: «Не знал, не знаю и не узнаю»). Отец р.Моше-Хаима и Садилкова, р.Боруха из Межибужа и Фейги, мамы р.Нахмана из Бреслава и брата его, р.Иехиеля, названного в честь дедушки...
Конечно же, я так подробно рассказываю общеизвестные вещи о р.Иехиеле Ашкенази только затем, чтобы увернуться от вопроса «Какая Одесса, если Одесса была основана в 1794-ом (какой рижанин в наше время не помнит дату основания Одессы?)». А даже если допустить, что БЕШТ ездил к Черному морю в год своей кончины, то это всё равно 1760-ый. Я это понимаю. Но поймите и меня. Если р.Фоля Кан пишет «приехали в Одессу», значит какая-то Одесса у них там была. Низенько.
Пляжи, правда, были совершенно неблагоустроенны. Чтобы не сказать хуже. БЕШТ и р.Ихиель пошли совершать омовение. БЕШТ выплыл. А р.Иехиель утонул.
(Да, я тоже помню, что в «Бейс а-Ребе» сказано, что Альтер Ребе, будучи при дворе своего учителя Магида, своими ушами слышал от р.Иехиеля маймор, пересказанный со слов БЕШТа и т.д. Ну что поделать...Нужно, по всей видимости, предположить, что р.Иехиель приходил в гости к Магиду с того света. Это, кстати, объяснит и то как он говорит маймор в присутствии Магида и т.д. Конечно, версия так себе. НО всяко лучше, чем допускать, что у БЕШТа было два зятя и оба иехиели).
Р.Исроэль обратился к прохожим с просьбой передать первому еврею, который им попадется, просьбу прийти на берег, чтобы помочь соплеменнику.
Через некоторое время пришел первый попавшийся еврей. БЕШТ коротко объяснил ему, что произошло, объяснил, в общих чертах, кто он такой, кем был покойный. И попросил принести инструменты и помочь похоронить р.Иехиеля.
БЕШТ добавил, что место могилы его зятя должно остаться в тайне. Никто, кроме хоронивших, не должен знать, где она находится. И добавил, что вообще-то, все молитвы которые будут вознесены над этой могилой, будут немедленно и сполна удовлетворены Небесами. Достаточно прозрачно намекая, что такова будет награда за точное исполнение указаний: неограниченный и, фактически, эксклюзивный доступ к ТАКОМУ каналу связи!
Еврей намек понял. Быстро прокрутил в голове варианты. И ответил, что один никак не справится. Нужно звать сына. Больше никого, не дай Б-г, но сына – совершенно необходимо.
БЕШТ не стал торговаться над остывающим телом зятя и условие принял.
После похорон, БЕШТ еще раз предупредил отца и сына никому не открывать тайну месторасположения могилы и продолжил свой путь.
Прошло много лет. Поскольку у нас такая путаница с хронологией, то даже не будем пытаться сосчитать сколько. Ну, должно быть около века.
И вот, где то в это время над одной цветущей галицианской общиной начали сгущаться тучи. Причем такие, что руками не разведешь. Лучшие люди общины собрались, посовещались, проверили все варианты и поняли, что ничего не поделаешь? Нужно ехать к специалисту по спасению народа Израиля. Тогда таких было немало (и работы хватало всем). Решили не мудрить и ехать к тому, что под боком – к р.Исроэлю из Ружина.
Приехали, а у р.Исроэля пир горой. Делать нечего, пришлось терпеливо есть, пить и слушать. Среди прочего, услышали, из уст самого р.Исроэля, историю про чудодейственную могилу р.Иехиеля Ашкенази.
Евреи же. Все умные, все хитрые, все на ходу подметки режут. Все понимают в ѓашгохе протис. Мигом сообразили, что раз им рассказывают про одесские пляжи, значит им туда. И не прощаясь, чтобы не мешать веселью, бочком-бочком и к двери.
Приехали в Одессу. Ну это уже совсем не та Одесса, что в первый части. Это уже уездный город Это размах и перспектива. И в этом оживленном городке нужно найти еврея, который жил там за несколько десятилетий до того, как городок был основан.
И что вы думаете? Нашли. Папа, естественно, умер. А вот сын здравствовал. Только показать где заветная могилка категорически отказался. Что ему только не пели – и о том, что на кону судьба тысяч евреев, и что обещание давал папа, а не он, и деньги сулили немереные. Не помогло. Начали искать компромиссы. Искали, пока не нашли. Согласился человек за совершенно бешеные деньги взять гостей в телегу, завязать им глаза, отвезти на место, там дать им помолиться не снимая повязок и вернуть в город. Всем показалось, что это не будет нарушением обещания никому не открывать, где могила.
Пока договаривались, стемнело. Решили ехать под утро, в те золотые часы, когда, как известно, лучше всего грабить города и молиться утреннюю молитву.
А ночью к сыну пришел во сне отец. И сказал ему: «Ну что же ты так сынок? Ведь договаривались же...А ты вот так....Мог бы при этой могилке жить припеваючи до прихода Машиаха. А теперь собирайся. Пойдешь со мной.». Умер тихо, никто до утра и не заметил.
Делать нечего, пришлось возвращаться к р.Исроэлю. Который их уже поджидал, был в курсе их приключений и разговор отца с сыном это он им передал. А потом помолился за них и за всю их общину и все у них прошло, слава Б-гу.
Кто-то может подумать, что это майса о том, что не стоит ездить в Одессу. Так вот, она – совершенно о другом.

Из "Вестника":

http://www.vestnik.com/issues/1999/1026/win/iohvid.htm

Алина ИОХВИДОВА (Торонто)

ЕВРЕИ-ЗАПОРОЖЦЫ ПОД СТЕНАМИ ХАДЖИБЕЯ

Вот уже несколько лет прямо в границах исторического центра Одессы ведутся археологические работы. Благодаря этим раскопкам чего только не смогли узнать одесситы об истории города! И о ритуале основания Одессы и связанных с этим волнующих событиях, и о подробностях штурма турецкой крепости Хаджибей, завоеванной для российской короны в 1789 году. И даже об античном городе Борисфене, упоминаемом "отцом истории" Геродотом: как выяснилось, он находился именно там, где позднее была основана Одесса.

Научный руководитель археологических раскопок - профессор истории, автор многих статей и книг по истории Северного Причерноморья, доктор исторических наук Андрей Олегович Добролюбский.

* * *

- Даже сам процесс раскопок проходил оригинально и необычно, вполне по-одесски, - рассказывает А.Добролюбский. - Первоначальная идея наших поисков была заманчива и достаточно проста: мы просто хотели порыться в "культурных слоях" города, относящихся к пушкинской эпохе. А вдруг найдутся предметы, принадлежавшие самому поэту! Мы и не представляли тогда, к чему это нас приведет.

Работы в сквере у Оперного театра начались осенью 1995 года. С самого начала мы понимали, что нас ждут большие трудности, связанные с получением разрешения на подобные раскопки. Ведь речь шла о самом "сердце" Одессы, его историческом, культурном и архитектурном центре.

Для того чтобы вызвать к нашей затее симпатии и сочувствие, мы придумали оригинальный ход: организовали "Клуб городских сумасшедших им. Володи Дубинина", президентом которого стал Олег Губарь, известный одесский ученый-краевед и писатель. Теперь можно признаться честно: мы очень боялись неудачи, а клуб как бы позволял всю нашу затею обратить в шутку. Мы также стремились к общенародной поддержке нашей затеи, призывая всех желающих принять в ней участие. И таковых нашлось немало.

Фактически мы использовали педагогический прием Тома Сойера при покраске забора: если помните, все мальчишки упрашивали его дать им тоже поработать кистью. Так получилось и у нас. Временами и у нас за лопатами люди становились в очередь. Всем хотелось узнать, что мы ищем и первыми увидеть, что же мы все-таки найдем. Ведь где еще на свете живут столь любопытные и любознательные люди, как одесситы! Так мы изобрели "народно-театральное движение в археологии как направление балаганно-смеховой культуры".

Однако в заголовке статьи стоит парадоксальное сочетание слов: евреи-запорожцы. Это не литературный прием. Речь и в самом деле пойдет о евреях, причем не только живших, но и служивших и воевавших под стенами Хаджибея. Как удалось это определить?

В июле 1997 года при работах у Воронцовского дворца мы вскрыли слой античного времени VI1-V вв. до н. э. и обнаружили остатки каменного сооружения. (см. фото). Сохранилась кладка, правда, сильно поврежденная наверху. Как выяснилось, это была часть порога. Порог указывал на место входа в округлое помещение, большая часть которого давно оползла в обрыв. Провели "зачистку" кладки и обнаружили доказательства очень для нас важного факта: найдены остатки Хаджибейского замка, построенного в 1765 году и взятого штурмом отрядом Иосифа Дерибаса в сентябре 1789 года. Теперь стало ясно, что Хаджибейский замок располагался едва ли не точно на месте нынешнего Воронцовского дворца. А это означает, что античный слой в этом районе неплохо сохранился, поскольку в этом месте почти ничего не строилось нового. И вот во время очередного сезона работ на Приморском бульваре мы и обнаружили нечто неожиданное даже для нас, уже привыкших ко всякого рода улыбкам судьбы.

Примерно в 5 метрах к югу от остатков бастиона нас привлекла обширная свалка мусора ХIX - первой половины ХХ веков. "Мусорная свалка" звучит не очень романтично. Но у археологов несколько иное восприятие романтики, а самые интересные открытия делаются порой в могильниках, мусорных свалках прошлых веков и тысячелетий, да и в других, еще менее романтичных местах.

Эта небольшая яма резко отчленялась от окружавших его слоев своим заполнением - мраморным бутом и крошкой. В заполнении этой ямы и были найдены обломки мраморных плит с надписями - видимо, от надгробий. Всего мы обнаружили девять фрагментов различных надгробий, из которых четыре - на русском языке, а пять - на иврите. Все они выполнены на тщательно обработанных мраморных плитах одинаковой толщины , что само по себе уже может указывать на сравнительно высокий статус умерших. На одной из "русских" надписей прочитывается имя "Исаак", на буквах местами сохранились остатки позолоты. Три других обломка с надписями сохранились хуже, на них лишь фрагменты русских букв и цифры.

Верхняя часть одного надгробия с надписью на иврите сохранила достаточно внятное сообщение о том, что здесь "похоронена скромная женщина, имеющая великие древние корни". Еще на одном фрагменте также имеется знак "похоронен". Рядом с ним изображен символ дома Aаронитов - одной из семей в израильском колене Левитов. Эта семья издревле состояла лишь из священнослужителей. Изображен знак благословения в виде соприкасающихся пальцев обеих ладоней, которые "формируют" Звезду Давида. Такой знак ставят только на мужских захоронениях, он показывает, что усопший имеет древние корни в роде Когенов (Коэнов).

Если бы наши надгробия относились к первым десятилетиям существования Одессы, то их обнаружение легко объяснимо: уже ревизия 1795 года указывает на достаточно большую еврейскую прослойку населения (246 из 2349 душ). Но дело в том, что мы можем достаточно точно датировать найденную яму "доодесским" периодом, то есть до конца 80-х гг. ХVIII века. Таким образом, впервые получается ясное археологическое подтверждение тому, что немалое число евреев проживало в Хаджибее и близ него до 1789 года.

Эти сведения не слишком привычны для нынешних представлений о населении края в конце ХVIII века. Впрочем, знатоков одесской истории это не удивляет. О посещении еврейскими торговцами Хаджибея еще в прошлом веке писал известный историк Одессы В.А.Яковлев. А в "Краткой еврейской энциклопедии" 1992 года сообщается, что до взятия Хаджибея русскими войсками в нем обитало 6 евреев (возможно, речь идет о 6-и семьях). Эти данные вполне соотносимы со сведениями о старинном еврейском кладбище с надгробиями ХVIII века, которое сохранялось еще в конце ХIХ века "по дороге на Хаджибейский лиман".

Однако контекст нашей находки таил в себе некую загадку. Было ясно, что обломки надгробий были аккуратно уложены на дно специально вырытой для этого ямы у Хаджибейского бастиона и тщательно забутованы. В этом и состоит историко-археологическая "изюминка" - мы столкнулись с сознательным захоронением надгробий под стенами Хаджибейского замка. Вероятно, была необходимость их надежно спрятать. И это никак не могло произойти в тайне от турок - слишком близко к стенам замка произошло захоронение. А произойти оно могло лишь в предощущении очевидной опасности осквернения еврейских могил. Такая опасность могла исходить лишь от непосредственного врага - общего и для турок, и для хаджибейских евреев. Этим врагом могла быть лишь Россия и служившие ей украинские казаки. Известно, что с 1769 по 1775 годы на Хаджибей совершалось несколько набегов со стороны казацких отрядов, вырезавших и грабивших мирное население. Кроме того, в июле 1774 года замок был взят русскими войсками, но затем возвращен Турции вместе с Очаковской областью после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Видимо, упомянутое кладбище образовалось позднее, в относительно спокойный для Хаджибея период между русско-турецкими войнами (1775-87 гг.) - вплоть до казацкого набега осенью 1788 года под руководством Захара Чепеги.

Откуда же здесь взялось еврейское население? Напомню, что менее чем через год после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 года, по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Их история хорошо изучена. Другая часть запорожцев перешла в Очаковскую область, на земли между Бугом и Днестром. В конце концов число запорожцев достигло 40 тыс. человек, образуя население так называемой "Ханской Украины". В августе 1778 года им были выделены земли для основания Сечи в низовьях Днестра и Кучургана. Старш на приняла присягу, согласно которой 40 тысяч запорожцев обязывались служить "турецкому двору верно и непременно". Все это вызывало серьезную обеспокоенность русского правительства Оно всячески стремилось отселить враждебных России запорожцев за Дунай, подальше от русских границ. Однако этот вопрос так и не был решен до начала очередной русско-турецкой войны 1787-91 гг. Очевидно, что запорожцы, оставшиеся на службе России и запорожцы, служившие Турции, оказались "по разные стороны баррикад".

А что же евреи? Сама мысль о пребывании евреев в запорожской среде кажется маловероятной, пожалуй, любому человеку, воспитанному в духе российско-советской исторической традиции. Это настолько очевидно, что когда в начале 1950-х гг. секретарь Одесского обкома компартии рассказал в своем докладе, что "был в Одессе профессор, который разыскал в Запорожье Янкелей и Ицек" (так по стенограмме), то это заявление вызвало оживление и хохот в зале.

Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я.Боровой. Он еще в 1930-е гг. обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать "по-еврейски" не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками. Поэтому они были неизвестны даже маститым авторам, специально занимавшимся в то время историей Запорожья. Видимо, они мало известны и ныне действующим украинским историкам, хотя кое-какая информация об этом просочилась. Один украинский писатель даже написал повесть, в которой героями и участниками были евреи-запорожцы. Когда мы сопоставили эти документы с нашими надгробиями, то стало ясно, что они являются археологическим подтверждением существования еврейского населения в среде запорожцев, в том числе и ушедших под Хаджибей после 1775 года. Труды Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной - настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как "воюющая сторона", как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.

На фоне сказанного кажется естественным, что группа евреев-казаков оказалась в числе запорожцев, которые, начиная с 1775 года, после разгрома Сечи, "убрались под Турка", поселились у подошвы "Гаджибейской крепостцы" и после основали предместье нашего города - Пересыпь. И если это так, то само расположение еврейского кладбища с надгробиями ХVIII века близ дороги к Хаджибейскому лиману вполне объяснимо - это было кладбище евреев-запорожцев, бежавших под защиту турок. Осквернить это кладбище могли лишь их тогдашние враги в условиях начавшейся войны 1787-91 гг.

Наиболее вероятно, что упомянутое кладбище пострадало в ноябре 1788 года, во время набега казацкого отряда Захара Чепеги. Набег, очевидно, был осуществлен лишь "для истребления сооруженных там магазинов для провианта". Видимо, нетрудно было при этом и покрушить надгробные памятники на "жидiвськом" кладбище. А в тревожных военных условиях того времени уцелевшие хаджибейские евреи опасались восстанавливать могилы своих родичей, и обломки надгробий были тщательно спрятаны, "захоронены" под защитой хаджибейских стен. Замок охранял это "захоронение" вплоть до своего падения в сентябре 1789 года.

Показателен состав обломков в "захоронении" - ясно, что после вандализма на еврейском кладбище были отобраны и спрятаны наиболее "ценные", значимые обломки надгробий, принадлежавшие самым родовитым членам общины, в том числе и священнослужителю-левиту. Это же, видимо, касается и обломков с надписями на русском языке. Можно лишь предположить, что в еврейской среде запорожцев язык общения не имел существенного значения. По наблюдениям С.Я.Борового, многие документы из архива Запорожской Сечи написаны на украинском языке, транслитерированном еврейскими буквами. Это - редчайший случай в архивной практике. Поэтому А.А.Скальковский не сумел их прочесть.

Другой редчайший случай, на этот раз в археологической практике, сберег описанный памятник до наших дней. Археологическая удача позволила нам вырвать этот драматический эпизод предыстории Одессы из мрака забвения.

* * *

Рассказанная здесь Андреем Добролюбским история - лишь одна из множества удивительных страниц целой повести, вернее, эпопеи. Здесь переплелось многое: и драматические античные эпизоды, и противостояние России и Турции в XVIII веке, и возникновение в степях Причерноморья необычайного города, воплотившего идеалы античности, и совершенно незаурядная судьба основателя этого города - Иосифа Дерибаса и его соратников. "Еврейские мотивы" этой повести звучат очень сильно и порой неожиданно.

Археологические работы в пределах Одессы далеки от завершения. Позади еще один сезон раскопок, он принес много нового, в том числе и новые обломки еврейских надгробий. Их описание, расшифровка и разгадка их тайн еще впереди.

Юля! Что скажете?
Тут писали, что казаки могли быть только православные.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Одесса

#3 mod970 » 11 авг 2013, 11:54

Тут писали, что казаки могли быть только православные.
Казаки могли принять к себе выходца любой конфессии при условии, что он принимал православие. Эту тему исследовали ещё в 19-м веке, и это - доказанный документально исторический факт. В нашей библиотеке, в разделе "История евреев" есть несколько статей из журнала "Киевская старина", посвященных взаимоотношениям казаков и евреев.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)
Болотников (Середина Буда, Ухтомское)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)
Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)
Цоглин - (Сибирь),
Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.
Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Elena G.
Сообщения: 1881
Зарегистрирован: 04.11.2010
Откуда: Canberra, Australia
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 525 раз
Контактная информация:

Re: Одесса

#4 Elena G. » 11 авг 2013, 12:21

mod970 писал(а):
Тут писали, что казаки могли быть только православные.
Казаки могли принять к себе выходца любой конфессии при условии, что он принимал православие. Эту тему исследовали ещё в 19-м веке, и это - доказанный документально исторический факт.
Факты фактами, а практика практикой. :lol:
В 1888 г. в Мариуполе умерла 60-летняя казачка Новониколаевской станицы Рахель Осипова. Запись Мариупольской синагоги.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Одесса

#5 Nison » 11 авг 2013, 13:44

Elena G. писал(а):
Факты фактами, а практика практикой. :lol:
В 1888 г. в Мариуполе умерла 60-летняя казачка Новониколаевской станицы Рахель Осипова. Запись Мариупольской синагоги.
Может это казачка, которая гиюр приняла?
Хотя до 1905 она, наверное, не писалась бы казачкой, если бы гиюр приняла, а скрывала бы...
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Одесса

#6 Nison » 11 авг 2013, 13:49

Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я.Боровой. Он еще в 1930-е гг. обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать "по-еврейски" не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками. Поэтому они были неизвестны даже маститым авторам, специально занимавшимся в то время историей Запорожья. Видимо, они мало известны и ныне действующим украинским историкам, хотя кое-какая информация об этом просочилась. Один украинский писатель даже написал повесть, в которой героями и участниками были евреи-запорожцы. Когда мы сопоставили эти документы с нашими надгробиями, то стало ясно, что они являются археологическим подтверждением существования еврейского населения в среде запорожцев, в том числе и ушедших под Хаджибей после 1775 года. Труды Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной - настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как "воюющая сторона", как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.
Вот это вызывает вопросы...
Последний раз редактировалось Nison 12 авг 2013, 01:39, всего редактировалось 1 раз.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Одесса

#7 Nison » 11 авг 2013, 13:51

Однако контекст нашей находки таил в себе некую загадку. Было ясно, что обломки надгробий были аккуратно уложены на дно специально вырытой для этого ямы у Хаджибейского бастиона и тщательно забутованы. В этом и состоит историко-археологическая "изюминка" - мы столкнулись с сознательным захоронением надгробий под стенами Хаджибейского замка. Вероятно, была необходимость их надежно спрятать. И это никак не могло произойти в тайне от турок - слишком близко к стенам замка произошло захоронение. А произойти оно могло лишь в предощущении очевидной опасности осквернения еврейских могил. Такая опасность могла исходить лишь от непосредственного врага - общего и для турок, и для хаджибейских евреев.
А в это я вообще не верю.
Сносить памятники и прятать их из опасения, что их осквернят?
То есть что сделают? Разобьют?
Ломать их, чтобы из не разбили?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Одесса

#8 mod970 » 11 авг 2013, 14:57

Nison писал(а):
Elena G. писал(а):
Факты фактами, а практика практикой. :lol:
В 1888 г. в Мариуполе умерла 60-летняя казачка Новониколаевской станицы Рахель Осипова. Запись Мариупольской синагоги.
Может это казачка, которая гиюр приняла?
Хотя до 1905 она, наверное, не писалась бы казачкой, если бы гиюр приняла, а скрывала бы...
Раввин в другом городе мог записать сословие по больничной записи, со слов кого-то и пр. Кроме того, Запорожская Сечь и казачье сословие в империи - абсолютно разные вещи.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Одесса

#9 Nison » 11 авг 2013, 15:19

Тут интересно совпадение сословия и фамилии Осипова.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13204
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1938 раз
Поблагодарили: 2895 раз

Re: Одесса

#10 Юлия_П » 12 авг 2013, 00:01

Nison писал(а):Юля! Что скажете?
Тут писали, что казаки могли быть только православные.
Если Вы хотите знать моё мнение, то оно таково, что я верю только в то, что видела своими глазами (в том числе и архивные документы). Я совершенно никому не доверяю.
Я уверена, что и близко такого не могло быть, что среди запорожцев было много евреев. Но я где-то читала, что среди казаков порой попадались евреи, которые занимались каким-то ремеслом в казачьих войсках (например, сапожники).
Проверяю IP всех, кто обращается ко мне в админскую почту или личные сообщения. Граждане росии сразу идут в направлении русского военного корабля.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Одесса

#11 Nison » 12 авг 2013, 00:42

Юлия_П писал(а): Но я где-то читала, что среди казаков порой попадались евреи, которые занимались каким-то ремеслом в казачьих войсках (например, сапожники).
Тоже встречалось. Вроде тут - на форуме.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Одесса

#12 Nison » 12 авг 2013, 01:40

Юля!
А про это:
Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я.Боровой. Он еще в 1930-е гг. обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать "по-еврейски" не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками.
можете что-то сказать?
А что Вы знаете про самых первых евреев в Одессе или на территории будущей Одессы?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Flyat Leonid
Сообщения: 915
Зарегистрирован: 10.02.2010
Благодарил (а): 892 раза
Поблагодарили: 365 раз

Re: Одесса

#13 Flyat Leonid » 12 авг 2013, 09:18

Nison писал(а):Юля!
А про это:
Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я.Боровой. Он еще в 1930-е гг. обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать "по-еврейски" не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками.
можете что-то сказать?
А что Вы знаете про самых первых евреев в Одессе или на территории будущей Одессы?
Удивительно, как единственный документ, написанный еврейским письмом, но украинскими словами, превращается в "множество". Так мы творим мифы.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 13204
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1938 раз
Поблагодарили: 2895 раз

Re: Одесса

#14 Юлия_П » 12 авг 2013, 09:23

Nison писал(а):Юля!
А про это:
Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я.Боровой. Он еще в 1930-е гг. обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать "по-еврейски" не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками.
можете что-то сказать?
А что Вы знаете про самых первых евреев в Одессе или на территории будущей Одессы?
Если не ошибаюсь, Боровой занимался колонистами (но не очень полагаюсь на свою память). Что он там обнаружил - не знаю. Есть книга Пэна. Она вообще 1903 года, но он проработал все доступные источники, в том числе и архивные, опросил много людей. Так что в целом ему можно верить. Хотя есть там некоторые странности, например, с датировкой создания Одесского погребального братства (кстати, об этом есть какие-то другие достоверные сведения? для меня это очень важно!). Эта книга наверняка есть в нашей библиотеке. Она именно о первых одесских евреях. Там есть много информации о конце 18-го века.
Из моего личного архивного опыта. Я видела своими глазами (она у меня полностью переписана) ревизскую сказку одесских мещан-евреев 1795 года. Там таки 246 человек - 100 с лишним семейств, примерно половина холостых и половина с детьми. Судя по тому, откуда они приехали (там указан город), большинство (если не все) приехали сразу после основания Одессы. Но было и поселение на Хаджибейском лимане. Почитайте Пэна - там действительно интересно написано. Совершенно достоверно известно, что возле Одессы жили евреи (насчёт евреев на территории самой крепости - не знаю).
Проверяю IP всех, кто обращается ко мне в админскую почту или личные сообщения. Граждане росии сразу идут в направлении русского военного корабля.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Одесса

#15 mod970 » 12 авг 2013, 11:06

Для интересующихся - Пэн есть в библиотеке сайта.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Одесса

#16 Nison » 12 авг 2013, 14:06

Flyat Leonid писал(а): Удивительно, как единственный документ, написанный еврейским письмом, но украинскими словами, превращается в "множество". Так мы творим мифы.
А что за документ?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

ALLA PESINA
Сообщения: 1475
Зарегистрирован: 24.05.2011
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 563 раза

Re: Одесса

#17 ALLA PESINA » 12 авг 2013, 18:12

http://dumskaya.net/news/evrejskie-majs ... -k-023323/ Еврейские майсы в документах.
.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Одесса

#18 Nison » 13 авг 2013, 13:22

А что скажете про эту статью?

2008-02-11 Авраам Шмулевич
Казаки яицкие и забайкальские, а также антибольшевистские евреи
Странно, что представление об истории казачества, как выясняется, и сейчас не входит в багаж обязательных знаний у русских, интересующиеся историей. В советское время, понятно, все это не слишком изучалось — однако ив постсоветской России вопрос этот — один из ключевых в российской истории — остается темным для большинства.

Донские и кубанские казаки, благодаря политическим событиям в их регионах, еще как-то известны широкой публике. Остальным казачьим войскам (а было их много), повезло меньше. Стоит хоть немного восполнить этот пробел.

Яицкие казаки — это то же самое, что и уральские, (река Яик была переименована Екатериной Второй в Урал после разгрома восстания Пугачева). Яицкие казаки происходят от половцев, затем влившихся в состав Золотой Орды. У яицких казаков есть предание, что они участвовали вместе с монголами в походе на Русь. В период Золотой Орды они, так считается, были пограничной стражей, буферной зоной по реке Яик, которая стала границей Белой и Синей Орды, после их разделения. С русскими стали сотрудничать, по-видимому, во время похода на Астрахань и Казань, во взятии Казани они уже принимали участие. Ну, и после поступления на русскую службу, пошла уже интенсивная «метисация» с русскими, цари присылали туда гарнизоны. Петр наложил на них руку, как и на всех остальных: в 1720 поднялось восстание, после того, как царь потребовал от них безусловной покорности, повиновения и постоянной службы. После его поражения уральских казаков окончательно запрягли в царскую службу, затем — серия мелких восстаний, затем восстание 1771 года, отличавшееся большой жестокостью с обеих сторон, в 1772 — восстание Пугачева (сам он был донской казак). По сути — пугачевщина — это война казаков, башкир, татар и калмыков против окончательной колонизации великороссами бассейна Волги.

Забайкальские казаки — это в первую очередь потомки казаков (донских) пришедших на покорение Сибири. Казаки появились здесь впервые около 1639 г. К этому времени они уже состояли в московском служилом разряде. Впрочем, в дружине Ермака, например, заметную часть составляли служивые люди из западных земель, православные, белорусы по-современному (Великое Княжество Литовское было ведь наполовину православным, западнорусским).

Еще через сто лет, в 1960-е гг. XVIII века, в Забайкалье были сформированы по образцу казачьего войска четыре полка бурят и пятисотенный полк тунгусов. Они несли те же обязанности — охрана границ и служба в полках, но образовывали отдельную административно-территориальную единицу. В 1851 г. жители тунгусских и бурятских поселений 3абайкалья, вместе с их полками, объединены в одну военную общину с Казаками, в Забайкальское казачье Войско. По переписи в то время их числилось 52.350 душ мужского пола. Главной квартирой Войска был назначен город Чита. Станицы и поселения располагались в восьми округах: Читинском, Акмолинском, Баргузинском, Верхе-Удинском, Нерчинском, Нерчинско-Заводском, Селенгинском и Троицко-Савском. Буряты и тунгусы оставались при этом буддистами. К началу ХХ века Забайкальское Казачье Войско состояло из 91 тыс. душ мужского пола и 89 тыс. душ женского пола. Из них по религии 25 тыс. душ ламаистов (т.е. буддистов), а остальные христиане.

Забайкальские казаки составляли основную часть сил генерала Муравьева, отвоевавшего в конце 1950-хх гг. XIX века у Китая земли до левого берега Амура.

И приказом Муравьева в новозавоеванные земли было переселено свыше 3-х тысяч семейств казаков, которых выделили в отдельное Уссурийское казачье войско. Китайские боги, впрочем, отомстили им. Условия переселения были ужасными, ничего не было продумано — людей просто выбросили в тайге, практически без всякой логистики, запасов и т.п. Начался голод, было даже много случаев людоедства. Но через несколько лет все устроилось.

Забайкальские казаки активно сопротивлялись большевикам — они составляли значительную часть отрядов атамана Семенова. У Семенова, интересно, были также и еврейские части, состоявшие только из евреев.

И, если уж зашла речь об участии евреев в антибольшевистских силах: кроме войск атамана Семенова, чисто еврейские части были только в войсках независимого западно-украинского правительства, и у Нестора Махно.

Махно проявлял большую заботу о том, чтобы привлечь местных евреев на свою сторону и нейтрализовать вспыхивавшее в первый период напряжение между ними и украинцами. Так, в начале развития движения Махно, когда на Украине еще были Рада и немцы, украинские власти предъявили ультиматум жителям Гуляй-Поля и окрестностей, с требованием разоружить и обезвредить "смутьянов", т.е. действовавших против них повстанцев, иначе законная власть в лице Скоропадского и немцев предпримет против них свои меры.

Гуляй-польские бюргеры испугались и решили подчинится. В Гуляй-Поле — тогда это было огромное и зажиточное торговое село — была своя милиция, формально находившаяся под контролем Махно, и большая часть этой милиции (а вооружали и в значительной степени составляли ее те же зажиточные жители) стала разоружать и арестовывать идейных анархистов. По-видимому, самой организованной частью этой милиции была еврейская рота. Евреи составляли значительную часть этих самых "бюргеров", и командир роты Шнейдер, о котором Махно много говорит в своих мемуарах, лично кого-то там арестовал. Но затем страсти поулеглись, все как-то рассосалось, а Рада месте с немцами провалилась тем временем в тартарары, и арестованных освободили. После этих событий бедняки стали возмущаться богатыми, и особенно евреями, — и тогда Махно созвал специальное совещание на предмет недопущения антисемитизма.

Впоследствии еврейские части были в армии Махно, и евреи продолжали играть важную роль в его движении, и никаким погромщиком он никогда не был.

Евреи также играли заметную роль в сопротивлении большевикам в первые дни после Революции, потому что еврейской молодежи в то время было очень много среди юнкеров. Сравнительно много (несколько десятков) еврейских мальчиков было убито при подавлении юнкерского восстания (как его задним числом окрестили большевики, правильнее говорить о попытке подавления восстания большевиков).

Дело в том, что Временное правительство отменило все законодательные ограничения евреев в гражданских правах, действовавшие в Российской Империи (большая их часть была принята в течение девятнадцатого века), в том числе и запрет на производство евреев в офицерские чины и на приём в офицерские (юнкерские) училища. Еврейское население в целом было весьма благодарно за это новой республиканской власти, и молодые евреи в огромном числе хлынули в офицерские училища — так, например, в 1917 году в одесском артиллерийском училище евреев было около тридцати процентов, и даже в Николаевском, считавшемся аристократическом, — около десяти процентов.

Много евреев-юнкеров погибло и в подавленном большевиками так называемом "восстании юнкеров в Петрограде" — первом вооруженном сопротивлении большевицкому перевороту. 28-29 октября 1917 г. курсанты офицерских училищ — дети 17-19 лет, — захватили Госбанк, гостиницу "Астория" и центральный телефонный узел. Юнкера выступили в поддержку начавшего наступление на Петроград командира 3-го конного корпуса П.Н Краснова. В его подчинении находились казачьи части, но большая часть казаков отказались выступить против большевиков — с Красновым пошли лишь 700 всадников-казаков. К Пулковским высотам они смогли выйти лишь 30-го октября, где их остановили десять тысяч солдат петроградского гарнизона, матросов Балтфлота и краснограврдейцев. А за несколько часов до того, к вечеру 29-го, юнкера — с применением артиллерии и пулеметов — были сначала оттеснены верными большевикам армейскими частями в здания своих училищ, а потом обманом взяты в плен и расстреляны. Всего — около 800 человек. Евреев среди них было много — всех их похоронили на петроградском еврейском кладбище. Петроградской Еврейской Общиной был выпущен отдельной брошюрой даже специальный "Чин отпевания" погибших.

Последний комендант Зимнего был еврей, Синегуб. Руководил обороной Зимнего тоже еврей, Пётр (Пинхас) Рутенберг, организатор шествия к Зимнему, закончившегося Кровавым воскресеньем, убийца Гапона и один из виднейших сионистов. Он заложил основы израильской промышленности вообще, и электрификацию страны в частности, основал заводы Мертвого моря. (Забавно, что большевики обзывали его "черносотенцем".)

Вот строки из составленного Троцким и Антоновым-Овсеенко обращения Петросовета от 28 октября (10 ноября):

"Граждане Петрограда! Керенский бежал из города, бросив вас на попечение Кишкина, сторонника сдачи Петрограда немцам, на попечение Рутенберга, черносотенца, саботировавшего продовольствие города, на попечение Пальчинского, стязавшего единодушную ненависть всей демократии".

21 октября (3 ноября) Керенский объявил о создании Высшего совета, наделенного чрезвычайными полномочиями с целью сохранения законности и порядка, в составе трех человек: министра внутренних дел Кишкина, генерала Пальчинского и Рутенберга. Ну и первый комендант Зимнего с другой, большевицкой, стороны тоже был еврей — Чудновский.

Что же до казаков, то казачество в том виде, в каком оно было до Революции — не существует, и возродить его в волюнтарном порядке невозможно.

Казаки, как и дворяне до реформы, были отдельным субэтносом (термин употребляется в смысле теории этноса Гумилёва). Некоторые казаки и исследователи-этнографы считали казаков и отдельным народом (до революции, подчеркну). Но сейчас как субэтнос они, по-видимому, не существуют.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

ALLA PESINA
Сообщения: 1475
Зарегистрирован: 24.05.2011
Откуда: Израиль
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 563 раза

Re: Одесса

#19 ALLA PESINA » 13 авг 2013, 14:23

Мне кажется что здесь это не совсем в теме но раз уже начали.Статья с ссылками на архивные записи.Правда на украинском языке но думаю все понятно http://amklib113.ru/bbl/kzk Юрий Мыцык.Евреи-казаки
.

Зиновий Полуновский
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 16.02.2010
Поблагодарили: 6 раз

Re: Казаки и евреи

#20 Зиновий Полуновский » 13 авг 2013, 17:06

ОБЗОР ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ
В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОМ АРХИВЕ (РГВИА)
Список фондов, содержащих документы по еврейской истории
Фонд 1 — Канцелярия Военного министерства
Еврейские документы: за 1802 — 1918 гг.
Язык документов: русский
Виды документов: подлинные высочайшие указы и рескрипты, приказы, доклады и отчеты по Военному министерству, департаментам, главным управлениям и военным округам
Аннотация: в фонде содержатся документы, определяющие статус еврейского наделения 1904гг. (О.1. Т.35. Д.64758); дела за 1904 — 1905 года об исключении казаков-евреев из казачьего войскового сословия (О.1. Т.43. Д.77508) и 1912г. (О.1. Т.43. Д.77508). Наверное надо кому - нибудь почитать документы.
Ищу Полуновский г. Короп, Волынский г. Золотоноша, Яновский и Сандлер г. Кременчуг, Гурович г. Переяслав, Рабинович г. Козелец.

Ответить

Вернуться в «О разном»