Сибирь. По местам сибирских евреев. Иркутск, Чита...
Сибирь. По местам сибирских евреев. Иркутск, Чита...
"Ангара" — один из первых в мире ледоколов, сохранившийся до наших дней. Он был изготовлен в Англии, в разобранном виде доставлен по железной дороге на Байкал. На воду "Ангару" спустили 25 июля 1900 года. За свое более чем столетнее существование судно пережило мирные, трудовые, и военные будни, почет и забытье.Этот ледокол имеет судьбоносное значение в истории моей семьи.В 40-е годы на нём семья моего прадеда Павла Леонтьевича Этингова перебралась из с.Баргузин через Байкал в г.Иркутск .
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)
Re: Иркутск начала прошлого века.
Восточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути.В 1857 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на Сибирских окраинах России.В 50-70 гг. XIX века русские специалисты разработали ряд проектов строительства железнодорожной магистрали, но все они не нашли поддержки у правительства. Лишь в середине 80-х годов, учитывая угрожающий рост военной мощи Японии, оно приступило к решению вопроса о строительстве железной дороги.
В 1887 г. было отправлено три экспедиции для исследования будущей трассы под руководством выдающихся инженеров Н.Н. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати. Через несколько лет, в мае 1893 года, появился комитет по сооружению Сибирской железной дороги.Строительство началось в 1891 году и велось одновременно от Владивостока и Челябинска. Уже в 1897 году сибирский железнодорожный путь пришел в Иркутск: в городе и губернии строились станции, депо, вокзалы. 16 (28) августа 1898 года для Иркутска стало настоящим праздником: жители города встречали первый поезд. Паровоз был украшен цветами и флагами, а на вокзале присутствовал сам губернатор.
Здание иркутского вокзала, возведенное на левом берегу Ангары в 1896 году, в связи с ростом перевозок было реконструировано в 1907 году. Тем временем строилась дорога на участке от Иркутска до Байкала. И хотя путь был готов уже в 1898 году, еще два года ушло на его освоение. У истока Ангары возникла станция Байкал, а на южном берегу озера - станция Мысовая, завершающая линию Мысовая - Сретенск.
Так было положено начало новой эпохи в жизни сибиряков: суровый край начал постепенно меняться, превращаясь из сибирской глуши в индустриально и стратегически важную часть России.
В 1887 г. было отправлено три экспедиции для исследования будущей трассы под руководством выдающихся инженеров Н.Н. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати. Через несколько лет, в мае 1893 года, появился комитет по сооружению Сибирской железной дороги.Строительство началось в 1891 году и велось одновременно от Владивостока и Челябинска. Уже в 1897 году сибирский железнодорожный путь пришел в Иркутск: в городе и губернии строились станции, депо, вокзалы. 16 (28) августа 1898 года для Иркутска стало настоящим праздником: жители города встречали первый поезд. Паровоз был украшен цветами и флагами, а на вокзале присутствовал сам губернатор.
Здание иркутского вокзала, возведенное на левом берегу Ангары в 1896 году, в связи с ростом перевозок было реконструировано в 1907 году. Тем временем строилась дорога на участке от Иркутска до Байкала. И хотя путь был готов уже в 1898 году, еще два года ушло на его освоение. У истока Ангары возникла станция Байкал, а на южном берегу озера - станция Мысовая, завершающая линию Мысовая - Сретенск.
Так было положено начало новой эпохи в жизни сибиряков: суровый край начал постепенно меняться, превращаясь из сибирской глуши в индустриально и стратегически важную часть России.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Иркутск начала прошлого века.
Ледоколы
Ну, раз уж начали ледокольную тему, продолжу ее.
В 1900 г. на озере Байкал появились 2 ледокола – «Байкал» и «Ангара». За размеры и технические параметры их ставят в один ряд с такими реликвиями России, как Царь-пушка и Царь-колокол.
К 1900 году Сибирская железнодорожная магистраль к Великому Тихому океану ещё не была закончена, сквозного движения поездов не существовало. Поезда ходили из Петербурга до Иркутска, а из Владивостока до Мысовой. Чтобы ликвидировать разрыв Транссиба, в 1895 г. для устройства переправы через Байкал русское правительство принимает решение о строительстве специального парома-ледокола. Заказ на изготовление получает английская фирма «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко». После постройки и испытания в проливе Ла-Манш судно было полностью разобрано и отправлено затем по железной дороге в Красноярск, далее на баржах по рекам Енисею и Ангаре. В селе Лиственничном началась повторная сборка судна на специально построенном стапеле. Легендарный паром-ледокол «Байкал» во время постройки по размерам и грузоподъёмности считался вторым в мире среди ледокольных судов и поэтому являлся национальной гордостью английских судостроителей.
Паром-ледокол «Байкал» был спущен на воду 17 июня 1899 г., 1-й пробный рейс состоялся 4 января 1900 г., а регулярные рейсы начались с 5 мая 1900 г. «Ангара» была спущена на воду 25 июня 1900 г. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги ледоколы ежедневно совершали по два рейса между пристанями «Порт Байкал» и «Станция Мысовая». Это расстояние паром преодолевал за 4,5 часа. Он мог взламывать 1,5-метровый лед. В военное время на «Байкале» перевозили одновременно 2500 человек и 250 лошадей. В течение 18 лет паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» исправно несли свою службу.
«Байкал» был построен из особенно прочной стали. Длина его 290 футов, ширина 57 футов. Скорость 20.5 верст в час. На «Байкале» размещались на главной палубе на трех рельсовых путях, вдоль оси ледокола, 25 товарных, груженых вагонов; в каютах на верхней палубе имелось помещение для 150 пассажиров. Ледокол был в состоянии ломать лед в 4 фута толщиной.
Ледокол «Ангара» значительно меньших размеров: длина - 195 футов, ширина 34 фута. Предназначался исключительно для перевозки пассажиров.
В годы гражданской войны все имеющиеся суда вошли в красногвардейскую Байкальскую флотилию. На носовую часть ледокола «Байкал» установили 6-дюймовую пушку и отправили, совместно с рейдово-маневренным пароходом «Кругобайкалец», курсировать вдоль линии железной дороги. Последний свой бой ледокол принял на рейде у ст. Мысовой. 16 августа 1918 года он был расстрелян из пушек белочехами, с захваченного ими парохода «Феодосий», и сгорел вследствие возникшего пожара. С его гибелью в огненном 1918 г. прекратила существование и уникальная организация - Байкальская паромная железнодорожная переправа.
Ну, раз уж начали ледокольную тему, продолжу ее.
В 1900 г. на озере Байкал появились 2 ледокола – «Байкал» и «Ангара». За размеры и технические параметры их ставят в один ряд с такими реликвиями России, как Царь-пушка и Царь-колокол.
К 1900 году Сибирская железнодорожная магистраль к Великому Тихому океану ещё не была закончена, сквозного движения поездов не существовало. Поезда ходили из Петербурга до Иркутска, а из Владивостока до Мысовой. Чтобы ликвидировать разрыв Транссиба, в 1895 г. для устройства переправы через Байкал русское правительство принимает решение о строительстве специального парома-ледокола. Заказ на изготовление получает английская фирма «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко». После постройки и испытания в проливе Ла-Манш судно было полностью разобрано и отправлено затем по железной дороге в Красноярск, далее на баржах по рекам Енисею и Ангаре. В селе Лиственничном началась повторная сборка судна на специально построенном стапеле. Легендарный паром-ледокол «Байкал» во время постройки по размерам и грузоподъёмности считался вторым в мире среди ледокольных судов и поэтому являлся национальной гордостью английских судостроителей.
Паром-ледокол «Байкал» был спущен на воду 17 июня 1899 г., 1-й пробный рейс состоялся 4 января 1900 г., а регулярные рейсы начались с 5 мая 1900 г. «Ангара» была спущена на воду 25 июня 1900 г. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги ледоколы ежедневно совершали по два рейса между пристанями «Порт Байкал» и «Станция Мысовая». Это расстояние паром преодолевал за 4,5 часа. Он мог взламывать 1,5-метровый лед. В военное время на «Байкале» перевозили одновременно 2500 человек и 250 лошадей. В течение 18 лет паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» исправно несли свою службу.
«Байкал» был построен из особенно прочной стали. Длина его 290 футов, ширина 57 футов. Скорость 20.5 верст в час. На «Байкале» размещались на главной палубе на трех рельсовых путях, вдоль оси ледокола, 25 товарных, груженых вагонов; в каютах на верхней палубе имелось помещение для 150 пассажиров. Ледокол был в состоянии ломать лед в 4 фута толщиной.
Ледокол «Ангара» значительно меньших размеров: длина - 195 футов, ширина 34 фута. Предназначался исключительно для перевозки пассажиров.
В годы гражданской войны все имеющиеся суда вошли в красногвардейскую Байкальскую флотилию. На носовую часть ледокола «Байкал» установили 6-дюймовую пушку и отправили, совместно с рейдово-маневренным пароходом «Кругобайкалец», курсировать вдоль линии железной дороги. Последний свой бой ледокол принял на рейде у ст. Мысовой. 16 августа 1918 года он был расстрелян из пушек белочехами, с захваченного ими парохода «Феодосий», и сгорел вследствие возникшего пожара. С его гибелью в огненном 1918 г. прекратила существование и уникальная организация - Байкальская паромная железнодорожная переправа.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
Re: Иркутск начала прошлого века.
По улицам старого города
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)
Re: Иркутск начала прошлого века.
7 декабря я хотел сделать небольшой подарок бывшим иркутянам и по дороге из ГАИО к автобусу
сделал крюк и сфотографировал два здания - по ул. Халтурина, дом №1 и отремонтированную синагогу
сделал крюк и сфотографировал два здания - по ул. Халтурина, дом №1 и отремонтированную синагогу
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу: Боксер, Михалевич, Коган, Егерь (Сибирь, черта оседлости и везде),
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Иркутск начала прошлого века.
Владимир! Большое спасибо! Для нас эти два здания одни из самых дорогих в Иркутске, с ними связано столько событий и воспоминаний.
На первом снимке - Дом Файнберга, теперь там помещается Отдел редких книг библиотеки им. Молчанова-Сибирского. Файнберг 5 своих роскошных домов еще перед революцией передал иркутской общине, но, увы. воспользоваться ими было не дано.
На втором снимке - Синагога, восстановленная после пожара 2004 года и открытая в марте этого года. Через один дом от Синагоги (Саломатовская 23), в сторону Большой ул., под №19, дом Домбровских, купленный нашей бабушкой в 1902 г. и отобранный властью в 1927 г. И сейчас стоит, как 100 лет назад.
На первом снимке - Дом Файнберга, теперь там помещается Отдел редких книг библиотеки им. Молчанова-Сибирского. Файнберг 5 своих роскошных домов еще перед революцией передал иркутской общине, но, увы. воспользоваться ими было не дано.
На втором снимке - Синагога, восстановленная после пожара 2004 года и открытая в марте этого года. Через один дом от Синагоги (Саломатовская 23), в сторону Большой ул., под №19, дом Домбровских, купленный нашей бабушкой в 1902 г. и отобранный властью в 1927 г. И сейчас стоит, как 100 лет назад.
Последний раз редактировалось domzha 12 дек 2009, 22:07, всего редактировалось 1 раз.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Иркутск начала прошлого века.
Иркутская синагога
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
ЧИТА
Мой родственник Андрей сфотографировал несколько домов в Чите, которые ранее принадлежали предкам наших участников, а сегодня являются памятниками областного значения.
Дом жилой Меерович С.М. 1906 г. ул. Ингодинская, 26 - Красноярская:
Дом жилой Меерович С.М. 1906 г. ул. Ингодинская, 26 - Красноярская:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: ЧИТА
Дом жилой бр. Шерговых ок. 1902 г. ул. Анохина, 34:
В том же квартале, через дом от синагоги, находится и другой дом - Дом жилой бр. Шерговых 1909 г. ул. Столярова, 30 :
В том же квартале, через дом от синагоги, находится и другой дом - Дом жилой бр. Шерговых 1909 г. ул. Столярова, 30 :
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: ЧИТА
Дом купца Цын по ул Ангарской, ныне - районный суд:
Могу только сказать: "Сами сажали и сами унаследовали". Его владелец - купец первого поколения Самуил Цын сидел, пережил все невзгоды и умер глубоко за 90, сидела его дочь известная японистка Марианна Цын, в лагерях погиб зять . А дом стоит и охраняется государством...
Могу только сказать: "Сами сажали и сами унаследовали". Его владелец - купец первого поколения Самуил Цын сидел, пережил все невзгоды и умер глубоко за 90, сидела его дочь известная японистка Марианна Цын, в лагерях погиб зять . А дом стоит и охраняется государством...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Иркутск начала прошлого века.
Дом генерал-губернатора
Интересный прибрежный ансамбль образуют 3-этажный «Белый дом» и Александровский сквер с памятником Александру Ш.
Этот дворец на углу Набережной и Большой улиц был построен сыновьями иркутского именитого гражданина первой гильдии купца М.В. Сибирякова на месте старого отцовского дома, ставшего тесным для семьи. Здание строилось в 1814-1821 годах. Дом с надворными службами был построен и оценен в 50 тысяч рублей.
Этот дом, выстроенный по чертежам петербургских архитекторов, сначала называли Сибиряковским дворцом. По своей архитектуре дворец (в меньших, конечно, масштабах) напоминает здание знаменитого Смольного в Петербурге, выстроенного в 1806—1808 годах по проекту архитектора Д.Кваренги. Есть версия, что он принимал участие в проектировке Сибиряковского дворца, но документально она не подтверждена.
Внешний облик дворца сохранился до наших дней почти без изменений. Его фасад, обращенный к Ангаре, украшен портиком из шести колонн Коринфского ордена. Колонны завершаются капителью, а весь портик увенчан треугольником фронтона.
После смерти владельца дома купца Ксенофонта Михайловича Сибирякова в 1825 году финансовые дела семейства постепенно ухудшались, и в 1837 году "сибиряковский дворец" был приобретен в казну для резиденции генерал-губернаторов Восточной Сибири. Первым занял дом генерал-лейтенант Вильгельм Яковлевич Руперт (1837-1847 гг.) в январе 1838 года.
С 1837 года бывшую недвижимость купцов Сибиряковых стали называть дворцом генерал-губернатора. Он становится центром официальной и общественной жизни обширного края — от берегов Енисея и до Тихого океана. Здание служило резиденцией генерал-губернаторов Восточной Сибири с января 1838 года по март 1917 года, за это время в доме сменилось тринадцать генерал-губернаторов.
Первоначально здание было выкрашено в желтый цвет, за исключением колонн и лепных карнизов на окнах и под крышей, оставленных белыми. Такая окраска являлась типичной для русского ампира.
Внешний вид дома кардинально изменился в 1906 году, из желтого он был перекрашен в белый цвет. После февральской революции 1917 года это здание стало называться Белым домом. Под таким названием он вошел в историю Сибири, как образец старинной архитектуры.
В период октябрьской революции здесь помещался Центральный Исполнительный Комитет Советов Сибири (Центросибирь).
В октябре 1918 г. в Белом Доме был открыт Иркутский университет и начались занятия на юридическом факультете. С 1939 года в нем помещается Научная библиотека университета Памятник Александру Ш.
В 1900 году на заседании иркутской городской Думы было решено «ознаменовать окончание строительства Сибирской железной дороги постановкой на берегу Ангары против Большой улицы памятника императору Александру III…»
В 1902 г. был объявлен Всероссийский конкурс на сооружение памятного монумента в Иркутске. Проект скульптора Р.Р. Баха, изображающий фигуру Александра III на гранитном пьедестале, был признан лучшим. Это был памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Строительство железной дороги – Великого Сибирского пути – явилось как бы вторым, после казаков-первопроходцев, открытием Сибири, и император Александр III считался покровителем Сибирской стройки. Император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги.
Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири, которая явилась подлинным шедевром.
Постамент памятника украшен горельефными изображениями «завоевателя Сибири» атамана Ермака, последнего сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского и генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского. На его восточной стороне - бронзовый двуглавый орел, в когтях которого свиток с текстом царского рескрипта о строительстве «сплошного Сибирского железнодорожного пути». На углах пьедестала помещены гербы сибирских территорий: Иркутской и Енисейской губерний, Якутской области и Сибири. Пьедестал был сделан из красно-коричневого гранита. Полированные блоки из финского гранита доставлены из финляндского города Ганге.
30 августа 1908 г. состоялось торжественное открытие памятника. Многие горожане готовили это событие: одни жертвовали деньги, другие непосредственно участвовали в работах по подготовке площадки и устройству сквера вокруг памятника.
В 1920 г. в первомайские праздники, по Декрету о памятниках республики, бронзовое изваяние царя и бронзовые надписи на полированном граните «Императору Александру III» и «Благодарная Сибирь» убрали. Разобранная по частям статуя несколько лет пролежала во дворе географического музея. Дальнейшая судьба скульптуры неизвестна. По основной версии, ее отправили в переплавку.
Пьедестал без фигуры императора простоял 43 года. В 1963 г. вместо фигуры царя на пустующий пьедестал установили бетонный пирамидальный шпиль (весом более 11 тонн и высотой 20 метров) по проекту иркутского архитектора В.П. Шматкова. Монумент стали называть «Памятник первопроходцам Сибири».
В 2002 г. Иркутским горисполкомом было принято решение о восстановлении памятника императору Александру III. Бронзовая скульптура высотой 4,95 м была воссоздана и заново отлита в Санкт-Петербурге, по проекту скульптора, академика Академии художеств Российской федерации А.С. Чаркина. К столетию Транссиба в 2003 году памятник императору Александру III был восстановлен по инициативе ВСЖД, заново отлитую фигуру царя Александра III торжественно вернули на пьедестал памятника. Общая высота памятника с пьедесталом составила 13,45 м. Александровский сад
Одновременно с началом работ по подготовке к возведению в Иркутске памятника императору Александру III было принято решение о создании около него сквера. Сад получил название Александровского. Первоначальную планировку Александровского сада выполнил известный петербургский садовод Регель.
В июле 1910 г. в Александровском сквере устанавливается чугунная ограда и происходит засыпка котловины. Работы по устройству сквера окончились в 1914 г. Он стал прекрасным местом для прогулок иркутян, вход был платным. В числе построек, размещенных в саду, были фонтан, курзал, павильон для буфета, павильон для продажи молока, беседка, грот, сложенный из камня.
В советское время сквер продолжал использоваться по назначению, но постановлением президиума Иркутского городского совета от 3 ноября 1920 года был переименован в сад Парижской коммуны. За вход в него до 1959 г. также платили.
По генеральному плану реконструкции города начала 1960-х годов предусматривался свободный выход к реке Ангаре и благоустройство Набережной. Территория сада входила в планируемый на набережной бульвар.
Сад был частично уничтожен, многие постройки ликвидированы. После полета в космос Ю.А.Гагарина, Набережная была переименована в бульвар Гагарина.
Интересный прибрежный ансамбль образуют 3-этажный «Белый дом» и Александровский сквер с памятником Александру Ш.
Этот дворец на углу Набережной и Большой улиц был построен сыновьями иркутского именитого гражданина первой гильдии купца М.В. Сибирякова на месте старого отцовского дома, ставшего тесным для семьи. Здание строилось в 1814-1821 годах. Дом с надворными службами был построен и оценен в 50 тысяч рублей.
Этот дом, выстроенный по чертежам петербургских архитекторов, сначала называли Сибиряковским дворцом. По своей архитектуре дворец (в меньших, конечно, масштабах) напоминает здание знаменитого Смольного в Петербурге, выстроенного в 1806—1808 годах по проекту архитектора Д.Кваренги. Есть версия, что он принимал участие в проектировке Сибиряковского дворца, но документально она не подтверждена.
Внешний облик дворца сохранился до наших дней почти без изменений. Его фасад, обращенный к Ангаре, украшен портиком из шести колонн Коринфского ордена. Колонны завершаются капителью, а весь портик увенчан треугольником фронтона.
После смерти владельца дома купца Ксенофонта Михайловича Сибирякова в 1825 году финансовые дела семейства постепенно ухудшались, и в 1837 году "сибиряковский дворец" был приобретен в казну для резиденции генерал-губернаторов Восточной Сибири. Первым занял дом генерал-лейтенант Вильгельм Яковлевич Руперт (1837-1847 гг.) в январе 1838 года.
С 1837 года бывшую недвижимость купцов Сибиряковых стали называть дворцом генерал-губернатора. Он становится центром официальной и общественной жизни обширного края — от берегов Енисея и до Тихого океана. Здание служило резиденцией генерал-губернаторов Восточной Сибири с января 1838 года по март 1917 года, за это время в доме сменилось тринадцать генерал-губернаторов.
Первоначально здание было выкрашено в желтый цвет, за исключением колонн и лепных карнизов на окнах и под крышей, оставленных белыми. Такая окраска являлась типичной для русского ампира.
Внешний вид дома кардинально изменился в 1906 году, из желтого он был перекрашен в белый цвет. После февральской революции 1917 года это здание стало называться Белым домом. Под таким названием он вошел в историю Сибири, как образец старинной архитектуры.
В период октябрьской революции здесь помещался Центральный Исполнительный Комитет Советов Сибири (Центросибирь).
В октябре 1918 г. в Белом Доме был открыт Иркутский университет и начались занятия на юридическом факультете. С 1939 года в нем помещается Научная библиотека университета Памятник Александру Ш.
В 1900 году на заседании иркутской городской Думы было решено «ознаменовать окончание строительства Сибирской железной дороги постановкой на берегу Ангары против Большой улицы памятника императору Александру III…»
В 1902 г. был объявлен Всероссийский конкурс на сооружение памятного монумента в Иркутске. Проект скульптора Р.Р. Баха, изображающий фигуру Александра III на гранитном пьедестале, был признан лучшим. Это был памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Строительство железной дороги – Великого Сибирского пути – явилось как бы вторым, после казаков-первопроходцев, открытием Сибири, и император Александр III считался покровителем Сибирской стройки. Император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги.
Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири, которая явилась подлинным шедевром.
Постамент памятника украшен горельефными изображениями «завоевателя Сибири» атамана Ермака, последнего сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского и генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского. На его восточной стороне - бронзовый двуглавый орел, в когтях которого свиток с текстом царского рескрипта о строительстве «сплошного Сибирского железнодорожного пути». На углах пьедестала помещены гербы сибирских территорий: Иркутской и Енисейской губерний, Якутской области и Сибири. Пьедестал был сделан из красно-коричневого гранита. Полированные блоки из финского гранита доставлены из финляндского города Ганге.
30 августа 1908 г. состоялось торжественное открытие памятника. Многие горожане готовили это событие: одни жертвовали деньги, другие непосредственно участвовали в работах по подготовке площадки и устройству сквера вокруг памятника.
В 1920 г. в первомайские праздники, по Декрету о памятниках республики, бронзовое изваяние царя и бронзовые надписи на полированном граните «Императору Александру III» и «Благодарная Сибирь» убрали. Разобранная по частям статуя несколько лет пролежала во дворе географического музея. Дальнейшая судьба скульптуры неизвестна. По основной версии, ее отправили в переплавку.
Пьедестал без фигуры императора простоял 43 года. В 1963 г. вместо фигуры царя на пустующий пьедестал установили бетонный пирамидальный шпиль (весом более 11 тонн и высотой 20 метров) по проекту иркутского архитектора В.П. Шматкова. Монумент стали называть «Памятник первопроходцам Сибири».
В 2002 г. Иркутским горисполкомом было принято решение о восстановлении памятника императору Александру III. Бронзовая скульптура высотой 4,95 м была воссоздана и заново отлита в Санкт-Петербурге, по проекту скульптора, академика Академии художеств Российской федерации А.С. Чаркина. К столетию Транссиба в 2003 году памятник императору Александру III был восстановлен по инициативе ВСЖД, заново отлитую фигуру царя Александра III торжественно вернули на пьедестал памятника. Общая высота памятника с пьедесталом составила 13,45 м. Александровский сад
Одновременно с началом работ по подготовке к возведению в Иркутске памятника императору Александру III было принято решение о создании около него сквера. Сад получил название Александровского. Первоначальную планировку Александровского сада выполнил известный петербургский садовод Регель.
В июле 1910 г. в Александровском сквере устанавливается чугунная ограда и происходит засыпка котловины. Работы по устройству сквера окончились в 1914 г. Он стал прекрасным местом для прогулок иркутян, вход был платным. В числе построек, размещенных в саду, были фонтан, курзал, павильон для буфета, павильон для продажи молока, беседка, грот, сложенный из камня.
В советское время сквер продолжал использоваться по назначению, но постановлением президиума Иркутского городского совета от 3 ноября 1920 года был переименован в сад Парижской коммуны. За вход в него до 1959 г. также платили.
По генеральному плану реконструкции города начала 1960-х годов предусматривался свободный выход к реке Ангаре и благоустройство Набережной. Территория сада входила в планируемый на набережной бульвар.
Сад был частично уничтожен, многие постройки ликвидированы. После полета в космос Ю.А.Гагарина, Набережная была переименована в бульвар Гагарина.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Иркутск начала прошлого века.
Иркутские переправы
В Иркутске, в настоящее время, в качестве переправы через Ангару, используются 3 крупных моста и плотина Ангарской ГЭС. В минувшие века река Ангара представляла значительное препятствие для сообщения и перевозки грузов.
Московский тракт, ведущий к Иркутску, в 17-19 веках проходил по левому берегу реки Ангары. Иркутский же острог, а затем и центр города, были отстроены на низменном, ровном, правом берегу Ангары. Путники, желающие попасть в город, оказывались перед препятствием в виде широкой и бурной реки Ангары.
Когда-то Ангару пересекали на карбазах — весельных лодках. Однако, в бурю и шторм никакие карбазы не ходили. Плоты гонять с берега на берег тоже было опасно. И вот в 1857 году в Иркутске появилось чудо речной техники, изобретение некоего Либгарта, — плашкоут. Иркутяне тут же окрестили новую технику «самолетом». Ведь на лодке переправлялись через реку полчаса, а тут время сократилось до 4—5 минут. "Самолет" - так называли паром, который можно было применять только на реках с быстрым течением.
Плашкоут представлял собою два судна, соединенных друг с другом общим помостом для людей и экипажей. От обыкновенного судна плашкоут отличался двумя вертикальными рамами, служащими для направления движения между берегами. Ход плашкоута осуществлялся благодаря канату, один конец которого крепился к якорям нескольких лодок, а другой — к рамам парома. С помощью руля плашкоут устанавливали под углом 55 градусов к течению Ангары, которое и перемещало его по дуге от одного берега к другому. Посредине Ангары Либгарт установил массивный якорь, соединенный длинным (около 300 м) тросом с паромом. Силой течения паром, в борт которого била струя воды, пересекал реку всего за четыре минуты.
Плашкоутов было два. Один ходил от Сукачевского сада, располагавшегося недалеко от Спасской церкви, а другой — от Ланинской улицы, пристань находилась возле Московских ворот. Переправа производилась безостановочно днем и ночью. В первую очередь перевозили почту, курьеров и пожарную команду, едущую на пожар.
Понтонный мост
Однако городу требовалась постоянная переправа. В январе 1891 г. в газете "Восточное обозрение" появилась заметка о том, что Городская дума решила построить понтонный мост
В 1891 году иркутяне были потрясены приездом наследника русского престола цесаревича Николая, будущего императора Николая II, пробывшего в городе несколько дней при возвращении из кругосветного путешествия. Еще бы! Ведь Сибирь впервые за всю свою историю была удостоена такой высокой чести. Специально к приезду наследника был выстроен понтонный мост, связавший оба берега Ангары. Руководителем проекта был назначен главный архитектор города Владимир Александрович Рассушин, 30 лет от роду.
Долго обсуждался вопрос о выборе места для моста, наконец, решили разместить его напротив улицы Троицкой (ныне 5-й Армии), на месте Троицкого перевоза. От моста начиналась важная магистраль города - улица Троицкая, названная так по имени ближайшей церкви.
Мост должен был состоять из понтонов, т.е. больших лодок с якорями, и деревянного настила. Мост имел первоначально 16 понтонов (барж), между которыми лежал деревянный настил. Мост укрепили якорями и цепями.
Торжественное открытие состоялось 24 июня в присутствии цесаревича, под колокольный звон всех городских храмов. Наследник разрезал ленточку при громких криках «Ура!». Понтонный мост обрел имя собственное: «Цесаревич Николай».
Пользу моста иркутяне почувствовали быстро. Так, если перевоз лошади и экипажа обходился раньше в 20-40 коп., то теперь он стоил лишь пять копеек. Тем не менее, у понтонного моста были свои недостатки. Понтонный мост функционировал только в летнее время года, а на зиму разводился. Зимой переправа осуществлялась по льду реки. Во время ледостава часто не было связи у правого берега с левым по1-2 недели.
В период с мая по октябрь мост разводился ежедневно по утрам с 4 до 6 часов. С 1 сентября его разводили позже - с 10 до 11 часов 30 минут. Суда и плоты, которые не могли пройти в пролеты моста, ждали его развода. Для этого выводили второй и третий понтоны у правого берега, после чего суда "тихо и осторожно" проходили мост.
Развод моста, прекращение переправы в зимнее время, перенос понтонов к зиме на левый берег (примерно против нынешнего железнодорожного лицея), а в апреле восстановление моста – все это создавало массу неудобств. Тем не менее, понтонный мост действовал до ноября 1936 года, то есть до открытия железобетонного моста, прослужив Иркутску более 45 лет.
В Иркутске, в настоящее время, в качестве переправы через Ангару, используются 3 крупных моста и плотина Ангарской ГЭС. В минувшие века река Ангара представляла значительное препятствие для сообщения и перевозки грузов.
Московский тракт, ведущий к Иркутску, в 17-19 веках проходил по левому берегу реки Ангары. Иркутский же острог, а затем и центр города, были отстроены на низменном, ровном, правом берегу Ангары. Путники, желающие попасть в город, оказывались перед препятствием в виде широкой и бурной реки Ангары.
Когда-то Ангару пересекали на карбазах — весельных лодках. Однако, в бурю и шторм никакие карбазы не ходили. Плоты гонять с берега на берег тоже было опасно. И вот в 1857 году в Иркутске появилось чудо речной техники, изобретение некоего Либгарта, — плашкоут. Иркутяне тут же окрестили новую технику «самолетом». Ведь на лодке переправлялись через реку полчаса, а тут время сократилось до 4—5 минут. "Самолет" - так называли паром, который можно было применять только на реках с быстрым течением.
Плашкоут представлял собою два судна, соединенных друг с другом общим помостом для людей и экипажей. От обыкновенного судна плашкоут отличался двумя вертикальными рамами, служащими для направления движения между берегами. Ход плашкоута осуществлялся благодаря канату, один конец которого крепился к якорям нескольких лодок, а другой — к рамам парома. С помощью руля плашкоут устанавливали под углом 55 градусов к течению Ангары, которое и перемещало его по дуге от одного берега к другому. Посредине Ангары Либгарт установил массивный якорь, соединенный длинным (около 300 м) тросом с паромом. Силой течения паром, в борт которого била струя воды, пересекал реку всего за четыре минуты.
Плашкоутов было два. Один ходил от Сукачевского сада, располагавшегося недалеко от Спасской церкви, а другой — от Ланинской улицы, пристань находилась возле Московских ворот. Переправа производилась безостановочно днем и ночью. В первую очередь перевозили почту, курьеров и пожарную команду, едущую на пожар.
Понтонный мост
Однако городу требовалась постоянная переправа. В январе 1891 г. в газете "Восточное обозрение" появилась заметка о том, что Городская дума решила построить понтонный мост
В 1891 году иркутяне были потрясены приездом наследника русского престола цесаревича Николая, будущего императора Николая II, пробывшего в городе несколько дней при возвращении из кругосветного путешествия. Еще бы! Ведь Сибирь впервые за всю свою историю была удостоена такой высокой чести. Специально к приезду наследника был выстроен понтонный мост, связавший оба берега Ангары. Руководителем проекта был назначен главный архитектор города Владимир Александрович Рассушин, 30 лет от роду.
Долго обсуждался вопрос о выборе места для моста, наконец, решили разместить его напротив улицы Троицкой (ныне 5-й Армии), на месте Троицкого перевоза. От моста начиналась важная магистраль города - улица Троицкая, названная так по имени ближайшей церкви.
Мост должен был состоять из понтонов, т.е. больших лодок с якорями, и деревянного настила. Мост имел первоначально 16 понтонов (барж), между которыми лежал деревянный настил. Мост укрепили якорями и цепями.
Торжественное открытие состоялось 24 июня в присутствии цесаревича, под колокольный звон всех городских храмов. Наследник разрезал ленточку при громких криках «Ура!». Понтонный мост обрел имя собственное: «Цесаревич Николай».
Пользу моста иркутяне почувствовали быстро. Так, если перевоз лошади и экипажа обходился раньше в 20-40 коп., то теперь он стоил лишь пять копеек. Тем не менее, у понтонного моста были свои недостатки. Понтонный мост функционировал только в летнее время года, а на зиму разводился. Зимой переправа осуществлялась по льду реки. Во время ледостава часто не было связи у правого берега с левым по1-2 недели.
В период с мая по октябрь мост разводился ежедневно по утрам с 4 до 6 часов. С 1 сентября его разводили позже - с 10 до 11 часов 30 минут. Суда и плоты, которые не могли пройти в пролеты моста, ждали его развода. Для этого выводили второй и третий понтоны у правого берега, после чего суда "тихо и осторожно" проходили мост.
Развод моста, прекращение переправы в зимнее время, перенос понтонов к зиме на левый берег (примерно против нынешнего железнодорожного лицея), а в апреле восстановление моста – все это создавало массу неудобств. Тем не менее, понтонный мост действовал до ноября 1936 года, то есть до открытия железобетонного моста, прослужив Иркутску более 45 лет.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 3858
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Благодарил (а): 120 раз
- Поблагодарили: 401 раз
- Контактная информация:
Re: Иркутск начала прошлого века.
А это Иркутск сейчас, то есть вид с вебкамеры на ул.Ленина с указанием точного иркутского времени и температуры в текущий момент .
Последний раз редактировалось yvb 11 июл 2011, 10:38, всего редактировалось 1 раз.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
Re: Иркутск начала прошлого века.
Угол Горького и Ленина,за трамвайной линией гастроном номер один на углу ,дальше в этом же доме кондитория Ромашка.Напротив за сквериком с бюстом пролетарского писателя авиатехникум,ещё дальше худож.музей .Спасибо.
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)
Re: Иркутск начала прошлого века.
Исторический центр Иркутска,бывшая Тихвинская,а ныне сквер Кирова.Между собором Богоявления и часовней находился польский костёл,в наши дни зал органной музыки.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Этингов(везде)Эттинген(Беларусь,Витебск,Забайкалье)Цинман(Иркутск)Вассерман(Иркутск,Кабанск,Улан-Удэ)Майзель(Забайкалье,Иркутск)Шрагер(Баргузин)Винокур(Баргузин)
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Иркутск начала прошлого века.
Тихвинская площадь (сейчас площадь им.Кирова) в Иркутске образовалась вблизи Московского перевоза через Ангару с Московского тракта в город. Здесь, на небольшой территории, были построены несколько церквей и соборов: Богоявленский собор, Казанский собор, Спасская церковь, Владимирская церковь, Католический костел, и на противоположной стороне площади – Тихвинская церковь. Самая ранняя из них Спасская, была построена в 1710 г., позади нее находится Собор Богоявления, построенный в 1723 г. Недавно Собор был отреставрирован, и в настоящее время там проводятся церковные службы. Оба православных храма признаны памятниками архитектуры России.
Иркутский Казанский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений в России. По свидетельству современников он был четвертым по величине среди всех провинциальных храмов. Он вмещал 5 000 человек, его высота достигала 60 метров. Казанский собор был построен в византийском стиле и являлся архитектурным шедевром города в XIX веке. Он считался одним из красивейших храмов России, по свидетельству очевидцев, поражал своим величием, архитектурной изысканностью и богатым убранством. Собор был заложен в 1875 г., строительные работы велись в течение многих лет и были закончены в 1895 г. После Октябрьской революции, в условиях гонения церкви, началась активная кампания за ликвидацию собора. В 1932 году собор был взорван, а его обломки использовались для засыпки Тихвинской площади, в результате чего ее уровень поднялся почти на метр.
На месте взорванного Собора в 1938 г. Началось строительство областной администрации – Дом Советов, или, как еще его называют, Серый дом. В военные годы строительство его было прервано и закончено лишь в 1959 г.
В 2001г перед зданием областной администрации, в память о взорванном Казанском соборе, была воздвигнута часовня, по форме и размерам соответствующая одному из куполов Собора.
Иркутский Казанский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений в России. По свидетельству современников он был четвертым по величине среди всех провинциальных храмов. Он вмещал 5 000 человек, его высота достигала 60 метров. Казанский собор был построен в византийском стиле и являлся архитектурным шедевром города в XIX веке. Он считался одним из красивейших храмов России, по свидетельству очевидцев, поражал своим величием, архитектурной изысканностью и богатым убранством. Собор был заложен в 1875 г., строительные работы велись в течение многих лет и были закончены в 1895 г. После Октябрьской революции, в условиях гонения церкви, началась активная кампания за ликвидацию собора. В 1932 году собор был взорван, а его обломки использовались для засыпки Тихвинской площади, в результате чего ее уровень поднялся почти на метр.
На месте взорванного Собора в 1938 г. Началось строительство областной администрации – Дом Советов, или, как еще его называют, Серый дом. В военные годы строительство его было прервано и закончено лишь в 1959 г.
В 2001г перед зданием областной администрации, в память о взорванном Казанском соборе, была воздвигнута часовня, по форме и размерам соответствующая одному из куполов Собора.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель
-
- Сообщения: 162
- Зарегистрирован: 14.10.2009
- Откуда: Германия Köln
- Поблагодарили: 17 раз
- Контактная информация:
Re: Иркутск начала прошлого века.
Адрес календарь Иркутской губернии 1916 год.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://nataniella-haus.narod.ru/
Ищу Вейцблит, Вайсблит... (везде), Векслер (Херсон), Орловы (Одесса, Херсон) , Шустер (Староконстантинов, Хмельницкая обл.)
Ищу Вейцблит, Вайсблит... (везде), Векслер (Херсон), Орловы (Одесса, Херсон) , Шустер (Староконстантинов, Хмельницкая обл.)
- Novomeysky
- Сообщения: 934
- Зарегистрирован: 13.09.2009
- Откуда: Ekaterinburg Russia
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 24 раза
- Контактная информация:
Я.Фризер
СпасибоНатаниэлла писал(а):Адрес календарь Иркутской губернии 1916 год.
Еврейские фамилии: Новомейский, Левитин, Цукасов, Каминер, Фризер, Самсонович, Шмуйлович, Вехтер, Рапопорт.
- Novomeysky
- Сообщения: 934
- Зарегистрирован: 13.09.2009
- Откуда: Ekaterinburg Russia
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 24 раза
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 557
- Зарегистрирован: 08.09.2009
- Откуда: Израиль
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Иркутск начала прошлого века.
Погуляем возле дома Цукасова – Медведниковой
Вот карта этого микрорайона
Дом Цукасова-Медведниковой сейчас имеет №31 по ул. Карла Маркса (б. Большой).
Напротив него расположен длинный угловой дом под №1, числящийся по улице Фурье (б. Котельниковской). Это усадьба купца Ф.М.Тихомирова, купца Я.С.Домбровского, купчихи И.Г.Ямпольской, А.И.Кабрицкого, М.Н.Швец, последовательно бывшими владельцами этой усадьбы или ее частей.
Большое, двухэтажное, охватывающее по периметру целый квартал, размерами 80X70 м, здание включило в себя несколько отдельных разновременных построек, объединенных декоративным убранством в единый ансамбль.
История создания комплекса этих зданий, являющихся историческими памятниками архитектуры, начинается с середины XVIII века купцом Ф.М.Тихомировым.
Я.С. Домбровский в 1877г., 7 июня, приобрел у него эту усадьбу - 2 места земли со всеми находящимися на них каменными и деревянными строениями по двум крепостным актам за 50 тыс. руб. (ИГВ 1877-056 и 064). Усадьба состояла из двух доходных домов и флигеля. На первом этаже размещались магазины, а на втором – квартиры и меблированные комнаты, а позднее -II-е коммерческое училище.
Ровно через 2 года после покупки имения, в июне 1879 г в Иркутске случился большой пожар, уничтоживший большую часть жилого фонда города. Очаг возгорания находился на Котельниковской улице, в непосредственной близости от дома Домбровского. От всего имущества сохранились лишь каменные стены домов. К чести прапрадеда необходимо отметить, что он сумел очень быстро восстановить дома после пожара, и уже 5 декабря того же 1879 г. в ИГВ опубликовано объявление о сдаче магазинов в этом доме в кортом (аренду). Отстройка и декорирование зданий также являются его заслугой. Лицевые фасады здания-памятника, выходящие на примыкающие улицы, насыщены лепным декором. Богатую пластику фасадов подчеркивают ризалиты, завершаемые высокими антиками и фронтонами. На втором этаже устроены балконы. Маскарон на здании
Впервые на планах города здание (усадьба) на углу Большой и Котельниковской улиц (ныне улицы Карла Маркса и Фурье, соответственно) появилось в 1878 – 1881 годах. Во дворе был построен каменный 2-х этажный дом под гостиницу, там также было много надворных построек – амбаров, сараев, подвалов и пр. Семьи Домбровских занимали несколько квартир в этом доме, здесь же находилась купеческая контора Я.С.Домбровского.
После смерти в 1884 г. Я.С.Домбровского его семья в 1886 г. вынуждена была продать часть усадьбы – 2-х этажный каменный дом во дворе, одноэтажный флигель на улицу и деревянные надворные постройки - купчихе Инне Григорьевне Ямпольской за 21200 руб.
Дом Домбровского известен в Иркутске еще в связи с именем А.П. Чехова.
Вечером 4 июня 1890 года на берегу Ангары, напротив Московских ворот, стоял тарантас с тремя путниками. Одним из них был тридцатилетний писатель Антон Чехов, который направлялся на Сахалин. Гостиница, в которой остановились путники, «Амурское подворье» (ул. Фурье, 1в).
В 1944 году отделение Союза писателей СССР и редакция газеты «Восточно-Сибирская правда» увековечили пребывание Чехова в Иркутске на памятной доске, и повесили её на видном месте – на углу улиц Фурье и Карла Маркса. А дом, где на самом деле находилась искомая гостиница, так и остался во дворе.
– На «Амурском подворье» эту доску никто, кроме жильцов, не увидит, а на здании, которое выходит фасадом на нынешнюю улицу Карла Маркса, её может заметить каждый иркутянин. Несколько лет назад памятную доску похитили, теперь обещают восстановить. Улица, параллельная Котельниковской, и ограничивающая имение с другой стороны, сейчас носит имя Чехова.
В 1920 году вся усадьба была национализирована, и в зданиях разместились учреждения военного гарнизона, квартиры и парикмахерская.
В 2001г. здания перешли в пользование Управления Федерального казначейства по Иркутской области. В 2002г. по заказу этого Управления начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы, в результате которых к 2004 году здания по ул. Карла Маркса и Фурье приобрели свой первоначальный облик.
Вот карта этого микрорайона
Дом Цукасова-Медведниковой сейчас имеет №31 по ул. Карла Маркса (б. Большой).
Напротив него расположен длинный угловой дом под №1, числящийся по улице Фурье (б. Котельниковской). Это усадьба купца Ф.М.Тихомирова, купца Я.С.Домбровского, купчихи И.Г.Ямпольской, А.И.Кабрицкого, М.Н.Швец, последовательно бывшими владельцами этой усадьбы или ее частей.
Большое, двухэтажное, охватывающее по периметру целый квартал, размерами 80X70 м, здание включило в себя несколько отдельных разновременных построек, объединенных декоративным убранством в единый ансамбль.
История создания комплекса этих зданий, являющихся историческими памятниками архитектуры, начинается с середины XVIII века купцом Ф.М.Тихомировым.
Я.С. Домбровский в 1877г., 7 июня, приобрел у него эту усадьбу - 2 места земли со всеми находящимися на них каменными и деревянными строениями по двум крепостным актам за 50 тыс. руб. (ИГВ 1877-056 и 064). Усадьба состояла из двух доходных домов и флигеля. На первом этаже размещались магазины, а на втором – квартиры и меблированные комнаты, а позднее -II-е коммерческое училище.
Ровно через 2 года после покупки имения, в июне 1879 г в Иркутске случился большой пожар, уничтоживший большую часть жилого фонда города. Очаг возгорания находился на Котельниковской улице, в непосредственной близости от дома Домбровского. От всего имущества сохранились лишь каменные стены домов. К чести прапрадеда необходимо отметить, что он сумел очень быстро восстановить дома после пожара, и уже 5 декабря того же 1879 г. в ИГВ опубликовано объявление о сдаче магазинов в этом доме в кортом (аренду). Отстройка и декорирование зданий также являются его заслугой. Лицевые фасады здания-памятника, выходящие на примыкающие улицы, насыщены лепным декором. Богатую пластику фасадов подчеркивают ризалиты, завершаемые высокими антиками и фронтонами. На втором этаже устроены балконы. Маскарон на здании
Впервые на планах города здание (усадьба) на углу Большой и Котельниковской улиц (ныне улицы Карла Маркса и Фурье, соответственно) появилось в 1878 – 1881 годах. Во дворе был построен каменный 2-х этажный дом под гостиницу, там также было много надворных построек – амбаров, сараев, подвалов и пр. Семьи Домбровских занимали несколько квартир в этом доме, здесь же находилась купеческая контора Я.С.Домбровского.
После смерти в 1884 г. Я.С.Домбровского его семья в 1886 г. вынуждена была продать часть усадьбы – 2-х этажный каменный дом во дворе, одноэтажный флигель на улицу и деревянные надворные постройки - купчихе Инне Григорьевне Ямпольской за 21200 руб.
Дом Домбровского известен в Иркутске еще в связи с именем А.П. Чехова.
Вечером 4 июня 1890 года на берегу Ангары, напротив Московских ворот, стоял тарантас с тремя путниками. Одним из них был тридцатилетний писатель Антон Чехов, который направлялся на Сахалин. Гостиница, в которой остановились путники, «Амурское подворье» (ул. Фурье, 1в).
В 1944 году отделение Союза писателей СССР и редакция газеты «Восточно-Сибирская правда» увековечили пребывание Чехова в Иркутске на памятной доске, и повесили её на видном месте – на углу улиц Фурье и Карла Маркса. А дом, где на самом деле находилась искомая гостиница, так и остался во дворе.
– На «Амурском подворье» эту доску никто, кроме жильцов, не увидит, а на здании, которое выходит фасадом на нынешнюю улицу Карла Маркса, её может заметить каждый иркутянин. Несколько лет назад памятную доску похитили, теперь обещают восстановить. Улица, параллельная Котельниковской, и ограничивающая имение с другой стороны, сейчас носит имя Чехова.
В 1920 году вся усадьба была национализирована, и в зданиях разместились учреждения военного гарнизона, квартиры и парикмахерская.
В 2001г. здания перешли в пользование Управления Федерального казначейства по Иркутской области. В 2002г. по заказу этого Управления начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы, в результате которых к 2004 году здания по ул. Карла Маркса и Фурье приобрели свой первоначальный облик.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось domzha 28 фев 2010, 22:41, всего редактировалось 1 раз.
Ищу из Иркутска: Домбровский, Рафильзон, Гутерман, Мильнер, Брегель