Крещение евреев

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Дончанка
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 25.09.2009
Откуда: Донецк - Лод (Израиль)
Благодарил (а): 539 раз
Поблагодарили: 260 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#41 Дончанка » 24 июл 2010, 21:29

Extra писал(а):Если один или оба родителя были крещеными евреями, то их дети как регистрировались? Указывалось в документах, что они имеют еврейское происхождение или нет?
Тогда указывалась не национальность,а вероисповедание, Метрические книги велись при церквях или синагогах.
Кстати, здесь на форуме я где-то http://www.forum.j-roots.info/viewtopic ... %86#p13333
выкладывала записи об одном чудаке: Он крестился в молодости. В возрасте 48 лет вернулся в лоно иудейской религии, о чем есть соответствующая запись, как о рождении, а потом попалась запись о его женитьбе, разводе и новой женитьбе- естественно, эти записи все в синагоге.
О переходе в православие-, наверное, в церковных Метрических записях .
Ищу потомков жителей колонии Затишье(zatishye.ucoz.ru)
Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи
Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно
Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк
Солодари, Спекторы-Ильинцы
Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин
Мой сайт "Семейные страницы" - elizavetagiller.ucoz.ru
Сайт о еврейской истории Донецка: http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/

Extra
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 23.07.2010
Поблагодарили: 1 раз

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#42 Extra » 24 июл 2010, 21:42

Дончанка писал(а):
Extra писал(а):Если один или оба родителя были крещеными евреями, то их дети как регистрировались? Указывалось в документах, что они имеют еврейское происхождение или нет?
Тогда указывалась не национальность,а вероисповедание.
То есть государство считало их полноправными гражданами?

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#43 yvb » 24 июл 2010, 22:18

Extra писал(а):То есть государство считало их полноправными гражданами?
Помимо метрических книг было много учётных документов, где отражались биографические данные, в том числе предыдущее вероисповедание. А евреи и их потомки были на особом учёте в "компетентных органах", так как еврейское происхождение рассматривалось как фактор неблагонадёжности. В Российской Империи до Февральской революции гражданства в нынешнем понимании не было, было подданство, были неравноправные сословия, неравноправные вероисповедания, неравноправные народы. И все эти особенности учитывались в законах, в том числе были ограничены права крещёных евреев. Кроме того, законодательство постоянно менялось.
Последний раз редактировалось yvb 24 июл 2010, 22:46, всего редактировалось 1 раз.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

#44 mod970 » 24 июл 2010, 22:45

При крещении в православие запись делалась в книге о Родившихся. Там же писалось старое имя, реальный возраст и какой документ это подтверждает. В армии, думаю, документы не требовали, т.к. был армейские списки.

Я сама видела в книгах записи о родившихся, где в графе вероисповедание отца\матери так и было написано : "из крещеных евреев". Понятно, что если в силу обстоятельств священник не знал про сей факт, то этого примечания и не было.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)
Болотников (Середина Буда, Ухтомское)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)
Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)
Цоглин - (Сибирь),
Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.
Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Re: Крещение евреев

#45 Kaaskop » 17 окт 2010, 15:06

На ВГД девушка начала выкладывать попавшиеся ей в православных метрических книгах записи о крещении евреев

http://forum.vgd.ru/177/32197/
Просьба писать мне в личку только:
- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.
Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.


Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/

Ищу:евреи г.Вязьмы
Сендерихины/Шендерихины - везде
Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде

Мой блог "Вязьма еврейская"

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Крещение евреев

#46 mod970 » 17 окт 2010, 21:18

Kaaskop писал(а):На ВГД девушка начала выкладывать попавшиеся ей в православных метрических книгах записи о крещении евреев

http://forum.vgd.ru/177/32197/
Уточнение: записи из Хабаровского архива.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Kaaskop
Сообщения: 7665
Зарегистрирован: 16.07.2009
Откуда: Нидерланды
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 312 раз
Контактная информация:

Re: Крещение евреев

#47 Kaaskop » 17 окт 2010, 22:19

Да там и другие тоже стали добавлять, так что, не только из Хабаровска.
Просьба писать мне в личку только:

- если Вы знаете что-то по интересующим меня вопросам.

Остальные вопросы генеалогического характера вынуждена оставлять без ответа.




Друзья! Наряду с форумом, не забывайте заглядывать на сайт: http://j-roots.info/



Ищу:евреи г.Вязьмы

Сендерихины/Шендерихины - везде

Кромощ/Кромошевы/Крамаж - везде


Мой блог "Вязьма еврейская"

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

Re: Крещение евреев

#48 anno_nin » 11 июн 2011, 11:41

Где то на форуме видела правила смены имен/отчеств/фамилий при крещении.
Вопрос по поводу имен. Крещение было в начале ХХ века. Скорей всего с целью поселиться вне черты оседлости/поступить в институт/жениться на православной.
Фамилию не меняли. Отчество - по имени крестного. А имя? Всегда ли сохранялось "родное" русифицированное? Не мог ли крещеный взять имя умершего отца, к примеру?

michaelerez
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 07.09.2010
Поблагодарили: 1 раз

Re: Крещение евреев

#49 michaelerez » 11 июн 2011, 12:16

Сведения о крещении могут быть и в документах мещанской управы.
Например, "Справка мещанской управы о причислении присоединенного
к православию из иудейства в общество керченских мещан русской нации" (1899г)
Ищу: Эрез-Керчь, Ковенская губ./ Сехон-Одесса, Гродненская губ./ Осятинский, Зенцельский-Керчь/
Файнштейн, Зильберберг, Зицер, Борошок, Юхвиц-Одесса, Одесская обл./
Циммерман-Одесса, Торговицы / Макиевский-Шпола, Одесса, Одесская обл.

yvb
Сообщения: 3858
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 120 раз
Поблагодарили: 401 раз
Контактная информация:

Re: Крещение евреев

#50 yvb » 11 июн 2011, 14:11

anno_nin писал(а):А имя? Всегда ли сохранялось "родное" русифицированное? Не мог ли крещеный взять имя умершего отца, к примеру?
Варианты могут быть самые разные. Могло остаться своё имя, если оно библейское, могли дать имя из святок на день крещения и т.д.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

Re: Крещение евреев

#51 anno_nin » 11 июн 2011, 14:52

yvb писал(а):
anno_nin писал(а):А имя? Всегда ли сохранялось "родное" русифицированное? Не мог ли крещеный взять имя умершего отца, к примеру?
Варианты могут быть самые разные. Могло остаться своё имя, если оно библейское, могли дать имя из святок на день крещения и т.д.
А кто решал, какое имя? Сам крещеный или ему "навязывали"? Речь идет о случае, когда решение о крещении принимал сам, добровольно.
Меня интересует именно, мог ли он выбрать имя умершего отца. К отцу и к семье, по некоторым косвенным данным, относился с уважением и, видимо, сохранял какие то связи. Крестился, судя по всему, в 1910-1913.
Не знаю, какая информация может иметь значние. Фактов очень мало и, в основном, очень уж косвенные.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Крещение евреев

#52 mod970 » 11 июн 2011, 15:40

anno_nin писал(а):А кто решал, какое имя? Сам крещеный или ему "навязывали"? Речь идет о случае, когда решение о крещении принимал сам, добровольно.
Меня интересует именно, мог ли он выбрать имя умершего отца. К отцу и к семье, по некоторым косвенным данным, относился с уважением и, видимо, сохранял какие то связи. Крестился, судя по всему, в 1910-1913.
Нина,
Вопрос абстрактный. О каком имени идет речь? В 1910-х гг. никого уже насильно не крестили, все делали это сугубо добровольно. И имя выбирали сами в рамках разрешенных в православии.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

Re: Крещение евреев

#53 anno_nin » 11 июн 2011, 16:25

mod970 писал(а): Нина,
Вопрос абстрактный. О каком имени идет речь? В 1910-х гг. никого уже насильно не крестили, все делали это сугубо добровольно. И имя выбирали сами в рамках разрешенных в православии.
Понятно. Надеюсь, что появятся дополнительные данные.

AlexM
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23.02.2011

Re: Крещение евреев

#54 AlexM » 16 июн 2011, 23:25

Здравствуйте.
У меня вопрос:
мою прапрабабушку звали Марфа Исаковна Лыскова (это фамилия её мужа). Посмотрел на сайте jewishgen.org, и там есть люди с похожей фамилией. Да и к тому же Исаак - еврейское имя. Так вот, могла ли она быть еврейкой ? Интересно узнать ваше мнение.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Крещение евреев

#55 mod970 » 16 июн 2011, 23:57

Ищите документы, а гадание по фамилии - пустое. Могла и не быть, если судить по имени Марфа. Многие фамилии одинаковые и у евреев, и у не-евреев.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Женя Вайнштейн
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 03.12.2009
Откуда: NJ
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 29 раз

Re: Крещение евреев

#56 Женя Вайнштейн » 17 июн 2011, 01:41

Отнюдь нехарактерное для евреев имя, нееврейская фамилия, и отчество от библейского имени, распространённого среди неевреев. Не вижу никаких предпосылок.

Аватара пользователя
Файнгольд Татьяна
Сообщения: 4718
Зарегистрирован: 20.09.2009
Откуда: Винница-Хайфа
Благодарил (а): 1565 раз
Поблагодарили: 2356 раз

Re: Крещение евреев

#57 Файнгольд Татьяна » 25 авг 2012, 21:45

Владимир Березовский, а до 1868 г. именно такой была его фамилия, - выходец из дворянской просвещенной семьи Полтавской губернии. В 1859 г. он окончил кадетский корпус Бахтина (позже - Константиновский) в г. Орле в чине унтер-офицера и вступил во 2-й Стрелковый батальон.

1868 г. Владимир Ильич становится и штатным преподавателем математики и строительной механики. В том же году, 29 октября, он, приняв православие, получил Высочайшее разрешение вместо прежней фамилии именоваться Березиным.

Предложение о принятии православия для меня звучит несколько странно.
Как вы думаете, этот человек мог быть евреем?
Если нет, то он мог быть, наверное, католиком.
А у католиков разве было принято менять вероисповедание?
ФАЙНГОЛЬД
КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКИЙ
м.СМОТРИЧ

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

Re: Крещение евреев

#58 Дмитрий Широчин » 25 авг 2012, 22:21

Я бы предположил именно католический "след" - в конце 1860-х быть католиком, "поляком" было примерно так же легко, как быть евреем спустя 100 лет. И католик вполне мог перейти в православие, для этого ему не надо было повторно креститься, процесс шёл по упрощенной схеме.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Elena G.
Сообщения: 1881
Зарегистрирован: 04.11.2010
Откуда: Canberra, Australia
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 525 раз
Контактная информация:

Re: Крещение евреев

#59 Elena G. » 26 авг 2012, 17:09

В МК соборов Минска середины 19 века, которые я просматриваю, постоянно встечаются записи о переходе в правослание и евреев, и католиков. У католиков это часто связано с браком с православными, но, очевидно, не только с этим. У взрослых евреев записи о крещении очень содержательные - с указанием полных имен родителей.
Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский- Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Всякая всячина...

#60 Nison » 04 июн 2013, 23:58

http://www.lechaim.ru/ARHIV/229/dimov.htm

«СОВРЕМЕННЫЕ МАРАНЫ»

О КРЕЩЕНИИ ЕВРЕЕВ В ПЕТЕРБУРГЕ

В том числе:

В Москве жил еврей по фамилии Медвецкий. Жил себе тихо, имел двух дочерей, хорошо успевавших в гимназии. Он был портным, то есть ремесленником. Ремесленники, приписанные к определенному цеху, имели право жить в «белокаменной», как с любовью называли Москву. Медвецкий был не Б-г весть каким портным, зрение у него было слабое, да и заказов, по-видимому, имел не много. На какие же в таком случае деньги он содержал дом из шести комнат, в котором стоял дорогой рояль, лежали богатые ковры и который украшали картины и мягкая мебель?

Портняжничество для Медвецкого было стороннее занятие, не более чем скучная обязанность. Настоящий его заработок, которым оплачивались картины, мебель, рояль, заключался том, что он постоянно проходил обряд крещения. Что сие значит?

Когда, например, какому-нибудь Рабиновичу из Минска очень нужно было приехать и остаться жить в Мос­кве, он связывался с Медвецким. Так, мол, и так, пан Медвецкий, я хотел бы стать христианином, то есть хотеть-то я не хочу, но должен… На это Медвецкий спрашивал его в письме: каким именно христианином хотите вы стать, господин Рабинович? Если православным, вам это будет стоить 600 рублей, католиком — 400, лютеранином — сотенная. После того как, в зависимости от желания клиента и необходимой суммы, утрясалась форма христианства, Рабинович высылал свои документы Медвецкому в Москву. С момента их получения Медвецкий переставал быть Медвецким и становился Рабиновичем. Новый Рабинович отправлялся к русскому попу (если 600 рублей) или к католическому ксендзу (если только 400), и поп или ксендз учили с ним катехизис. Медвецкий-Рабинович делал вид, что все, чему его учат, он слышит в первый раз, — ну а как же иначе?

После того как катехизис был усвоен, Медвецкий держал путь в церковь или костел и проходил обряд крещения. Затем он отсылал документы назад в Минск с новоприобретенным добавлением касательно религии. Несколькими днями позже в Москву являлся подлинный господин Рабинович, полноправный христианин… Там его уже никто не трогал.

Так было с Рабиновичем из Минска, с Левиным из Одессы, с Розенблюмом из Пинска… У Медвецкого была довольно обширная клиентура: один рекомендовал его другому… Испытывал ли Медвецкий раскаяние? Мучила ли его совесть? Но разве он сам проходил обряд крещения? Это же были Рабинович, Левин или Розенблюм, а не он! Он, Медвецкий, остался евреем, а христианами стали они, эти паскудные выкресты, чтобы им тошно было! Ну а как чувствовали себя Рабинович или Левин? А что, собственно, должны были они чувствовать? Разве они ходили к попу? Они не учили катехизис и никогда в жизни не бывали в церкви. Все делал этот паскудник из Москвы — Медвецкий, чтоб ему тошно было, этот еврей, продавший свою душу!..

Рассказывают, что сорок два раза принимал Медвецкий христианство в его различных формах в зависимости от пожеланий клиентов. Две его еврейские дочери уже окончили гимназию и стали невестами. Жена ездила в Карлсбад «на воды». В его доме вместо одной служанки были уже две. А Медвецкий продолжал креститься и, само собой разумеется, оставался при этом евреем.

И так как он продолжал оставаться евреем, то в нем постепенно росло чувство, что в его швейном цеху начались трудности. Генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, дядя царя, проводил в цехах «чистку», чтобы избавиться от евреев.

В одно прекрасное утро (хотя для Берко Медвецкого прекрасным его никак не назовешь) пристав сказал, что он должен покинуть Москву, город «сорока сороков», как его величали в народе.

— Мне конец, — пробормотал прибитый горем Медвецкий. — Куда я денусь? Зачем мне уходить?

— Послушай меня, Берко, — приставу захотелось ему помочь, — на моем участке проживает некто Рабинович из Минска. Он христианин, православный, и я его не трогаю. Почему бы тебе не сделать то же самое?

— Рабинович? Я его хорошо знаю! — не сдержался Медвецкий. — Продажная душа, он никогда не уважал свой народ, свою религию! Он может креститься, если хочет, а я никогда! Нет, господин пристав, только не я, Берко Медвецкий!

И сколько бы пристав ни убеждал его, Медвецкий стоял на своем: он еврей и евреем останется и нет такой силы в мире, которая могла бы его заставить отступить.

Кончилось тем, что Медвецкому пришлось оставить Москву, «город сорока сороков», оставить свой уютный дом с шестью комнатами и роялем — всё, что он мог иметь только здесь и ни в каком другом месте.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ответить

Вернуться в «Крещёные евреи»