Страница 3 из 9

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

Добавлено: 24 июл 2010, 21:29
Дончанка
Extra писал(а):Если один или оба родителя были крещеными евреями, то их дети как регистрировались? Указывалось в документах, что они имеют еврейское происхождение или нет?
Тогда указывалась не национальность,а вероисповедание, Метрические книги велись при церквях или синагогах.
Кстати, здесь на форуме я где-то http://www.forum.j-roots.info/viewtopic ... %86#p13333
выкладывала записи об одном чудаке: Он крестился в молодости. В возрасте 48 лет вернулся в лоно иудейской религии, о чем есть соответствующая запись, как о рождении, а потом попалась запись о его женитьбе, разводе и новой женитьбе- естественно, эти записи все в синагоге.
О переходе в православие-, наверное, в церковных Метрических записях .

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

Добавлено: 24 июл 2010, 21:42
Extra
Дончанка писал(а):
Extra писал(а):Если один или оба родителя были крещеными евреями, то их дети как регистрировались? Указывалось в документах, что они имеют еврейское происхождение или нет?
Тогда указывалась не национальность,а вероисповедание.
То есть государство считало их полноправными гражданами?

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

Добавлено: 24 июл 2010, 22:18
yvb
Extra писал(а):То есть государство считало их полноправными гражданами?
Помимо метрических книг было много учётных документов, где отражались биографические данные, в том числе предыдущее вероисповедание. А евреи и их потомки были на особом учёте в "компетентных органах", так как еврейское происхождение рассматривалось как фактор неблагонадёжности. В Российской Империи до Февральской революции гражданства в нынешнем понимании не было, было подданство, были неравноправные сословия, неравноправные вероисповедания, неравноправные народы. И все эти особенности учитывались в законах, в том числе были ограничены права крещёных евреев. Кроме того, законодательство постоянно менялось.

Re: Вопросы и ответы о жизни евреев

Добавлено: 24 июл 2010, 22:45
mod970
При крещении в православие запись делалась в книге о Родившихся. Там же писалось старое имя, реальный возраст и какой документ это подтверждает. В армии, думаю, документы не требовали, т.к. был армейские списки.

Я сама видела в книгах записи о родившихся, где в графе вероисповедание отца\матери так и было написано : "из крещеных евреев". Понятно, что если в силу обстоятельств священник не знал про сей факт, то этого примечания и не было.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 17 окт 2010, 15:06
Kaaskop
На ВГД девушка начала выкладывать попавшиеся ей в православных метрических книгах записи о крещении евреев

http://forum.vgd.ru/177/32197/

Re: Крещение евреев

Добавлено: 17 окт 2010, 21:18
mod970
Kaaskop писал(а):На ВГД девушка начала выкладывать попавшиеся ей в православных метрических книгах записи о крещении евреев

http://forum.vgd.ru/177/32197/
Уточнение: записи из Хабаровского архива.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 17 окт 2010, 22:19
Kaaskop
Да там и другие тоже стали добавлять, так что, не только из Хабаровска.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 11 июн 2011, 11:41
anno_nin
Где то на форуме видела правила смены имен/отчеств/фамилий при крещении.
Вопрос по поводу имен. Крещение было в начале ХХ века. Скорей всего с целью поселиться вне черты оседлости/поступить в институт/жениться на православной.
Фамилию не меняли. Отчество - по имени крестного. А имя? Всегда ли сохранялось "родное" русифицированное? Не мог ли крещеный взять имя умершего отца, к примеру?

Re: Крещение евреев

Добавлено: 11 июн 2011, 12:16
michaelerez
Сведения о крещении могут быть и в документах мещанской управы.
Например, "Справка мещанской управы о причислении присоединенного
к православию из иудейства в общество керченских мещан русской нации" (1899г)

Re: Крещение евреев

Добавлено: 11 июн 2011, 14:11
yvb
anno_nin писал(а):А имя? Всегда ли сохранялось "родное" русифицированное? Не мог ли крещеный взять имя умершего отца, к примеру?
Варианты могут быть самые разные. Могло остаться своё имя, если оно библейское, могли дать имя из святок на день крещения и т.д.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 11 июн 2011, 14:52
anno_nin
yvb писал(а):
anno_nin писал(а):А имя? Всегда ли сохранялось "родное" русифицированное? Не мог ли крещеный взять имя умершего отца, к примеру?
Варианты могут быть самые разные. Могло остаться своё имя, если оно библейское, могли дать имя из святок на день крещения и т.д.
А кто решал, какое имя? Сам крещеный или ему "навязывали"? Речь идет о случае, когда решение о крещении принимал сам, добровольно.
Меня интересует именно, мог ли он выбрать имя умершего отца. К отцу и к семье, по некоторым косвенным данным, относился с уважением и, видимо, сохранял какие то связи. Крестился, судя по всему, в 1910-1913.
Не знаю, какая информация может иметь значние. Фактов очень мало и, в основном, очень уж косвенные.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 11 июн 2011, 15:40
mod970
anno_nin писал(а):А кто решал, какое имя? Сам крещеный или ему "навязывали"? Речь идет о случае, когда решение о крещении принимал сам, добровольно.
Меня интересует именно, мог ли он выбрать имя умершего отца. К отцу и к семье, по некоторым косвенным данным, относился с уважением и, видимо, сохранял какие то связи. Крестился, судя по всему, в 1910-1913.
Нина,
Вопрос абстрактный. О каком имени идет речь? В 1910-х гг. никого уже насильно не крестили, все делали это сугубо добровольно. И имя выбирали сами в рамках разрешенных в православии.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 11 июн 2011, 16:25
anno_nin
mod970 писал(а): Нина,
Вопрос абстрактный. О каком имени идет речь? В 1910-х гг. никого уже насильно не крестили, все делали это сугубо добровольно. И имя выбирали сами в рамках разрешенных в православии.
Понятно. Надеюсь, что появятся дополнительные данные.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 16 июн 2011, 23:25
AlexM
Здравствуйте.
У меня вопрос:
мою прапрабабушку звали Марфа Исаковна Лыскова (это фамилия её мужа). Посмотрел на сайте jewishgen.org, и там есть люди с похожей фамилией. Да и к тому же Исаак - еврейское имя. Так вот, могла ли она быть еврейкой ? Интересно узнать ваше мнение.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 16 июн 2011, 23:57
mod970
Ищите документы, а гадание по фамилии - пустое. Могла и не быть, если судить по имени Марфа. Многие фамилии одинаковые и у евреев, и у не-евреев.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 17 июн 2011, 01:41
Женя Вайнштейн
Отнюдь нехарактерное для евреев имя, нееврейская фамилия, и отчество от библейского имени, распространённого среди неевреев. Не вижу никаких предпосылок.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 25 авг 2012, 21:45
Файнгольд Татьяна
Владимир Березовский, а до 1868 г. именно такой была его фамилия, - выходец из дворянской просвещенной семьи Полтавской губернии. В 1859 г. он окончил кадетский корпус Бахтина (позже - Константиновский) в г. Орле в чине унтер-офицера и вступил во 2-й Стрелковый батальон.

1868 г. Владимир Ильич становится и штатным преподавателем математики и строительной механики. В том же году, 29 октября, он, приняв православие, получил Высочайшее разрешение вместо прежней фамилии именоваться Березиным.

Предложение о принятии православия для меня звучит несколько странно.
Как вы думаете, этот человек мог быть евреем?
Если нет, то он мог быть, наверное, католиком.
А у католиков разве было принято менять вероисповедание?

Re: Крещение евреев

Добавлено: 25 авг 2012, 22:21
Дмитрий Широчин
Я бы предположил именно католический "след" - в конце 1860-х быть католиком, "поляком" было примерно так же легко, как быть евреем спустя 100 лет. И католик вполне мог перейти в православие, для этого ему не надо было повторно креститься, процесс шёл по упрощенной схеме.

Re: Крещение евреев

Добавлено: 26 авг 2012, 17:09
Elena G.
В МК соборов Минска середины 19 века, которые я просматриваю, постоянно встечаются записи о переходе в правослание и евреев, и католиков. У католиков это часто связано с браком с православными, но, очевидно, не только с этим. У взрослых евреев записи о крещении очень содержательные - с указанием полных имен родителей.

Re: Всякая всячина...

Добавлено: 04 июн 2013, 23:58
Nison
http://www.lechaim.ru/ARHIV/229/dimov.htm

«СОВРЕМЕННЫЕ МАРАНЫ»

О КРЕЩЕНИИ ЕВРЕЕВ В ПЕТЕРБУРГЕ

В том числе:

В Москве жил еврей по фамилии Медвецкий. Жил себе тихо, имел двух дочерей, хорошо успевавших в гимназии. Он был портным, то есть ремесленником. Ремесленники, приписанные к определенному цеху, имели право жить в «белокаменной», как с любовью называли Москву. Медвецкий был не Б-г весть каким портным, зрение у него было слабое, да и заказов, по-видимому, имел не много. На какие же в таком случае деньги он содержал дом из шести комнат, в котором стоял дорогой рояль, лежали богатые ковры и который украшали картины и мягкая мебель?

Портняжничество для Медвецкого было стороннее занятие, не более чем скучная обязанность. Настоящий его заработок, которым оплачивались картины, мебель, рояль, заключался том, что он постоянно проходил обряд крещения. Что сие значит?

Когда, например, какому-нибудь Рабиновичу из Минска очень нужно было приехать и остаться жить в Мос­кве, он связывался с Медвецким. Так, мол, и так, пан Медвецкий, я хотел бы стать христианином, то есть хотеть-то я не хочу, но должен… На это Медвецкий спрашивал его в письме: каким именно христианином хотите вы стать, господин Рабинович? Если православным, вам это будет стоить 600 рублей, католиком — 400, лютеранином — сотенная. После того как, в зависимости от желания клиента и необходимой суммы, утрясалась форма христианства, Рабинович высылал свои документы Медвецкому в Москву. С момента их получения Медвецкий переставал быть Медвецким и становился Рабиновичем. Новый Рабинович отправлялся к русскому попу (если 600 рублей) или к католическому ксендзу (если только 400), и поп или ксендз учили с ним катехизис. Медвецкий-Рабинович делал вид, что все, чему его учат, он слышит в первый раз, — ну а как же иначе?

После того как катехизис был усвоен, Медвецкий держал путь в церковь или костел и проходил обряд крещения. Затем он отсылал документы назад в Минск с новоприобретенным добавлением касательно религии. Несколькими днями позже в Москву являлся подлинный господин Рабинович, полноправный христианин… Там его уже никто не трогал.

Так было с Рабиновичем из Минска, с Левиным из Одессы, с Розенблюмом из Пинска… У Медвецкого была довольно обширная клиентура: один рекомендовал его другому… Испытывал ли Медвецкий раскаяние? Мучила ли его совесть? Но разве он сам проходил обряд крещения? Это же были Рабинович, Левин или Розенблюм, а не он! Он, Медвецкий, остался евреем, а христианами стали они, эти паскудные выкресты, чтобы им тошно было! Ну а как чувствовали себя Рабинович или Левин? А что, собственно, должны были они чувствовать? Разве они ходили к попу? Они не учили катехизис и никогда в жизни не бывали в церкви. Все делал этот паскудник из Москвы — Медвецкий, чтоб ему тошно было, этот еврей, продавший свою душу!..

Рассказывают, что сорок два раза принимал Медвецкий христианство в его различных формах в зависимости от пожеланий клиентов. Две его еврейские дочери уже окончили гимназию и стали невестами. Жена ездила в Карлсбад «на воды». В его доме вместо одной служанки были уже две. А Медвецкий продолжал креститься и, само собой разумеется, оставался при этом евреем.

И так как он продолжал оставаться евреем, то в нем постепенно росло чувство, что в его швейном цеху начались трудности. Генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, дядя царя, проводил в цехах «чистку», чтобы избавиться от евреев.

В одно прекрасное утро (хотя для Берко Медвецкого прекрасным его никак не назовешь) пристав сказал, что он должен покинуть Москву, город «сорока сороков», как его величали в народе.

— Мне конец, — пробормотал прибитый горем Медвецкий. — Куда я денусь? Зачем мне уходить?

— Послушай меня, Берко, — приставу захотелось ему помочь, — на моем участке проживает некто Рабинович из Минска. Он христианин, православный, и я его не трогаю. Почему бы тебе не сделать то же самое?

— Рабинович? Я его хорошо знаю! — не сдержался Медвецкий. — Продажная душа, он никогда не уважал свой народ, свою религию! Он может креститься, если хочет, а я никогда! Нет, господин пристав, только не я, Берко Медвецкий!

И сколько бы пристав ни убеждал его, Медвецкий стоял на своем: он еврей и евреем останется и нет такой силы в мире, которая могла бы его заставить отступить.

Кончилось тем, что Медвецкому пришлось оставить Москву, «город сорока сороков», оставить свой уютный дом с шестью комнатами и роялем — всё, что он мог иметь только здесь и ни в каком другом месте.