Но даже когда я в детстве задавала ей вопросы, она сама многого не знала. Откуда из Польши? За что сослали? Как точно звали ее предков? Что означала фамилия?
И тут пришла эпоха благословенного интернета!
Архивы сканируют и, сидя в Москве, можно прочесть списки ссыльных в Енисейскую губернию за 1877 год. Оттуда становится известно имя того первого Трейвассера, который появился в ссылке в Сибири.
Шмуль Мендель Трейвассер
В 1877 году из польского города Люблина в далекую Сибирь по этапу отправляют еврея Шмуля Менделя Трейвассера, 45-ти лет, «росту 4 аршина и два восьмых вершка (ок.164 см), глаза серые, рот и нос умеренные (нормальные), волосы седые, лысый». Шел он в кандалах, за ним в ссылку отправилась и его семья — жена Шайндля и четыре дочки от 2-х до 9-ти лет. Жена была на сносях, ехала в обозе на телеге. Дети, что помладше, были с нею. Но одну девочку 4-х лет не уберегли, она заболела и умерла в пути… | |
Очень жаль 4-х летнюю девочку Гендлю, которая родилась в Польше, но в Сибирь так и не доехала…. Зато благодаря записи о ее рождении, сделанной в Польше в 1877году, стало известно о родном городе ее отца Шмуля Трейвассера — он из штетла (местечка) Тарногоры Люблинского губернии, родился в 1832 году. Их мать Шайндля в девичестве носила фамилию Гольдбаум и родилась в небольшом городке Баранове тоже Люблинской губернии в 1843 году. А ее отец Абрам Гольдбаум был мелким торговцем. Из других источников стала известна и девичья фамилия ее матери, тёщи Шмуля. Её звали Фрейда Куперман. Возможно ее предок был медных дел мастером. Позже ещё вернемся к этим фамилиям. |
К сожалению, пока не ясно за что сослали Шмуля. Из косвенных сведений можно сделать кое-какие выводы. Считалось, что за польское восстание. Но последнее яркое выступление в Польше было - Январское восстание 1863 года, оно с переменным успехом длилось до 1864 года. Всех казнили и сослали еще в 1865-68 годах. Потом был период жесточайшей реакции. Шмуль был уже довольно зрелым человеком в этот период — 31 год — мог принимать участие в этих событиях. Но сослали его аж в 1877 году, только через 14 лет. Значит за что-то другое. По этапу он шёл в кандалах, к этому принуждали как политических, так и уголовников. Но уголовников ссылали на тяжелые каторжные работы в рудники. А Шмуль попал на поселение. Это было относительно легкой ссылкой. Можно было жить семьей, только главная забота была - найти источник пропитания. Уф, значит не уголовник…. Но на этом пока все. |
На месте в Сибири ссыльного Трейвассера определили на поселение в село Анцирское Канского уезда. Жизнь в Сибири тяжелая, но семья стойко преодолевает трудности. В 1878 году рождается первый их «сибирский» ребенок. Это опять девочка, назвали Года. Всего у четы Трейвассер выжило шесть детей: три «польских» и три «сибирских» ребенка. |
Хася (1868-?) | 1. Первый - «польский» ребенок - девочка Хася рождается в 1868 году. В 9 лет она пришла за отцом в Сибирь. В 1885 году в 17 лет Хася выходит замуж за Гутмана Давидовича Актодова(Ахтерова, как выянилось. Сосланного в 1880 из Херсона), поселенца Тинской волости Канского уезда. История семьи Ахтеровых: viewtopic.php?t=3783&start=40 | |
Байля (1869-?) | 2. Второй - «польский» ребенок - девочка Байля родилась в 1869 году, пришла в Сибирь в 8 лет и в 1887 году вышла замуж за Танха Айзенберга, красноярского мещанина и, вероятно, проживала в г.Красноярске. | |
Гендля (1873-1877) | 3. Третий - «польский» ребенок - девочка Гейндля родилась в 1873 году, в 4-ре года отправилась со всей семьей по этапу в Сибирь и умерла в пути. | |
Худа (1875-?) | 4. Четвертый - «польский» ребенок - девочка Худа родилась 1875 году, пришла в Сибирь в 2 года. Дальнейшая судьба ее пока не известна. | |
Года (1878-192?) | 5. Пятый уже «сибирский» ребенок - девочка Года родилась в 1878 году, добравшись «со всеми удобствами» до места ссылки в утробе матери. В 1900 году в 22-х лет Года выходит замуж за Рувима Гейлера (Геллера), старше себя в 2-ва раза. Об этом так же есть запись в метрической книге Синагоги г. Канска. У них родилось много детей, которые, естественно, носили фамилию отца — Геллер. Они жили в Минусинске, но в 20-е годы, в эпидемию тифа, Года и Рувим умирают от этой болезни. Их старший сын Самуил положил всю жизнь, что бы вытянуть младших сестер и братьев и никогда не женился. Все они выучились и получили хорошие технические специальности. | |
Михля (1883-1969) | 5. Шестой - «сибирский» ребёнок - девочка Михля (Михалина) родилась около 1883 года (возможно раньше — в 1881 году). Дата неточная, так как в возрасте 5-ти лет ее отдали в богатую еврейскую семью города Канска в «служанки по белому» - т. е. не только в услужение, но и на воспитание. Для этого сознательно приписали ей 2 года, чтобы выдать за 7-ми летнюю. И если ее мать Шайндля была неграммотной женщиной, не могла даже расписаться (об этом есть пометка в записи о рождении Гейндли), то Михлю выучили и воспитали очень хорошо. Она умела читать и писать, вела хозяйство, занималась рукоделием, разбиралась прекрасно в мехах и умела из них шить шубы. Когда она выходила замуж, ей сделали приличное приданное, в котором были и золотые украшения. У Михли и ее мужа Александра Мейеровича родилось много детей. Недавно, благодаря интернету, удалось познакомиться с потомками Михли от них и стали известны многие подробности жизни семьи, а так же семьи Годы Геллер (Трейвассер). На фотопортрете Михли с обратной стороны есть надпись её рукой: "Дорогим моим Папаше и Мамаше от Михалины Трейвассер.". Значит на рубеже 20 века Шмуль и Шайндля были еще живы. | |
Илья (1884-1969) | 7. Седьмой - «сибирский» и последний ребенок — Илья, родился в 1884 году. Единственный и, видимо, долгожданный сын - мой прадед. Он женился примерно в 1905 году на моей прабабушке Федосье Михайловне Файкиной (Феня Хаимовна Файкина) Её семья была с юга Украины из Херсонской губернии из города Николаева. По семейным рассказам мужчины работали биндюжниками в порту. История семьи Файкиных viewtopic.php?f=20&t=6086&p=145685#p145685 |
От потомков Михли стало известно, что последние брат и сестра - Михля и Илья - очень близкие по возрасту были близки и по жизни. Михалина много помогала брату Илье. А когда он женился, в 1905 году, она просила семью, в которой она воспитывалась, помочь встать ему на ноги. Известно, что Илье был выдан небольшой стартовый капитал, на который он смог заняться коммерцией. Так же известно, что семейная жизнь его началась в селе Мокруша в 40 км от Канска. Там родились его первые трое детей - Ривва, Евгения (Шейна) и Хая ( моя бабушка Аня ). Позже родились еще трое -Сима, Моня и Исай. Семья перебралась в Канск. Илья очень ждал сына и обещал построить дом, если он родится. Первым в 1915 году родился Моня, а потом через 2 года Исай. Семья стала проживать в своем доме в Канске. На первом этаже была лавка со всяким товаром. В лавке за конторкой стояла продавцом сама Феня, жена Ильи. Моя бабушка Хая говорила мне, что сдавались у них и комнаты. Про Илью говорили - "коммивояжер, франт, гуляка". У него был свой выезд: конь, запряженный в пролетку. Прадед Илья был высок - 190 см. Он был прекрасный охотник, умел выделывать шкурки, как впрочем многие мужчины в Канске в то время. Все же я успела выспросить у бабушки про веру и соблюдение обрядов. Или она уже забыла или не хотела говорить, так как время было еще советское, но про еврейские праздники сказала - нет не праздновали. А вот про отца, который регулярно посещал синагогу, рассказала вот что. Он не знал иврита, а в молельном доме надо было читать. Она у него спросила - как же ты, папа, обходишься? - А я подглядываю за соседом, дочка, - и переворачиваю страницы вслед за ним! Спокойная семейная жизнь Ильи разбилась в конце 20-х годов - примерно в 1928 году - когда новые власти собрались конфисковать часть имущества семьи. Из местных органов пришёл доброжелатель и предупредил о предстоящем ночном аресте. Илья в одночасье собрался и покинул дом. С обыском пришли к Фене. Рассказывают, что это был уже повторный обыск, первый был еще при Илье. Второй раз очень сердились, что больше ничего нет, а искали золото. На чердаке нашли самовары, и тоже их забрали. Искушать судьбу Феня больше не стала. Следующей ночью собрали оставшийся скарб и всех детей, все погрузили на водовозку. Кучером сел старый каторжник, давно прислуживавший у них в доме. И вся компания отправилась восвояси. Ехали через Красноярск, куда уже сбежали и Михля со своими детьми и дети Геллеров. Михлю так же до этого водили в ЧК и снимали с нее золото, и требовали еще. В итоге семья Ильи прибыла в Хабаровск, купили на оставшиеся средства пол дома и началась новая уже советская жизнь. Илья при том жил на севере Хабаровского края, охотился и добывал меха для заготконторы. С семьей он, к сожалению, не воссоединился. Наоборот, долгое время даже не жил в Хабаровске, только в начале 50-х годов купил там дом и окончательно поселился в городе. Часть детей были настроены решительно против отца, очень жалея мать - Феню. Мальчишки были еще малы, а старшая дочь Рива так и не вышла замуж — помогала матери растить детей — постоянно работала. Другие дети уехали и если общались с отцом, то только в письмах. Ходили к нему Женя и Исай, а так же их дети. Но в возрасте 85 лет в 1969 году Илья, живя один, уже не смог сам себя обсуживать и предпочел уйти из жизни... Сестра его Михля не узнала об этом — ее не стало в этом же году на пол года раньше... Говорят, еще в бытность семьи в Канске, для того чтобы старшая дочь Ильи Ривва смогла получить хорошее образование, он даже ездил в Москву к Крупской. Ривве по каким-то причинам отказали в поступлении в гимназию в старшие классы. После ходатайства Крупской, дочь Ильи приняли и она получила неплохое для того времени образование для девочки, что позволило ей сначала учительствовать в Канске, потом работать бухгалтером в Хабаровске. Известно так же, что Илья материально все же помогал семье и даже бывал в доме Фени. Интересовался он и внуками тех своих детей, которые с ним не хотели общаться. Так, говорят, Исай подвозил его показать дочек Мони. Но сами девочки не знали, с кем подошли поздороваться…. Поэтому многие мои родственники ничего не знают о родителях Ильи и даже о нем самом . Но всегда помнили главное — корни Трейвассеров из Польши. |
Много было детей у Шмуля Трейвассера, но потомков с такой фамилией больше нет. Зато все постоянно гадают, что она значит. Собственно это меня и привело впервые на сайт j-roots. Первое, что у меня тут спросили - где я видела такую странную фамилию? Тогда я ответила, что в паспорте у своей бабушки. Но прошло время и в моих руках оказалось много других документов семьи, где написание было чуть иное. Изначально в польском документе 1877 года это было Трейвасеръ (Trejwaser), потом в метрической выписи за 1916 г. у Риввы в Канске - Трайвазеръ, в советское время буква "с" удвоилась и устаканилось привычное написание - Трейвассер. Вот примерные семейные легенды, чтобы это могло означать, от детей Ильи и Михли: "пей воду", "три воды", "чистая вода" и прочее. Александр Бейдер, если в кратце, сказал на это вот что: 1. фамилии в Тарнагорах Красноставского уезда Люблинской губернии давали еще австрийцы в 1805 году, значит язык - немецкий, не идиш. 2. давали часто без особого смысла. 3. двухкорневые слова, где второй корень - Waser - "вода" там встречаются очень часто: Флисвасер (текущая вода), Гельвасер (желтая вода), Купервасер/Кипервасер (медный купорос), Лауфвасер (бегущая вода), Розенвасер (роза + вода), Шайдвасер (азотная кислота), Штайнвасер (каменная вода), Вайдвасер (луг + вода), Вайсвасер (белая вода), Зисвасер (сладкая вода) и т.д. 4. Его предположение, что это Treuwasser - "верная вода" Также он сказал, что фамилия моногенетическая. И я теперь очень хорошо понимаю, что это такое. С одной стороны - людей с этой фамилий мало, а с другой - очень легко искать корни. Все Трейвассеры - родственники в разной степени родства. |