Брацлав
Добавлено: 06 апр 2016, 06:23
..."А теперь вернемся в Брацлав, который немцы заняли 22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны. Как и большинство евреев городка, реб Мойше с женой, ее матерью и сыном Гедалем были угнаны в Печору – концлагерь, который заключенные евреи называли “Мертвая Петля”. Подробнее о Печоре – в интервью ее выживших узников, которые собрал Морис Яковлевич Бронштейн.
До войны нееврейское население Брацлава составляло около 3030 человек, однако мы располагаем документально подтвержденными данными лишь о семи жителях Брацлава, которые спасли еврейские жизни. Это были: Ефрем и Лидия Сруль, Мария Ткаченко и Анна и Фома Тарасовы с дочерьми Галиной и Ириной.
Благодаря помощи этих семей выжили в оккупации Рахель, и Эва Бронфман а также Хая, Люба, Моисей и Рафаэль Ильвовские. Рискуя жизнью ежедневно и ежечасно, спасители предоставляли беглецам убежище и обеспечивали их предметами первой необходимости. Впоследствие эти люди были удостоены звания Праведников народов мира; их имена можно увидеть на Стене почета мемориала Яд Вашем в Иерусалиме.
Многодетной семье Мажбиц, которая находилась в концлагере в Брацлаве, помогали их соседи: Суприновичи, Островские, Пясецкие, Барановские, Марина Кушнир. Кто приносил еду, кто одежду, а кто брал к себе пожить на неделю-другую. Рахиль Мажбиц ждала ребенка и обратилась к румынскому священнику, с просьбой, чтобы ее отправили рожать в больницу, и он помог ей (Рахиль родила в больнице, на Пурим 1943 года, и девочку назвали Эстер). Когда Рахиль с детьми в марте 1944 года бежали из лагеря, им помогли укрыться от немцев дед Тымко из села Чернышевка, Ульяновы из Слободы и Ксения Ивановна Барановская.
Долгие годы тема Катастрофы на территории СССР всячески замалчивалась, и ни в одном учебнике, научном трудe или документальном сборникe o ней не упоминалась. Хотя анализ исследований на эту тему выходит за пределы данной статьи, мне хотелось бы напомнить, что коллаборационизм местного населения на Украине (Литве, Латвии) был настолько высок, что за пособничество в убийстве евреев в годы второй мировой войны пришлось бы судить слишком многих.
Украинцы до сих пор не в состоянии признать тот факт, что, если бы не сотрудничество с немцами, Катастрофа была бы невозможна: без помощи местного населения не могло быть и речи об истреблении сотен тысяч людей.
Жертвам были известны имена убийц и мародеров, часто соседей по дому. Но только некоторые из свидетелей соглашались назвать их имена: это было небезопасно, не поощрялось властями, и таким образом многие преступники избежали наказания. Лишь в годы перестройки бывшие узники гетто и концлагерей сказали то, о чем не осмеливались говорить раньше. Это случилось и с людьми, которых интервьюировали в рамках программы Спилберга, “Пережившие Шоа”, в частности, и с теми, кто находился во время войны в гетто и лагере Брацлава и в Печоре.
Об издевательствах над еврейскими детьми в Брацлаве вспоминает Евгения Спектор (Мажбиц), которой в 1941 году было семь лет. Отец ее был на фронте, и она оставалась дома с мамой, бабушкой и дедушкой. Немцы еще не овладели городом, а советские части уже отступили; кругом рвались снаряды, взрослые с детьми бежали в укрытия, и Женя замешкалась. В это время в дом влетели две женщины. Это были украинские учителя, которые, увидев Женю, набросились на нее и стали избивать подушками по голове, требуя немедленно сказать, где золото. Избитая, измученная и травмированная девочка еле вырвалась из их цепких рук, и бежала по улице, не помня себя.
Год спустя, уже находясь в гетто, Жене приходилось ходить по воду: выпускали заключенных раз в неделю, не сходишь – семья останется без воды. По дороге девочку ловили ее украинские сверстники и подвергали унижениям и издевательствам. А после войны они вместе учились, ребята выросли, стали врачами, и жили спокойно. Они с детства прекрасно усвоили, что с евреями можно не церемониться. О случившемся Женя никому не рассказывала, и только незадолго до смерти поделилась с племянницей.32
Многие украинские полицаи, служившие в Брацлаве и Печоре, отличались особой жестокостью. Во время депортации в Печору, Фейга Резник, поддерживая в пути свою старенькую маму, заслоняла ее от побоев охраны. За это один из полицаев избил ее так, что отбил легкие. В Печоре Фейга долго не прожила, и очень скоро реб Мойше остался вдовцом.
Фаина Фельдман, одна из немногих выживших узниц Печоры рассказывает: “Погнали нас этапом в концлагерь “Мертвая петля”. По дороге очень многие умерли. Но не только от холода умирали. Я видела, как лопатой разрубили Лену – мы с ней учились в одном классе, у нее была такая красивая длинная коса… Еще разрубили одного портного с дочкой лет десяти…”33
“Остановились в восьми километрах, в конюшне. Нас уже ждали. Румыны, немцы… Сразу стали грабить”. Когда узников пригнали в Печору, их разместили в бывшей бане тубдиспансера на мокром бетонном полу. Фаина продолжает: “Легли все вповалку. Моя голова на чьих-то ногах, на моих ногах – чья-то голова. Так прошло два дня. Ничего не происходит, есть хочется. Моя мама полезла посмотреть, что там. Ее долго не было, мы ее уже похоронили мысленно, но она возвращается, сползает, падает. С перебитым позвоночником… Мама выжила, хотя у нее от повреждений голова соединялась с пальцами ног. После войны она посмотрела в зеркало, спросила: «Это я?». И упала в обморок. Ведь мама была красивая, высокая женщина”.
В концлагере Печора узникам не давали ни воды, ни еды, и размещали в неотапливаемых помещениях, где спать приходилось на цементном полу или промерзшей земле. Михаил Бартик вспоминал, что за водой все ходили к реке Южный Буг. На противоположной стороне реки – уже не Транснистрия, а территория, где хозяйничали нeмцы, которые тренировались в стрельбе по живым мишеням, то есть узникам Печорского лагеря. Oчень часто поход за водой заканчивался гибелью обреченных. Некоторые отчаявшиеся пускались зимой по льду на другой берег, тогда этот лёд становился красным от крови.
В отличие от немцев, которые иногда входили в лагерь с целью расстрела людей, румыны действовали более «благородно» – морили людей голодом, холодом и болезнями. Иногда счастливчикам удавалось что-то обменять на еду у местного населения, которое подходило к воротам лагеря. Те заключенные, у которых оставались вещи и драгоценности для обмена, могли какое-то время существовать, остальных ждала неминуемая смерть.
Часто дети с риском для жизни выбирались из лагеря и отправлялись в окрестные села на поиски еды. Надо отдать должное местному населению, которое им помогало: люди кормили детей, давали хлеб, картошку, фасоль. Иногда сердобольные местные жители перебрасывали еду через забор, но полицаи их отгоняли.
Рассказывает бывший узник Печоры, Лейб Немировский из Райгорода: “Я в лагере почти не находился, ходил по деревням, просил подаяние – лишь бы выжить, накормить больную мать, отца, двух сестер. Не всегда походы были успешны, ловили полицаи, избивали, сажали в немецкие комендатуры, но мне удавалось сбегать”.
В августе 1942 года в Брацлаве были созданы два рабочих лагеря для немецких строительных компаний “Тодт-Дортман” и “Хорст унд Йессен”. Евреев использовали на работах в каменных карьерах и при прокладке дорог. Работы не прекращались ни в снег, ни в дождь, за малейшее неповиновение узников расстреливали, а в самом лагере шла охота за детьми. Вспоминает поэтесса Алла Айзеншарф, которой тогда было шесть лет: “Лагерь находился в бывшей школе Брацлава, где построили нары в три этажа. Приезжали эсэсовцы, выстраивали шеренги и забирали детей. В первый раз Мэрочку (десятилетнюю сестренку Аллы – ЕЦ) не заметили – она лежала на нарах, закрытая разными тряпками, а меня мама брала с собой, потому что я не могла долго ходить сама (девочка повредила себе связки, падая в подвал убежищa, где ее не успели подхватить – ЕЦ). Мама стояла крайняя и отшвырнула меня. Но она понимала, что нас все равно убьют. И придумала, как нас вывезти из концлагеря.
Мы скитались, побирались, ночевали, где придется…
Не ходят уже мои ножки,
Никак не подняться мне.
И Мэрочка на спине
таскает меня осторожно.
Однажды нас кто-то выдал. Когда мы ночью лежали на сеновале, маму взяли из лагеря, и немец с полицаем привели ее в дом, где нас прятали. Нас решили расстрелять. Была сильная непогода, и немец ушел, зная, что полицай справится с беззащитными людьми. Но Анна – женщина, у которой мы прятались, – стала рыться в комоде, нашла какие-то деньги и протянула полицаю. Тот сказал: «Мало!» И Анна пошла ночью по селу собирать деньги. Откупились от него. Он пострелял в воздух, чтобы немцы услышали, и ушел. Мама забрала нас в лагерь, но, понимая, что всех детей уничтожат, решилась на отчаянный шаг. Она подошла к Митьке, полицаю, который нас не расстрелял, и сказала: «Ты нам однажды помог, помоги еще раз. Нужны украинские документы для меня и детей, я хочу удрать из лагеря». Дала ему часики, что-то еще, и он вскоре принес документы.
Мы бежали ночью, группой в семь человек, которая концентрировалась в доме у немца, десятника работ. Его звали Фриц. Он спас несколько групп евреев – приводил к себе. Нас искали везде, но кому придет в голову искать у Фрица? Потом, когда все утихло, мы вышли ночью, разбились на две группы. У нас был проводник Яшка, еврей. Он переводил из концлагеря в гетто – в Бершадь. Так мы добрались до Бершади.”
* * * Елена Цвелик "Еврейская Aтлантида", стр.139-143
До войны нееврейское население Брацлава составляло около 3030 человек, однако мы располагаем документально подтвержденными данными лишь о семи жителях Брацлава, которые спасли еврейские жизни. Это были: Ефрем и Лидия Сруль, Мария Ткаченко и Анна и Фома Тарасовы с дочерьми Галиной и Ириной.
Благодаря помощи этих семей выжили в оккупации Рахель, и Эва Бронфман а также Хая, Люба, Моисей и Рафаэль Ильвовские. Рискуя жизнью ежедневно и ежечасно, спасители предоставляли беглецам убежище и обеспечивали их предметами первой необходимости. Впоследствие эти люди были удостоены звания Праведников народов мира; их имена можно увидеть на Стене почета мемориала Яд Вашем в Иерусалиме.
Многодетной семье Мажбиц, которая находилась в концлагере в Брацлаве, помогали их соседи: Суприновичи, Островские, Пясецкие, Барановские, Марина Кушнир. Кто приносил еду, кто одежду, а кто брал к себе пожить на неделю-другую. Рахиль Мажбиц ждала ребенка и обратилась к румынскому священнику, с просьбой, чтобы ее отправили рожать в больницу, и он помог ей (Рахиль родила в больнице, на Пурим 1943 года, и девочку назвали Эстер). Когда Рахиль с детьми в марте 1944 года бежали из лагеря, им помогли укрыться от немцев дед Тымко из села Чернышевка, Ульяновы из Слободы и Ксения Ивановна Барановская.
Долгие годы тема Катастрофы на территории СССР всячески замалчивалась, и ни в одном учебнике, научном трудe или документальном сборникe o ней не упоминалась. Хотя анализ исследований на эту тему выходит за пределы данной статьи, мне хотелось бы напомнить, что коллаборационизм местного населения на Украине (Литве, Латвии) был настолько высок, что за пособничество в убийстве евреев в годы второй мировой войны пришлось бы судить слишком многих.
Украинцы до сих пор не в состоянии признать тот факт, что, если бы не сотрудничество с немцами, Катастрофа была бы невозможна: без помощи местного населения не могло быть и речи об истреблении сотен тысяч людей.
Жертвам были известны имена убийц и мародеров, часто соседей по дому. Но только некоторые из свидетелей соглашались назвать их имена: это было небезопасно, не поощрялось властями, и таким образом многие преступники избежали наказания. Лишь в годы перестройки бывшие узники гетто и концлагерей сказали то, о чем не осмеливались говорить раньше. Это случилось и с людьми, которых интервьюировали в рамках программы Спилберга, “Пережившие Шоа”, в частности, и с теми, кто находился во время войны в гетто и лагере Брацлава и в Печоре.
Об издевательствах над еврейскими детьми в Брацлаве вспоминает Евгения Спектор (Мажбиц), которой в 1941 году было семь лет. Отец ее был на фронте, и она оставалась дома с мамой, бабушкой и дедушкой. Немцы еще не овладели городом, а советские части уже отступили; кругом рвались снаряды, взрослые с детьми бежали в укрытия, и Женя замешкалась. В это время в дом влетели две женщины. Это были украинские учителя, которые, увидев Женю, набросились на нее и стали избивать подушками по голове, требуя немедленно сказать, где золото. Избитая, измученная и травмированная девочка еле вырвалась из их цепких рук, и бежала по улице, не помня себя.
Год спустя, уже находясь в гетто, Жене приходилось ходить по воду: выпускали заключенных раз в неделю, не сходишь – семья останется без воды. По дороге девочку ловили ее украинские сверстники и подвергали унижениям и издевательствам. А после войны они вместе учились, ребята выросли, стали врачами, и жили спокойно. Они с детства прекрасно усвоили, что с евреями можно не церемониться. О случившемся Женя никому не рассказывала, и только незадолго до смерти поделилась с племянницей.32
Многие украинские полицаи, служившие в Брацлаве и Печоре, отличались особой жестокостью. Во время депортации в Печору, Фейга Резник, поддерживая в пути свою старенькую маму, заслоняла ее от побоев охраны. За это один из полицаев избил ее так, что отбил легкие. В Печоре Фейга долго не прожила, и очень скоро реб Мойше остался вдовцом.
Фаина Фельдман, одна из немногих выживших узниц Печоры рассказывает: “Погнали нас этапом в концлагерь “Мертвая петля”. По дороге очень многие умерли. Но не только от холода умирали. Я видела, как лопатой разрубили Лену – мы с ней учились в одном классе, у нее была такая красивая длинная коса… Еще разрубили одного портного с дочкой лет десяти…”33
“Остановились в восьми километрах, в конюшне. Нас уже ждали. Румыны, немцы… Сразу стали грабить”. Когда узников пригнали в Печору, их разместили в бывшей бане тубдиспансера на мокром бетонном полу. Фаина продолжает: “Легли все вповалку. Моя голова на чьих-то ногах, на моих ногах – чья-то голова. Так прошло два дня. Ничего не происходит, есть хочется. Моя мама полезла посмотреть, что там. Ее долго не было, мы ее уже похоронили мысленно, но она возвращается, сползает, падает. С перебитым позвоночником… Мама выжила, хотя у нее от повреждений голова соединялась с пальцами ног. После войны она посмотрела в зеркало, спросила: «Это я?». И упала в обморок. Ведь мама была красивая, высокая женщина”.
В концлагере Печора узникам не давали ни воды, ни еды, и размещали в неотапливаемых помещениях, где спать приходилось на цементном полу или промерзшей земле. Михаил Бартик вспоминал, что за водой все ходили к реке Южный Буг. На противоположной стороне реки – уже не Транснистрия, а территория, где хозяйничали нeмцы, которые тренировались в стрельбе по живым мишеням, то есть узникам Печорского лагеря. Oчень часто поход за водой заканчивался гибелью обреченных. Некоторые отчаявшиеся пускались зимой по льду на другой берег, тогда этот лёд становился красным от крови.
В отличие от немцев, которые иногда входили в лагерь с целью расстрела людей, румыны действовали более «благородно» – морили людей голодом, холодом и болезнями. Иногда счастливчикам удавалось что-то обменять на еду у местного населения, которое подходило к воротам лагеря. Те заключенные, у которых оставались вещи и драгоценности для обмена, могли какое-то время существовать, остальных ждала неминуемая смерть.
Часто дети с риском для жизни выбирались из лагеря и отправлялись в окрестные села на поиски еды. Надо отдать должное местному населению, которое им помогало: люди кормили детей, давали хлеб, картошку, фасоль. Иногда сердобольные местные жители перебрасывали еду через забор, но полицаи их отгоняли.
Рассказывает бывший узник Печоры, Лейб Немировский из Райгорода: “Я в лагере почти не находился, ходил по деревням, просил подаяние – лишь бы выжить, накормить больную мать, отца, двух сестер. Не всегда походы были успешны, ловили полицаи, избивали, сажали в немецкие комендатуры, но мне удавалось сбегать”.
В августе 1942 года в Брацлаве были созданы два рабочих лагеря для немецких строительных компаний “Тодт-Дортман” и “Хорст унд Йессен”. Евреев использовали на работах в каменных карьерах и при прокладке дорог. Работы не прекращались ни в снег, ни в дождь, за малейшее неповиновение узников расстреливали, а в самом лагере шла охота за детьми. Вспоминает поэтесса Алла Айзеншарф, которой тогда было шесть лет: “Лагерь находился в бывшей школе Брацлава, где построили нары в три этажа. Приезжали эсэсовцы, выстраивали шеренги и забирали детей. В первый раз Мэрочку (десятилетнюю сестренку Аллы – ЕЦ) не заметили – она лежала на нарах, закрытая разными тряпками, а меня мама брала с собой, потому что я не могла долго ходить сама (девочка повредила себе связки, падая в подвал убежищa, где ее не успели подхватить – ЕЦ). Мама стояла крайняя и отшвырнула меня. Но она понимала, что нас все равно убьют. И придумала, как нас вывезти из концлагеря.
Мы скитались, побирались, ночевали, где придется…
Не ходят уже мои ножки,
Никак не подняться мне.
И Мэрочка на спине
таскает меня осторожно.
Однажды нас кто-то выдал. Когда мы ночью лежали на сеновале, маму взяли из лагеря, и немец с полицаем привели ее в дом, где нас прятали. Нас решили расстрелять. Была сильная непогода, и немец ушел, зная, что полицай справится с беззащитными людьми. Но Анна – женщина, у которой мы прятались, – стала рыться в комоде, нашла какие-то деньги и протянула полицаю. Тот сказал: «Мало!» И Анна пошла ночью по селу собирать деньги. Откупились от него. Он пострелял в воздух, чтобы немцы услышали, и ушел. Мама забрала нас в лагерь, но, понимая, что всех детей уничтожат, решилась на отчаянный шаг. Она подошла к Митьке, полицаю, который нас не расстрелял, и сказала: «Ты нам однажды помог, помоги еще раз. Нужны украинские документы для меня и детей, я хочу удрать из лагеря». Дала ему часики, что-то еще, и он вскоре принес документы.
Мы бежали ночью, группой в семь человек, которая концентрировалась в доме у немца, десятника работ. Его звали Фриц. Он спас несколько групп евреев – приводил к себе. Нас искали везде, но кому придет в голову искать у Фрица? Потом, когда все утихло, мы вышли ночью, разбились на две группы. У нас был проводник Яшка, еврей. Он переводил из концлагеря в гетто – в Бершадь. Так мы добрались до Бершади.”
* * * Елена Цвелик "Еврейская Aтлантида", стр.139-143