История российских евреев

Поиск, факты, имена

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Алексей Владимирович
Сообщения: 4
Регистрация: 12.11.2016
Благодарил (а): 3 раза

История российских евреев

#21 Сообщение Алексей Владимирович » 10 мар 2017, 08:40

Спасибо. Очень полезно.

Капитан Немо
Сообщения: 936
Возраст: 50
Регистрация: 02.11.2017
Откуда: из "Наутилуса"
Благодарил (а): 311 раз
Поблагодарили: 701 раз

История российских евреев

#22 Сообщение Капитан Немо » 11 дек 2017, 22:57


IvEv
Сообщения: 54
Возраст: 39
Регистрация: 05.06.2011
Откуда: Москва
Благодарил (а): 36 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

История российских евреев

#23 Сообщение IvEv » 23 июн 2018, 12:43

Вот что думал о евреях Генерал-Майор Мих. Осип.Без-Корнилович в Исторических сведениях о примечательнейших местах в Белоруссии:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Гробер, Драб(п)кины, Гомель, Могилёв, Журавичи, Быхов, Баргузин

IvEv
Сообщения: 54
Возраст: 39
Регистрация: 05.06.2011
Откуда: Москва
Благодарил (а): 36 раз
Поблагодарили: 3 раза
Контактная информация:

История российских евреев

#24 Сообщение IvEv » 23 июн 2018, 12:45

продолжение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Гробер, Драб(п)кины, Гомель, Могилёв, Журавичи, Быхов, Баргузин

алексфрид
Сообщения: 2
Регистрация: 26.09.2018
Благодарил (а): 1 раз

История российских евреев

#25 Сообщение алексфрид » 27 сен 2018, 05:02

Дмитрий Широчин писал(а):Источник цитаты раввин Ш. Даревский из Климовичей, 1889- оч. подробно

Не подскажете пожалуйста как раздобыть текст? Это мой пра-прадед.
Спасибо

vkumok
Сообщения: 170
Регистрация: 19.05.2012
Благодарил (а): 23 раза
Поблагодарили: 192 раза

История российских евреев

#26 Сообщение vkumok » 05 дек 2018, 09:57

"Хроника еврейской жизни" №29 29.07.1905

29а переселение колонистов.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

MOCKBA
Сообщения: 3111
Регистрация: 23.01.2016
Откуда: Америка
Благодарил (а): 1081 раз
Поблагодарили: 1093 раза

История российских евреев

#27 Сообщение MOCKBA » 15 дек 2018, 08:43

В последние дни пришлось читать о разных смыслах, которые вкладываются в слова литвак и галицанер, в современности и исторически, и я осознал, что у ортодоксальных евреев этот дуализм соответствует разделению на раввинических иудеев и хасидов, и что первые, потомки былых миснагдим, и сами предпочитают теперь называть себя литвиш. Для меня это показалось вначале странным, поскольку все хасиды, кого я знаю - да и статистически большинство хасидов современности - это хабадники, которые от веку были по диалекту и семейному происхождению такие же литваки, как и сам Виленский Гаон.

И это при том, что о происхождении и экспансии этнических литваков мы много всего обсуждали и с Александром Бейдером, и со специалистами по исторической популяционной генетике евреев. Судя по их диалекту, генетическому составу, и ранней географии, литваки происходят от весьма немногочисленных евреев Мазовии, перебравшихся в Великое Княжество Литовское в XVI веке, в основном ради таможенных контрактов, аренды, откупов и тому подобных специальностей, в которых деньги собирались с разных людей по крохе весь год, а выплатить по контракту надо было разом в начале года. Экономическая модель литвацкого кагала была простая - приехать в новое место, застолбить все выгодные контракты и торговые заведения за наследниками первопоселенцев на веки веков, а младших детей постараться отправить дальше на восток в новые, еще не охваченные еврейской экономикой городки. Население стремительно росло, хотя изначально мазовецких первопоселенцев было немногим более сотни. Нарушителей порядка приводил к подчинению кагал самым жестким образом. (Мои представления основаны на Пинских списках и Горецком пинкасе, но я уверен, что выборка не случайна).

Как же, однако, такая стройная организация разделилась на хасидов и миснагдим, и почему с литваками ассоциировались только последние? Вот этого я до недавнего времени не представлял. Хотя вопрос для моей семейной истории имел нетривиальное значение, поскольку мои Прусовы-Пруссы попали в хасидский Городок, "исчезнув" с ревизских сказок в основном раввинической Друи, где, однако, имелась небольшая хасидская община - причем похоже было, что до того кагал их гнобил по полной программе, по крайней мере сыновей забривали в рекруты с необычайной частотой, а оставшаяся молодежь мерла как мухи. Так что я уже подозревал, что Прусовым в Друе досталось именно как представителям хасидского меньшинства - но о накале борьбы между двумя направлениями ортодоксального иудаизма среди литваков тем не менее я имел самое слабое представление.

Между тем еще в 1760-х годах на Великой Литве хасидизм считался чуждым галицийским явлением; доморощенный хасидизм едва подымал еще свою голову. В Галиции и Подолии, после ужасов Хмельницкого разорения, иудаизм бился в конвульсиях, порождая страннейшие, недолговечные секты Шаббатая и Франкистов наряду с великим Бештом. Литваки же - в своем ареале, который тогда охватывал всю современную Белоруссию и прилегающие территории Латвии, России и Украины - чувстовали себя нетронутыми ни Хмельницким, ни странными религиозными нововведениями, возникшими вслед за его войнами. Недолго это продолжалось. Уже к началу 1770х галицийская крамола пролезла в Белоруссию. В начале 1772 года Шкловский кагал не вытерпел и выступил против "приезжих еретиков и ниспровергателей моральных устоев", а к Пасхе 1772 года против хасидизма выступил сам Виленский Гаон. Но для миснагдим это были еще цветочки. В августе 1772-го года восточная часть бывшей Великой Литвы отходит к России по 1-м разделу Речи Посполитой, И в 1775 году в Лядах, на российской теперь уже территории, рождается Хабад! Российским властям по большому счету ото всех евреев было кисло, а уж вставать на сторону зарубежных Виленских авторитетов против доморощенного хасидизма царская власть совершенно не желала. То есть объективно лила волну на хасидскую мельницу, за что Хабад еще отплатит верностью державе в Наполеоновские времена.

В урезанной Польше миснагдим пытаются привлечь адмиистративный ресурс к анти-хасидской борьбе, но уже не так много это ресурса и было, а еще через 20 лет и эта часть былой Литвы отходит к России. Но первые десятилетия под царской властью у кагалов еще широкие полномочия, и битва против проникновения хасидизма продолжается на местном административном уровне, с налогами, лицензиями и рекрутскими наборами. Еще через несколько десятилетий конфликт в целом утихнет, но представление о том, что Литваки - синоним раббинического иудаизма, а Галицианеры - хасидского, жива до сих пор, хотя теперь Хабад с его совершенно литвацким наследием уже преобладает в мировом хасидизме
Гоникберг (Могилев-Подольский, Ушицкий уезд, и повсюду), Прусс, Черницкий(Городок Витебской), Пальман (Витебск), Богин, Рудерман (Минск), Лапицкий (Копысь, Киев)


Вернуться в «История евреев РИ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость