Иностранные евреи в РИ
Добавлено: 20 дек 2012, 00:37
В Российской Империи иностранцы представляли собой отдельное сословие. Во времена Петра I и Екатерины, да и позже очень приветствовался приезд в малонаселённые южные губернии единоверцев из Грузии, Сербии, Болгарии и пр. Но совершенно отдельную группу иммигрантов составляли евреи. В разное время правительство РИ по-разному относилось к приезжим евреям. Откуда они ехали в РИ? Наверное оттуда, где было хуже, чем в России. Или не хуже, но в России у них была воможность развить свой бизнес и заработать капитал.
В Одессе наибольшее количество иностранных евреев было из Австро-Венгрии, в частности, из Бродов. Они жили несколько обособленно от местных евреев - у них была отдельная община (очень богатая), они построили себе отдельную синагогу. Выходцы из Галиции оставили немалый след в истории Одессы, многие известные здешние еврейские роды имеют корни на современной Западной Украине.
Хотелось бы разобраться в законах того времени и нарисовать себе мысленно картину их жизни.
Как оказалось, при общей скупости еврейских документов первой половины 19-го века, материала по иностранным евреям в ДАОО сохранилось немало.
С принятием в 1772 г. белорусских евреев в русское подданство, прямого разрешения на допущение И.-Е. в Россию не последовало, но фактически они приезжали сюда для торговых целей. Этот установившийся порядок был узаконен Положением о евреях 1804 г., где сказано (ст. 42): «Все евреи, в России обитающие, вновь поселяющиеся, или по коммерческим делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоят под точным покровительством законов наравне со всеми другими российскими подданными».
Одесса была основана в 1794 году. Сразу сюда потянулись евреи, в том числе и из-за границы. По ревизии 1795 в только что основанном городе 246 евр. (10.5% нас.), в числе которых переселенцы из соседнего Подолья, а также Галиции (Австрийская империя), Волыни, Белоруссии и др.
Однако со временем начинают появляться ограничения. Самым существенным из них стал закон 1824 года. Указывая на увеличение еврейского населения за 20 лет (с 175.000 до 400.000 душ), министр финансов объяснил его наплывом иностранных евреев, уклоняющихся от воинской повинности и от платежа податей, от коих освобождаются в России в течение 10 лет; они обыкновенно бедны, ведут бродячий образ жизни и снискивают себе пропитание презренными способами, а потому не приносят государству пользы; допущение их вредно и для местных евр. обществ, которые вынуждены, в случае приписки И.-Е., отвечать за них в платеже податей. Поэтому министр предложил следующие меры, «дабы положить предел чрезвычайному размножению еврейского племени в России»:
1) воспретить И.-E. переселение даже в те губернии России, в которых евреям-русским подданным не возбранено иметь постоянную оседлость;
2) воспретить возврат в Россию тем евреям, которые водворились за границей до издания закона, если они без надлежащих паспортов отлучились или возвращаются без установленных видов;
3) разрешить И.-Е. лишь временное пребывание в России, причем, в отношении последних руководствоваться общими правилами об иностранцах, временно пребывающих в Империи;
4) И.-Е., уже поселившихся в России, но не причисленных ни к какому состоянию и не могущих получить согласия общества на приписку, распределить в рабочие люди с обложением их мещанским окладом.
Часть из иностранных евреев была купцами, которые ехали сюда с надеждой на более выгодную торговлю. Большинство этих купцов было из Бродов, где на тот момент была самая большая и богатая община в Галиции. А часть бежала от нищеты из маленьких галицийских местечек. Первые приезжали в Россию официально, имея паспорта, получая свидетельства на право торговли (становились так называемыми "купцами по гостинной статье"). Вторые же обычно приезжали с кем-то, у кого они были в услужении. Часто они не имели собственных документов, многие были совсем детьми.Именно эту группу иностранцев и имел в виду министр, когда говорил, что они - обуза для местных общин. Так они и жили годами, не причисляясь к городским обществам: первые - имея возможность тогровать, не меняя подданства и не вступая в гильдию, а вторые - не имея постоянного заработка, не имея возможности платить подати и т.п.
В 1824 году вышло распоряжение, согласно которому были составлены списки всех иностранно-подданных евреев, с описанием, когда и откуда они прибыли (в частности) в Одессу, по каким документам, чем занимаются и чем планируют заниматься дальше. Всем иностранно-подданным евреям, проживавшим на тот момент в Одессе была предоставлена возможность принять российское подданство и вступить в одесское купечество или мещанство. Некоторых такая перспектива не прельстила - и они покинули Одессу, вернувшись на родину. Но большинство пожелало остаться тут. Для принятия подданства и причислению в городское сословие каждый иностранный еврей должен был получить согласие местной общины принять его в свои ряды. Общине было выгодно принять богатых и процветающих купцов, но совсем не улыбалось повесить себе обузу в виде десятков полуголодных евреев без определённого рода занятий или просто не слишком успешных.
Тогда в 1824-1827 годах была первая волна массового принятия российского подданства.
В 1825 г. сенат разъяснил, что содержащееся в законе 1824 г. воспрещение И.-E. водворяться в России должно быть понимаемо также в смысле воспрещения принятия этих лиц в русское подданство (П. Полн. Собр. Зак., № 30465). Это означало, что вновь прибывшие в Россию евреи могут находиться тут не более 10 лет, занимаясь торговлей, а после этого должны покинуть страну - принятие подданство РИ им было запрещено.
Указом 1826 г. сенат подтвердил, что лишь те И.-E. могут быть приписываемы к податным состояниям, которые прибыли в Россию до издания закона 1824 г. и приведены к присяге до указа 1825 г. (Втор. Полн. Собр. Зак., № 347).
В правилах 25 мая 1827 г. о приезде евреев во внутренние города на время (Втор. Полн. Собр. Зак., № 1115) было сказано, что И.-Е., пользуясь общим правом иностранцев в губерниях евр. оседлости, в прочих подлежат тем же правилам, как евреи-подданные, т. е. могут быть допускаемы туда лишь на срочное пребывание. Но затем (5 окт. 1827) получило высоч. санкцию мнение Госуд. совета, постановившего «евреев не ставить в разряд иностранцев» и «подтвердить еще существующее постановление, дабы евреев вообще к переселению в Россию не допускать» (Втор. Полн. Собр. Зак., № 1443). Правило это законом 28 дек. 1828 г. распространено и на евреев Царства Польского: им было воспрещено «водворяться в России» (Второе Полное Собр. Зак., № 2558; этот последний закон был отменен лишь в 1868 г.).
Ограничения вынудили некоторых евреев принять христианство, чтобы иметь возможность переселиться в Россию.
Положение 1835 г. допустило несколько категорий И.-E. к принятию подданства и к водворению в черте оседлости:
-приглашенные правительством для занятия должности раввинов или на медицинскую службу по военному или морскому ведомству;
-учредители фабрик и заводов в России, если предъявят капитал не менее чем в 50.000 р. и письменно обязуются устроить фабрику или завод в течение трех лет;
-мастера, выписанные фабрикантами-евреями для мануфактурных работ и получившие после пятилетней службы от хозяев и местного начальства свидетельство о своем искусстве и беспорочном поведении.
К водворению допускались и И.-Е., получившие по наследству недвижимое имение в черте оседлости. Прочие И.-Е., не допускаемые к водворению в России, имели право лишь на временное пребывание.
В 1843 году выходит очередное постановление, пытавшееся урегулировать ситуацию с иностранными евреями, которых к тому времени накрпилось немало. Согласно этому постановлению, еврей мог быть допущен к принятию присяги на подданство России, если:
- приехал в Одессу до 1832 года и жил тут постоянно
- еврейское общество согласно принять его в своё сословие и обязуется платить за него подати, если он сам не сможет этого делать
Было ещё ограничение на состав семьи - нечто вроде того, что он джолжен был быть заявлен в Комиссию по рассмотрению вопросов об иностранных евреях и не должен был меняться за время пребывания в Одессе.
В 1844-47 годах была вторая волна массового принятия российского подданства. Еврейское общество отказывало некоторым в причислении в мещанство, но дело направлялось на пересмотрение вновь - и многие в результате получили право принять присягу.
Таким образом, теоретически, после 1832 года приток иностранных евреев в Одессу был приостановлен. Это не означает, что они перестали сюда приезжать, но законно принять российское подданство они не могли. Тем не менее, статистика: в 1827 в Одессе живет 4.226 евр. (12.8% нас.), 1854 - 17.080 евр. (18.9%), 1863 - 30.283 евр. (25.5%).
Мне удалось по крупицам собрать фамилии и информацию о составе семей тех, кто причислялся в одесское мещанство и купечество в 1824-1847 годах. Как правило, в 1840-х причислялись уже не те, кто приехал в Одессу в самом начале 19-го века, а их вдовы и сыновья. Очень надеюсь, что у меня дойдут руки и мне удастся со временем рассказать о них.
А пока хотелось бы собрать и обсудить законы/постановления/распоряжения Российской Империи в отношении иностранных евреев 19-го века, а также представить себе всю бюрократическую машину, которая занималось вопросами их приезда-проживания-причисления в городские сословия.
Использованы некоторые материалы http://ru.wikisource.org
В Одессе наибольшее количество иностранных евреев было из Австро-Венгрии, в частности, из Бродов. Они жили несколько обособленно от местных евреев - у них была отдельная община (очень богатая), они построили себе отдельную синагогу. Выходцы из Галиции оставили немалый след в истории Одессы, многие известные здешние еврейские роды имеют корни на современной Западной Украине.
Хотелось бы разобраться в законах того времени и нарисовать себе мысленно картину их жизни.
Как оказалось, при общей скупости еврейских документов первой половины 19-го века, материала по иностранным евреям в ДАОО сохранилось немало.
С принятием в 1772 г. белорусских евреев в русское подданство, прямого разрешения на допущение И.-Е. в Россию не последовало, но фактически они приезжали сюда для торговых целей. Этот установившийся порядок был узаконен Положением о евреях 1804 г., где сказано (ст. 42): «Все евреи, в России обитающие, вновь поселяющиеся, или по коммерческим делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоят под точным покровительством законов наравне со всеми другими российскими подданными».
Одесса была основана в 1794 году. Сразу сюда потянулись евреи, в том числе и из-за границы. По ревизии 1795 в только что основанном городе 246 евр. (10.5% нас.), в числе которых переселенцы из соседнего Подолья, а также Галиции (Австрийская империя), Волыни, Белоруссии и др.
Однако со временем начинают появляться ограничения. Самым существенным из них стал закон 1824 года. Указывая на увеличение еврейского населения за 20 лет (с 175.000 до 400.000 душ), министр финансов объяснил его наплывом иностранных евреев, уклоняющихся от воинской повинности и от платежа податей, от коих освобождаются в России в течение 10 лет; они обыкновенно бедны, ведут бродячий образ жизни и снискивают себе пропитание презренными способами, а потому не приносят государству пользы; допущение их вредно и для местных евр. обществ, которые вынуждены, в случае приписки И.-Е., отвечать за них в платеже податей. Поэтому министр предложил следующие меры, «дабы положить предел чрезвычайному размножению еврейского племени в России»:
1) воспретить И.-E. переселение даже в те губернии России, в которых евреям-русским подданным не возбранено иметь постоянную оседлость;
2) воспретить возврат в Россию тем евреям, которые водворились за границей до издания закона, если они без надлежащих паспортов отлучились или возвращаются без установленных видов;
3) разрешить И.-Е. лишь временное пребывание в России, причем, в отношении последних руководствоваться общими правилами об иностранцах, временно пребывающих в Империи;
4) И.-Е., уже поселившихся в России, но не причисленных ни к какому состоянию и не могущих получить согласия общества на приписку, распределить в рабочие люди с обложением их мещанским окладом.
Часть из иностранных евреев была купцами, которые ехали сюда с надеждой на более выгодную торговлю. Большинство этих купцов было из Бродов, где на тот момент была самая большая и богатая община в Галиции. А часть бежала от нищеты из маленьких галицийских местечек. Первые приезжали в Россию официально, имея паспорта, получая свидетельства на право торговли (становились так называемыми "купцами по гостинной статье"). Вторые же обычно приезжали с кем-то, у кого они были в услужении. Часто они не имели собственных документов, многие были совсем детьми.Именно эту группу иностранцев и имел в виду министр, когда говорил, что они - обуза для местных общин. Так они и жили годами, не причисляясь к городским обществам: первые - имея возможность тогровать, не меняя подданства и не вступая в гильдию, а вторые - не имея постоянного заработка, не имея возможности платить подати и т.п.
В 1824 году вышло распоряжение, согласно которому были составлены списки всех иностранно-подданных евреев, с описанием, когда и откуда они прибыли (в частности) в Одессу, по каким документам, чем занимаются и чем планируют заниматься дальше. Всем иностранно-подданным евреям, проживавшим на тот момент в Одессе была предоставлена возможность принять российское подданство и вступить в одесское купечество или мещанство. Некоторых такая перспектива не прельстила - и они покинули Одессу, вернувшись на родину. Но большинство пожелало остаться тут. Для принятия подданства и причислению в городское сословие каждый иностранный еврей должен был получить согласие местной общины принять его в свои ряды. Общине было выгодно принять богатых и процветающих купцов, но совсем не улыбалось повесить себе обузу в виде десятков полуголодных евреев без определённого рода занятий или просто не слишком успешных.
Тогда в 1824-1827 годах была первая волна массового принятия российского подданства.
В 1825 г. сенат разъяснил, что содержащееся в законе 1824 г. воспрещение И.-E. водворяться в России должно быть понимаемо также в смысле воспрещения принятия этих лиц в русское подданство (П. Полн. Собр. Зак., № 30465). Это означало, что вновь прибывшие в Россию евреи могут находиться тут не более 10 лет, занимаясь торговлей, а после этого должны покинуть страну - принятие подданство РИ им было запрещено.
Указом 1826 г. сенат подтвердил, что лишь те И.-E. могут быть приписываемы к податным состояниям, которые прибыли в Россию до издания закона 1824 г. и приведены к присяге до указа 1825 г. (Втор. Полн. Собр. Зак., № 347).
В правилах 25 мая 1827 г. о приезде евреев во внутренние города на время (Втор. Полн. Собр. Зак., № 1115) было сказано, что И.-Е., пользуясь общим правом иностранцев в губерниях евр. оседлости, в прочих подлежат тем же правилам, как евреи-подданные, т. е. могут быть допускаемы туда лишь на срочное пребывание. Но затем (5 окт. 1827) получило высоч. санкцию мнение Госуд. совета, постановившего «евреев не ставить в разряд иностранцев» и «подтвердить еще существующее постановление, дабы евреев вообще к переселению в Россию не допускать» (Втор. Полн. Собр. Зак., № 1443). Правило это законом 28 дек. 1828 г. распространено и на евреев Царства Польского: им было воспрещено «водворяться в России» (Второе Полное Собр. Зак., № 2558; этот последний закон был отменен лишь в 1868 г.).
Ограничения вынудили некоторых евреев принять христианство, чтобы иметь возможность переселиться в Россию.
Положение 1835 г. допустило несколько категорий И.-E. к принятию подданства и к водворению в черте оседлости:
-приглашенные правительством для занятия должности раввинов или на медицинскую службу по военному или морскому ведомству;
-учредители фабрик и заводов в России, если предъявят капитал не менее чем в 50.000 р. и письменно обязуются устроить фабрику или завод в течение трех лет;
-мастера, выписанные фабрикантами-евреями для мануфактурных работ и получившие после пятилетней службы от хозяев и местного начальства свидетельство о своем искусстве и беспорочном поведении.
К водворению допускались и И.-Е., получившие по наследству недвижимое имение в черте оседлости. Прочие И.-Е., не допускаемые к водворению в России, имели право лишь на временное пребывание.
В 1843 году выходит очередное постановление, пытавшееся урегулировать ситуацию с иностранными евреями, которых к тому времени накрпилось немало. Согласно этому постановлению, еврей мог быть допущен к принятию присяги на подданство России, если:
- приехал в Одессу до 1832 года и жил тут постоянно
- еврейское общество согласно принять его в своё сословие и обязуется платить за него подати, если он сам не сможет этого делать
Было ещё ограничение на состав семьи - нечто вроде того, что он джолжен был быть заявлен в Комиссию по рассмотрению вопросов об иностранных евреях и не должен был меняться за время пребывания в Одессе.
В 1844-47 годах была вторая волна массового принятия российского подданства. Еврейское общество отказывало некоторым в причислении в мещанство, но дело направлялось на пересмотрение вновь - и многие в результате получили право принять присягу.
Таким образом, теоретически, после 1832 года приток иностранных евреев в Одессу был приостановлен. Это не означает, что они перестали сюда приезжать, но законно принять российское подданство они не могли. Тем не менее, статистика: в 1827 в Одессе живет 4.226 евр. (12.8% нас.), 1854 - 17.080 евр. (18.9%), 1863 - 30.283 евр. (25.5%).
Мне удалось по крупицам собрать фамилии и информацию о составе семей тех, кто причислялся в одесское мещанство и купечество в 1824-1847 годах. Как правило, в 1840-х причислялись уже не те, кто приехал в Одессу в самом начале 19-го века, а их вдовы и сыновья. Очень надеюсь, что у меня дойдут руки и мне удастся со временем рассказать о них.
А пока хотелось бы собрать и обсудить законы/постановления/распоряжения Российской Империи в отношении иностранных евреев 19-го века, а также представить себе всю бюрократическую машину, которая занималось вопросами их приезда-проживания-причисления в городские сословия.
Использованы некоторые материалы http://ru.wikisource.org