Иностранные евреи в РИ

Поиск, факты, имена

Модератор: Mike_m

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11522
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1023 раза
Поблагодарили: 1499 раз

Иностранные евреи в РИ

#1 Сообщение Юлия_П » 20 дек 2012, 00:37

В Российской Империи иностранцы представляли собой отдельное сословие. Во времена Петра I и Екатерины, да и позже очень приветствовался приезд в малонаселённые южные губернии единоверцев из Грузии, Сербии, Болгарии и пр. Но совершенно отдельную группу иммигрантов составляли евреи. В разное время правительство РИ по-разному относилось к приезжим евреям. Откуда они ехали в РИ? Наверное оттуда, где было хуже, чем в России. Или не хуже, но в России у них была воможность развить свой бизнес и заработать капитал.
В Одессе наибольшее количество иностранных евреев было из Австро-Венгрии, в частности, из Бродов. Они жили несколько обособленно от местных евреев - у них была отдельная община (очень богатая), они построили себе отдельную синагогу. Выходцы из Галиции оставили немалый след в истории Одессы, многие известные здешние еврейские роды имеют корни на современной Западной Украине.

Хотелось бы разобраться в законах того времени и нарисовать себе мысленно картину их жизни.
Как оказалось, при общей скупости еврейских документов первой половины 19-го века, материала по иностранным евреям в ДАОО сохранилось немало.

С принятием в 1772 г. белорусских евреев в русское подданство, прямого разрешения на допущение И.-Е. в Россию не последовало, но фактически они приезжали сюда для торговых целей. Этот установившийся порядок был узаконен Положением о евреях 1804 г., где сказано (ст. 42): «Все евреи, в России обитающие, вновь поселяющиеся, или по коммерческим делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоят под точным покровительством законов наравне со всеми другими российскими подданными».

Одесса была основана в 1794 году. Сразу сюда потянулись евреи, в том числе и из-за границы. По ревизии 1795 в только что основанном городе 246 евр. (10.5% нас.), в числе которых переселенцы из соседнего Подолья, а также Галиции (Австрийская империя), Волыни, Белоруссии и др.

Однако со временем начинают появляться ограничения. Самым существенным из них стал закон 1824 года. Указывая на увеличение еврейского населения за 20 лет (с 175.000 до 400.000 душ), министр финансов объяснил его наплывом иностранных евреев, уклоняющихся от воинской повинности и от платежа податей, от коих освобождаются в России в течение 10 лет; они обыкновенно бедны, ведут бродячий образ жизни и снискивают себе пропитание презренными способами, а потому не приносят государству пользы; допущение их вредно и для местных евр. обществ, которые вынуждены, в случае приписки И.-Е., отвечать за них в платеже податей. Поэтому министр предложил следующие меры, «дабы положить предел чрезвычайному размножению еврейского племени в России»:
1) воспретить И.-E. переселение даже в те губернии России, в которых евреям-русским подданным не возбранено иметь постоянную оседлость;
2) воспретить возврат в Россию тем евреям, которые водворились за границей до издания закона, если они без надлежащих паспортов отлучились или возвращаются без установленных видов;
3) разрешить И.-Е. лишь временное пребывание в России, причем, в отношении последних руководствоваться общими правилами об иностранцах, временно пребывающих в Империи;
4) И.-Е., уже поселившихся в России, но не причисленных ни к какому состоянию и не могущих получить согласия общества на приписку, распределить в рабочие люди с обложением их мещанским окладом.

Часть из иностранных евреев была купцами, которые ехали сюда с надеждой на более выгодную торговлю. Большинство этих купцов было из Бродов, где на тот момент была самая большая и богатая община в Галиции. А часть бежала от нищеты из маленьких галицийских местечек. Первые приезжали в Россию официально, имея паспорта, получая свидетельства на право торговли (становились так называемыми "купцами по гостинной статье"). Вторые же обычно приезжали с кем-то, у кого они были в услужении. Часто они не имели собственных документов, многие были совсем детьми.Именно эту группу иностранцев и имел в виду министр, когда говорил, что они - обуза для местных общин. Так они и жили годами, не причисляясь к городским обществам: первые - имея возможность тогровать, не меняя подданства и не вступая в гильдию, а вторые - не имея постоянного заработка, не имея возможности платить подати и т.п.

В 1824 году вышло распоряжение, согласно которому были составлены списки всех иностранно-подданных евреев, с описанием, когда и откуда они прибыли (в частности) в Одессу, по каким документам, чем занимаются и чем планируют заниматься дальше. Всем иностранно-подданным евреям, проживавшим на тот момент в Одессе была предоставлена возможность принять российское подданство и вступить в одесское купечество или мещанство. Некоторых такая перспектива не прельстила - и они покинули Одессу, вернувшись на родину. Но большинство пожелало остаться тут. Для принятия подданства и причислению в городское сословие каждый иностранный еврей должен был получить согласие местной общины принять его в свои ряды. Общине было выгодно принять богатых и процветающих купцов, но совсем не улыбалось повесить себе обузу в виде десятков полуголодных евреев без определённого рода занятий или просто не слишком успешных.
Тогда в 1824-1827 годах была первая волна массового принятия российского подданства.

В 1825 г. сенат разъяснил, что содержащееся в законе 1824 г. воспрещение И.-E. водворяться в России должно быть понимаемо также в смысле воспрещения принятия этих лиц в русское подданство (П. Полн. Собр. Зак., № 30465). Это означало, что вновь прибывшие в Россию евреи могут находиться тут не более 10 лет, занимаясь торговлей, а после этого должны покинуть страну - принятие подданство РИ им было запрещено.

Указом 1826 г. сенат подтвердил, что лишь те И.-E. могут быть приписываемы к податным состояниям, которые прибыли в Россию до издания закона 1824 г. и приведены к присяге до указа 1825 г. (Втор. Полн. Собр. Зак., № 347).

В правилах 25 мая 1827 г. о приезде евреев во внутренние города на время (Втор. Полн. Собр. Зак., № 1115) было сказано, что И.-Е., пользуясь общим правом иностранцев в губерниях евр. оседлости, в прочих подлежат тем же правилам, как евреи-подданные, т. е. могут быть допускаемы туда лишь на срочное пребывание. Но затем (5 окт. 1827) получило высоч. санкцию мнение Госуд. совета, постановившего «евреев не ставить в разряд иностранцев» и «подтвердить еще существующее постановление, дабы евреев вообще к переселению в Россию не допускать» (Втор. Полн. Собр. Зак., № 1443). Правило это законом 28 дек. 1828 г. распространено и на евреев Царства Польского: им было воспрещено «водворяться в России» (Второе Полное Собр. Зак., № 2558; этот последний закон был отменен лишь в 1868 г.).

Ограничения вынудили некоторых евреев принять христианство, чтобы иметь возможность переселиться в Россию.

Положение 1835 г. допустило несколько категорий И.-E. к принятию подданства и к водворению в черте оседлости:
-приглашенные правительством для занятия должности раввинов или на медицинскую службу по военному или морскому ведомству;
-учредители фабрик и заводов в России, если предъявят капитал не менее чем в 50.000 р. и письменно обязуются устроить фабрику или завод в течение трех лет;
-мастера, выписанные фабрикантами-евреями для мануфактурных работ и получившие после пятилетней службы от хозяев и местного начальства свидетельство о своем искусстве и беспорочном поведении.
К водворению допускались и И.-Е., получившие по наследству недвижимое имение в черте оседлости. Прочие И.-Е., не допускаемые к водворению в России, имели право лишь на временное пребывание.

В 1843 году выходит очередное постановление, пытавшееся урегулировать ситуацию с иностранными евреями, которых к тому времени накрпилось немало. Согласно этому постановлению, еврей мог быть допущен к принятию присяги на подданство России, если:
- приехал в Одессу до 1832 года и жил тут постоянно
- еврейское общество согласно принять его в своё сословие и обязуется платить за него подати, если он сам не сможет этого делать
Было ещё ограничение на состав семьи - нечто вроде того, что он джолжен был быть заявлен в Комиссию по рассмотрению вопросов об иностранных евреях и не должен был меняться за время пребывания в Одессе.
В 1844-47 годах была вторая волна массового принятия российского подданства. Еврейское общество отказывало некоторым в причислении в мещанство, но дело направлялось на пересмотрение вновь - и многие в результате получили право принять присягу.
Таким образом, теоретически, после 1832 года приток иностранных евреев в Одессу был приостановлен. Это не означает, что они перестали сюда приезжать, но законно принять российское подданство они не могли. Тем не менее, статистика: в 1827 в Одессе живет 4.226 евр. (12.8% нас.), 1854 - 17.080 евр. (18.9%), 1863 - 30.283 евр. (25.5%).

Мне удалось по крупицам собрать фамилии и информацию о составе семей тех, кто причислялся в одесское мещанство и купечество в 1824-1847 годах. Как правило, в 1840-х причислялись уже не те, кто приехал в Одессу в самом начале 19-го века, а их вдовы и сыновья. Очень надеюсь, что у меня дойдут руки и мне удастся со временем рассказать о них.

А пока хотелось бы собрать и обсудить законы/постановления/распоряжения Российской Империи в отношении иностранных евреев 19-го века, а также представить себе всю бюрократическую машину, которая занималось вопросами их приезда-проживания-причисления в городские сословия.

Использованы некоторые материалы http://ru.wikisource.org
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4554
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 173 раза
Поблагодарили: 1136 раз
Контактная информация:

Re: Иностранные евреи в РИ

#2 Сообщение Дмитрий Широчин » 20 дек 2012, 00:45

Кое-что в помощь при поиске законов о поселении в РИ иностранных евреев есть в книге, титульный лист и одну из записей - для примера - из которой я приложил.

Titul.PNG
Example.PNG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 4554
Возраст: 56
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 173 раза
Поблагодарили: 1136 раз
Контактная информация:

Re: Иностранные евреи в РИ

#3 Сообщение Дмитрий Широчин » 20 дек 2012, 00:59

И, конечно, нельзя переоценить Леваду
Titul.PNG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
http://j-roots.info/
"Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7629
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#4 Сообщение mod970 » 27 май 2013, 13:05

Юлия_П писал(а):
albeider писал(а):Фамилия Эф(ф)енди - это просто от турецкого слово, означающего "господин", т.е. эта фамилия и производные от нее (типа Эфендиев) - прежде всего, встречаются у мусульманских тюркоязычных народов. Я привел эту фамилию в моем списке только в качестве примера фамилии на основе турецкого, встречающейся в Турции и у евреев тоже (например, в Стамбуле в начале 20 в.).
Александр, спасибо Вам за ценнейшие для меня консультации. Судя по всему, мой вывод относительно турецкоподданных евреев в РИ верный - коренных турецких евреев Россия не привлекала и сюда ехали в основном "транзитные турки", то есть просто каким-то образом получившие подданство Турции, но имевшие другие корни. Причины приезда в Россию австрийских или румынских/молдавских евреев понятны - это негативное отношение властей и нееврейского населения к евреям, антиеврейское законодательство и т.п. В Турции же такое, если и имело место, то ничуть не больше (а, скорее всего, меньше), чем в России, то есть видимых причин столь массового приезда в РИ турецких евреев я понять не могу, потому мне кажется, что эти турецкоподданные, на самом деле, никакие не турецкие евреи.

Юля, евреев всегда притягивал бизнес. А в новом крае, где ещё не было своих местных элит, развернуться легче. Это тоже могло быть причиной переезда.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11522
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1023 раза
Поблагодарили: 1499 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#5 Сообщение Юлия_П » 27 май 2013, 13:14

mod970 писал(а):Юля, евреев всегда притягивал бизнес. А в новом крае, где ещё не было своих местных элит, развернуться легче. Это тоже могло быть причиной переезда.
Вся хитрость в том, что в середине 19-го века край уже был неновый, с вполне сформированной элитой. А судя по имущественному и профессиональному составу тех переселенцев, до элиты им было как до Луны пешком. Они в основном ничего не имели за душой и перебивались случайными заработками. Какой там бизнес? Это ж не начало 19-го века, когда строились города, когда нужны были рабочие руки и капиталы - вот тогда таки ехали ради бизнеса, заработков и в надежде на светлое будущее (но не из Турции, а из Австрии).
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

ALLA PESINA
Сообщения: 1312
Регистрация: 24.05.2011
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 408 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#6 Сообщение ALLA PESINA » 27 май 2013, 14:06

Юля если посмотреть историю евреев Австрии то увидим что в 1884 году прошли антисемитские беспорядки а в 1897 году открытая война с иудомадьярами возможно это причина переезда в Россию евреев из Австро Венгрии.
.

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11522
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1023 раза
Поблагодарили: 1499 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#7 Сообщение Юлия_П » 27 май 2013, 14:27

ALLA PESINA писал(а):Юля если посмотреть историю евреев Австрии то увидим что в 1884 году прошли антисемитские беспорядки а в 1897 году открытая война с иудомадьярами возможно это причина переезда в Россию евреев из Австро Венгрии.
Неее, в 1887 они поехали уже в Америку - в Россию их уже не пускали. Тут речь о тех, кто приехал в 1850-е - 1870-е. Тогда страну наводнили именно турецкие и молдавские/румынские евреи. Австрийцы, конечно, тоже были, но не так много. А после 1890 в РИ иностранноподданных евреев не стало - от них наконец-то практически избавились.
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7629
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#8 Сообщение mod970 » 27 май 2013, 16:40

Тут речь о тех, кто приехал в 1850-е - 1870-е. Тогда страну наводнили именно турецкие и молдавские/румынские евреи.

Ну, значит надо почитать историю тех стран, включая еврейские дела. Может там как раз "затягивали гайки", а в России паралельно их "отпускали". Или голод случился, или в армию всех загоняли... Работ по истории евреев в каждой стране сейчас полно, форумов еврейских - тоже. Загляни на них - может, и подскажут направление.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11522
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1023 раза
Поблагодарили: 1499 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#9 Сообщение Юлия_П » 27 май 2013, 17:10

mod970 писал(а):
Тут речь о тех, кто приехал в 1850-е - 1870-е. Тогда страну наводнили именно турецкие и молдавские/румынские евреи.

Ну, значит надо почитать историю тех стран, включая еврейские дела. Может там как раз "затягивали гайки", а в России паралельно их "отпускали". Или голод случился, или в армию всех загоняли... Работ по истории евреев в каждой стране сейчас полно, форумов еврейских - тоже. Загляни на них - может, и подскажут направление.
Лена, я ж всё это уже не по разу посмотрела :-) . В Турции как раз было весьма неплохо по сравнению с Россией и Румынией. Да и если бы было плохо, то ехали бы не только ашкеназы, но и сефарды. А раз ехали одни ашкеназы, то что-то с ними было не так. Вот я и предполагаю, что это были "наши" евреи, разными путями превратившиеся в турецкоподданных.
Ну и бизнес - да. Но весьма специфический. Турецкоподданные евреи имели тут печальную славу - именно они занимались вывозом в рабство российских евреек. И фальшивыми деньгами с контрабандой, естественно, не брезговали.
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

yvb
Сообщения: 3960
Регистрация: 16.07.2009
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 368 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#10 Сообщение yvb » 27 май 2013, 17:11

Юлия_П писал(а):Тут речь о тех, кто приехал в 1850-е - 1870-е. Тогда страну наводнили именно турецкие и молдавские/румынские евреи.

Это, наверное, как-то связано с Крымской войной 1853-1856 годов и её итогами. Из википедии:
Подписанный в 1856 году Парижский мирный договор потребовал от России уступки Османской империи южной Бессарабии и устья реки Дунай. Провозглашалась нейтрализация Чёрного моря.

Ну и Русско-турецкая война 1877-1878 годов тоже наверняка повлияла.
На состоявшемся летом 1878 года Берлинском конгрессе был подписан Берлинский трактат, зафиксировавший возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума. Восстанавливалась независимость Болгарии; увеличивались территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией

Как известно российские евреи принимали активное участие в этих войнах. Возможно, это как-то влияло на миграцию евреев в Россию.
Последний раз редактировалось yvb 27 май 2013, 17:18, всего редактировалось 1 раз.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11522
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1023 раза
Поблагодарили: 1499 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#11 Сообщение Юлия_П » 27 май 2013, 17:16

Да, Юра, и с этим тоже. В 1856 году началась такая котовасия с Измаильским уездом, столько народу (жившего в Херсоне и пр.) под шумок стали иностранцами, что и представить сложно. Но они все стали молдавскими подданными, лишь единицы уроженцев Измаила попадались мне с турецким подданством.
Турки, скорее, имели отношение к пленным крымским евреям, которые возвращались после войны, имея турецкое подданство. Но не в таких масштабах. Тут речь идёт о тысячах семей.
Я почти уверена, что турецкоподданные - это наши, удравшие в Турцию от всяких российских повинностей, принявшие там подданство (с этим там, в отличие от Молдавии/Румынии было просто).

Любое присоединение территории означает, что население этой территории становится подданными "новых хозяев". А вот в случае с евреями там было масса исключений и недоразумений, вызванных их инертностью и игнорированием всяких официальных регистраций, а также боязнью сделать какой-то шаг, чтобы не нарваться на неприятности. Они во всём пытались выгадать - и им это таки удавалось.
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

yvb
Сообщения: 3960
Регистрация: 16.07.2009
Благодарил (а): 122 раза
Поблагодарили: 368 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#12 Сообщение yvb » 27 май 2013, 17:22

После русско-турецкой войны южная Бессарабия, временно попавшая в состав Османской империи вернулась в состав России. Возможно, что за это время евреи, проживавшие там, приняли турецкое подданство, а потом независимо от их желания вместе с южной Бессарабией снова оказались в России. То есть никуда они не ездили, а просто Турция сама к ним пришла, а потом была прогнана Россией и они снова оказались в России сидя на месте. Надо поподробней историю этого времени изучить.
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11522
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1023 раза
Поблагодарили: 1499 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#13 Сообщение Юлия_П » 27 май 2013, 17:32

yvb писал(а):После русско-турецкой войны южная Бессарабия, временно попавшая в состав Османской империи вернулась в состав России. Возможно, что за это время евреи, проживавшие там, приняли турецкое подданство, а потом независимо от их желания вместе с южной Бессарабией снова оказались в России. Надо поподробней историю этого времени изучить.
Ага, приняли турецкое подданство и вернулись жить в Молдавию с её погромами? Скорее, удрали из Молдавии в Турцию - и там остались. Но, конечно, никто им не мешал вернуться потом в Россию. Опять же всё упирается в массовость.
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7629
Возраст: 64
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 23 раза
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#14 Сообщение mod970 » 27 май 2013, 18:09

Юля,
на нашем форуме ни один не знает глубоко историю турецких евреев, так что это всё - гадание на кофейной гуще. Я попробую найти специалиста в Израиле и как-то тебя связать вас. Все знают английский, главное - найти и знающего, и согласного проконсультировать.
А вообще, это обсуждение как-то выпало из темы вопросов Александру Бейдеру. Наверно, стоит их перенести в другой раздел на свой усмотрение.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина, Смоленск, Москва),
Болотников (Середина Буда, Ухтомское, Москва)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Рогачев (Могилевская губ.))
Бутлицкий, Butlitsky, בוטליצקי - Россия, Сибирь, Харбин\Harbin, Израиль, USAЦоглин, Zoglin - (Сретенск, Сибирь, USA), Боярский

Michailovsky, Michael, Bar Din (USA, Israel), Рабинович, Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Баргузин, Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь), Гинзбург, Бандман

Аватара пользователя
Юлия_П
Администратор
Сообщения: 11522
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Одесса-Украина
Благодарил (а): 1023 раза
Поблагодарили: 1499 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#15 Сообщение Юлия_П » 27 май 2013, 18:19

mod970 писал(а):Юля,
на нашем форуме ни один не знает глубоко историю турецких евреев, так что это всё - гадание на кофейной гуще. Я попробую найти специалиста в Израиле и как-то тебя связать вас. Все знают английский, главное - найти и знающего, и согласного проконсультировать.
А вообще, это обсуждение как-то выпало из темы вопросов Александру Бейдеру. Наверно, стоит их перенести в другой раздел на свой усмотрение.
Да, надо бы перенести.
Меня интересовал вопрос, как раз связанный с фамилиями. Потому что турецкоподданные евреи с типично ашкеназскими фамилиями - вещь, вообще говоря, нетипичная. А дискуссия перелилась немного не в то русло.
Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

ALLA PESINA
Сообщения: 1312
Регистрация: 24.05.2011
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 408 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#16 Сообщение ALLA PESINA » 27 май 2013, 18:24

Пока не пенесли помещаю здесь.Ясно видно как ашкеназы стали турецкоподдаными http://www.turkevim.com/publ/6-1-0-40
.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6368
Возраст: 40
Регистрация: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 217 раз
Поблагодарили: 916 раз
Контактная информация:

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#17 Сообщение Nison » 28 май 2013, 06:31

ALLA PESINA писал(а): иудомадьярами

Это как?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Любовь Гиль
Сообщения: 2578
Возраст: 71
Регистрация: 23.11.2011
Откуда: Беэр-Шева, Израиль
Благодарил (а): 1667 раз
Поблагодарили: 757 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#18 Сообщение Любовь Гиль » 04 июн 2013, 15:09

Юлия_П писал(а):
Меня интересовал вопрос, как раз связанный с фамилиями. Потому что турецкоподданные евреи с типично ашкеназскими фамилиями - вещь, вообще говоря, нетипичная.

__________________________________________________________________________

Здравствуйте, Юля!
В книге С.М. Дубнова "Новейшая история еврейского народа" я нашла, как мне кажется,
ответ на Ваш вопрос, раскрывающий одну из причин.
Речь, правда, идет только о евреях Вены в первой половине 19 века , начиная с 1820-х годов.
Изложу кратко.
В Вене тогда официально разрешалось жить очень ограниченному числу евреев,
только членам привилегированных семейств. Остальная масса выходцев из провинций
жила в Вене официально в качестве гостей. Гость оплачивал за разрешение на двухнедельное пребывание в столице "билетную таксу" в размере от 2-х до 4-х гульденов.
Через две недели можно было это возобновить, после чего еврей подлежал выселению.
Но евреи умудрялись на этом основании превратить временное жительство в постоянное.
Проживший уже свой срок гость уезжал из города через одну заставу и тотчас же возвращался через другую: здесь он предъявллял свой паспорт в качестве вновь прибывшего и пропускался в город на новый месячный срок.
Запрет в Вене распространялся и на иностранных евреев. Исключение допускалось только для еврейских подданнных Турции, в силу старинного договора между Австрией и Портой. Многие австрийские евреи переходили поэтому в турецкое подданство или запасались турецкими паспортами для получения права жительсва в Вене.
Но даже такие, так называемые "терпимые" евреи еще не располагали полною свободою
промыслов. Им предоставляли честь заниматься оптовой торговлей, но в розничной они были крайне ограничены. В ремесленные цехи Вены их не принимали, В большой индустрии тоже сохранялись устарелые ограничения. Содержание аптек евреям-фармацевтам запрещалось. Тяжело приходилось врачам и акушеркам. Между тем, число лиц с высшим образованим росло. Некоторые находили выход в крещении.
Понятно, что те евреи, которые не желали креститься и не располагали достаточным капиталом с радостью переселялись в РИ. Вот почему, Вы встретили документы мигрантов из Австрии с ашкеназийскими фамилиями, в то же время турецкоподданных.
Интересуют:
Абрамские - Мосты Гродненской губ., Таврическая губ., в т.ч. Каховка, Херсон, Одесса
Шар(о)городские - Перекоп, Армянский базар (Армянск),Таврическая,Херсонская, Киевская губ., Подолье
Зайцовы/Зайцевы - Херсон, Херсонская и Таврическая губ., Каховка, Берислав, Могилев и др.
Уманские - Таврическая и Херсонская губ., Херсон, Алешки и др.
Боград - Сенно Могилевской губ., Херсон, Херсонская губ., в т.ч. еврейские колонии - Новоковно, Добрая и др.
Блох - Россиены Ковенской губ., Херсон, Николаев
Фельдман - Херсон, Николаев
Куперман - Николаев
Гиль - Янушполь (ранее Иванополь) Житомирск.
Бенционовы, Фишман - Екатеринослав

Alexander79
Сообщения: 3625
Регистрация: 26.05.2010
Благодарил (а): 859 раз
Поблагодарили: 1034 раза

Re: Всякая всячина...

#19 Сообщение Alexander79 » 09 июн 2013, 13:41

Николаев 1909 год
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)

ALLA PESINA
Сообщения: 1312
Регистрация: 24.05.2011
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 408 раз

Re: Вопросы Александру Бейдеру и его ответы

#20 Сообщение ALLA PESINA » 17 июл 2013, 13:23

Юлия_П писал(а):Александр, скажите, пожалуйста, Абрам Юфудович, Иосиф Даут, Исак Соломонов, Моша Хамкович и Нусим Содиа - это всё караимы или могут быть евреями (из Турции)?

Не уверенна что правильно помещаю. http://www.ledab.narod.ru/memori1.htm Бишкин .Восроминания.Юличка в этих мемуарах объяснение почему так много евреев-турецко-подданных было в России.
.


Вернуться в «История евреев РИ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя