История российских евреев
Модератор: TMZ
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 12.11.2016
- Благодарил (а): 3 раза
-
- Сообщения: 2577
- Зарегистрирован: 02.11.2017
- Откуда: из "Наутилуса"
- Благодарил (а): 1579 раз
- Поблагодарили: 2728 раз
-
- Сообщения: 58
- Зарегистрирован: 05.06.2011
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 37 раз
- Поблагодарили: 12 раз
- Контактная информация:
История российских евреев
Вот что думал о евреях Генерал-Майор Мих. Осип.Без-Корнилович в Исторических сведениях о примечательнейших местах в Белоруссии:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Гробер, Драб(п)кины, Гомель, Могилёв, Журавичи, Быхов, Баргузин
-
- Сообщения: 58
- Зарегистрирован: 05.06.2011
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 37 раз
- Поблагодарили: 12 раз
- Контактная информация:
История российских евреев
продолжение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Гробер, Драб(п)кины, Гомель, Могилёв, Журавичи, Быхов, Баргузин
История российских евреев
"Хроника еврейской жизни" №29 29.07.1905
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- MCB
- Сообщения: 5972
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2028 раз
- Поблагодарили: 2337 раз
История российских евреев
В последние дни пришлось читать о разных смыслах, которые вкладываются в слова литвак и галицанер, в современности и исторически, и я осознал, что у ортодоксальных евреев этот дуализм соответствует разделению на раввинических иудеев и хасидов, и что первые, потомки былых миснагдим, и сами предпочитают теперь называть себя литвиш. Для меня это показалось вначале странным, поскольку все хасиды, кого я знаю - да и статистически большинство хасидов современности - это хабадники, которые от веку были по диалекту и семейному происхождению такие же литваки, как и сам Виленский Гаон.
И это при том, что о происхождении и экспансии этнических литваков мы много всего обсуждали и с Александром Бейдером, и со специалистами по исторической популяционной генетике евреев. Судя по их диалекту, генетическому составу, и ранней географии, литваки происходят от весьма немногочисленных евреев Мазовии, перебравшихся в Великое Княжество Литовское в XVI веке, в основном ради таможенных контрактов, аренды, откупов и тому подобных специальностей, в которых деньги собирались с разных людей по крохе весь год, а выплатить по контракту надо было разом в начале года. Экономическая модель литвацкого кагала была простая - приехать в новое место, застолбить все выгодные контракты и торговые заведения за наследниками первопоселенцев на веки веков, а младших детей постараться отправить дальше на восток в новые, еще не охваченные еврейской экономикой городки. Население стремительно росло, хотя изначально мазовецких первопоселенцев было немногим более сотни. Нарушителей порядка приводил к подчинению кагал самым жестким образом. (Мои представления основаны на Пинских списках и Горецком пинкасе, но я уверен, что выборка не случайна).
Как же, однако, такая стройная организация разделилась на хасидов и миснагдим, и почему с литваками ассоциировались только последние? Вот этого я до недавнего времени не представлял. Хотя вопрос для моей семейной истории имел нетривиальное значение, поскольку мои Прусовы-Пруссы попали в хасидский Городок, "исчезнув" с ревизских сказок в основном раввинической Друи, где, однако, имелась небольшая хасидская община - причем похоже было, что до того кагал их гнобил по полной программе, по крайней мере сыновей забривали в рекруты с необычайной частотой, а оставшаяся молодежь мерла как мухи. Так что я уже подозревал, что Прусовым в Друе досталось именно как представителям хасидского меньшинства - но о накале борьбы между двумя направлениями ортодоксального иудаизма среди литваков тем не менее я имел самое слабое представление.
Между тем еще в 1760-х годах на Великой Литве хасидизм считался чуждым галицийским явлением; доморощенный хасидизм едва подымал еще свою голову. В Галиции и Подолии, после ужасов Хмельницкого разорения, иудаизм бился в конвульсиях, порождая страннейшие, недолговечные секты Шаббатая и Франкистов наряду с великим Бештом. Литваки же - в своем ареале, который тогда охватывал всю современную Белоруссию и прилегающие территории Латвии, России и Украины - чувстовали себя нетронутыми ни Хмельницким, ни странными религиозными нововведениями, возникшими вслед за его войнами. Недолго это продолжалось. Уже к началу 1770х галицийская крамола пролезла в Белоруссию. В начале 1772 года Шкловский кагал не вытерпел и выступил против "приезжих еретиков и ниспровергателей моральных устоев", а к Пасхе 1772 года против хасидизма выступил сам Виленский Гаон. Но для миснагдим это были еще цветочки. В августе 1772-го года восточная часть бывшей Великой Литвы отходит к России по 1-м разделу Речи Посполитой, И в 1775 году в Лядах, на российской теперь уже территории, рождается Хабад! Российским властям по большому счету ото всех евреев было кисло, а уж вставать на сторону зарубежных Виленских авторитетов против доморощенного хасидизма царская власть совершенно не желала. То есть объективно лила волну на хасидскую мельницу, за что Хабад еще отплатит верностью державе в Наполеоновские времена.
В урезанной Польше миснагдим пытаются привлечь адмиистративный ресурс к анти-хасидской борьбе, но уже не так много это ресурса и было, а еще через 20 лет и эта часть былой Литвы отходит к России. Но первые десятилетия под царской властью у кагалов еще широкие полномочия, и битва против проникновения хасидизма продолжается на местном административном уровне, с налогами, лицензиями и рекрутскими наборами. Еще через несколько десятилетий конфликт в целом утихнет, но представление о том, что Литваки - синоним раббинического иудаизма, а Галицианеры - хасидского, жива до сих пор, хотя теперь Хабад с его совершенно литвацким наследием уже преобладает в мировом хасидизме
И это при том, что о происхождении и экспансии этнических литваков мы много всего обсуждали и с Александром Бейдером, и со специалистами по исторической популяционной генетике евреев. Судя по их диалекту, генетическому составу, и ранней географии, литваки происходят от весьма немногочисленных евреев Мазовии, перебравшихся в Великое Княжество Литовское в XVI веке, в основном ради таможенных контрактов, аренды, откупов и тому подобных специальностей, в которых деньги собирались с разных людей по крохе весь год, а выплатить по контракту надо было разом в начале года. Экономическая модель литвацкого кагала была простая - приехать в новое место, застолбить все выгодные контракты и торговые заведения за наследниками первопоселенцев на веки веков, а младших детей постараться отправить дальше на восток в новые, еще не охваченные еврейской экономикой городки. Население стремительно росло, хотя изначально мазовецких первопоселенцев было немногим более сотни. Нарушителей порядка приводил к подчинению кагал самым жестким образом. (Мои представления основаны на Пинских списках и Горецком пинкасе, но я уверен, что выборка не случайна).
Как же, однако, такая стройная организация разделилась на хасидов и миснагдим, и почему с литваками ассоциировались только последние? Вот этого я до недавнего времени не представлял. Хотя вопрос для моей семейной истории имел нетривиальное значение, поскольку мои Прусовы-Пруссы попали в хасидский Городок, "исчезнув" с ревизских сказок в основном раввинической Друи, где, однако, имелась небольшая хасидская община - причем похоже было, что до того кагал их гнобил по полной программе, по крайней мере сыновей забривали в рекруты с необычайной частотой, а оставшаяся молодежь мерла как мухи. Так что я уже подозревал, что Прусовым в Друе досталось именно как представителям хасидского меньшинства - но о накале борьбы между двумя направлениями ортодоксального иудаизма среди литваков тем не менее я имел самое слабое представление.
Между тем еще в 1760-х годах на Великой Литве хасидизм считался чуждым галицийским явлением; доморощенный хасидизм едва подымал еще свою голову. В Галиции и Подолии, после ужасов Хмельницкого разорения, иудаизм бился в конвульсиях, порождая страннейшие, недолговечные секты Шаббатая и Франкистов наряду с великим Бештом. Литваки же - в своем ареале, который тогда охватывал всю современную Белоруссию и прилегающие территории Латвии, России и Украины - чувстовали себя нетронутыми ни Хмельницким, ни странными религиозными нововведениями, возникшими вслед за его войнами. Недолго это продолжалось. Уже к началу 1770х галицийская крамола пролезла в Белоруссию. В начале 1772 года Шкловский кагал не вытерпел и выступил против "приезжих еретиков и ниспровергателей моральных устоев", а к Пасхе 1772 года против хасидизма выступил сам Виленский Гаон. Но для миснагдим это были еще цветочки. В августе 1772-го года восточная часть бывшей Великой Литвы отходит к России по 1-м разделу Речи Посполитой, И в 1775 году в Лядах, на российской теперь уже территории, рождается Хабад! Российским властям по большому счету ото всех евреев было кисло, а уж вставать на сторону зарубежных Виленских авторитетов против доморощенного хасидизма царская власть совершенно не желала. То есть объективно лила волну на хасидскую мельницу, за что Хабад еще отплатит верностью державе в Наполеоновские времена.
В урезанной Польше миснагдим пытаются привлечь адмиистративный ресурс к анти-хасидской борьбе, но уже не так много это ресурса и было, а еще через 20 лет и эта часть былой Литвы отходит к России. Но первые десятилетия под царской властью у кагалов еще широкие полномочия, и битва против проникновения хасидизма продолжается на местном административном уровне, с налогами, лицензиями и рекрутскими наборами. Еще через несколько десятилетий конфликт в целом утихнет, но представление о том, что Литваки - синоним раббинического иудаизма, а Галицианеры - хасидского, жива до сих пор, хотя теперь Хабад с его совершенно литвацким наследием уже преобладает в мировом хасидизме
История российских евреев
Подскажите, пожалуйста - где можно почитать про БЫТ евреев РИ в 18-19 веке? Какие были дома; что ели; сколько детей рожали и сколько выживало; какова была продолжительность жизни и т.д.
Может, есть литература или передачи на эту тему.
Пока не нашла, откуда взять такую информацию (кроме книг идишских писателей).
Может, есть литература или передачи на эту тему.
Пока не нашла, откуда взять такую информацию (кроме книг идишских писателей).
Интересуют фамилии: Костинский (Хабное, Житомир), Райцис/Райцин (Житомир), Столов (вся Литва, Велиж, Ильино), Тевелев (Рига, Велиж, Ильино), Миркин (Велиж, Ильино), Вальтман (везде), Гольцикер (везде), Кадомский/Коденский (Ржищев, Житомир), Верховский (везде), Нахманович (Витебск, Петербург), Бузов (Шклов, Могилёв), Эстрин (Шклов, Могилёв), Котляр (Рожев), Фишман (Народичи), Ронкин (Велиж), Герчиков (Могилев, Бобруйск)
-
- Сообщения: 7476
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1184 раза
- Поблагодарили: 3168 раз
История российских евреев
Список того,о чем Вы пишите,как в видео- (залитые на ютуб лекции),так и в текстовых форматах,займет достаточно много места.Специальных исследований на тему " сколько детей рожали и сколько выживало" я не встречал.Но про все остальное (в составе книг,статей,и видеороликов) - сколько угодно,начиная с размещенного в нашей же (форумной) библиотеке.Лея писал(а): ↑28 фев 2019, 14:16Подскажите, пожалуйста - где можно почитать про БЫТ евреев РИ в 18-19 веке? Какие были дома; что ели; сколько детей рожали и сколько выживало; какова была продолжительность жизни и т.д.
Может, есть литература или передачи на эту тему.
Пока не нашла, откуда взять такую информацию (кроме книг идишских писателей).
Подобное исследование можно сделать самостоятельно - по метрическим книгам.Результат будет отличаться,в зависимости и от эпохи,и от места расположения общины.Что-то,безусловно,можно и обобщить.В качестве же примера того,что есть в инете,с обильным количеством таблиц и графиков:
- Россия. Демография еврейского населения Российской империи (1772–1917)
- (пример по отдельно взятой общине): Еврейский Екатеринослав.
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6731
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 555 раз
- Поблагодарили: 2546 раз
- Контактная информация:
История российских евреев
Хорошей обобщающей работы такой тематики - чтобы можно было попросту сказать: вот эту-то монографию почитайте, и всё узнаете, - я тоже не знаю. Именно бытовую, повседневную информацию приходится выискивать буквально по крупицам в десятках публикаций различного типа (как уже сказал Михаил). Кстати, на мой взгляд, именно исследования (в том числе, наши) по семейной истории, по микроистории призваны закрыть эту лакуну.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
История российских евреев
Просто я очень много вижу работ на тему быта, например, русского крестьянства - вот и подумала, что, возможно, и про евреев есть нечто подобное.Дмитрий Широчин писал(а): ↑28 фев 2019, 15:49Хорошей обобщающей работы такой тематики - чтобы можно было попросту сказать: вот эту-то монографию почитайте, и всё узнаете, - я тоже не знаю. Именно бытовую, повседневную информацию приходится выискивать буквально по крупицам в десятках публикаций различного типа (как уже сказал Михаил). Кстати, на мой взгляд, именно исследования (в том числе, наши) по семейной истории, по микроистории призваны закрыть эту лакуну.
Интересуют фамилии: Костинский (Хабное, Житомир), Райцис/Райцин (Житомир), Столов (вся Литва, Велиж, Ильино), Тевелев (Рига, Велиж, Ильино), Миркин (Велиж, Ильино), Вальтман (везде), Гольцикер (везде), Кадомский/Коденский (Ржищев, Житомир), Верховский (везде), Нахманович (Витебск, Петербург), Бузов (Шклов, Могилёв), Эстрин (Шклов, Могилёв), Котляр (Рожев), Фишман (Народичи), Ронкин (Велиж), Герчиков (Могилев, Бобруйск)
-
- Сообщения: 7476
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1184 раза
- Поблагодарили: 3168 раз
История российских евреев
Нечто подобное есть в практически каждом труде (монография,статья,доклад,лекция) по истории евреев.Как уже было сказано: как правило,в составе чего-то более общего.Вот Вам примеры глав из книг:
- "Культурная жизнь еврейской общины, семья и повседневная жизнь евреев ...".
- "Семья и быт ...".
- "Еврейские семьи вне черты еврейской оседлости:динамика традиционного уклада..."
И такого,где есть слова "быт,уклад" и т.п. наберется очень много.Кроме того,само понятие быт - это слишком широкий термин,каждый компонент которого также описан.
_______
Что касается того,о чем выше писал Дмитрий:
Дмитрий Широчин писал(а): ↑28 фев 2019, 15:49Кстати, на мой взгляд, именно исследования (в том числе, наши) по семейной истории, по микроистории призваны закрыть эту лакуну.
- Хочется сделать одно уточнение.Любой форум достаточно неудобен тому,кто приходит на него не участвовать,а лишь читать,собирая какие-либо интересующие сведения.
Нас будет гораздо удобнее использовать в качестве серьезного источника,если реализуется концепция "ход исследований - на форуме,их конечный результат - на сайте".В силу ряда объективных причин,этого пока не произошло.В будущем,надеюсь,это станет возможным.
История российских евреев
Спасибо. Я ценю форум именно за возможность почерпнуть недостающие сведения, потому что я сама не профессионал в сфере генеалогии.mihail писал(а): ↑28 фев 2019, 20:43Нечто подобное есть в практически каждом труде (монография,статья,доклад,лекция) по истории евреев.Как уже было сказано: как правило,в составе чего-то более общего.Вот Вам примеры глав из книг:
- "Культурная жизнь еврейской общины, семья и повседневная жизнь евреев ...".
- "Семья и быт ...".
- "Еврейские семьи вне черты еврейской оседлости:динамика традиционного уклада..."
И такого,где есть слова "быт,уклад" и т.п. наберется очень много.Кроме того,само понятие быт - это слишком широкий термин,каждый компонент которого также описан.
_______
Что касается того,о чем выше писал Дмитрий:Дмитрий Широчин писал(а): ↑28 фев 2019, 15:49Кстати, на мой взгляд, именно исследования (в том числе, наши) по семейной истории, по микроистории призваны закрыть эту лакуну.
- Хочется сделать одно уточнение.Любой форум достаточно неудобен тому,кто приходит на него не участвовать,а лишь читать,собирая какие-либо интересующие сведения.
Нас будет гораздо удобнее использовать в качестве серьезного источника,если реализуется концепция "ход исследований - на форуме,их конечный результат - на сайте".В силу ряда объективных причин,этого пока не произошло.В будущем,надеюсь,это станет возможным.
Мне тут в голову пришла одна идея. Т.к. собрать сведения о рождаемости/выживаемости детей в еврейских семьях довольно трудно (нужно подробно изучить метрики рождения и смертей большой выборки семей), может, стоит добавить на форум опросник? Чтобы каждый, на примере личной семейной истории, мог указать кол-во детей в семье известного ему предка и кол-во выживших из них. Для сбора статистических данных. Так ведь общая картина будет намного яснее.
Можно и по другим темам, касающихся еврейского быта, создать опросники.
Интересуют фамилии: Костинский (Хабное, Житомир), Райцис/Райцин (Житомир), Столов (вся Литва, Велиж, Ильино), Тевелев (Рига, Велиж, Ильино), Миркин (Велиж, Ильино), Вальтман (везде), Гольцикер (везде), Кадомский/Коденский (Ржищев, Житомир), Верховский (везде), Нахманович (Витебск, Петербург), Бузов (Шклов, Могилёв), Эстрин (Шклов, Могилёв), Котляр (Рожев), Фишман (Народичи), Ронкин (Велиж), Герчиков (Могилев, Бобруйск)
- MCB
- Сообщения: 5972
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2028 раз
- Поблагодарили: 2337 раз
История российских евреев
По составу семьи кое-что вычисляется по демографическим и генетическим данным, которые позволяют предположить, что еврейское население удваивалось каждые примерно 30 лет, то есть трое-четверо детей доживали до брачного возраста, то есть типичные семьи были весьма многодетными. Брачный возраст начал рости только в конце XIX века. Продолжительность жизни, скорее всего, была низкой, судя по большей распространенности чередования имен через поколение в начале XIX века (а не через два). Но есть ли специфические работы по демографии по таким источникам, как ревизии и МК - я не знаю. Хотя по некоторым регионам (Виленская и Ковенская губ.) столько материалов оцифровано, что можно было бы сделать хорошую статистическую работу.Дмитрий Широчин писал(а): ↑28 фев 2019, 15:49Именно бытовую, повседневную информацию приходится выискивать буквально по крупицам
-
- Сообщения: 7476
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1184 раза
- Поблагодарили: 3168 раз
История российских евреев
Вот даже без исследований,думаю,не ошибусь,если скажу,что практически каждая семья в XIX - нач.XX вв. теряла от младенческой или детской смертности 30-50% своего состава.То есть,если в семье было 10 детей,до взрослого возраста доживало 4-5-6.Хотя я знаю случаи,когда из 4 не выжил никто,а из 15 выжило 13 - но это отклонения от "нормы".
Возраст дожития - очень разный.Долгожителей тоже было много.Но много было и ушедших в 20-30 лет.Причины для каждого десятилетия - разные,а вот %% - практически одинаков вплоть до предвоенных (1906-14 гг.) лет,когда уровень медицины,все же,стал несколько лучшим: даже в армии санитарные потери мирного времени снизились.
Техническую возможность нужно обсуждать с Юлией.Фактическую потребность ... хм, лично мне кажется,подобный материал окажется востребованным (среди многого прочего) как раз тогда,когда встанет вопрос о пополнении сайта.
-
- Сообщения: 7476
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1184 раза
- Поблагодарили: 3168 раз
История российских евреев
В некотором роде,кстати,ее собрали и до нас.Например: поищите в сети книгу В.Цыпина "Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города." (гл.5.4 "Еврейский быт и образ жизни") - там и статистика по империи (на 1880-й,отчасти - со ссылкой на С.Дубнова),и по Мстиславлю - в какой-то степени,среднестатистический уездный центр черты оседлости.
https://history.wikireading.ru/14794
- MCB
- Сообщения: 5972
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2028 раз
- Поблагодарили: 2337 раз
История российских евреев
Неплохой обзор старых исследований на английском языке в прикрепленной статье Straten & Snel 2006. Надо отметить, что статья появилась до периода генетических исследований, и что ее авторы придерживались резвизионистской точки зрения, считая, что процитированные ими исследования, показывавшие необычно быстрый естественный прирост еврейского населения в Восточной Европе, ошибались из-за неточностей старых переписей, которые якобы могли в разы недооценить количество евреев на этих территориях. Чтобы доказать свою точку зрения, Штратен и Шнель прибегают к подмене данных: вместо Царства Польского и Черты Оседлости, где, как мы помним, проживало подавляющее большинство евреев, они анализируют данные по Западной Европе и по выборочным территориям Пруссии и Галиции. Действительно, можно согласиться с тем, что исследованных ими регионах еврейское население росло не так быстро, но применительно к евреям исторической Литвы и имперской Черты, этот анализ ничего не доказывает. Зато его как "чистую воду" используют ревизионисты последующего десятилетия, начиная с печально известного Эльхаика. Почему же я привожу pdf этой статьи? В основном потому, что иx обзор литературы по Польше, Литве и России актуален до сих пор; во-вторых, чтобы подтвердить, что современного статистического анализа данных по структуре семей и демографии евреев РИ, видимо, в англоязычных источниках не проводилось.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Дмитрий Широчин
- Администратор
- Сообщения: 6731
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Москва - Вильнюс
- Благодарил (а): 555 раз
- Поблагодарили: 2546 раз
- Контактная информация:
История российских евреев
Господа, но вопрос-то был не только (скорее, не столько) об этом. Вопрос - о быте, о повседневной жизни, о том, о чем не написали в архивных документов (или почти не написали): на чем сидели, что ели (не рецепты, а реальное наполнение погреба), что носили, сколько времени носили, на чем ездили - на чем на базар, а на чем к родне, а вообще к родне ездили, если они жили за ... вёрст, а детей пороли, а посуда какая была, а кашрут жестко соблюдали (в местечке, в деревне...), а ..., а ... и т.д., и т.п.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)
- MCB
- Сообщения: 5972
- Зарегистрирован: 23.01.2016
- Откуда: Америка
- Благодарил (а): 2028 раз
- Поблагодарили: 2337 раз
История российских евреев
Ну, если вопрос о жизни задан в присутствии генетика и статистика, то понятно, в какую сторону вильнет ответ )) Демография литваков и подольских напрямую связана и с их образом жизни и в плане выбранных экономических ниш, и в плане здоровья и генеалогическойс структуры семьи. Нищета, перенаселенность, скученность и антисанитария еврейской улицы и местечка последних десятилетий ХХ века задокументирована хорошо, и генеалогически проявляется сильно - в эмиграции, в росте брачного возраста, в уменьшении разводов - но за кадром остается идея о том, что в предшествующие эпохи евреи жили лучше, имели лучшие профессиональные возможности, и т.п. Демогафическое и генетическое сравнение эпох тут кое в чем поможет. Профессионально-организационную же картину еврейской жизни можно узнать и из ранних ревизий, и из пинхосов. Уже что-то.
История российских евреев
Вот, я слышала про нищету и скученность в прибалтийских местечках, и про куда более благоприятную ситуацию в местечках украинских. Интересно, насколько это соответствует действительности.MOCKBA писал(а): ↑28 фев 2019, 23:29Ну, если вопрос о жизни задан в присутствии генетика и статистика, то понятно, в какую сторону вильнет ответ )) Демография литваков и подольских напрямую связана и с их образом жизни и в плане выбранных экономических ниш, и в плане здоровья и генеалогическойс структуры семьи. Нищета, перенаселенность, скученность и антисанитария еврейской улицы и местечка последних десятилетий ХХ века задокументирована хорошо, и генеалогически проявляется сильно - в эмиграции, в росте брачного возраста, в уменьшении разводов - но за кадром остается идея о том, что в предшествующие эпохи евреи жили лучше, имели лучшие профессиональные возможности, и т.п. Демогафическое и генетическое сравнение эпох тут кое в чем поможет. Профессионально-организационную же картину еврейской жизни можно узнать и из ранних ревизий, и из пинхосов. Уже что-то.
Интересуют фамилии: Костинский (Хабное, Житомир), Райцис/Райцин (Житомир), Столов (вся Литва, Велиж, Ильино), Тевелев (Рига, Велиж, Ильино), Миркин (Велиж, Ильино), Вальтман (везде), Гольцикер (везде), Кадомский/Коденский (Ржищев, Житомир), Верховский (везде), Нахманович (Витебск, Петербург), Бузов (Шклов, Могилёв), Эстрин (Шклов, Могилёв), Котляр (Рожев), Фишман (Народичи), Ронкин (Велиж), Герчиков (Могилев, Бобруйск)