Старшины еврейских обществ
-
- Сообщения: 3857
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Благодарил (а): 120 раз
- Поблагодарили: 401 раз
- Контактная информация:
Старшины еврейских обществ
В одном из документов 1851 года попался попался список старшин Оршанского еврейского общества. Вопрос: каким образом происходило назначение старшин, в каких фондах и документах может содержаться информация об этом?
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13201
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Благодарил (а): 1938 раз
- Поблагодарили: 2886 раз
Re: Старшины еврейских обществ
Список большой?yvb писал(а):В одном из документов 1851 года попался попался список старшин Оршанского еврейского общества. Вопрос: каким образом происходило назначение старшин, в каких фондах и документах может содержаться информация об этом?
Если небольшой, то это - выборные должности. Если человек 20, то, возможно, речь о поверенных от еврейского общества, в обязанность которых входило принятие решений по еврейскому обществу. Все они избирались. Правом голоса обладали купцы и "почтеннейшие из мещан". Соответственно из них и выбирали.
Документы о выборах от еврейского общества, как правило, находятся в фонде Городской Думы. Иногда попадаются в канцелярии губернатора (у нас - Новороссийского генерал-губернатора).
Старшины выбирались от всех обществ - это не было чем-то чисто еврейским.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
-
- Сообщения: 3857
- Зарегистрирован: 16.07.2009
- Благодарил (а): 120 раз
- Поблагодарили: 401 раз
- Контактная информация:
Re: Старшины еврейских обществ
Список небольшой, меньше 10 человек. Документ из фонда Городской Думы. Непонятно все ли старшины перечислены, там шла речь об ответственных за правильность ведения ревизских сказок. Кстати, часть этих людей встретились среди поверенных коробочного сбора в более ранних документах. В фонде Городской Думы информации о выборах старшин не встретилось, видимо не сохранились.
Старшины и кагальные - это одно и то же?
Старшины и кагальные - это одно и то же?
База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда» - www.kremenchug.su
- Юлия_П
- Администратор
- Сообщения: 13201
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Украина
- Благодарил (а): 1938 раз
- Поблагодарили: 2886 раз
Re: Старшины еврейских обществ
Не могу сказать, что я детально вникала в терминологию, но документы с различными выборами прорабатывала.
Кагалы во второй половине 19-го века уже отменили, поэтому кагальных не было. Трудно провести параллели. Пока были кагалы, избирали кагальных. Но их было всего несколько человек - никак не около 10. Кроме них, избирали попечителей в еврейскую больницу, казначеев и старост синагог и старшин Погребального братства. Ещё избирали сборщиков налогов и "добросовестных". В обязанность последних входило составление общинных приговоров и участие в принятии решений. Если не ошибаюсь, вместо них со временем стали избирать поверенных от еврейского общества.
Вообще, не исключено, что в каждой губернии были свои общинные должности.
Ещё - все выборные должности утверждало местное начальство. Требования к кандидатам были: знание руского языка (в крайнем случае - хотя бы умение подписываться по-русски), неподсудность за предыдущее время (кажется, лет 10, - весьма сложное требование, т.к. если с кем-то даже просто подрался, то уже считался подсудным) и количество избирательных шаров должно быть больше неизбирательных (а не просто большинство голосов). Нередко выборы приходилось повторять - то начальство отказывалось утвердить избранника, то появлялись очерняющие избранника доносы от "доброжелателей", то выяснялось, что человек недостаточно грамотен по-русски, то не было кворума (последнее было очень большой проблемой, т.к. избирательная активность в то время была очень низкой). Некоторые избранники не горели желанием занимать должность - и пытались "отмазаться" под различными предлогами: то коммерческая деятельность не позволяла совмещать, то состояние здоровья. Если начальство самоотвод принимало, то назначались довыборы. Получалось так, что выбрать должны были на трёхлетие, но все эти 3 года шла избирательная возня.
Кагалы во второй половине 19-го века уже отменили, поэтому кагальных не было. Трудно провести параллели. Пока были кагалы, избирали кагальных. Но их было всего несколько человек - никак не около 10. Кроме них, избирали попечителей в еврейскую больницу, казначеев и старост синагог и старшин Погребального братства. Ещё избирали сборщиков налогов и "добросовестных". В обязанность последних входило составление общинных приговоров и участие в принятии решений. Если не ошибаюсь, вместо них со временем стали избирать поверенных от еврейского общества.
Вообще, не исключено, что в каждой губернии были свои общинные должности.
Ещё - все выборные должности утверждало местное начальство. Требования к кандидатам были: знание руского языка (в крайнем случае - хотя бы умение подписываться по-русски), неподсудность за предыдущее время (кажется, лет 10, - весьма сложное требование, т.к. если с кем-то даже просто подрался, то уже считался подсудным) и количество избирательных шаров должно быть больше неизбирательных (а не просто большинство голосов). Нередко выборы приходилось повторять - то начальство отказывалось утвердить избранника, то появлялись очерняющие избранника доносы от "доброжелателей", то выяснялось, что человек недостаточно грамотен по-русски, то не было кворума (последнее было очень большой проблемой, т.к. избирательная активность в то время была очень низкой). Некоторые избранники не горели желанием занимать должность - и пытались "отмазаться" под различными предлогами: то коммерческая деятельность не позволяла совмещать, то состояние здоровья. Если начальство самоотвод принимало, то назначались довыборы. Получалось так, что выбрать должны были на трёхлетие, но все эти 3 года шла избирательная возня.
На вопросы из рф и рб не отвечаю. Русским языком не владею.
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Re: Старшины еврейских обществ
Как можно найти кто был в руководство общины Ростова-на-Дону в 1905-1906 годах?
ЗАказчик готов и к платным консультациям!
ЗАказчик готов и к платным консультациям!
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
Re: Старшины еврейских обществ
Если человек избирался старостой молитвенного общества, должен ли он был "бросить" предыдущую работу?
Фамилии:
Гринбаум, Меламед, Любарские, Гершкович - Одесса, Маяки, Житомир
Стрижевский - Одесса, Липовец
Крупник - Одесса, Бердичев,
Фишбейн - Одесса, Житомир
Гринбаум, Меламед, Любарские, Гершкович - Одесса, Маяки, Житомир
Стрижевский - Одесса, Липовец
Крупник - Одесса, Бердичев,
Фишбейн - Одесса, Житомир
- Nison
- Сообщения: 6508
- Зарегистрирован: 17.07.2009
- Откуда: Кострома
- Благодарил (а): 237 раз
- Поблагодарили: 1043 раза
- Контактная информация:
Старшины еврейских обществ
Нет, конечно
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)
-
- Сообщения: 1076
- Зарегистрирован: 26.05.2010
- Откуда: Харьков-Израиль,Мевасерет Цион
- Благодарил (а): 2319 раз
- Поблагодарили: 474 раза
Старшины еврейских обществ
Благодаря самоотверженным трудам форумчанки Tara у меня появились данные по Павлограду. Там есть информация по и. о. помощника раввина Царейкина, который оформлял документы по рождению детей и др.
1.Вопрос в том, имел ли он право по еврейским канонам сам регистрировать рождение своего сына?
2. Вместо зачеркивания ошибочных данных они обводились в рамочку. Кто-нибудь сталкивался с этим ? Заранее спасибо!
1.Вопрос в том, имел ли он право по еврейским канонам сам регистрировать рождение своего сына?
2. Вместо зачеркивания ошибочных данных они обводились в рамочку. Кто-нибудь сталкивался с этим ? Заранее спасибо!
Ищу Чи(е)рейкиных ,Чирикиных, Ма(о)шкевичей , Райни(ы,е)ш - корнями из Кременчуга и окрестностей, Чигирина Киевской обл.,
Волынец, Черток - Кременчуг, Екатеринослав (Днепропетровск),
Хармац - корни из Свенцянского уезда Виленской губернии, Полтава, Кременчуг, Харьков, Украина.
Волынец, Черток - Кременчуг, Екатеринослав (Днепропетровск),
Хармац - корни из Свенцянского уезда Виленской губернии, Полтава, Кременчуг, Харьков, Украина.
-
- Сообщения: 7448
- Зарегистрирован: 01.07.2012
- Благодарил (а): 1175 раз
- Поблагодарили: 3143 раза
Старшины еврейских обществ
По пунктам:leska12 писал(а): Благодаря самоотверженным трудам форумчанки Tara у меня появились данные по Павлограду. Там есть информация по и. о. помощника раввина Царейкина, который оформлял документы по рождению детей и др.
1.Вопрос в том, имел ли он право по еврейским канонам сам регистрировать рождение своего сына?
2. Вместо зачеркивания ошибочных данных они обводились в рамочку. Кто-нибудь сталкивался с этим ? Заранее спасибо!
1.В документе,который есть у меня,запись следующая: "обряд проводил староста[надо понимать - это аналог старшины] Н-ской еврейской молельни,по поручению раввина".Запись же (то есть собственно регистрация) сделана самим раввином.Однако это частный пример - он никак не может быть показательным.
Староста мог быть и,одновременно,помощником раввина (или "и.о.") - и тогда он имел право самостоятельной записи,особенно в случае,когда офис местного общественного раввина обслуживал достаточно большую территорию (или раввин был,допустим,болен или в отъезде,или это вообще был период "Sede Vacante" у должности местного раввина).
Я,правда,не совсем понял про канон - регистрация это ведь казенная,а не обрядовая,процедура.Или Вы имеете в виду,мог ли он сделать запись в общинном пинкасе ?
2.Да,такое встречается.При этом аналогом нынешнему "исправленному верить" являлись слова "обведено" или "заскоблено" с последующим объяснением,что речь идет о неправильной записи.Возможно,связано было с тем,что "рамочка" более опрятна нежели зачеркивание (которое в книгах,в общем-то,не приветствовалось).