Да нет в нем внятности.
Городские управы и городские старосты,собственные духовные лица - все это после 1905 года.Что и было озвучено выше.
До этого - полиция (что тоже было озвучено выше,и примеры приведены,но - не именно по субботникам).Я знаю несколько законодательных актов касательно ведения метрических книг,как для основных религиозных течений,так и для раскольников.
Но по поводу именно субботников - репрезентативных упоминаний нигде не нашел.
Поэтому,да,основная версия прежняя - полиция.И,в какой-то степени,приписка (в плане метрических записей) отдельных лиц к местным еврейским общинам.
Но это версия,и пока не появится точного подтверждения в виде или текста закона,или в виде примера архивных дел (желательно - нескольких),я бы вопрос этот не закрывал.Правда,не ясно,для чего нужен ответ - в качестве исторической справки - тогда все посты выше на это могут претендовать.Если для точного поиска чего-то конкретного в архивах - тогда я не уверен,что абсолютную истину мы уже установили.
Первое упоминание евреев применительно к метрическим книгам - 1831 год (касается принявших христианство).Собственно евреев - 1835 год.
В 1804 году (автор статьи,видимо,имеет в виду "Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года положение об устройстве Евреев": http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... rEvrei.php ) - там есть,интересно,слова "метрическая книга"? Ну,просто,чтоб проверить вот такие утверждения: "...Согласно "Положению о евреях" 1804 г., в обязанности раввинов была функция ведения метрических книг в двух экземплярах. Один из них хранился в самой синагоге, другой - в городских учреждениях. Совокупность метрических книг по данному местечку или уезду составила фонды раввинатов...".( http://redbow.ru/metricheskie_knigi ).
Вот текст Положения,применительно к раввинам:
"...V. О должности Раввинов.
51. Должность Раввинов есть надзирать за обрядами веры и судить все споры относящиеся до религии; но при сем суждении не дозволяется им в решениях своих употреблять никаких способов, кроме увещания и убеждения, и запрещается налагать всякое другое наказание, кроме обличения и выговоров внутри Синагог;
Раввины и другие духовные начальники, кои дерзнут против сего правила налагать публичные наказания, какого бы рода они ни были, как то: пени запрещения пасхального брашна и мяс (кошар), а паче проклинания и извержения, будут за сие сверх взыскания с них убытков от заклинаний происходящих, наказуемы, в первый раз взысканием 50 рублей, во второй 100 рублей, в пользу Приказа Общественного Призрения, а в третий по обличении будут отсылаемы в Сибирь на поселение, во всех же случаях клятвы их и запрещения никакого действия иметь не будут.
52. Поскольку Раввинство есть должность почетная, а не доход, то Раввинам строго запрещается за Раввинство налагать поборы, или требовать себе возмездия, какого бы рода оно ни было:
а должны довольствоваться определенным от общества жалованьем.
53. Ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект, и раскол прострется до того, что один толк с другим не захочет быть в одной Синагоге: в таком случае позволяется одному из них построить свои Синагогу и выбрать своих Раввинов; но во всяком городе Кагал должен быть один. ...".
Где здесь "метрические книги"да еще и в двух экземплярах?
Википедия тоже сообщает,что: "...Иудейского — с 1835 года. Фактические в некоторых приходах велись с 1804 года..." https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 0%B3%D0%B0 но источник подобного утверждения не указан.И касается все лишь "некоторых приходов".Кстати,а что такое "приход" применительно к иудаизму и/или еврейской общине?
Впрочем,к обсуждаемым в этой теме субботникам все это отношения не имеет.В их отношении я бы искал ответ,начиная не с 1905,а,как минимум,с 1887-го года,когда "...последовал указ о признании наиболее важных актов в личной жизни сектантов законными (с гражданской точки зрения)...". ( http://www.eleven.co.il/article/13964 ).
"...В 1887 году состоялся указ Правительствующего Сената ... постановивший, что с гражданской точки зрения иудействующие субботники – суть исповедующие признанную в империи, хотя и не «благоволимую» веру, а потому весь уклад их внутренней, в том числе семейной жизни, не является нарушением законов империи, а сами они должны быть признаны лояльными подданными...". ( http://www.lechaim.ru/ARHIV/188/krotkov.htm ).