Субботники

Модератор: oztech

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Сибирь. Об истории евреев.

#101 Nison » 04 сен 2016, 16:39

михаиллл писал(а): у меня по маминой линии прадедушка Пьянков Абрам Иссакович а прабабушка Лия Довадовна но у дедушки в свидетельстве о рождении написанны они в национальности русские , жили они с селе Субботина Черемховского района Иркутской области , в синогоге сказали что о проблемы этого села знают , раньше вопрос подымался но сейчас все затихло , село было еврейское
Если Иркутская область, еврейские имена и русские фамилии, то наверное речь о субботниках?
Да и название села намекает.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Сибирь. Об истории евреев.

#102 Nison » 04 сен 2016, 16:47

михаиллл писал(а): у меня по маминой линии прадедушка Пьянков Абрам Иссакович а прабабушка Лия Довадовна но у дедушки в свидетельстве о рождении написанны они в национальности русские , жили они с селе Субботина Черемховского района Иркутской области , в синогоге сказали что о проблемы этого села знают , раньше вопрос подымался но сейчас все затихло , село было еврейское
Уточнил в иркутской синагоге. На данный момент там не соблюдают еврейские традиции.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Сибирь. Об истории евреев.

#103 Nison » 04 сен 2016, 16:56

михаиллл писал(а): селе Субботина Черемховского района Иркутской области
На данный момент там есть обычай ходить на кладбище 9 ава и отдельный участок на кладбище, но больше ничего. Поэтому ими перестали заниматься даже те, кто ищет евреев в Индии и Африке.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7891
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1788 раз
Поблагодарили: 2017 раз

Субботники

#104 anno_nin » 21 сен 2016, 15:33

http://lvov.judaica.spb.ru/subbotniki.shtml
http://lvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml
В конце XIX - первой четверти XX в. переселение иудействующих в Палестину было массовым и довольно заметным явлением. О нем писали не только в специальных миссионерских изданиях, но и в обычных газетах; во многих современных общинах иудействующих живут потомки вернувшихся из Палестины переселенцев, и почти всюду нынешние иудействующие или их потомки хранят предания о переселениях тех времен1.

В «официальной» израильской культуре также имеется вполне оформившийся образ этих русских крестьян-сионистов, поддерживаемый тель-авивским Музеем Диаспоры, музеем «Ферма Дубровина» на севере Земли Израиля, газетами и другими популярными изданиями. В «Российской еврейской энциклопедии», например, имеются две статьи, посвященные переселившимся в Палестину иудействующим: Аврааму Куракину2 и Йоаву Дубровину3.

В публикациях и музейных экспозициях российское прошлое этих людей, ставшее достоянием еврейской коллективной памяти, преобразуется так, чтобы соответствовать их новому образу сознательных строителей еврейского государства. Они репрезентируются как люди выдающиеся, выделяющиеся из общей массы полуграмотных русских крестьян. «В своих духовных исканиях», минуя «секту субботников», они приходят к иудаизму, принимают его и во главе «своих последователей» переселяются в Землю Израиля. Семейные предания израильских Куракиных превращают их предка в дьякона или даже в князя4.

Образы музеифицированных иудействующих-сионистов, очевидно, принадлежат тому наиболее популярному и по сей день роду истории, который Ницше называл монументальным, предназначенным вдохновлять деятельные натуры волнующими примерами прошлого5. Такая «монументальная история», как заметил Ницше, «не может нуждаться… в полной истинности: она всегда будет сближать разнородные элементы, обобщать и, наконец, отождествлять их; она всегда будет смягчать различия мотивов и побуждений, чтобы за счет causae представить effectus в монументальном виде, именно как нечто типичное и достойное подражания». От этого, продолжает он, «страдает прежде всего само прошлое: целые значительные отделы прошлого предаются забвению и пренебрежению и образуют как бы серый, однообразный поток, среди которого возвышаются, как острова, отдельные разукрашенные факты; в редких личностях, которые выделяются на этом фоне, бросается в глаза нечто неестественное и чудесное»6.

Действительно, есть что-то неестественное в бытующих ныне образах иудействующих-сионистов. И не только забота об истинности, но и чувство долга перед этими давно умершими людьми, память о которых стала игрушкой в руках потомков, побуждают меня обратиться к анализу российских корней крестьянского сионизма и воссоздать картину этого массового движения, на фоне которой отдельные яркие личности вроде Дубровина и Куракина станут, я надеюсь, если не ближе, то понятнее современному человеку.

Отправной точкой для нашей реконструкции послужит письмо, найденное экспедицией 1997 г. в с. Привольном на юге Азербайджана7. В домашней «генизе» последнего «раввина» местных геров Давида Малышева - в пыльном мешке со старыми книгами, хранившемся на чердаке проданного азербайджанцам дома - среди истрепанных славянских и русско-еврейских Библий, сидуров и галахических сочинений мы обнаружили сложенный вдвое листок писчей бумаги, оказавшийся заключительной частью письма (страницы 4–7), написанного иудействующими, ожидавшими в Одессе отправления в Палестину (см. илл. 1 и илл. 2).

Судя по обратному адресу (ул. Розы Люксембург), письмо написано не ранее 1920 г. Упоминание ритуальной нечистоты - «ЖИВОМ КАК В ПАГАНОМ КАТЛУ ЯДИМ НЕЧИСТО ИС ПАГАНЫХ РУК » - указывает на то, что отправители письма принадлежат скорее к толку субботников-«караимов», а не «принявших иудаизм» геров-«талмудистов». Вместе с тем переселение в Палестину представлено в письме как исполнение библейских пророчеств, относящихся и к субботникам, и ко всему Израилю: «МЫ ПРОСИМ ГОСПОДА БОГА ЧТОБЫ ОН <…> ВЫВИЛ НАС И ВЕСЬ ДОМ ИЗРАИЛИВ » (с. 5). Среди отъезжающих в Палестину упомянуты другие иудействующие «ИЗ НАШИ ГРУПИ» - «из нашей группы»8 (с. 6) и евреи (с. 4). Первые, в свою очередь, разделяются на тех, кто, по мнению отправителей письма, стремится «ПРОЕХЫТЬ РАДИ СПАСЕНИЯ ДУШИ И ПОЛОЖИТЬ ТАМО КОСТИ», и всех остальных, которые «ТОЛКА ГОВАРЯТ О БАГАТСТИ О ХОРОШИ ЖИЗНИ» (с. 7). Мотивация переселенцев напоминает скорее о традиционном крестьянском благочестии, чем о сознательном сионизме или о стремлении к «выполнению основных заповедей иудаизма»9. Крестьяне едут в Святую землю, «ЧТОБЫ СЛАВИТЬ ЕВО НА ЕВО СВЯТОЙ МЕСТИ В ЧИСТОТЕ И ПРАВДИ», и чтобы «ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ ЕВО УСТАВЫ И ВСЕ НАШИ ОБЕТЫ КАТОРЫИ ПО ВЫЕЗДУ ДАЛИ ОБЕЩАНИЕ ТАМ НА МЕСТИ НА СВЯТОЕ МЕСТ ИСПОЛНИТ ХОРОШО» (с. 5). О своем желании эмигрировать они пишут высоким библейским стилем: «МЫ ОЧИН ЖЕЛАИМ БЫТЬ В ЗЕМЛЕ ПАЛИСТИН МЫ О ПРАХИ ЕВО ЖЕЛЕИМ ИБО ОНА БЛИЗ СЕРЦЕ НАШЕГО МЫ СТРАДАИМ ПО НЕЙ» (с. 6).

Вообще все длинные и относительно связные фразы в этом письме напоминают цитаты из Библии или сидура. Крестьяне используют даже библейскую метафору, указывающую на неизбежность и близость избавления: «СКОРО ГОСПОТЬ МИЛОСЕРДНЫЙ ПОШЛОТ СВОЮ МИЛОСТЬ И РАЗРЕШИЦА КАК ЖЕНШНА В ПОЛОЖЕН[ии]»10 (с. 4). Когда же речь заходит о предметах обыденных, далеких от религии - например, об условиях жизни в Одессе - текст теряет связность настолько, что его бывает трудно понять: «ИЗВЕСНО СКОРО БУДИТ ОТКРЫТО СЫЧАС ВСО ЗАКРЫТО ВСЕ УЧЖРЕЖДЕНИЕ» (с. 4) или «У НАС ЗИМА ХОЛОДНЫЕ МАРОС СНЕХ ОЧИН СКЛИСКО МНОГО ЛУДЕЙ ПАДЫЮТ УШШИБАЮЦА ОДИН ДОКТОРЫ СКЛИЗНУЛСИ УПАЛ УБИЛСИ ОДНА ЖЕНШНО» (с. 7). Технические трудности письма, с которыми легко справляется человек, получивший хотя бы минимальное школьное образование современного типа, оказываются для крестьян непреодолимыми. Так, не поместившаяся на стр. 6 и оборванная на полуслове мысль («ОДНА ТОЛК ФЕНЯ КАЛЕШОВА НО ОСТАЛН») заставляет их на стр. 7 начать фразу заново и по-другому («МЫ СТРЕМИМСЯ ПРОЕХЫТЬ РАДИ СПАСЕНИЯ ДУШИ И ПОЛОЖИТЬ ТАМО КОСТИ А ОСТОЛНЫЯ ТОЛКЯ ГОВАРЯТ О БАГАТСТИ О ХОРОШИ ЖИЗНИ»). Вероятно, текучая и быстрая мысль уже изменила свои очертания за то короткое время, пока рука пишущего переворачивала страницу.

Грамотность отправителей письма относится, очевидно, к иному, отличному от современного типу, характерному для традиционных культур: умение читать и хорошее знание канонических текстов сочетается с довольно слабым умением писать и отсутствием навыка излагать свои мысли в письменной форме11. Как же могли люди такой культуры принять иудаизм12 и, оторвавшись от корней, связать свою судьбу со строящимся еврейским государством? Проще всего предположить, как это делают авторы «Российской еврейской энциклопедии», что среди крестьян находились отдельные сознательные (получившие образование в «литовских ешивах») лидеры, увлекавшие за собой полуграмотную массу. Однако наши материалы показывают, что предположение это, вошедшее в семейные предания современных израильтян - потомков тех переселенцев, неверно. Не только отдельные лидеры, но и «простые» крестьяне-иудействующие знали, зачем они едут в Палестину. И несмотря на то, что их мотивы радикально отличаются от тех, которые могли бы быть востребованы современными идеологами сионизма и «еврейского самосознания», они, безусловно, заслуживают нашего внимания - хотя бы в силу того до сих пор не оцененного вклада, который внесло это русское простонародное религиозное движение в строительство еврейского государства.

Vladlena
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 06.02.2017
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#105 Vladlena » 20 мар 2017, 21:45

Здравствуйте! У меня вопрос не совсем национального характера, ближе к философии иудейства. Мои предки русские по национальности, вероисповедание геры. Место проживания последних известных - с. Привольное Ленкоранского района Азербайджанской ССР. В Привольное власти империи переселяли еретиков: иудействующих субботников и геров. В селе изначально было 4 синагоги, которые в 1920-е годы были разрушены, хотя Привольное поддержало советскую власть. Последние известные мне предки геры это прадед и прабабка, про прадеда вообще минимум информации, а бабушка еще жила в советское время, поддерживала все еврейские праздники, ей в Ленкорань возили из Баку мацу и прочие аксессуары из синагоги Баку. Вопрос такой, запросы по её метрическим данным мне нужно отправлять в национальный архив Азербайджана, либо есть варианты получения информации из раввинатов другого формата или архивов каких-либо полицейских управлений в ведении которых находились эти сектанты? Либо все эти нюансы поглощены национальным архивом Азербайджана? Спасибо за информацию заранее!

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#106 Nison » 20 мар 2017, 21:50

Раввинаты не помогут.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Vladlena
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 06.02.2017
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#107 Vladlena » 20 мар 2017, 21:56

Nison, то есть только Нац архив?

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#108 Nison » 20 мар 2017, 22:02

Vladlena писал(а): Nison, то есть только Нац архив?
Не знаю. Давайте обсуждать в теме про субботников.
Кстати, если ваши предки сделали гиюр, как положено, они стали евреями, и их потомство по материнской линии тоже.
Есть шанс , что для нас Вы еврейка и по национальности
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
MOCKBA
Сообщения: 5974
Зарегистрирован: 23.01.2016
Откуда: Америка
Благодарил (а): 2026 раз
Поблагодарили: 2336 раз

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#109 MOCKBA » 21 мар 2017, 01:06

Vladlena писал(а): Вопрос такой, запросы по её метрическим данным мне нужно отправлять в национальный архив Азербайджана, либо есть варианты получения информации из раввинатов другого формата или архивов каких-либо полицейских управлений в ведении которых находились эти сектанты?
А какие это годы? Nison - там были геры, но были и просто субботники, и караиты, так просто по названию села не разберешь.
В центральных архивах департамента полиции специфически по Привольному ничего нет (только одно дело 1857 года о нападении хищников на крестьян села)
Гоникберг (Могилев-Подольский, Ушицкий уезд, и повсюду), Прусс, Черницкий(Городок Витебской), Пальман (Витебск), Богин, Рудерман (Минск), Лапицкий (Копысь, Киев)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#110 Nison » 21 мар 2017, 01:18

Я знаю, что там были (может и есть) разные группы
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Vladlena
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 06.02.2017
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#111 Vladlena » 21 мар 2017, 09:37

MOCKBA писал(а):
Vladlena писал(а):
А какие это годы? Nison - там были геры, но были и просто субботники, и караиты, так просто по названию села не разберешь.
В центральных архивах департамента полиции специфически по Привольному ничего нет (только одно дело 1857 года о нападении хищников на крестьян села)
Прабабка родилась в период 1899-1902, сейчас запросили личное дело деда, 1929 г.р. где должно быть точно обозначено. Гиюр был пройден точно. Но это по рассказам дедов и потомков, которые видели какие-то документы или жили вместе. Сейчас их нет. Вот и ищу их.
Изучив историю села понятно, что оно и кладбища были поделены на части субботников и гер. В ближайшем окружении были села молокан (Пришиб) и православных. В само Привольное приезжали жить и горские евреи.

Vladlena
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 06.02.2017
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#112 Vladlena » 21 мар 2017, 09:40

Nison писал(а): Я знаю, что там были (может и есть) разные группы
Сейчас там практически не осталось гер они все репатриировались или разъехались, по последней информации, вроде бы, есть субботники, но последняя свадьба была в 1997 году и эта пара после переехала в С-Пб. А сейчас основное население азербайджанцы

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#113 Nison » 21 мар 2017, 09:41

Vladlena писал(а):
MOCKBA писал(а):
А какие это годы? Nison - там были геры, но были и просто субботники, и караиты, так просто по названию села не разберешь.
В центральных архивах департамента полиции специфически по Привольному ничего нет (только одно дело 1857 года о нападении хищников на крестьян села)
Прабабка родилась в период 1899-1902, сейчас запросили личное дело деда, 1929 г.р. где должно быть точно обозначено. Гиюр был пройден точно. Но это по рассказам дедов и потомков, которые видели какие-то документы или жили вместе. Сейчас их нет. Вот и ищу их.
Изучив историю села понятно, что оно и кладбища были поделены на части субботников и гер. В ближайшем окружении были села молокан (Пришиб) и православных. В само Привольное приезжали жить и горские евреи.
Ключевые слова не "сделали гиюр", а "как положено", могли сделать гиюр не по всем правилам.
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Vladlena
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 06.02.2017
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#114 Vladlena » 21 мар 2017, 10:49

Nison писал(а):
Vladlena писал(а):
А кто теперь оценит качество прохождения гиюра?

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

КАК ПОНЯТЬ - БЫЛИ МОИ ПРЕДКИ ЕВРЕЯМИ ИЛИ НЕТ?

#115 Nison » 21 мар 2017, 23:27

Vladlena писал(а):
Nison писал(а):
А кто теперь оценит качество прохождения гиюра?
Никто, поэтому бывает, что на всякий случай делают еще один
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Vladlena
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 06.02.2017
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз

Субботники

#116 Vladlena » 03 июн 2017, 10:55

Доброго дня. Хотелось бы попросить у присутствующих практического совета. Предки мои были субботниками-герами, так родственники говорят, но вот документального подтверждения никак не могу найти. Прабабка родом из села Привольное, Джелалабадского района, прадед из Ленкорани Азербайджана, но родом, скорее всего, тоже из Привольного. Дат их рождения нет. Дед родился в Ленкорани в 1929 году, удалось получить его свидетельство о рождении, где сказано, что прабабке на момент его рождения было 23 года. Он был военный (войсковая разведка) и коммунист. Хотели найти его личное дело, для того, что бы там узнать даты рождения родителей и хотя бы какие-то сведения. Поиски его биографических данных на территории РФ не дали результата, военкомат по месту смерти, ЦАМО, архив ФСБ и РГАСПИ уже дали ответы, что личных дел у них нет, ссылаются на то, что все данные региональных партячеек и военкоматов так и остались в регионах, следовательно - в Баку, который теперь другое государство. Ленкоранский архив ответил, что у них хранящиеся документы начинаются с 1936 года, то, что старше в Азербайджанском национальном архиве, так же в Баку. Так вот основной вопрос, в Привольном было 4 синагоги, соответственно метрики вели тоже они, последнюю синагогу закрыли в 1930-х годах, куда должны были перейти все документы оттуда? В Ленкорани синагоги тоже не было уже в 1960-70-х годах (моя мама возила прабабке мацу и прочее из баку, где они жили). Моя тётка недавно зашла в Баку в синагогу, спросить об этом, ее отправили в исторический архив. Вот сейчас выписываю доверенность на действия в архивах от моего имени. Подскажите пожалуйста, как правильно сформировать запрос о рождении и вероисповедании прабабушки? Может быть кто знает в какой архив или отдел архива обратиться? Кто все же вел учет сектантов? Когда они перестали быть сектантами? Заранее спасибо!

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Субботники

#117 mihail » 03 июн 2017, 17:42

Vladlena писал(а):...Кто все же вел учет сектантов?...Может быть кто знает в какой архив или отдел архива обратиться?
Не уверен,что дам исчерпывающий ответ,но - попробую:
Я бы искал на имперском (вернее - столичном) и местном (губернском и уездном) уровнях.В первом случае - это РГИА.А в нем: Канцелярия обер-прокурора Синода (797).Канцелярия Синода (796),Департамент духовных дел иностранных исповеданий (821),Департамент общих дел МВД (1284).
Все эти учреждения,так или иначе,в тот или иной период,сектами занимались,и в описях их фондов (а описи к просмотру доступны) касательно сект может обнаружиться все,что угодно."Америк" я тут не открою: достаточно посмотреть на список источников в любой более-менее качественной статье по субботникам (например 1,2 или 3),чтобы убедиться в том,что фонды эти упоминаются там достаточно часто.Однако утверждать,что эти органы именно вели учет (тем более - списочный),было бы опрометчиво: но они сектами занимались,в самом широком смысле этих слов.
Но большинство из них (этих учреждений) представительств "на местах" не имели.Поэтому действовали через губернские и уездные власти.В их фондах и следует искать следы документации по сектам.Прежде всего,конечно - в фондах полиции и фонде канцелярии местного губернатора.Опять же сошлюсь на ссылки к статьям: там очень часто фигурируют номера фондов местных архивов,но в каждом случае нужно,естественно,выяснять,о фонде какого учреждения идет речь.
К слову сказать,иногда в источниках упоминается такой орган,как "Духовное правление еврейского вероучения иудействующим сектантам,имеющим Талмуд" (здесь,например).Что это такое,и насколько распространенным являлось,сказать не готов - но прояснить это было бы весьма важно.
В целом,механизм достаточно прост: из столицы запрашивают сведения о сектах,действующих в уездах и губерниях - местная власть сведения эти собирает и отчитывается - в столице отчеты читают,издают законы и указы,и спускают их обратно - местная власть их исполняет (в точности или не очень).Все это отражается в документах (местных и столичных),по самому наличию и/или содержанию которых можно примерно вычислить те ведомства,что занимались сектантами на низовом (волость,уезд) уровне.
Vladlena писал(а):...в Привольном было 4 синагоги, соответственно метрики вели тоже они...
Скорее всего,метрики велись в одной,максимум - в двух,из четырех.
Vladlena писал(а):...последнюю синагогу закрыли в 1930-х годах, куда должны были перейти все документы оттуда?...
Два направления,если имеются в виду именно метрики: ЗАГСы и местные архивы.Первоначально - скорее,в ЗАГСы.Сейчас - скорее,исторические архивы.Но иногда (но редко) метрики все еще находятся на хранении в архивах органов ЗАГС.
Vladlena писал(а):Подскажите пожалуйста, как правильно сформировать запрос о рождении и вероисповедании прабабушки?
Мне кажется,если будет найдено место,где запись может обнаружиться,то достаточно указать в запросе просьбу полностью скопировать текст метрической/актовой записи (иногда,и даже часто,архивы в выдаваемых справках на этом экономят,воспроизводя текст не полностью).Еще лучше - просить приложить к справке скан записи.
Vladlena писал(а):Когда они перестали быть сектантами?
Формально,последний дореволюционный орган,который занимался сектами,таковыми их и считая - это Министерство исповеданий (05.08.1917-25.10.1917).Далее - власть поменялась,издав (20.01.1918) "Декрет о свободе совести,церковных и религиозных обществах",гласящий,в частности:"...Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются ... Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется ...".Собственно,тогда субботники и перестали (формально) "быть сектантами".
___
Естественно,что все написанное выше - не более,чем общие фразы.Конкретный совет может дать лишь человек с солидным опытом работы в архивах.На форуме такие есть,но приходилось ли им работать со сведениями о субботниках - вот это не факт.
Или нужно искать тех,кто с историей сект,в той или иной местности,знаком - краеведов или диссертантов,например.Только они способны качественно консультировать по содержанию потенциально важных фондов местных архивов.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Субботники

#118 Nison » 04 июн 2017, 10:52

Vladlena писал(а): Доброго дня. Хотелось бы попросить у присутствующих практического совета. Предки мои были субботниками-герами, так родственники говорят, но вот документального подтверждения никак не могу найти. Прабабка родом из села Привольное, Джелалабадского района, прадед из Ленкорани Азербайджана, но родом, скорее всего, тоже из Привольного. Дат их рождения нет. Дед родился в Ленкорани в 1929 году, удалось получить его свидетельство о рождении, где сказано, что прабабке на момент его рождения было 23 года. Он был военный (войсковая разведка) и коммунист. Хотели найти его личное дело, для того, что бы там узнать даты рождения родителей и хотя бы какие-то сведения. Поиски его биографических данных на территории РФ не дали результата, военкомат по месту смерти, ЦАМО, архив ФСБ и РГАСПИ уже дали ответы, что личных дел у них нет, ссылаются на то, что все данные региональных партячеек и военкоматов так и остались в регионах, следовательно - в Баку, который теперь другое государство. Ленкоранский архив ответил, что у них хранящиеся документы начинаются с 1936 года, то, что старше в Азербайджанском национальном архиве, так же в Баку. Так вот основной вопрос, в Привольном было 4 синагоги, соответственно метрики вели тоже они, последнюю синагогу закрыли в 1930-х годах, куда должны были перейти все документы оттуда? В Ленкорани синагоги тоже не было уже в 1960-70-х годах (моя мама возила прабабке мацу и прочее из баку, где они жили). Моя тётка недавно зашла в Баку в синагогу, спросить об этом, ее отправили в исторический архив. Вот сейчас выписываю доверенность на действия в архивах от моего имени. Подскажите пожалуйста, как правильно сформировать запрос о рождении и вероисповедании прабабушки? Может быть кто знает в какой архив или отдел архива обратиться? Кто все же вел учет сектантов? Когда они перестали быть сектантами? Заранее спасибо!
А зачем нужно документальное подтверждение?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Субботники

#119 Nison » 04 июн 2017, 10:55

К слову сказать,иногда в источниках упоминается такой орган,как "Духовное правление еврейского вероучения иудействующим сектантам,имеющим Талмуд" (здесь,например).Что это такое,и насколько распространенным являлось,сказать не готов - но прояснить это было бы весьма важно.


Дело в том, что не все субботники признавали Талмуд, там были разные группы
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

mihail
Сообщения: 7450
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1175 раз
Поблагодарили: 3143 раза

Субботники

#120 mihail » 04 июн 2017, 11:16

Nison писал(а): Дело в том, что не все субботники признавали Талмуд, там были разные группы
Но какая-то часть признавала.Если позже мы установим,кто вел учет субботников (а это самое "Духовное правление ...",обращаю внимание,выдавало метрические св-ва - то есть вело документацию и учет) в том или ином случае,это будет замечательно - все заинтересованные лица будут знать,что и где искать в фондах архивов.
Но пока мы не прояснили этот вопрос касательно всех групп субботников,имело смысл упомянуть соответствующий орган,занимавшийся какой-то их частью - и я его упомянул.
В целом же,смысл моего крайне длинного поста следующий: нужен первичный отбор сведений по особенностям существования общин субботников в той или иной местности.И лишь после этого имеет смысл обратиться в архивы.

Ответить

Вернуться в «Я не уверен, что мои предки - евреи...»