Субботники

Модератор: oztech

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Субботники

#1 mod970 » 15 сен 2009, 21:28

СУББОТНИКИ (в просторечии жидовствующие новые жиды), народное название секты иудействующих, возникшей на рубеже XVII-XVIIIвв. в центральных районах России в среде помещичьих крестьян. Факты, подтверждающие преемственную связь субботников с ересью жидовствующих XV-XVIвв., отсутствуют. Первые документальные сведения о субботниках относятся лишь к началу XVIIIв.. Субботники (под разными названиями) упоминаются в письмах 1700-х гг. публициста и экономиста И. Посошкова и в «Розыске о раскольничьей барынской вере...» (написан в 1709г., опубликован в 1745г.) митрополита Дмитрия Ростовского, который писал о сектантах-щельниках (на Дону): «... иже по-жидовски субботу постят». Конкретно о субботниках сообщалось лишь то, что они в религиозных целях празднуют не воскресенье, а субботу и отвергают почитание икон.

В 1770—80-е гг., как и во весь период царствования Екатерины II, благоприятный для сектантства, отмечается особенное распространение субботничества. Первые официальные данные о субботниках относятся к концу XVIIIв. Так, донской казак Косяков в 1797г., находясь на службе, «принял иудейскую веру» от местного учителя — субботника Филиппа Донского и по возвращении на Дон стал распространять новое вероучение. Вместе с братом он обратился к наказному атаману Войска Донского с ходатайством о свободном исповедании своей веры.

В начале XIX в. многие жители города Александрова на Кавказской линии (позже город Александровская Станция Ставропольской губернии) из купечества и мещанства по субботам уклонялись от исполнения общественных повинностей; составляя большинство населения, они добились освобождения от всяких работ в святой для них день (позже все население города было зачислено в Хоперский казачий полк). Однако подобное терпимое отношение администрации к субботникам было исключением. Когда в начале XIX в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, не входивших в черту оседлости (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. В Воронежской губернии в 1806г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных «зачинщиков» сдали в солдаты (по официальным данным, в 1818 г. в Воронежской губернии было 503 субботника, в 1823г. – 3771, в 1889г. – 903). Обнаруженные в 1811г. в Тульской губернии (Каширский уезд) СУББОТНИКИ заявили, что веру свою «содержат издревле». Еще в 1805г. СУББОТНИКИ появились в Броницком уезде Московской губернии, в 1814г. возникло дело о субботниках в Орловской губернии (в городе Елец община субботников существовала с 1801г.), в 1818г.– в Бессарабской губернии (город Бендеры). В 1820г. решением кабинета министров пропагандисты из числа субботников города Бендеры были переселены в Кавказскую губернию, куда в том же году были высланы с семьями СУББОТНИКИ Екатеринослава.

После того, как министр духовных дел и народного просвещения князь А.Голицын подал представление, что евреи распространяют свое учение среди местного населения Воронежской губернии, последовало утвержденное Александром I положение кабинета министров «О недержании евреями в домашнем услужении христиан». В 1823г. министр внутренних дел граф В.Кочубей представил в кабинет министров записку о жидовствующих (то есть субботниках) и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20тыс. человек в разных регионах России. По его предложению в 1825г. был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». По этому указу всех распространителей ереси немедленно призывали в армию, а непригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь; евреев изгоняли из уездов, в которых была обнаружена секта, и «впредь ни под каким предлогом пребывание их там» не дозволялось. Субботникам не выдавали паспорта, чтобы затруднить им передвижение по стране и, таким образом, общение с евреями; им запрещали молитвенные собрания и «исполнение обрядов обрезания, венчания, погребения и прочих, не имеющих сходства с православными». В результате этих преследований многие СУББОТНИКИ формально вернулись в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры.

Положение субботников ухудшилось с вступлением на престол Николая I (указ от 18 декабря 1826г. о присоединенных к православию и снова предавшихся ереси). Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в северное предгорье Кавказа, Закавказье и в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии, а после присоединения в 1858г. Приамурья к России и в Амурскую губернию. В 1842г. были разработаны правила о переселении субботников на Кавказ, где им отводили земли. В 1850-х гг. секта получила широкое распространение в Кубанской области. Трудолюбие и предприимчивость субботников, основавших процветающие деревни, способствовавших оживлению торговой жизни Закавказья, привели к тому, что они преуспели в распространении своей веры среди русских колонистов, чаще всего таких же, как и они, сосланных сектантов.

На прежних местах жительства также осталось немало скрытых субботников. После воцарения Александра II, когда репрессивные законы против всех сектантов применялись мало, большая часть субботников в центральной России (особенно в местах концентрации – Воронежской, Тамбовской и др. губерниях) перестали скрывать свою веру. В Ставропольской губернии СУББОТНИКИ открыто заявили о себе в 1866г., сославшись на свободы, данные манифестом по случаю коронации. В Воронежской губернии СУББОТНИКИ вышли из подполья в 1873г.; когда 90 членов секты (в Павловском уезде) были приговорены к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Закавказье, ревизующий сенатор С.Мордвинов, дав благоприятный отзыв о них, ходатайствовал об отмене приговора. В 1887г. последовал указ о признании наиболее важных актов в личной жизни сектантов законными (с гражданской точки зрения). Хотя манифест о свободе совести (17 апреля 1905г.) положил конец всем законам, направленным против субботников, администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения; министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908г. и 1909г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XXв. общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек (официальная статистика до манифеста о свободе совести от 17 апреля 1905г. заведомо неполна, так как сектанты, и особенно СУББОТНИКИ, которых власти считали «вредной сектой», уклонялись от регистрации). С конца 1880-х – начала 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль, и они целыми семьями (Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы и др.) селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях, главным образом в Галилее, где через два-три поколения растворились среди еврейского населения. На начальном этапе субботничество развивалось как типичное радикально-антитринитарное движение. Субботники отвергали христианское вероучение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет. В нем их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров» (икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не Богом, а одним из пророков. В культе они стремились выполнять библейские предписания (обрезание, празднование субботы и еврейских праздников, пищевые и др. запреты и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом. Однако исповедуемое ими учение в разных губерниях имело свои специфические особенности, и как свидетельствует синодский указ от 1825г., «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой». Этим объясняется усилившееся, особенно со второй половины XIXв., стремление субботников заимствовать формы учения непосредственно у евреев. В субботничестве сложились различные и часто несовместимые толки. Их возникновению способствовал ряд причин: отсутствовали постоянные контакты субботников с евреями (не имевшими права жительства вне черты оседлости); СУББОТНИКИ проживали разбросано, связь между ними была затруднена; группы субботников появились в разное время и имели разный генезис. Все эти толки можно разделить на две группы: собственно СУББОТНИКИ (то есть иудействующие или перешедшие в иудаизм по Галахе) и христианские секты, празднующие субботу, соблюдающие некоторые предписания и обряды иудаизма. </p>
К первой группе относятся:

1. Субботники, называвшиеся на Кубани также псалтирщиками, которые в российском законодательстве начала XXв. именовались «субботниками иудейского вероисповедания». Они отвергали все положения христианства и стремились выполнять ветхозаветные предписания, включая обрезание. Еще в конце XVIIIв. - начале XIXв. они пытались установить контакты с евреями, а некоторые из них даже проходили гиюр. В середине XIXв. СУББОТНИКИ представляли организационно оформленное (общины, учителя, наставники, устная традиция) отдельное религиозное учение. Большинство из них продолжало эволюцию в сторону иудаизма: многие общины заимствовали элементы еврейского культа (таллит, тфиллин, соблюдение мицвот в соответствии с Галахой) и литургии (богослужение на иврите). Это процесс усилился в конце XIXв. – начале XXв. По официальной статистике, на 1 января 1912 г. таких субботников насчитывалось 8412 человек.

2. Геры, называемые также талмудистами или шапочниками (за обычай даже в доме носить головной убор). Еврейские источники говорят о многочисленных случаях прозелитизма среди русских и украинцев еще в конце XVIIIв. начале XIXв. Так, в жизнеописании рабби Нахмана из Брацлава «Хаей Ма-харан» (1874) Н.Штернхарца (1780—1845) говорится о том, что в 1805г. было много случаев обращения христиан в иудаизм из-за того, что они находили противоречия в своих священных книгах. Официальная российская статистика обычно не отличала геров от субботников, строго соблюдавших мицвот без формального прохождения гиюра. На 1 января 1912 г. иудействующих, вероятно, геров, насчитывалось 12 305 человек, по переписи 1897г. – 9 232 человека. Они стремились к полному слиянию с евреями, поощряли браки с ними (не вступая в браки даже с субботниками), посылали детей в иешивы. В центрах их концентрации (Кубань, Закавказье) существовали в начале XXв. сионистские кружки (на 1-й конференции сионистов Кавказа в Тифлисе в 1901г. был делегат от станицы Михайловской Кубанской области З.Лукьяненко), а в селе Зима (Иркутской губернии) была сионистская организация, пославшая своих представителей на состоявшийся в 1919г. в Томске 3-й Всесибирский сионистский съезд. Хотя их число в советское время значительно уменьшилось, в 1970-х—80-х гг. они продолжали существовать в Сибири (в Зиме был миньян до конца 1970-х гг.), в Воронежской и Тамбовской областях, на Северном Кавказе (район Майкопа) и в Закавказье (город Севан, бывшая Еленовка в Армении, село Привольное в Азербайджане, город Сухуми и другие населенные пункты).

Особое явление представляет эволюция субботничества под руководством геров в Воронежской области (где в 1920г. СУББОТНИКИ проживали в 27 деревнях) в советское время. В 1920—21гг. СУББОТНИКИ из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения – Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи. Примерно в 1929 г. в Ильинку прибыл Залман Либерман, исполнявший обязанности шохета, мохела, меламеда (учителя) и хаззана. Он наладил в поселении производство цицит и таллитов (для Москвы, Ленинграда и других городов), а также поставку кашерного мяса в Воронеж и близлежащие населенные пункты. В 1937г. Либерман был репрессирован и погиб в заключении, синагога закрыта, изъяты четыре свитка Торы, два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители этих поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-x гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965г. в Иом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично кашрут (только в домашних условиях). В 1973—91гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.

3. Субботники-караимиты. В Тамбовской губернии их называли староиудеями или бесшапочными. Они не признают Талмуд и единственным источником веры считают Ветхий завет. Секта возникла около 1880 г. под влиянием крымских караимов. На 1 января 1912г. их насчитывалось 4092 человек. В 1905—12гг. в секту по официальным данным перешло 30 человек (в этот период, правда, со значительными оговорками, допускалось принятие христианами нехристианских вероисповеданий, с 1913г. правила ужесточились). В 1910-х гг. у этих субботников была религиозная и литургическая караимская литература на русском языке, они проживали в Саратовской, Тамбовской и Астраханской губерниях, на Алтае и в Кубанской области. В 1960-х гг. были случаи, когда представители секты, проживавшие в Астрахани и Волгограде, записывались караимами.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: История

#2 mod970 » 15 сен 2009, 22:19

"Первые "жидовствующие" появились в Сибири, как известно, в 20-е гг. ХIХ столетия.
В 1823 г. граф Кочубей представил в Комитет министров подробную записку о "жидовствующих" и о мерах борьбы с этой сектой. По его сведениям, говорилось в записке, деятельность секты в тот момент охватила почти всю Россию. Предлагались срочные карательные меры борьбы с ересью: "начальников и распространителей секты или совершающих обряды немедленно определить в военную службу, а негодных к оной сослать в Сибирь на поселение в отдаленные места и разместить на сколь можно отдельно"
В итоге подобных мероприятий в ряде сибирских губерний возникли значительные поселения так называемых субботников. Самое известное среди них возникло в 20-е гг. ХХ в. в селе Зима Иркутской губернии .
О трогательных и непростых взаимоотношениях местных ссыльных евреев и оказавшихся волею судеб в Сибири "жидовствующих" рассказал в свое время в "Еврейской старине" иркутский "субботник" М. Кузьмин .

Однако интереснее то, что "жидовствующие" в Сибири появлялись не только в результате ссылки из центральных частей России. Так, в 1839 г. в томской духовной консистории рассматривалось дело 17 каинских мещан, называвших себя "субботниками", справлявших пасху по еврейскому обряду, вступавших в браки с евреями и еврейками и хоронивших своих родственников по еврейским обрядам. Все они не были коренными сибиряками, но попали в Каинск из центра России. Для духовных властей важнее всего в этой ситуации было выяснить, где и в какой момент произошло "совращение" этих "субботников" — до или после их прибытия в Сибирь. Как явствовало из документов, полученных с прежних мест их жительства, все они до прибытия в Сибирь исповедывали православие и ни в чем "предосудительном" замечены не были. Стало быть, делала вывод консистория, их "совращение" произошло именно в Сибири под влиянием местного еврейского общества. В итоге судебного разбирательства сами "субботники", не поддавшиеся ни на какие увещевания, были сосланы на поселение в отдаленнейшие места Сибири для водворения "особо от других поселенцев". Их сыновья отдавались в кантонисты. Каинская городская полиция предписала местному еврейскому обществу, чтобы "они людей, под именем субботников, исповедующих еврейскую веру, в свои синагоги или молитвенные дома не пускали." Евреям было запрещено также держать у себя христиан в услужении. Два каинских купца второй гильдии, заподозренные в "совращении" людей из православия в иудаизм, были допрошены и подвергнуты денежным взысканиям. Нескольких евреев, позволивших своим детям вступить в браки с этими "субботниками", сослали в Якутскую область под строгое наблюдение полиции. Всем причастным к делу евреям "внушили на будущее, что малейшее с их стороны покушение к распространению между христианами их религиозных понятий будет наказано по всей строгости закона" ."
(http://www.archipelag.ru/ru_mir/rm-dias ... ious-life/)
  • Кузьмин М. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников // Еврейская старина. СПб., 1913. Т. 6. С. 3–23.
    Кузьмин М. Из быта субботников // Еврейская старина, 1914. Вып. 3–4.

    Астырев. В. Субботники в России и Сибири // Сибирский вестник, 1896. № 6.
    Журнал "Диаспоры", №1, 1999г.

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: История

#3 mod970 » 22 сен 2009, 02:00

Основателем секты "субботников" признается крестьянин села Дубовки Саратовской губернии Сундуков...
Он отказался от празднования воскресения, заменив субботой, почему его и его последователей стали называть "субботниками". Кроме того, он совершил обряд обрезания.


Иудействующие субботники были в:
  • Землях Войска Донского,
    г. Ельце Орловской губ.,
    Воронежская губ. , Бобровский у. и Павловский у., с. - Чиголка, Козловка, Тишанка, Гвоздь, Кленовка, Мамоны
    Хоперский округ,
    Тульская губ., Каширский у.,
    Саратовская губ., сёла - Свинуха, Иняево, Дурнилино, Мелик,
    Московской, Пензенской, Тамбовской, Екатеринославской, Самарской губ-х,
Информация приведена известным иудаистом Савелием Дудаковым (Иер. Ун-т).

В 1823 году общее число субботников в империи приблизилось к 20 тыс. человек.
В 1825 году вышел Синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников».
Меры пресечения и наказания включали : отдачу в рекруты, ссылку на поселение в Сибирь (первоначально – в Западную Сибирь); а позже - в Забайкалье и на Дальний Восток.

По указу от 18 декабря 1826 года субботников в массовом порядке начали депортировать на Кавказ, в Закавказье, в Иркутскую, Енисейскую и Амурскую (после 1858 года) губернии.

В 1887 году указ Правительствующего Сената определил, что с гражданской точки зрения иудействующие субботники – суть исповедующие признанную в империи, хотя и не «благоволимую» веру, а потому весь уклад их внутренней, в том числе семейной жизни, не является нарушением законов империи, а сами они должны быть признаны лояльными подданными.
Но и и в 20-м веке чиновники часто исключали субботников из прав коренного населения, причисляя к «инородцам» и евреям, со всеми существовавшими тогда для них ограничениями.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)
Болотников (Середина Буда, Ухтомское)
Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)
Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)
Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)
Цоглин - (Сибирь),
Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.
Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: История

#4 mod970 » 22 сен 2009, 02:13

"СЕЛО ИУДИНО
В начале царствования Николая I сосланные в Сибирь крестьяне-иудействующие, в основном родом из Воронежской, Саратовской и Самарской губерний (по другим сведениям, они были высланы с Северного Кавказа, что не противоречит одно другому: высланные из Центральной России на Кавказ затем "досылались" в Сибирь), попали в Енисейскую губернию, где были поселены в Красноярском округе, в селе Заледеевском, в 27 верстах от Красноярска, по пути в Томск. Село было расположено по обеим сторонам "московского тракта". Так как местные условия жизни были достаточно трудны, то субботники стали хлопотать о переселении их в другое место. Им это разрешили, и ходоки отправились на поиски удобных земель. Это было в 1838 г: (По другим сведениям — в 1833 г.) В то же время переселение из Заледеевского было вынужденным, ибо село находилось неподалеку от Красноярска и служило последней станцией (станком) перед городом, жителям села постоянно докучали начальство и духовенство со своими придирками и "увещаниями". Мы знаем имена трех первопроходцев, искавших и нашедших новое место, вот они: Богданов, Аникин и Борисов. В пересказе это выглядит приблизительно так. После долгих странствий по дебрям Минусинского края ходоки облюбовали одно место в глубине Койбальской степи, на речке Сосе, притоке Абакана. Выбор был сделан удачно: место им показалось хлебородным, богатым выпасами для скота, кроме того привлекали близость леса, полного дичью, а также реки, удобной для сплава леса и рыбной ловли19. Здесь было основано село "Обетованное", напоминающее жидовствующим о "земле Обетованной, Ханаане". По словам Давида Абрамовича, село находилось в 150 верстах от Минусинска.

Название "Обетованное" частью относилось к географическому положению выбранного места: на Север тянулась громадная пустынная степь, на Юге — непроходимая горная тайга. Кругом обитали аборигены, в основном хакассцы, или, как их называли в те времена, сибирские татары... Нетронутая плугом земля давала надежду на богатый урожай, леса были полны дичью, а вода — рыбой.

Самое же замечательное: субботники надеялись на то, что руки властей сюда до них не дотянутся. Но не тут-то было. Енисейский губернатор, имя которого нам неизвестно, получив уведомление от смотрителя поселений Минусинского округа князя Голенищева-Кутузова о возникновении новой деревни под названием "Обетованная", рассвирепел, увидев в этом кощунство и поругание православной веры. Он категорически потребовал переименовать село в честь... предателя Иуды, в Иудино, ибо его насельники предали истинно православную веру и перешли в "жидовство". И с тех пор, на протяжении более 100 лет, деревня официально называлась "Иудино", а неофициально "Молоканы", "Сосы", "Субботина" и наиболее часто "Юдино". Кстати, неподалеку, километров 40 южнее Шушенского, есть и село Субботино, и можно предположить, что были еще и другие поселения жидовствующих, вроде "подозрительных" Моисеевки и Табат (по-древнееврейски: кольцо). Из-за пребывания субботников в Минусинском крае, как сообщает И. Белоконский, там было запрещено селить евреев: боязнь "дурного" влияния и дополнительных "соблазнов". Лишь в 1958 г. "по просьбе трудящихся" село было переименовано в поселок Бондарево...

Вскоре сюда прибыли почти все заледеевские субботники. Впоследствии здесь поселились молокане. Всего же на время
посещения села И.П. Белоконским (80-е годы XIX в.) в селе жило 1 000 душ, две трети которых составляли субботники, остальные — молокане. (При перепечатке воспоминаний Белоконского в "Еврейской старине" в примечаниях добавлено, что местный шойхет г. Лобзовский, работающий 12 лет в селе, сообщил, что в 1911 г. здесь жило до тысячи семейств субботников. Следовательно, несмотря на запрет, евреи, по-видимому, жили в Иудине.) Но в советской литературе можно прочитать и о том, что село Иудино, или благозвучнее Юдино, было населено казаками-староверами"

Савелий Дудаков - "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России"
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: История

#5 mod970 » 22 сен 2009, 02:15

"Рассказчик, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что его отец был сослан как сектант-христианин. Сам же он, движимый религиозным исканием, обратился за помощью к грамотному еврею, по имени Иошуа (Нейман?). Последний обучил его древнееврейскому языку, и он, по совету своего учителя, уехал в Минус, где находилось село Юдино, населенное субботниками. Здесь он совершил обряд обрезания. Из Минуса перебрался в известное нам село Зима Иркутской губернии, где также жили иудействующие. Там он женился на субботнице и затем в 1883 г. переехал в Благовещенск. Детям дал хорошее образование. Один из сыновей учился в университете на юридическом факультете, другой сын — учитель, третий — фармацевт. Из дочерей — одна акушерка, другая училась на медицинских курсах, третья вышла замуж за еврея. Все дети — набожные евреи, "живут с евреями заодно". Сам отец очень интересуется еврейством. Он же сообщил сведения о некоторых субботниках Благовещенска:

1) Парфен Трофимович Морозов, бывший крестьянин Самарской губернии, за отпадение от православия и за "совращение" в иудаизм других крестьян сослан в 1858 г. В общей сложности он провел 3 года в тюрьме и 10 лет на каторжных работах на солеварном заводе в Иркутске. Жену с шестью детьми после долгих "увещаний" сослали в Туруханск. С разрешения либерала генерал-губернатора Муравьева-Амурского произошло воссоединение семьи. После отбытия каторги Морозов поселился в Благовещенске. Живет "с евреями заодно", всего в семье 8 душ.

2) Федор Петрович Холодеин, осужден и сослан на Камчатку. Жену в процессе "увещаний" наказали 200 розгами. Была долго без сознания. Сослана в Туруханск. С разрешения Муравьева поселилась в Благовещенске, где дождалась мужа. В этом семействе 14 душ. Одна дочь кончила гимназию, другая вышла замуж за еврея.

3) Никита Романович Попов, с женою и тремя дочерьми выслан в Туруханск, поселился в Благовещенске и всех дочерей выдал замуж за евреев.

Кроме перечисленных, упоминаются еще три семьи субботников, сведения о которых отсутствуют. Молятся все в еврейском миньяне (молитвенном доме, где должны собраться не менее десяти евреев) города Благовещенска, где пользуются услугами шойхета и "прочими религиозными требами", включая обрезания, венчания и похороны."
Савелий Дудаков "Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России"
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Всякая всячина...

#6 Nison » 08 июл 2011, 02:33

http://www.newtimes.ru/articles/detail/41225
Статья про субботников
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ester
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27.09.2011
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Свидетельство о рождении

#7 Ester » 12 окт 2011, 12:02

Добрый день!

На свидетельстве моей бабушки есть непонятный штамп, похожий на печть раввината. Свидетельство очень ветхое, я носила в архив - там ничего конкретного не сказали. С их слов, это вполне возможно для любого человека, родившегося в Сталиндорфском районе - как бы из-за того, что район сам по себе еврейский. Ну ладно, я бы поняла что сам бланк к примеру на иврите, если бы это было возможно, но при чем здесь штамп? Неужели раввин ставил бы штамп на документе нееврея только потому, что тот родился в Сталиндорфском районе?
Последний раз редактировалось Ester 03 авг 2012, 00:33, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Дмитрий Широчин
Администратор
Сообщения: 6728
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Москва - Вильнюс
Благодарил (а): 557 раз
Поблагодарили: 2614 раз
Контактная информация:

Re: Свидетельство о рождении

#8 Дмитрий Широчин » 12 окт 2011, 14:37

Выложите скан документа в хорошем разрешении - без этого трудно что-либо сказать.
http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

Ester
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27.09.2011
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Свидетельство о рождении

#9 Ester » 12 окт 2011, 14:43

Я постараюсь в ближайшее время отсканировать, но он реально очень древний, боюсь рассыпется :?

Аватара пользователя
mod970
Сообщения: 7531
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Israel
Поблагодарили: 63 раза

Re: Свидетельство о рождении

#10 mod970 » 12 окт 2011, 15:49

Ester писал(а):Я постараюсь в ближайшее время отсканировать, но он реально очень древний, боюсь рассыпется :?
Сканирование портит старые документы, попробуйте его сфотографировать у профессионала.
Цейтлин, Шефтель (Хиславичи, Монастырщина)

Болотников (Середина Буда, Ухтомское)

Вишницкий, Димант\Dimant (Екатеринослав\Днепропетровск\Днепр)

Либерман - (Чита, Ленинград, Старая Русса, Москва, Рогачев - Беларусь, Ташкент, Казань)

Бутлицкий (Россия, Харбин, Израиль, США)

Цоглин - (Сибирь),

Шнейдер (Ленинград\ Санкт-Петербург), Гаскин (Сибирь, Казань), Ицкович, (Сибирь). Цин (Сибирь). Боярский.

Butlitsky \ Boutlizky (Harbin, Israel, USA). Zoglin, Michailovsky, Michael, Bardin \ Bar Din (USA). Tzin (Siberia, Australia)

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Свидетельство о рождении

#11 Nison » 12 окт 2011, 16:27

Ester писал(а):Добрый день!

Подскажите пожалуйста - может ли быть такое, чтобы на свидельстве о рождении (1937г.) были какие-либо штампы, печати раввината, подтверждающие еврейство (т.к. не было графы национальность)?

На свидетельстве моей бабушки есть непонятный штамп, свидетельство очень ветхое, я носила в архив - там ничего конкретного не сказали. С их слов, это вполне возможно для любого человека, родившегося в Сталиндорфском районе - как бы из-за того, что район сам по себе еврейский. Ну ладно, я бы поняла что сам бланк к примеру на иврите, если бы это было возможно, но при чем здесь штамп? Неужели раввин ставил бы штамп на документе нееврея только потому, что тот родился в Сталиндорфском районе?
Раввината точно нет. Еврейство тоже подтверждать не надо было тогда.

Может печать еврейская также как и бланк?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ester
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27.09.2011
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Свидетельство о рождении

#12 Ester » 13 окт 2011, 16:16

та нет... Бланк обычный, совдеповский...

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Свидетельство о рождении

#13 Nison » 15 окт 2011, 20:31

Ну бланк мог обычный быть, а печать и с еврейским текстом тоже, если это был национальный район
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ester
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27.09.2011
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Свидетельство о рождении

#14 Ester » 17 окт 2011, 19:07

То есть я так полагаю, что этого явно недостаточно для того, чтобы доказать еврейство документально?

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Свидетельство о рождении

#15 Nison » 17 окт 2011, 20:36

Я только сейчас понял, что речь идет о подтверждении еврейства для нынешнего времени.
Вначале понял из Вашего поста, что речь о тех временах...

Для начала - как ФИО бабушки в документах?
Подтверждение нужно для еврейской общины или для консульства?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Flyat Leonid
Сообщения: 915
Зарегистрирован: 10.02.2010
Благодарил (а): 892 раза
Поблагодарили: 365 раз

Re: Свидетельство о рождении

#16 Flyat Leonid » 19 окт 2011, 10:04

Ester писал(а):та нет... Бланк обычный, совдеповский...
В 1937-м, как правило, указывалась национальная принадлежность родителей. В 16 лет, получающий паспорт указывал свою национальность. Доказать еврейство бабушки можно более поздними ее документами.
На документах, выдаваемых в евр. нацрайонах и сельсоветах, печати "двуязычные", на славянском и идиш.

Ester
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27.09.2011
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Свидетельство о рождении

#17 Ester » 22 окт 2011, 21:04

Nison, родители - Гнатущенко Фаина Исааковна и Гнатущенко Василий Дмитриевич.
Последний раз редактировалось Ester 03 авг 2012, 00:34, всего редактировалось 3 раза.

Ester
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27.09.2011
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Свидетельство о рождении

#18 Ester » 22 окт 2011, 21:08

Все документы, что мне удалось собрать для подтверждения родства в архиве, она мне дала очень нехотя, я честно говоря даже боюсь спрашивать про её паспорт послевоенный - это уж точно для архива не нужно, она и сама это поймет, и догадается для чего мне это нужно...

Поэтому я и пытаюсь найти в архиве документы, подтверждающие еврейство моей прапрабабушки, или возможно найду документы, подтверждающие смерть прапрабабушки (это 1910г., т.к. в архиве все документы начинаются с 1890хх гг.), может там что-то будет...

Вот такая вот нелёгкая участь.

Аватара пользователя
Nison
Сообщения: 6508
Зарегистрирован: 17.07.2009
Откуда: Кострома
Благодарил (а): 237 раз
Поблагодарили: 1043 раза
Контактная информация:

Re: Свидетельство о рождении

#19 Nison » 22 окт 2011, 22:09

Ну а что в общине говорят?
Фени Иосифовны им не хватает?
А что значит соблюдение шаббата?
Руппо, Дрейзеншток, Гаухман (Камень, Лепельского района). Пуховицкий, Ефес, Рендар (Староселье, Шкловского района). Эйдельштейн (Мозырь). Эпштейн (Рига). Папков (Витебская область)

Ester
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27.09.2011
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Свидетельство о рождении

#20 Ester » 22 окт 2011, 22:54

Я ещё не ходила в общину по этому поводу - боюсь почему-то... Нигде ж нет национальности...
Последний раз редактировалось Ester 06 мар 2012, 00:16, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «Я не уверен, что мои предки - евреи...»