Клецк
Модератор: aag
Клецк
Элимелех БЕНАРИ (кибуц "Бет-Зера", Израиль)
ЕВРЕИ КЛЕЦКА, ИХ СОПРОТИВЛЕНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ
(Статья впервые была опубликована на иврите в журнале "Ялкут морешет" N54, Апрель 1993г.)
Автор статьи Элимелех Бенари (Мейлах Чарный) и переводчик Геннадий Гутцайт -- уроженцы Клецка.
Еврейская община белорусского города Клецк, просуществовавшая 500 лет, прекратила существование 22 июля 1942 г.
-- 1 --
Клецк -- небольшой городок в Белоруссии, расположенный недалеко от шоссе Москва-Брест. До начала Второй мировой войны он входил в состав Польского государства. Из 9000 населения города 6000 человек были евреи. С началом Второй мировой войны в Клецке оказалось большое количество беженцев -- еврейские семьи беженцев из различных районов Польши, захваченных немецкими оккупантами.
В городе было 5 еврейских школ с обучением на иврите и идише и известная иешива, переехавшая из г.Слуцк после установления там советской власти. Еврейский писатель Менделе Мойхер Сфорим, у которого в Клецке были родственники, описал жизнь евреев Клецка в своих произведениях. В течение 500 лет евреи составляли большинство населения города. Первое упоминание о еврейской общине Клецка содержится в законе Великого княжества Литовского от 1529г., обложившем специальными налогами еврейские общины страны. В их числе была упомянута и община Клецка. В 1447г. в Клецке проживало 2138 евреев [1]. В 1921 г. в Клецке проживало 5671 чел., в том числе 4190 евреев (73,9%) [2].
Еврейское население города в основном занималось ремеслами (40%) и торговлей (30%). Остальное еврейское население было занято в промышленности и на транспорте. Территория рынка, расположенного на центральной площади города занимала более 2000 кв м. В центре площади располагались квадратом торговые лавки (лабазы). Каждый понедельник, в базарный день, из окрестных деревень в город приезжали крестьяне, продавали свою сельскохозяйственную продукцию и покупали у евреев все необходимое для себя.
Точно так же, как рынок был экономическим центром города, шулгейф (школьный двор) был муниципальным и духовным центром еврейской общины. В этом квартале располагались все местные учреждения, пункты медицинской помощи, баня, синагоги. В составе городского муниципалитета входило 17 евреев, 4 христиан, 1 татарин. Бургомистром города был христианин, а его заместителем -- еврей.
В Клецке действовали молодежные организации разных политических ориентаций. Особенно активными были халуцианские организации сионистской направленности, программой которых был выезд в Эрец Исраэль. Не случайно сегодня евреев - выходцев из Клецка можно встретить во всех уголках Израиля. Они живут в кибуцах, мошавах и городах, зачастую являясь их основателями и строителями.
Но однажды национальная жизнь евреев Клецка прекратилась, и случилось это в один день -- 17 сентября 1939 г.: в город пришла советская власть. С восторгом встретили жители города колонны советских танков, но новые власти прилагали столь большие усилия для включения жителей города в новый советской образ жизни, что весь традиционный еврейский уклад жизни, сложившийся на протяжении веков, оказался перевернутым. Но продолжалось это недолго: 22 июня 1941 г. немцы напали на Советский Союз.
-- 2 --
В Клецк немецкие войска вступили 25 июня 1941г. Многие жители города пытались уйти на Восток, вглубь Советского Союза. Немецкие самолеты расстреливали беженцев на дорогах, а на старой границе советские пограничники останавливали их и возвращали обратно.
"С вступлением немцев в город начался террор против евреев и их мобилизация на самые тяжелые работы. Недалеко от города находились военные казармы, и туда пригоняли евреев, заставляя их чистить конюшни. Парней, которые не справлялись с тяжелой работой или пытались бежать, расстреливали.
Комендантом города был офицер СС Кох, а его заместителем -- Нойман. Они управляли работой садистскими методами и, посещая места работ, забивали работавших до смерти резиновыми дубинками [3]. Немцы назначили еврейский совет (юденрат), при помощи которого проводили в жизнь свои приказы. Согласно одного из них евреи обязаны были носить белые повязки с желтой шестиконечной звездой (магендавидом). Затем вышел приказ, отменявший первоначальный порядок: вместо повязки было приказано носить желтую звезду на груди и на спине.
Евреям было запрещено ходить по тротуарам, и они обязаны были снимать шапку перед каждым немцем. Аресты и убийства евреев проводились ежедневно. Кроме всего прочего на евреев накладывалась контрибуция: требовали деньги, золото, ювелирные изделия, одежду, мыло и т.д.
Накануне еврейского нового года (рош-ашана) евреям приказали снести с центра рынка все лабазы. На этой работе было занято 75 евреев. Каждый день эта группа выходила на работу из здания медицинского пункта (бикур-холим), где размещался еврейский совет (юденрат). Кох и Нойман безжалостно избивали работавших. Люди буквально умывались кровью. Чтобы как-то задобрить этих двух извергов, еврейский совет собирал золото, ювелирные изделия и передавал им.
Однажды полиция арестовала еврейскую женщину, которая забыла нацепить желтую звезду. Нойман увел ее на Нойман отвел ее в песчаный карьер за городом (там позднее было убито большинство жителей города), изнасиловал и застрелил. Это видели жившие неподалеку люди.
"Немцы сформировали местную полицию из белорусов и поляков, которые получили полную свободу действий против евреев. Положение евреев с каждым днем ухудшалось. Запасы продовольствия подошли к концу, и добывать еду становилось все сложнее. В течение первых трех месяцев от властей не было получено никаких продуктов, и каждый добывал себе пропитание, как мог" [4].
-- 3 --
День 24 октября 1941 г. получил печальную известность как "черная пятница". Этот день стал прологом к массовому уничтожению евреев, которое произошло через неделю -- 30 октября. В этот день утром по приказу немецкого коменданта еврейский совет должен был направить в полицию 34 еврея. Им было сказано, что они должны собирать картофель для жителей города. Эти люди были задержаны до вечера. Затем их отвезли на грузовике к католическому кладбищу на Несвижской улице, на окраине города.
Гриша Гольдберг записал в своем дневнике свидетельство своего 17-летнего младшего брата, которого заставили в тот день сначала рыть яму, а затем засыпать ее.
"Немецкие садисты схватили меня в 2 часа. Забрали в комендатуру, где уже находилась группа из 36 евреев, которых беспощадно били. В 4 часа нас посадили в грузовик с немецкой охраной и отвезли в направлении католического кладбища. Там есть большой овраг. Вдруг я услышал дикий крик: "Слезть с машины, проклятые евреи!" (ферфлюхте юден). Вывели из группы шестерых, в том числе и меня. Дали нам лопаты и приказали: "В течение часа выкопать яму для вас, евреи!"
Мы начали копать. Когда мы закончили, они приказали 36 евреям: каждым пяти человекам выйти вперед, раздеться и сложить одежду по кучкам: ботинки, брюки и рубашки. Кто не выполнял всего этого в точности, того били. После того, как они разделись, им приказали ложиться лицом к земле. Мы стояли и видели это. Я покрылся холодным потом. Один из убийц подошел с пистолетом, встал на тело первого и выстрелил ему в голову. И так он расстрелял всю группу. Мы шестеро должны были опустить тела в яму и уложить их одно возле другого. Так они уничтожили всю группу. Мы ничем не могли им помочь. Затем мы засыпали яму с расстрелянными, часть которых была убита, а часть только ранена. Нас били резиновыми палками, чтобы ускорить работу. Нам они сообщили, что оставят нас в живых. Я с большим трудом побежал домой и едва нашел свой дом." [5].
Сведения о гибели группы евреев быстро распространились по городу. Траур пришел на еврейскую улицу. Тревога охватила всех. Все поняли, что это только начало. Люди начали думать о спасении, но пути для этого были очень ограниченные.
Первую акцию по массовому уничтожению клецких евреев ждать долго не пришлось. Евреи уже поняли, что они приговорены к смерти. 26 октября 1941 г. всех евреев обязали зарегистрироваться на бирже труда. Поползли слухи, что в районе казарм, недалеко от песчаного карьера, будет создано гетто. Люди начали приводить в порядок свой скудный скарб. Многие продавали оставшиеся у них вещи соседям - христианам в надежде на то, что вскоре им удастся их вернуть. А немцы уже готовили ямы для последующего расстрела, но о предстоящей трагедии думать не хотелось.
-- 4 --
29 октября, ближе к вечеру, был отдан приказ всем евреям -- молодым и старым, женщинам и детям -- явиться назавтра, к шести часам утра, на базарную площадь без вещей. Все, кто ыбл на работах за городом также должны были вернуться домой и явиться утром на площадь. Несмотря на то, что слухи об этой акции ходили еще и раньше, сам приказ оказался неожиданным. Люди почувствовали опасность. Они метались в страхе: одни прощались с родными, другие раздавали свои вещи христианам, третьи старались спрятать свое имущество в разных укромных местах.
"Ночь кошмаров продолжалась. Все наши мысли были о том, какая судьба ждет нас завтра утром. Никто не мог заснуть от напряжения. Настроение было тяжелое. Как только начало светать, люди стали двигаться к месту сбора. Так как евреям было запрещено брать с собой что-либо из вещей, все старались переодеться в праздничные одежды. В утренние часы массы евреев семьями со всех улиц двинулись на базарную площадь. Была полная тишина. Они шли молча с опущенными головами. Некоторые [жители города] провожали нас враждебными взглядами, но и были такие, которые отнеслись к евреям с болью и участием" [6].
На территории рынка толпу встретил представитель еврейской биржи труда. Он расставил всех шеренгами -- по фамилиям согласно алфавиту. На рынке не было видно немцев, и поэтому люди стали успокаиваться. Не все евреи прибыли на рыночную площадь: несмотря на угрозу смертной казни, несколько сотен уклонилось от этого. Они спрятались в разных местах, убегали в поля, в леса. Представители еврейской биржи труда разыскивали эти семьи, приводили их на рынок и выстраивали отдельными рядами.
"Вдруг со всех сторон рыночной площади появились грузовики с литовскими солдатами, окружившими площадь и изготовившимися для стрельбы. Началась паника. Дети начали плакать, со всех сторон неслись крики. Люди начали перебегать с места на место, от группы к группе, в поисках безопасного места. Началась такая паника, что даже солдаты не могли навести порядок... [Они] стали криками делить людей на группы -- влево и вправо. Невозможно было определить, где пути спасения, и какая судьба ждет каждую группу...
В конце концов, были созданы две большие группы: одна в составе около 4000 человек -- она осталась на рынке, вторая -- около 2000 человек была отведена под усиленной охраной в здание большой синагоги (холодная синагога -- ди калте шул). В этой группе были собраны все ремесленники (специалисты) и рабочие предприятий города. У входа в синагогу стоял комендант Кох и проводил вторичную селекцию. Он отобрал около 500 человек, в основном стариков, и вернул их на рынок. Оставшихся 1500 евреев затолкали в синагогу и заперли там. Белорусские и литовские охранники охраняли их [7].
Чтобы привести евреев на рынок, а потом распределить их по группам, им говорили, что все дело в том, что на территории казарм немцы создается гетто, а также идет запись на работу. По свидетельству очевидцев (нееврейских жителей Клецка) немцы заставили раввинов выйти в наброшенных на плечи талесах и накрученными тфилинами. Их поставили на возвышенном месте, чтобы евреи их видели. Это помогло обеспечить тишину и порядок. Раввины обратились к людям с речью, успокаивая их тем, что такая судьба ниспослана с неба.
-- 5 --
Оставшиеся на рынке евреи были окружены литовцами, расположившимися на легких бронемашинах. Людей начали уводить с рынка -- по 100 и более человек. Вели их в сторону католического кладбища, что недалеко от казарм. Там уже были приготовлены ямы, выкопанные накануне местными жителями.
"Людям приказали раздеться. Их обыскали в поисках денег, золота и ювелирных изделий. Потом загнали в ямы и приказали лечь лицом вниз. После это их расстреливали. Стрельба и крики были слышны далеко"... Всего в этом месте были вырыты три рва по 20 м длиной и 2 м шириной каждый. Засыпали землей всех -- и мервых и тех, кто был только ранен... Были и попытки побега, и сопротивления. Видный общественный деятель Айзик Кацев покончил с собой возле ямы...
Даже в последние минуты возле ям немцы пытались вытянуть у евреев деньги и золото, обещая каждому, что тот, кто вернется домой и принесет деньги и золото, будет освобожден. Они дали на это час времени, и нашлись евреи, которые воспользовались этим, но после возвращения их все равно расстреляли вместе со всеми. Старики и ослабевшие были застрелены еще по дороге к месту расстрела, а их тела затем на телегах свезли к ямам и закопали. Жителей города - неевреи приходили посмотреть на случившееся. К вечеру группа землекопов зарыла ямы [8].
Люди, которые оказались запертыми в большой синагоге, не знали ничего о случившемся. Вдруг открылась дверь, и туда втолкнули Айзика Циока с женой. Выяснилось, что комендант Кох вытащил их из братской могилы. Он рассердился на то, что такого крупного специалиста (слесаря и кузнеца) хотели расстрелять. Когда они пришли в себя, то рассказали о том, что произошло с оставшимися на рынке людьми.
В немецких документах, найденных после войны, эта акция изложена в нескольких словах. В месячном отчете командующего в Белоруссии рейхкомиссару "Остланд" в Риге сказано: "В очистительной акции (Sauberungsaktion) на территории Слуцк-Клецк расстреляны батальоном полиции 5900 евреев".
ЕВРЕИ КЛЕЦКА, ИХ СОПРОТИВЛЕНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ
(Статья впервые была опубликована на иврите в журнале "Ялкут морешет" N54, Апрель 1993г.)
Автор статьи Элимелех Бенари (Мейлах Чарный) и переводчик Геннадий Гутцайт -- уроженцы Клецка.
Еврейская община белорусского города Клецк, просуществовавшая 500 лет, прекратила существование 22 июля 1942 г.
-- 1 --
Клецк -- небольшой городок в Белоруссии, расположенный недалеко от шоссе Москва-Брест. До начала Второй мировой войны он входил в состав Польского государства. Из 9000 населения города 6000 человек были евреи. С началом Второй мировой войны в Клецке оказалось большое количество беженцев -- еврейские семьи беженцев из различных районов Польши, захваченных немецкими оккупантами.
В городе было 5 еврейских школ с обучением на иврите и идише и известная иешива, переехавшая из г.Слуцк после установления там советской власти. Еврейский писатель Менделе Мойхер Сфорим, у которого в Клецке были родственники, описал жизнь евреев Клецка в своих произведениях. В течение 500 лет евреи составляли большинство населения города. Первое упоминание о еврейской общине Клецка содержится в законе Великого княжества Литовского от 1529г., обложившем специальными налогами еврейские общины страны. В их числе была упомянута и община Клецка. В 1447г. в Клецке проживало 2138 евреев [1]. В 1921 г. в Клецке проживало 5671 чел., в том числе 4190 евреев (73,9%) [2].
Еврейское население города в основном занималось ремеслами (40%) и торговлей (30%). Остальное еврейское население было занято в промышленности и на транспорте. Территория рынка, расположенного на центральной площади города занимала более 2000 кв м. В центре площади располагались квадратом торговые лавки (лабазы). Каждый понедельник, в базарный день, из окрестных деревень в город приезжали крестьяне, продавали свою сельскохозяйственную продукцию и покупали у евреев все необходимое для себя.
Точно так же, как рынок был экономическим центром города, шулгейф (школьный двор) был муниципальным и духовным центром еврейской общины. В этом квартале располагались все местные учреждения, пункты медицинской помощи, баня, синагоги. В составе городского муниципалитета входило 17 евреев, 4 христиан, 1 татарин. Бургомистром города был христианин, а его заместителем -- еврей.
В Клецке действовали молодежные организации разных политических ориентаций. Особенно активными были халуцианские организации сионистской направленности, программой которых был выезд в Эрец Исраэль. Не случайно сегодня евреев - выходцев из Клецка можно встретить во всех уголках Израиля. Они живут в кибуцах, мошавах и городах, зачастую являясь их основателями и строителями.
Но однажды национальная жизнь евреев Клецка прекратилась, и случилось это в один день -- 17 сентября 1939 г.: в город пришла советская власть. С восторгом встретили жители города колонны советских танков, но новые власти прилагали столь большие усилия для включения жителей города в новый советской образ жизни, что весь традиционный еврейский уклад жизни, сложившийся на протяжении веков, оказался перевернутым. Но продолжалось это недолго: 22 июня 1941 г. немцы напали на Советский Союз.
-- 2 --
В Клецк немецкие войска вступили 25 июня 1941г. Многие жители города пытались уйти на Восток, вглубь Советского Союза. Немецкие самолеты расстреливали беженцев на дорогах, а на старой границе советские пограничники останавливали их и возвращали обратно.
"С вступлением немцев в город начался террор против евреев и их мобилизация на самые тяжелые работы. Недалеко от города находились военные казармы, и туда пригоняли евреев, заставляя их чистить конюшни. Парней, которые не справлялись с тяжелой работой или пытались бежать, расстреливали.
Комендантом города был офицер СС Кох, а его заместителем -- Нойман. Они управляли работой садистскими методами и, посещая места работ, забивали работавших до смерти резиновыми дубинками [3]. Немцы назначили еврейский совет (юденрат), при помощи которого проводили в жизнь свои приказы. Согласно одного из них евреи обязаны были носить белые повязки с желтой шестиконечной звездой (магендавидом). Затем вышел приказ, отменявший первоначальный порядок: вместо повязки было приказано носить желтую звезду на груди и на спине.
Евреям было запрещено ходить по тротуарам, и они обязаны были снимать шапку перед каждым немцем. Аресты и убийства евреев проводились ежедневно. Кроме всего прочего на евреев накладывалась контрибуция: требовали деньги, золото, ювелирные изделия, одежду, мыло и т.д.
Накануне еврейского нового года (рош-ашана) евреям приказали снести с центра рынка все лабазы. На этой работе было занято 75 евреев. Каждый день эта группа выходила на работу из здания медицинского пункта (бикур-холим), где размещался еврейский совет (юденрат). Кох и Нойман безжалостно избивали работавших. Люди буквально умывались кровью. Чтобы как-то задобрить этих двух извергов, еврейский совет собирал золото, ювелирные изделия и передавал им.
Однажды полиция арестовала еврейскую женщину, которая забыла нацепить желтую звезду. Нойман увел ее на Нойман отвел ее в песчаный карьер за городом (там позднее было убито большинство жителей города), изнасиловал и застрелил. Это видели жившие неподалеку люди.
"Немцы сформировали местную полицию из белорусов и поляков, которые получили полную свободу действий против евреев. Положение евреев с каждым днем ухудшалось. Запасы продовольствия подошли к концу, и добывать еду становилось все сложнее. В течение первых трех месяцев от властей не было получено никаких продуктов, и каждый добывал себе пропитание, как мог" [4].
-- 3 --
День 24 октября 1941 г. получил печальную известность как "черная пятница". Этот день стал прологом к массовому уничтожению евреев, которое произошло через неделю -- 30 октября. В этот день утром по приказу немецкого коменданта еврейский совет должен был направить в полицию 34 еврея. Им было сказано, что они должны собирать картофель для жителей города. Эти люди были задержаны до вечера. Затем их отвезли на грузовике к католическому кладбищу на Несвижской улице, на окраине города.
Гриша Гольдберг записал в своем дневнике свидетельство своего 17-летнего младшего брата, которого заставили в тот день сначала рыть яму, а затем засыпать ее.
"Немецкие садисты схватили меня в 2 часа. Забрали в комендатуру, где уже находилась группа из 36 евреев, которых беспощадно били. В 4 часа нас посадили в грузовик с немецкой охраной и отвезли в направлении католического кладбища. Там есть большой овраг. Вдруг я услышал дикий крик: "Слезть с машины, проклятые евреи!" (ферфлюхте юден). Вывели из группы шестерых, в том числе и меня. Дали нам лопаты и приказали: "В течение часа выкопать яму для вас, евреи!"
Мы начали копать. Когда мы закончили, они приказали 36 евреям: каждым пяти человекам выйти вперед, раздеться и сложить одежду по кучкам: ботинки, брюки и рубашки. Кто не выполнял всего этого в точности, того били. После того, как они разделись, им приказали ложиться лицом к земле. Мы стояли и видели это. Я покрылся холодным потом. Один из убийц подошел с пистолетом, встал на тело первого и выстрелил ему в голову. И так он расстрелял всю группу. Мы шестеро должны были опустить тела в яму и уложить их одно возле другого. Так они уничтожили всю группу. Мы ничем не могли им помочь. Затем мы засыпали яму с расстрелянными, часть которых была убита, а часть только ранена. Нас били резиновыми палками, чтобы ускорить работу. Нам они сообщили, что оставят нас в живых. Я с большим трудом побежал домой и едва нашел свой дом." [5].
Сведения о гибели группы евреев быстро распространились по городу. Траур пришел на еврейскую улицу. Тревога охватила всех. Все поняли, что это только начало. Люди начали думать о спасении, но пути для этого были очень ограниченные.
Первую акцию по массовому уничтожению клецких евреев ждать долго не пришлось. Евреи уже поняли, что они приговорены к смерти. 26 октября 1941 г. всех евреев обязали зарегистрироваться на бирже труда. Поползли слухи, что в районе казарм, недалеко от песчаного карьера, будет создано гетто. Люди начали приводить в порядок свой скудный скарб. Многие продавали оставшиеся у них вещи соседям - христианам в надежде на то, что вскоре им удастся их вернуть. А немцы уже готовили ямы для последующего расстрела, но о предстоящей трагедии думать не хотелось.
-- 4 --
29 октября, ближе к вечеру, был отдан приказ всем евреям -- молодым и старым, женщинам и детям -- явиться назавтра, к шести часам утра, на базарную площадь без вещей. Все, кто ыбл на работах за городом также должны были вернуться домой и явиться утром на площадь. Несмотря на то, что слухи об этой акции ходили еще и раньше, сам приказ оказался неожиданным. Люди почувствовали опасность. Они метались в страхе: одни прощались с родными, другие раздавали свои вещи христианам, третьи старались спрятать свое имущество в разных укромных местах.
"Ночь кошмаров продолжалась. Все наши мысли были о том, какая судьба ждет нас завтра утром. Никто не мог заснуть от напряжения. Настроение было тяжелое. Как только начало светать, люди стали двигаться к месту сбора. Так как евреям было запрещено брать с собой что-либо из вещей, все старались переодеться в праздничные одежды. В утренние часы массы евреев семьями со всех улиц двинулись на базарную площадь. Была полная тишина. Они шли молча с опущенными головами. Некоторые [жители города] провожали нас враждебными взглядами, но и были такие, которые отнеслись к евреям с болью и участием" [6].
На территории рынка толпу встретил представитель еврейской биржи труда. Он расставил всех шеренгами -- по фамилиям согласно алфавиту. На рынке не было видно немцев, и поэтому люди стали успокаиваться. Не все евреи прибыли на рыночную площадь: несмотря на угрозу смертной казни, несколько сотен уклонилось от этого. Они спрятались в разных местах, убегали в поля, в леса. Представители еврейской биржи труда разыскивали эти семьи, приводили их на рынок и выстраивали отдельными рядами.
"Вдруг со всех сторон рыночной площади появились грузовики с литовскими солдатами, окружившими площадь и изготовившимися для стрельбы. Началась паника. Дети начали плакать, со всех сторон неслись крики. Люди начали перебегать с места на место, от группы к группе, в поисках безопасного места. Началась такая паника, что даже солдаты не могли навести порядок... [Они] стали криками делить людей на группы -- влево и вправо. Невозможно было определить, где пути спасения, и какая судьба ждет каждую группу...
В конце концов, были созданы две большие группы: одна в составе около 4000 человек -- она осталась на рынке, вторая -- около 2000 человек была отведена под усиленной охраной в здание большой синагоги (холодная синагога -- ди калте шул). В этой группе были собраны все ремесленники (специалисты) и рабочие предприятий города. У входа в синагогу стоял комендант Кох и проводил вторичную селекцию. Он отобрал около 500 человек, в основном стариков, и вернул их на рынок. Оставшихся 1500 евреев затолкали в синагогу и заперли там. Белорусские и литовские охранники охраняли их [7].
Чтобы привести евреев на рынок, а потом распределить их по группам, им говорили, что все дело в том, что на территории казарм немцы создается гетто, а также идет запись на работу. По свидетельству очевидцев (нееврейских жителей Клецка) немцы заставили раввинов выйти в наброшенных на плечи талесах и накрученными тфилинами. Их поставили на возвышенном месте, чтобы евреи их видели. Это помогло обеспечить тишину и порядок. Раввины обратились к людям с речью, успокаивая их тем, что такая судьба ниспослана с неба.
-- 5 --
Оставшиеся на рынке евреи были окружены литовцами, расположившимися на легких бронемашинах. Людей начали уводить с рынка -- по 100 и более человек. Вели их в сторону католического кладбища, что недалеко от казарм. Там уже были приготовлены ямы, выкопанные накануне местными жителями.
"Людям приказали раздеться. Их обыскали в поисках денег, золота и ювелирных изделий. Потом загнали в ямы и приказали лечь лицом вниз. После это их расстреливали. Стрельба и крики были слышны далеко"... Всего в этом месте были вырыты три рва по 20 м длиной и 2 м шириной каждый. Засыпали землей всех -- и мервых и тех, кто был только ранен... Были и попытки побега, и сопротивления. Видный общественный деятель Айзик Кацев покончил с собой возле ямы...
Даже в последние минуты возле ям немцы пытались вытянуть у евреев деньги и золото, обещая каждому, что тот, кто вернется домой и принесет деньги и золото, будет освобожден. Они дали на это час времени, и нашлись евреи, которые воспользовались этим, но после возвращения их все равно расстреляли вместе со всеми. Старики и ослабевшие были застрелены еще по дороге к месту расстрела, а их тела затем на телегах свезли к ямам и закопали. Жителей города - неевреи приходили посмотреть на случившееся. К вечеру группа землекопов зарыла ямы [8].
Люди, которые оказались запертыми в большой синагоге, не знали ничего о случившемся. Вдруг открылась дверь, и туда втолкнули Айзика Циока с женой. Выяснилось, что комендант Кох вытащил их из братской могилы. Он рассердился на то, что такого крупного специалиста (слесаря и кузнеца) хотели расстрелять. Когда они пришли в себя, то рассказали о том, что произошло с оставшимися на рынке людьми.
В немецких документах, найденных после войны, эта акция изложена в нескольких словах. В месячном отчете командующего в Белоруссии рейхкомиссару "Остланд" в Риге сказано: "В очистительной акции (Sauberungsaktion) на территории Слуцк-Клецк расстреляны батальоном полиции 5900 евреев".
Клецк Минская обл., Беларусь. Еврейское кладбище.
История г. Клецка, на протяжении 500 лет была связана с проживанием на территории города еврейской общины, которая составляла 70% от всего населения. На сегодняшний день сохранилось еврейское кладбище, которое находится по дороге Клецк –Ляховичи, в деревне Браворовщина.
В 1942 году было расстреляно всё еврейское население города и кладбище было заброшено.
В послевоенные годы очень много надгробных плит было разворовано под строительство и изготовление жерновов.
В 80-е годы, часть кладбища, в связи с расширением строительной организации была застроена.
В 1942 году было расстреляно всё еврейское население города и кладбище было заброшено.
В послевоенные годы очень много надгробных плит было разворовано под строительство и изготовление жерновов.
В 80-е годы, часть кладбища, в связи с расширением строительной организации была застроена.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: г.Клецк Минская обл., Беларусь
Продолжение.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: г.Клецк Минская обл., Беларусь
Продолжение.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: г.Клецк Минская обл., Беларусь
Продолжение.
Сердце сжимаеться, глядя на фотографии, не только этого кладбища.
Как похожи все старые, заброшенные еврейские кладбища.
http://fotki.yandex.ru/users/kleck1127/album/31453/
Сердце сжимаеться, глядя на фотографии, не только этого кладбища.
Как похожи все старые, заброшенные еврейские кладбища.
http://fotki.yandex.ru/users/kleck1127/album/31453/
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
КЛЕЦК Минская обл., Беларусь. Еврейское кладбище.
НИАБ Фонд 1396 Опись 1 Дело 1 - Посемейные списки евреев Клецка 1892-93
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Зильберблат - Белосток, Шерешево, Харьков, США; Рабинович - Мир; Шавзин - Порозово, Белосток, Южная Африка; Рус(с)аковский - Кременчуг, Золотоноша, Прилуки, Клецк; Шпильберг - Кременчуг; Прейсман - Белосток, Шерешево
-
telepinskygmail
- Сообщения: 33
- Зарегистрирован: 22.05.2021
- Has thanked: 3 times
- Been thanked: 1 time
Клецк
Какие оцифрованные документы есть по Клецку в сети?
Ищу фамилии - Телепинский (Шпола, Кривой Рог, Черкассы), Владимирский (Стеблев, Кривой Рог), Лабунский (Екатеринополь, Камянка, Кривой Рог), Паль (Клецк, Никополь, Кривой Рог), Свирский (Свирь, колония Надежная, Никополь), Штерн (Берислав/Каховка, Кривой Рог, Херсон, Москва), Бердакин (Каховка, Кривой Рог), Шульман (Ельск, Киев, Москва, Кривой Рог), Латхер (Наровля), Гримбарг (Златополь, Турия)
Клецк
Наткнулся на такую страничку: https://www.belarusmemorials.com/%D0%BC ... a/?lang=ru
Зильберблат - Белосток, Шерешево, Харьков, США; Рабинович - Мир; Шавзин - Порозово, Белосток, Южная Африка; Рус(с)аковский - Кременчуг, Золотоноша, Прилуки, Клецк; Шпильберг - Кременчуг; Прейсман - Белосток, Шерешево