#2
avramenko » 27 янв 2010, 12:19
Примерно в половине второго мы приехали в Вильну, где я был намерен остановиться на некоторое время. Выйдя из поезда, я вошел в здание вокзала. Это было очень большое изящно отделанное здание. Я отдал багаж носильщику, вскоре он вынес мой чемодан на улицу. Я последовал за ним, и мы вышли на площадь у вокзала. Судя по некоторым признакам, я находился в непосредственной близости от крупного города. Больше ничего интересного я там не увидал. Все, на что падал мой взгляд, выглядело очень запущенным, диким – и сама площадь, и улица или дорога, ведущая в город. Экипажи, предназначенные для перевозки пассажиров, были либо очень старыми, либо и вовсе сломанными, а, кроме того, чрезвычайно грязными. Но делать было нечего, и мне пришлось сесть в один из экипажей (все они были открытого типа). Я сказал кучеру название гостиницы, где я собирался остановиться. Извозчик тронулся и сразу поехал, как принято во всей России, с большой скоростью, и это очень мне понравилось. Однако, несмотря на большую скорость, когда мы проезжали мимо церкви или изображений святых, извозчик умудрялся перекреститься, причем делал он это несколько раз подряд и крайне истово. Подобные картины можно наблюдать в любом месте Российской Империи, и удивительно, и даже трогательно видеть, как глубоко и смиренно люди поклоняются Богу. Русские, очевидно, - очень религиозный народ, но их зачастую порицают за то, что при этом они так мало знают о божественной истине и смысле и, следовательно, не имеют правильного понимания об истинном служении Богу. Поэтому и нравственность этого народа оставляет желать лучшего. Религиозные формальности идут рука об руку с глубоким моральным разложением. Например, в домах у людей можно часто увидеть образа святых, занавешенные тканью. Это делается потому, что люди не хотят, чтобы "Бог" или "Святой" видели, что происходит у них дома, и затягивают образок занавеской. Ох, если бы эти люди были более образованными, были бы знакомы с чистым знанием Евангелия, русская нация без сомнений, при своем глубоком благочестии, превзошла бы большинство народов, и только идя по этому пути русский народ сможет стать действительно цивилизованным, рафинированным и счастливым. Но мы уже приехали в нашу гостиницу. Швейцар в ней, как оказалось, худо-бедно говорит на французском и немецком; заказанный мной номер, как и в большинстве гостиниц в России, состоял из двух комнат, одной побольше и одной поменьше, в последней стояла кровать. Мебель была изящна, но аккуратности и чистоты не наблюдалось, даже напротив, - но довольно об этом. Вскоре я отправился в город, чтобы найти некоторых нужных мне людей. В первую очередь я пошел к генералу-интенданту реформатской церкви, уже пожилому, очень порядочному человеку, который принял меня очень любезно и охотно поделился со мной всей нужной информацией. Потом я посетил молодого пастора лютеранской церкви, и в нем я увидел, к моей большой радости, ревностного слугу Господа, исполненного желания быть честным и верным пастухом порученной ему общины. Я от души пожелал, чтобы он смог им стать, и чтобы он смог сделать как можно больше для распространения Библии в городе и окрестных деревнях, и в этом я был рад ему помочь. Он также выказал искреннюю заинтересованность в миссионерской работе с евреями, говорил с большим воодушевлением o труде среди евреев и привел пример бывшего раввина Гурланда, который стал пастором в лютеранской церкви в Митаве (Елгава - аа). Я также узнал, что иногда виленские евреи с радостью приходят в протестантскую церковь послушать проповедь Евангелия. Но обычно, видя швейцара в ливрее на паперти, евреи войти не решаются.
О Вильне действительно можно сказать, что там полно евреев. Облик многих из них несет на себе печать страшной нищеты и страданий. На углах улиц, по которым я проходил, стояли толпы еврейских детей, одетых, несмотря на сильный холод, в лохмотья, и босых. Казалось, они стоят там, чтобы вызвать жалость у прохожих и просить милостыню. Дома большинства евреев в Вильно ужасно запущены и грязны неописуемо. Как случилось, что этот некогда благословенный народ пребывает в таком упадке?
Можно было бы долго гадать, как получилось, что народ с таким чувством чистоты, приличия, честности и искренности потерял столь многое, если бы Святое Писание уже не дало ответ на этот вопрос. Писание объясняет нам, что печальная отверженность и упадок еврейского народа тесно связаны с их отказом от Христа как Бога. Не является ли эта страшная нищета еврейства голосом, который призывает нас - нас, обладающих блаженным знанием Евангелия, спасти их от отверженности и упадка? К сожалению, осуществлению этого замысла препятствует множество проблем и трудностей, усложняющих работу, и даже делающих ее невозможной!
Я, будучи в Вильне, несколько раз пытался вступить в контакт с местными евреями и завязать с ними разговор, но в них я обнаружил робость, с какой я никогда не встречался ранее, и сильное нежелание говорить со мной. И, тем не менее, именно в Вильне, как мои уважаемые читатели, вероятно, помнят, около года назад имело место замечательное возрождение среди евреев. Многие пришли к принятию Христа как Мессии, некоторые из них отправились затем в Америку. Другие же, те, что остались, отстранились от Евангелия под влиянием разных странных идей, и сейчас кажется, что в Вильне после частичного возрождения, которое наблюдалось ранее, произошла обратная реакция, в результате которой евреи стали еще больше боятся нас, и еще менее склонны вступать в диалог с христианами на религиозные темы. Вскоре я убедился в том, что в этом городе будет крайне сложно начать миссионерскую деятельность среди евреев. Мое пребывание в Вильне было коротким, и оттуда я направился в Санкт-Петербург.