Вот Вам ещё о "первых евреях Одессы"
Из ФБ:
Рассказывают, что как то раз БЕШТ, в сопровождении любимого зятя, р.Ихиеля Ашкенази, по прозвищу «Дайч» (многие считают что «Дайч» - это фамилия. За границей – может быть. А у нас это – довольно обидное прозвище) приехал в Одессу.
Нужно сказать, что р.Иехиель – одна из самых таинственных фигур, времен раннего хасидизма. Почти нигде в письменных источниках не упоминается. В «Шивхей БЕШТ», например, вообще ни разу. С другой стороны – муж Адель, любимой дочери, и большой хасидский ребе (говорят, экзаменовать будущего зятя БЕШТ доверил Мохиаху из Полонного. И тот остался очень доволен тем, что на все вопросы молодой человек отвечал: «Не знал, не знаю и не узнаю»). Отец р.Моше-Хаима и Садилкова, р.Боруха из Межибужа и Фейги, мамы р.Нахмана из Бреслава и брата его, р.Иехиеля, названного в честь дедушки...
Конечно же, я так подробно рассказываю общеизвестные вещи о р.Иехиеле Ашкенази только затем, чтобы увернуться от вопроса «Какая Одесса, если Одесса была основана в 1794-ом (какой рижанин в наше время не помнит дату основания Одессы?)». А даже если допустить, что БЕШТ ездил к Черному морю в год своей кончины, то это всё равно 1760-ый. Я это понимаю. Но поймите и меня. Если р.Фоля Кан пишет «приехали в Одессу», значит какая-то Одесса у них там была. Низенько.
Пляжи, правда, были совершенно неблагоустроенны. Чтобы не сказать хуже. БЕШТ и р.Ихиель пошли совершать омовение. БЕШТ выплыл. А р.Иехиель утонул.
(Да, я тоже помню, что в «Бейс а-Ребе» сказано, что Альтер Ребе, будучи при дворе своего учителя Магида, своими ушами слышал от р.Иехиеля маймор, пересказанный со слов БЕШТа и т.д. Ну что поделать...Нужно, по всей видимости, предположить, что р.Иехиель приходил в гости к Магиду с того света. Это, кстати, объяснит и то как он говорит маймор в присутствии Магида и т.д. Конечно, версия так себе. НО всяко лучше, чем допускать, что у БЕШТа было два зятя и оба иехиели).
Р.Исроэль обратился к прохожим с просьбой передать первому еврею, который им попадется, просьбу прийти на берег, чтобы помочь соплеменнику.
Через некоторое время пришел первый попавшийся еврей. БЕШТ коротко объяснил ему, что произошло, объяснил, в общих чертах, кто он такой, кем был покойный. И попросил принести инструменты и помочь похоронить р.Иехиеля.
БЕШТ добавил, что место могилы его зятя должно остаться в тайне. Никто, кроме хоронивших, не должен знать, где она находится. И добавил, что вообще-то, все молитвы которые будут вознесены над этой могилой, будут немедленно и сполна удовлетворены Небесами. Достаточно прозрачно намекая, что такова будет награда за точное исполнение указаний: неограниченный и, фактически, эксклюзивный доступ к ТАКОМУ каналу связи!
Еврей намек понял. Быстро прокрутил в голове варианты. И ответил, что один никак не справится. Нужно звать сына. Больше никого, не дай Б-г, но сына – совершенно необходимо.
БЕШТ не стал торговаться над остывающим телом зятя и условие принял.
После похорон, БЕШТ еще раз предупредил отца и сына никому не открывать тайну месторасположения могилы и продолжил свой путь.
Прошло много лет. Поскольку у нас такая путаница с хронологией, то даже не будем пытаться сосчитать сколько. Ну, должно быть около века.
И вот, где то в это время над одной цветущей галицианской общиной начали сгущаться тучи. Причем такие, что руками не разведешь. Лучшие люди общины собрались, посовещались, проверили все варианты и поняли, что ничего не поделаешь? Нужно ехать к специалисту по спасению народа Израиля. Тогда таких было немало (и работы хватало всем). Решили не мудрить и ехать к тому, что под боком – к р.Исроэлю из Ружина.
Приехали, а у р.Исроэля пир горой. Делать нечего, пришлось терпеливо есть, пить и слушать. Среди прочего, услышали, из уст самого р.Исроэля, историю про чудодейственную могилу р.Иехиеля Ашкенази.
Евреи же. Все умные, все хитрые, все на ходу подметки режут. Все понимают в ѓашгохе протис. Мигом сообразили, что раз им рассказывают про одесские пляжи, значит им туда. И не прощаясь, чтобы не мешать веселью, бочком-бочком и к двери.
Приехали в Одессу. Ну это уже совсем не та Одесса, что в первый части. Это уже уездный город Это размах и перспектива. И в этом оживленном городке нужно найти еврея, который жил там за несколько десятилетий до того, как городок был основан.
И что вы думаете? Нашли. Папа, естественно, умер. А вот сын здравствовал. Только показать где заветная могилка категорически отказался. Что ему только не пели – и о том, что на кону судьба тысяч евреев, и что обещание давал папа, а не он, и деньги сулили немереные. Не помогло. Начали искать компромиссы. Искали, пока не нашли. Согласился человек за совершенно бешеные деньги взять гостей в телегу, завязать им глаза, отвезти на место, там дать им помолиться не снимая повязок и вернуть в город. Всем показалось, что это не будет нарушением обещания никому не открывать, где могила.
Пока договаривались, стемнело. Решили ехать под утро, в те золотые часы, когда, как известно, лучше всего грабить города и молиться утреннюю молитву.
А ночью к сыну пришел во сне отец. И сказал ему: «Ну что же ты так сынок? Ведь договаривались же...А ты вот так....Мог бы при этой могилке жить припеваючи до прихода Машиаха. А теперь собирайся. Пойдешь со мной.». Умер тихо, никто до утра и не заметил.
Делать нечего, пришлось возвращаться к р.Исроэлю. Который их уже поджидал, был в курсе их приключений и разговор отца с сыном это он им передал. А потом помолился за них и за всю их общину и все у них прошло, слава Б-гу.
Кто-то может подумать, что это майса о том, что не стоит ездить в Одессу. Так вот, она – совершенно о другом.
Из "Вестника":
http://www.vestnik.com/issues/1999/1026/win/iohvid.htm
Алина ИОХВИДОВА (Торонто)
ЕВРЕИ-ЗАПОРОЖЦЫ ПОД СТЕНАМИ ХАДЖИБЕЯ
Вот уже несколько лет прямо в границах исторического центра Одессы ведутся археологические работы. Благодаря этим раскопкам чего только не смогли узнать одесситы об истории города! И о ритуале основания Одессы и связанных с этим волнующих событиях, и о подробностях штурма турецкой крепости Хаджибей, завоеванной для российской короны в 1789 году. И даже об античном городе Борисфене, упоминаемом "отцом истории" Геродотом: как выяснилось, он находился именно там, где позднее была основана Одесса.
Научный руководитель археологических раскопок - профессор истории, автор многих статей и книг по истории Северного Причерноморья, доктор исторических наук Андрей Олегович Добролюбский.
* * *
- Даже сам процесс раскопок проходил оригинально и необычно, вполне по-одесски, - рассказывает А.Добролюбский. - Первоначальная идея наших поисков была заманчива и достаточно проста: мы просто хотели порыться в "культурных слоях" города, относящихся к пушкинской эпохе. А вдруг найдутся предметы, принадлежавшие самому поэту! Мы и не представляли тогда, к чему это нас приведет.
Работы в сквере у Оперного театра начались осенью 1995 года. С самого начала мы понимали, что нас ждут большие трудности, связанные с получением разрешения на подобные раскопки. Ведь речь шла о самом "сердце" Одессы, его историческом, культурном и архитектурном центре.
Для того чтобы вызвать к нашей затее симпатии и сочувствие, мы придумали оригинальный ход: организовали "Клуб городских сумасшедших им. Володи Дубинина", президентом которого стал Олег Губарь, известный одесский ученый-краевед и писатель. Теперь можно признаться честно: мы очень боялись неудачи, а клуб как бы позволял всю нашу затею обратить в шутку. Мы также стремились к общенародной поддержке нашей затеи, призывая всех желающих принять в ней участие. И таковых нашлось немало.
Фактически мы использовали педагогический прием Тома Сойера при покраске забора: если помните, все мальчишки упрашивали его дать им тоже поработать кистью. Так получилось и у нас. Временами и у нас за лопатами люди становились в очередь. Всем хотелось узнать, что мы ищем и первыми увидеть, что же мы все-таки найдем. Ведь где еще на свете живут столь любопытные и любознательные люди, как одесситы! Так мы изобрели "народно-театральное движение в археологии как направление балаганно-смеховой культуры".
Однако в заголовке статьи стоит парадоксальное сочетание слов: евреи-запорожцы. Это не литературный прием. Речь и в самом деле пойдет о евреях, причем не только живших, но и служивших и воевавших под стенами Хаджибея. Как удалось это определить?
В июле 1997 года при работах у Воронцовского дворца мы вскрыли слой античного времени VI1-V вв. до н. э. и обнаружили остатки каменного сооружения. (см. фото). Сохранилась кладка, правда, сильно поврежденная наверху. Как выяснилось, это была часть порога. Порог указывал на место входа в округлое помещение, большая часть которого давно оползла в обрыв. Провели "зачистку" кладки и обнаружили доказательства очень для нас важного факта: найдены остатки Хаджибейского замка, построенного в 1765 году и взятого штурмом отрядом Иосифа Дерибаса в сентябре 1789 года. Теперь стало ясно, что Хаджибейский замок располагался едва ли не точно на месте нынешнего Воронцовского дворца. А это означает, что античный слой в этом районе неплохо сохранился, поскольку в этом месте почти ничего не строилось нового. И вот во время очередного сезона работ на Приморском бульваре мы и обнаружили нечто неожиданное даже для нас, уже привыкших ко всякого рода улыбкам судьбы.
Примерно в 5 метрах к югу от остатков бастиона нас привлекла обширная свалка мусора ХIX - первой половины ХХ веков. "Мусорная свалка" звучит не очень романтично. Но у археологов несколько иное восприятие романтики, а самые интересные открытия делаются порой в могильниках, мусорных свалках прошлых веков и тысячелетий, да и в других, еще менее романтичных местах.
Эта небольшая яма резко отчленялась от окружавших его слоев своим заполнением - мраморным бутом и крошкой. В заполнении этой ямы и были найдены обломки мраморных плит с надписями - видимо, от надгробий. Всего мы обнаружили девять фрагментов различных надгробий, из которых четыре - на русском языке, а пять - на иврите. Все они выполнены на тщательно обработанных мраморных плитах одинаковой толщины , что само по себе уже может указывать на сравнительно высокий статус умерших. На одной из "русских" надписей прочитывается имя "Исаак", на буквах местами сохранились остатки позолоты. Три других обломка с надписями сохранились хуже, на них лишь фрагменты русских букв и цифры.
Верхняя часть одного надгробия с надписью на иврите сохранила достаточно внятное сообщение о том, что здесь "похоронена скромная женщина, имеющая великие древние корни". Еще на одном фрагменте также имеется знак "похоронен". Рядом с ним изображен символ дома Aаронитов - одной из семей в израильском колене Левитов. Эта семья издревле состояла лишь из священнослужителей. Изображен знак благословения в виде соприкасающихся пальцев обеих ладоней, которые "формируют" Звезду Давида. Такой знак ставят только на мужских захоронениях, он показывает, что усопший имеет древние корни в роде Когенов (Коэнов).
Если бы наши надгробия относились к первым десятилетиям существования Одессы, то их обнаружение легко объяснимо: уже ревизия 1795 года указывает на достаточно большую еврейскую прослойку населения (246 из 2349 душ). Но дело в том, что мы можем достаточно точно датировать найденную яму "доодесским" периодом, то есть до конца 80-х гг. ХVIII века. Таким образом, впервые получается ясное археологическое подтверждение тому, что немалое число евреев проживало в Хаджибее и близ него до 1789 года.
Эти сведения не слишком привычны для нынешних представлений о населении края в конце ХVIII века. Впрочем, знатоков одесской истории это не удивляет. О посещении еврейскими торговцами Хаджибея еще в прошлом веке писал известный историк Одессы В.А.Яковлев. А в "Краткой еврейской энциклопедии" 1992 года сообщается, что до взятия Хаджибея русскими войсками в нем обитало 6 евреев (возможно, речь идет о 6-и семьях). Эти данные вполне соотносимы со сведениями о старинном еврейском кладбище с надгробиями ХVIII века, которое сохранялось еще в конце ХIХ века "по дороге на Хаджибейский лиман".
Однако контекст нашей находки таил в себе некую загадку. Было ясно, что обломки надгробий были аккуратно уложены на дно специально вырытой для этого ямы у Хаджибейского бастиона и тщательно забутованы. В этом и состоит историко-археологическая "изюминка" - мы столкнулись с сознательным захоронением надгробий под стенами Хаджибейского замка. Вероятно, была необходимость их надежно спрятать. И это никак не могло произойти в тайне от турок - слишком близко к стенам замка произошло захоронение. А произойти оно могло лишь в предощущении очевидной опасности осквернения еврейских могил. Такая опасность могла исходить лишь от непосредственного врага - общего и для турок, и для хаджибейских евреев. Этим врагом могла быть лишь Россия и служившие ей украинские казаки. Известно, что с 1769 по 1775 годы на Хаджибей совершалось несколько набегов со стороны казацких отрядов, вырезавших и грабивших мирное население. Кроме того, в июле 1774 года замок был взят русскими войсками, но затем возвращен Турции вместе с Очаковской областью после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Видимо, упомянутое кладбище образовалось позднее, в относительно спокойный для Хаджибея период между русско-турецкими войнами (1775-87 гг.) - вплоть до казацкого набега осенью 1788 года под руководством Захара Чепеги.
Откуда же здесь взялось еврейское население? Напомню, что менее чем через год после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 года, по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Их история хорошо изучена. Другая часть запорожцев перешла в Очаковскую область, на земли между Бугом и Днестром. В конце концов число запорожцев достигло 40 тыс. человек, образуя население так называемой "Ханской Украины". В августе 1778 года им были выделены земли для основания Сечи в низовьях Днестра и Кучургана. Старш на приняла присягу, согласно которой 40 тысяч запорожцев обязывались служить "турецкому двору верно и непременно". Все это вызывало серьезную обеспокоенность русского правительства Оно всячески стремилось отселить враждебных России запорожцев за Дунай, подальше от русских границ. Однако этот вопрос так и не был решен до начала очередной русско-турецкой войны 1787-91 гг. Очевидно, что запорожцы, оставшиеся на службе России и запорожцы, служившие Турции, оказались "по разные стороны баррикад".
А что же евреи? Сама мысль о пребывании евреев в запорожской среде кажется маловероятной, пожалуй, любому человеку, воспитанному в духе российско-советской исторической традиции. Это настолько очевидно, что когда в начале 1950-х гг. секретарь Одесского обкома компартии рассказал в своем докладе, что "был в Одессе профессор, который разыскал в Запорожье Янкелей и Ицек" (так по стенограмме), то это заявление вызвало оживление и хохот в зале.
Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я.Боровой. Он еще в 1930-е гг. обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать "по-еврейски" не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками. Поэтому они были неизвестны даже маститым авторам, специально занимавшимся в то время историей Запорожья. Видимо, они мало известны и ныне действующим украинским историкам, хотя кое-какая информация об этом просочилась. Один украинский писатель даже написал повесть, в которой героями и участниками были евреи-запорожцы. Когда мы сопоставили эти документы с нашими надгробиями, то стало ясно, что они являются археологическим подтверждением существования еврейского населения в среде запорожцев, в том числе и ушедших под Хаджибей после 1775 года. Труды Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной - настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как "воюющая сторона", как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.
На фоне сказанного кажется естественным, что группа евреев-казаков оказалась в числе запорожцев, которые, начиная с 1775 года, после разгрома Сечи, "убрались под Турка", поселились у подошвы "Гаджибейской крепостцы" и после основали предместье нашего города - Пересыпь. И если это так, то само расположение еврейского кладбища с надгробиями ХVIII века близ дороги к Хаджибейскому лиману вполне объяснимо - это было кладбище евреев-запорожцев, бежавших под защиту турок. Осквернить это кладбище могли лишь их тогдашние враги в условиях начавшейся войны 1787-91 гг.
Наиболее вероятно, что упомянутое кладбище пострадало в ноябре 1788 года, во время набега казацкого отряда Захара Чепеги. Набег, очевидно, был осуществлен лишь "для истребления сооруженных там магазинов для провианта". Видимо, нетрудно было при этом и покрушить надгробные памятники на "жидiвськом" кладбище. А в тревожных военных условиях того времени уцелевшие хаджибейские евреи опасались восстанавливать могилы своих родичей, и обломки надгробий были тщательно спрятаны, "захоронены" под защитой хаджибейских стен. Замок охранял это "захоронение" вплоть до своего падения в сентябре 1789 года.
Показателен состав обломков в "захоронении" - ясно, что после вандализма на еврейском кладбище были отобраны и спрятаны наиболее "ценные", значимые обломки надгробий, принадлежавшие самым родовитым членам общины, в том числе и священнослужителю-левиту. Это же, видимо, касается и обломков с надписями на русском языке. Можно лишь предположить, что в еврейской среде запорожцев язык общения не имел существенного значения. По наблюдениям С.Я.Борового, многие документы из архива Запорожской Сечи написаны на украинском языке, транслитерированном еврейскими буквами. Это - редчайший случай в архивной практике. Поэтому А.А.Скальковский не сумел их прочесть.
Другой редчайший случай, на этот раз в археологической практике, сберег описанный памятник до наших дней. Археологическая удача позволила нам вырвать этот драматический эпизод предыстории Одессы из мрака забвения.
* * *
Рассказанная здесь Андреем Добролюбским история - лишь одна из множества удивительных страниц целой повести, вернее, эпопеи. Здесь переплелось многое: и драматические античные эпизоды, и противостояние России и Турции в XVIII веке, и возникновение в степях Причерноморья необычайного города, воплотившего идеалы античности, и совершенно незаурядная судьба основателя этого города - Иосифа Дерибаса и его соратников. "Еврейские мотивы" этой повести звучат очень сильно и порой неожиданно.
Археологические работы в пределах Одессы далеки от завершения. Позади еще один сезон раскопок, он принес много нового, в том числе и новые обломки еврейских надгробий. Их описание, расшифровка и разгадка их тайн еще впереди.
Юля! Что скажете?
Тут писали, что казаки могли быть только православные.