Ахалцихе — небольшой (17 тыс.) город на юге Грузии, один из исторических центров грузинского еврейства. Центр края Самцхе-Джавахети, к которому относится и Ахалкалаки, информацию о еврейской общине которого я ищу в связи с предками жены (см. тему «Ахалкалаки»). Собственно, как показывает анализ немногочисленной литературы и метрических книг, ахалкалакские евреи были переселенцами как раз из Ахалцихе. По истории еврейской общины этого города есть куда больше информации и, учитывая относительную непредставленность кавказского региона на форуме, будет не лишним ей поделиться.
Известна дата постройки первой синагоги в Ахалцихе — 1740 год. Имеются данные о том, что после присоединения города к Российской империи по итогам одной из русско-турецких войн в город стали переселяться евреи из сёл Абастумани, Двири и Ахалдаба. В 1872 году в Ахалцихе проживало 206 еврейских семей. Ахалцихские евреи занимались торговлей, и многие в ней преуспели, но экономику города сильно подкосило строительство железной дороги из Тбилиси в Поти, которая сделала старые торговые пути, проходившие через Ахалцихе, нерелевантными. Известно, что это вызвало быстрый отток ахалцихских евреев в Тбилиси, где они в 1907 году построили большую синагогу (раньше она называлась ахалцихской). Сегодня это главная синагога Тбилиси, туда ходят и ашкеназим.
Вероятно, именно этим объясняется резкий спад численности общины в переписях: если в 1886 году в Ахалцихе жило 2545 евреев, то в 1897 — только 458. При этом в «туземной» части тифлисских еврейских метрических книг (сканы доступны с 1886 по 1920 год, но с перерывами) дети «ахалцихских мещан» составляют абсолютное большинство родившихся даже в 1910 году. Очевидно, жившие в Тифлисе ахалцихские евреи оставались приписанными к этому городу в нескольких поколениях. То, что Ахалкалаки в метрических книгах не фигурирует вовсе, хотя евреи в эти годы там несомненно жили, рождались и умирали (даже кладбище своё было), подтверждает эту теорию — видимо, юридическая привязка к Ахалцихе оставалась и за ними.
Еврейский квартал в Ахалцихе примыкал к крепости Рабати. От современного центра города он отделён рекой Поцховисцкали (приток Куры). В нём сохранились здания двух синагог — старой:
и новой, которая действует до сих пор:
В том же районе частично сохранилось еврейское кладбище. Отмечается, что на некоторых могилах присутствуют надписи на ладино, свидетельствующие о переселении отдельных сефардских семей из Османской империи. В метрических книгах я сефардских фамилий не встречал, зато видел как минимум одну ашкеназскую семью — Бухбиндер, глава которой числился ахалцихским мещанином на рубеже прошлого и позапрошлого столетий. Однако, судя по всему, абсолютное большинство ахалцихского еврейства во все периоды составляли грузинские евреи.
Коллекция фотографий еврейского наследия Ахалцихе есть на сайте Center for Jewish Art Иерусалимского университета. Особенно любопытна фотография ахалцихской еврейской библиотеки с вывеской, продублированной на иврите, сделанная в 1929 году:
В коллекции много всего интересного — например, ктуба 1858 года, но в один пост больше трёх фотографий не вставить.
В 1918 раввином одной их ахалцихских синагог был Давид Баазов, лидер грузинско-еврейских религиозных сионистов. Известно, что в период оккупации города Турцией он помог спасти многих живших в нём христиан (очевидно, армян). Собственно, армяне в Ахалцихе долгое время составляли большинство населения — в 1886 году, например, евреев там было 16%, армян — 65%, грузин — 17%, а оставшиеся 2% составляли русские, украинцы и другие народы. Таким образом, Ахалцихе — достаточно редкий пример города, где еврейская община долгое время жила в преимущественно армянском окружении.
Сегодня большинство потомков ахалцихских евреев проживает в Израиле и США, некоторые — в Тбилиси. В самом Ахалцихе остаётся всего несколько еврейских семей — по разным данным, от 8 до 20 человек. В Ахалцихе живёт исследовательница и общественница Цира Месхишвили, которая написала диссертацию по истории местного еврейства и несколько статей о городских синагогах, а сегодня возглавляет НКО «Толеранти», которое занимается вопросами прав этнических меньшинств (правда, сегодня в этом регионе куда актуальнее взаимоотношения между армянами, грузинами и турками, чем еврейская тема).
Ахалцихе
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Ахалцихе
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.
-
- Сообщения: 142
- Зарегистрирован: 13.05.2024
- Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 29 раз
Ахалцихе
В Ахалцихе родился художник Шалом Кобошвили, писавший картины с сюжетами из жизни еврейского квартала родного города.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.