БАТУМИ
БАТУМИ
Официально еврейская община г. Батуми была образована (хотя юридически и не признана) только после перехода 2/3 части Грузии, отторгнутой у Османской Империи и вошедшей в состав России в 1878 году. Причём существовало две общины – европейских и грузинских евреев. К этому же году относилась старейшая могильная плита на местном еврейском кладбище. В 1879 году была сделана первая запись в пинкосе (книги записей), хранившемся в молельном доме. По-видимому, в начале 1880-х гг. была открыта синагога и у грузинских евреев.
Не имея в первые годы существования общины своего собственного капитального здания, ашкеназские евреи ютились в маленьком деревянном домике, выкупленном у его владельца, подданного Османской Империи. Кроме того, нужно отметить, что этот дом молитвы, возникший в 1878 году, в течени и многих лет существовал нелегально; ходатайства батумских евреев о разрешении открыть молельню трижды отклонялись правительством, предлагавшим обращаться по делам веры к кутаисскому раввину или к его помощнику в Поти. Лишь в 1899 году его существование было узаконено министром внутренних дел.
Разумеется, это небольшое деревянное здание, вмещавшее только около 20 человек, не могло служить полноценным центром для общины европейских евреев, т.к. уже в 1882 году, согласно проведённой однодневной переписи населения количественный состав евреев был определён в 179 человек из общего числа жителей Батума - 8671 человек. Последующая перепись 1890 года насчитывала среди постоянного населения города уже 862 еврея, т.е. 4,62%. По переписи 1897 года, всех жителей города 28508 человек, из которых евреев 1179.
Поэтому становятся понятными неоднократные ходатайства и прошения местного еврейского населения, касающиеся строительства капитального здания синагоги.
Тем не менее, вплоть до конца позапрошлого столетия община продолжала довольствоваться имеющимся помещением. Наконец, в 1899 году батумские евреи обратились с прошением на Высочайшее имя. В прошении на имя главы государства Императора Николая II-го они писали, чтобы он разрешил им на собственные средства построить каменное здание, дабы они могли в своей хоральной синагоге молиться единому Б-гу о даровании Императору наследника престола – сына (к тому времени у Николая уже было 4 дочери).
Обращение батумской иудейской общины было написано на имя Российского Императора т.к. он одновременно являлся главой веры (ещё Пётр I упразднил патриаршество на Руси), и только лично мог дать подобное разрешение. Его передали через коммерсанта Псароса, который был знаком со столичными банкирами, имевшими доступ к Императорскому двору, через его Министра.
Не имея в первые годы существования общины своего собственного капитального здания, ашкеназские евреи ютились в маленьком деревянном домике, выкупленном у его владельца, подданного Османской Империи. Кроме того, нужно отметить, что этот дом молитвы, возникший в 1878 году, в течени и многих лет существовал нелегально; ходатайства батумских евреев о разрешении открыть молельню трижды отклонялись правительством, предлагавшим обращаться по делам веры к кутаисскому раввину или к его помощнику в Поти. Лишь в 1899 году его существование было узаконено министром внутренних дел.
Разумеется, это небольшое деревянное здание, вмещавшее только около 20 человек, не могло служить полноценным центром для общины европейских евреев, т.к. уже в 1882 году, согласно проведённой однодневной переписи населения количественный состав евреев был определён в 179 человек из общего числа жителей Батума - 8671 человек. Последующая перепись 1890 года насчитывала среди постоянного населения города уже 862 еврея, т.е. 4,62%. По переписи 1897 года, всех жителей города 28508 человек, из которых евреев 1179.
Поэтому становятся понятными неоднократные ходатайства и прошения местного еврейского населения, касающиеся строительства капитального здания синагоги.
Тем не менее, вплоть до конца позапрошлого столетия община продолжала довольствоваться имеющимся помещением. Наконец, в 1899 году батумские евреи обратились с прошением на Высочайшее имя. В прошении на имя главы государства Императора Николая II-го они писали, чтобы он разрешил им на собственные средства построить каменное здание, дабы они могли в своей хоральной синагоге молиться единому Б-гу о даровании Императору наследника престола – сына (к тому времени у Николая уже было 4 дочери).
Обращение батумской иудейской общины было написано на имя Российского Императора т.к. он одновременно являлся главой веры (ещё Пётр I упразднил патриаршество на Руси), и только лично мог дать подобное разрешение. Его передали через коммерсанта Псароса, который был знаком со столичными банкирами, имевшими доступ к Императорскому двору, через его Министра.
Интересуюсь фамилиями
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
Re: Аджария - Батумская община
Резолюция, наложенная Николаем II-м, превзошла все ожидания. Расчувствовавшись по поводу причины прошения, глава государства собственноручно приписал: "Разрешаю. Николай". И в 1904 году, когда синагога была уже практически построена, у Императора родился наследник престола – цесаревич Алексей.
Каменная синагога была спроектирована, и в 1900 - 1904 гг. построена архитектором Семёном Львовичем Волковичем (1879 – 1937), по прототипу гаагской и амстердамской синагог. Позже, в 1937 году С.Л.Волкович был репрессирован и расстрелян.
Каменная синагога была спроектирована, и в 1900 - 1904 гг. построена архитектором Семёном Львовичем Волковичем (1879 – 1937), по прототипу гаагской и амстердамской синагог. Позже, в 1937 году С.Л.Волкович был репрессирован и расстрелян.
Интересуюсь фамилиями
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
Re: Аджария - Батумская община
Ко дню открытия батумской синагоги, в Варшаве из серебра был изготовлен кубок, на котором выгравировали фамилии наиболее крупных жертвователей, каждый из которых внёс в дело строительства не менее 1000 рублей. Среди них были такие представители общины, как Иосиф Пейзель (1862-1945), в последствии её председатель, которой он руководил вплоть до своей смерти. Лев Городецкий, полковник, командир батумского отдела Черноморской бригады корпуса пограничной стражи. А также Моисей Балабан, Абрам Любчанский, Моисей Рабинович, Исайя Калачевский, Иссак Поплович и Матвей Сорин. К кубку прилагался набор стаканчиков на шесть персон. Доктор Д. М. Кузятин занимал должность батумского казённого раввина до 1903 года.
В 1903 году Кузятина на этом посту сменил Д. Л. Зильбермейстер, который он занимал вплоть до 1905 года. Поэтому в бытность именно этого казённого раввина состоялось открытие возведённого здания новой синагоги.
Далее в 1906-1910 годах исполняющим обязанности Батумского Казённого Раввина был М. А. Токар. После него, начиная с 1910 года должность Батумского Казённого Раввина занимал адвокат М. А. Фукс.
Как было отмечено выше, хронология обрывается в конце августа 1921 года, когда городским раввином всё ещё был Михаил Аронович Фукс. Его приемником, по всей вероятности, стал Нохум-Шмарьягу Сосонкин, (годы раввинской деятельности в Батуме - 1922-1928). Забегая немного вперёд скажем, что в дальнейшем из среды европейских евреев раввинами были Борух Левкирнер (1930-е годы) и Бенцион Левин (1940-е годы).
(Кстати Раввин Сосонкин (Шешонкин) оставил нам очерки собственных воспоминаний, где кроме всего прочего подробно описывается его пребывание, а также пребывание его семьи, и раввинская деятельность в городах Баку, Дербент, Петровск, Кутаиси, Батуми и многое другое, в том числе и быт местных евреев – Прим. автора).
Нахум Шмария Шешонкин являлся приверженцем Ростовского (Любавичского) раввина. В канун праздника Рош-Ашана 1920 года он встречает раввина Шмуэля Левитана, прибывшего из Кутаиси, который предложил Сосонкину должность главы йешивы для грузинских евреев. Однако из-за наступления в Грузии большевиков, поездку туда пришлось отложить. Любавическим ребе было возложено на раввина Шешонкина из Первомайска основание в Дербенте образцовой йешивы для горских евреев. Ему было дано указание сначала отправиться в Баку и оставить там свою семью, а затем следовать в Кутаиси, для встречи с Левитаном. В Кутаиси Н.-Ш. Шешонкин прибыл через Батум, где по его воспоминаниям пришлось молиться в синагоге сефардских евреев (так рав называет местное еврейство, наверное, для того, чтобы отличить их от евреев европейских – О. Т.). Там же он встретился с престарелым раввином Элияу Шмуэль Фарером, руководителем грузинско-еврейской общины.
В 1903 году Кузятина на этом посту сменил Д. Л. Зильбермейстер, который он занимал вплоть до 1905 года. Поэтому в бытность именно этого казённого раввина состоялось открытие возведённого здания новой синагоги.
Далее в 1906-1910 годах исполняющим обязанности Батумского Казённого Раввина был М. А. Токар. После него, начиная с 1910 года должность Батумского Казённого Раввина занимал адвокат М. А. Фукс.
Как было отмечено выше, хронология обрывается в конце августа 1921 года, когда городским раввином всё ещё был Михаил Аронович Фукс. Его приемником, по всей вероятности, стал Нохум-Шмарьягу Сосонкин, (годы раввинской деятельности в Батуме - 1922-1928). Забегая немного вперёд скажем, что в дальнейшем из среды европейских евреев раввинами были Борух Левкирнер (1930-е годы) и Бенцион Левин (1940-е годы).
(Кстати Раввин Сосонкин (Шешонкин) оставил нам очерки собственных воспоминаний, где кроме всего прочего подробно описывается его пребывание, а также пребывание его семьи, и раввинская деятельность в городах Баку, Дербент, Петровск, Кутаиси, Батуми и многое другое, в том числе и быт местных евреев – Прим. автора).
Нахум Шмария Шешонкин являлся приверженцем Ростовского (Любавичского) раввина. В канун праздника Рош-Ашана 1920 года он встречает раввина Шмуэля Левитана, прибывшего из Кутаиси, который предложил Сосонкину должность главы йешивы для грузинских евреев. Однако из-за наступления в Грузии большевиков, поездку туда пришлось отложить. Любавическим ребе было возложено на раввина Шешонкина из Первомайска основание в Дербенте образцовой йешивы для горских евреев. Ему было дано указание сначала отправиться в Баку и оставить там свою семью, а затем следовать в Кутаиси, для встречи с Левитаном. В Кутаиси Н.-Ш. Шешонкин прибыл через Батум, где по его воспоминаниям пришлось молиться в синагоге сефардских евреев (так рав называет местное еврейство, наверное, для того, чтобы отличить их от евреев европейских – О. Т.). Там же он встретился с престарелым раввином Элияу Шмуэль Фарером, руководителем грузинско-еврейской общины.
Интересуюсь фамилиями
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
Re: Аджария - Батумская община
В начале 1922 года Шешонкин получает телеграмму в Петровске с подписями раввина Левитана и раввина Зельмана из Кутаиси с указанием Ростовского Адмора ехать в Батум для принятия раввинской должности. Согласно воспоминаниям самого Шмарьягу, в те времена город Батуми представлял собой центр сосредоточения всех беженцев, стекающихся массами на пути следования в Палестину, так как здесь русская граница всё ещё продолжала быть открытой для выезжающих. Тогда в городе были две синагоги: большая и красивая ашкеназийская и малая сефардская (впрочем, точно также, как сейчас – О. Т.). Из четырёхсот еврейских семейств – двадцать являлись туземными.
Учитывая определённый вклад этого человека в развитие еврейской философии и большую работу на поприще просвещения считаем необходимым остановиться на некоторых фактах его биографии. Нохум-Шмарьягу Сосонкин (Шешонкин) родился в 1889 году в Пропойске Быховского уезда Могилёвской губернии. Обучался в йешиве «Томхей Тмимим» в Любавичах. В середине 1910-х годов являлся раввином Нижнеднепровска. В 1920-1940 годах был активистом религиозного любавичского подполья в различных регионах СССР (Ленинград, Москва, Самарканд). В 1946 году Сосонкин покидает Советский Союз. В Израиле с 1950 года. Автор книги по основам еврейской философии «Ликутей дворим» («Избранное», Иерусалим, 1950) и вышедшей уже после смерти автора книги воспоминаний «Зихроноти» («Мои воспоминания», Иерусалим, 1980). Скончался в Иерусалиме в 1975 году.
В батумскую синагогу приезжали служить также раввины из Днепропетровска, Киева и Одессы, а уже в советское время из Кутаиси.
Из среды грузинских евреев – И. Бабаликашвили и Ш. Елигулашвили. Общества в разное время возглавляли Я.М.Варшавский, И.М.Пейзель, А.А.Шмидт, у грузино-еврейской общины - Шабат Мамиствалов, Биниамин Ботерашвили и другие.
Ашкеназская синагога функционировала вплоть до марта 1923 года, когда здание было передано Коммунистическому Союзу Молодёжи Аджаристана.
Что же касается синагоги грузинских евреев то, каменное здание было выкуплено в июне 1920 года у его владельца Симона Энукидзе тремя торговцами Машиахом Джанашвили, Ашуром Ароновым и Абрамом Хухашвили и переоборудовано в молельный дом на тогдашней Электрической улице (сейчас ул.9-го марта).
К 1880-м годам в Батуми, как указывалось выше, проживало около 200 евреев и , естественно, возникла необходимость создания национальных и религиозных учебных заведений. В частности, в 1881 году была основана Талмуд-Тора. При арендованном здании синагоги существовал двухклассный хедер, а в 1895 году была основана еврейская четырёхклассная школа, в которой обучалось 65 учащихся.
http://www.tiferet-zvi.ge/synagoguebatumi.htm
Учитывая определённый вклад этого человека в развитие еврейской философии и большую работу на поприще просвещения считаем необходимым остановиться на некоторых фактах его биографии. Нохум-Шмарьягу Сосонкин (Шешонкин) родился в 1889 году в Пропойске Быховского уезда Могилёвской губернии. Обучался в йешиве «Томхей Тмимим» в Любавичах. В середине 1910-х годов являлся раввином Нижнеднепровска. В 1920-1940 годах был активистом религиозного любавичского подполья в различных регионах СССР (Ленинград, Москва, Самарканд). В 1946 году Сосонкин покидает Советский Союз. В Израиле с 1950 года. Автор книги по основам еврейской философии «Ликутей дворим» («Избранное», Иерусалим, 1950) и вышедшей уже после смерти автора книги воспоминаний «Зихроноти» («Мои воспоминания», Иерусалим, 1980). Скончался в Иерусалиме в 1975 году.
В батумскую синагогу приезжали служить также раввины из Днепропетровска, Киева и Одессы, а уже в советское время из Кутаиси.
Из среды грузинских евреев – И. Бабаликашвили и Ш. Елигулашвили. Общества в разное время возглавляли Я.М.Варшавский, И.М.Пейзель, А.А.Шмидт, у грузино-еврейской общины - Шабат Мамиствалов, Биниамин Ботерашвили и другие.
Ашкеназская синагога функционировала вплоть до марта 1923 года, когда здание было передано Коммунистическому Союзу Молодёжи Аджаристана.
Что же касается синагоги грузинских евреев то, каменное здание было выкуплено в июне 1920 года у его владельца Симона Энукидзе тремя торговцами Машиахом Джанашвили, Ашуром Ароновым и Абрамом Хухашвили и переоборудовано в молельный дом на тогдашней Электрической улице (сейчас ул.9-го марта).
К 1880-м годам в Батуми, как указывалось выше, проживало около 200 евреев и , естественно, возникла необходимость создания национальных и религиозных учебных заведений. В частности, в 1881 году была основана Талмуд-Тора. При арендованном здании синагоги существовал двухклассный хедер, а в 1895 году была основана еврейская четырёхклассная школа, в которой обучалось 65 учащихся.
http://www.tiferet-zvi.ge/synagoguebatumi.htm
Интересуюсь фамилиями
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
1.Зарецкие - Полесье-Белоруссия
2.Шапиро-Чернины - Копаткевичи-Белоруссия
3.Липман - Двинск-Латвия
4.Херхель\Керкель\Gergel' - Латвия и Каменец-Подольская губ.
-
- Сообщения: 527
- Зарегистрирован: 17.02.2010
- Откуда: Ukraine
- Has thanked: 235 times
- Been thanked: 396 times
БАТУМИ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 0%BC%D0%B8По переписи 1897 года в Батуми жили 1179 евреев, в 1923 году — 3700 человек (6,1 % всего населения), в 1926 году — 1778 человек; в 1959 году — 1139 человек; в 1970 году — 1334 человека, среди них 398 грузинских еврея, 16 крымчаков, два горских еврея; в 1979 году — 917 человек, среди которых 77 грузинских евреев.[15]
В период существования Грузинской демократической республики с 1918 до 1921 года в Батуми издавалась еврейская газета «Еврейский голос». После вхождения в Батуми советской армии был закрыта синагога . В ранние годы существования СССР (1921—1940) в Батуми нелегально существовала иешива. С 1925 по 1929 год в столице Аджарии функционировала еврейская школа. В конце 1980-х в Батуми были созданы кружки по изучению иврита, отделение Ассоциации грузинско-израильских связей. В 1991 году, после развала СССР, открылась еврейская воскресная школа. Решением правительства Грузии весной 1993 года еврейской общине Батуми было возвращено здание синагоги, построенной в 1900—1904 годах и конфискованной советскими властями (В 1998 году здание было открыто после реставрации). Несмотря на массовый выезд евреев из Батуми в 1980—1990-х годах, в городе по прежнему функционируют синагога, еврейская община и отделение организации «Хесед».
Пильник - Бердянск, Керчь, Симферополь
Стом / Стом / Штом / Штам - Бессарабия, Херсонская губ., Таврическая губ.
Стом / Стом / Штом / Штам - Бессарабия, Херсонская губ., Таврическая губ.
-
- Сообщения: 527
- Зарегистрирован: 17.02.2010
- Откуда: Ukraine
- Has thanked: 235 times
- Been thanked: 396 times
БАТУМИ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 1%82%D1%8CБатумская область была образована в 1878 году на территории бывшего Аджарского санджака, отошедшего от Османской империи к России по результатам русско-турецкой войны 1877—78 годов. Центром области был назначен город Батум. Область делилась на 3 округа: Аджарский, Артвинский и Батумский. В 1883 году Батумская область была упразднена, а её территория включена в состав Кутаисской губернии.
Вновь образована 1 июля 1903 года под управлением военного губернатора из Батумского и Артвинского округов Кутаисской губернии.
С 15 (28) ноября 1917 года находилась под управлением Закавказского комиссариата, с 10 (23) февраля 1918 года — под управлением Закавказского Сейма.
...16 июля 1921 года Революционный комитет ССР Грузии издал декрет об образовании автономной ССР Аджарии в составе ССР Грузии.
Пильник - Бердянск, Керчь, Симферополь
Стом / Стом / Штом / Штам - Бессарабия, Херсонская губ., Таврическая губ.
Стом / Стом / Штом / Штам - Бессарабия, Херсонская губ., Таврическая губ.
БАТУМИ
Регистрационный список евреев беженцев (г. Батуми, 1923 год, ГАРФ фонд Р3333 опись 7 дело 106):
https://gwar.mil.ru/documents/view/?id= ... urial_docs
https://gwar.mil.ru/documents/view/?id= ... urial_docs
.
-
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 30.10.2013
БАТУМИ
rinavain писал(а): ↑25 янв 2010, 21:32В начале 1922 года Шешонкин получает телеграмму в Петровске с подписями раввина Левитана и раввина Зельмана из Кутаиси с указанием Ростовского Адмора ехать в Батум для принятия раввинской должности. Согласно воспоминаниям самого Шмарьягу, в те времена город Батуми представлял собой центр сосредоточения всех беженцев, стекающихся массами на пути следования в Палестину, так как здесь русская граница всё ещё продолжала быть открытой для выезжающих. Тогда в городе были две синагоги: большая и красивая ашкеназийская и малая сефардская (впрочем, точно также, как сейчас – О. Т.). Из четырёхсот еврейских семейств – двадцать являлись туземными.
Меня зовут Эрик Файнштейн из Нью-Джерси. Я исследую еврейскую семью, я думал, из Минска, но поездка привела меня в Батуми. Я видел, как вы писали об этом, и хотел спросить вас, есть ли там какие-либо еврейские свидетельства о браке или смерти или какое-либо еврейское кладбище. Семья, которую мы ищем, была КОГАН. Арон КОГАН, у которого было как минимум двое детей. Один Владимир или Зев женат на Фании БЛОХ из Ростова, а другой Гитель или Катя замужем за Моше МИТЕРСКИМ или МЕТЕРСКИМ из Батуми. У нас есть семейные фотографии из Батуми и всевозможные письма.
любые советы или предложения по исследованиям приветствуются
Учитывая определённый вклад этого человека в развитие еврейской философии и большую работу на поприще просвещения считаем необходимым остановиться на некоторых фактах его биографии. Нохум-Шмарьягу Сосонкин (Шешонкин) родился в 1889 году в Пропойске Быховского уезда Могилёвской губернии. Обучался в йешиве «Томхей Тмимим» в Любавичах. В середине 1910-х годов являлся раввином Нижнеднепровска. В 1920-1940 годах был активистом религиозного любавичского подполья в различных регионах СССР (Ленинград, Москва, Самарканд). В 1946 году Сосонкин покидает Советский Союз. В Израиле с 1950 года. Автор книги по основам еврейской философии «Ликутей дворим» («Избранное», Иерусалим, 1950) и вышедшей уже после смерти автора книги воспоминаний «Зихроноти» («Мои воспоминания», Иерусалим, 1980). Скончался в Иерусалиме в 1975 году.
В батумскую синагогу приезжали служить также раввины из Днепропетровска, Киева и Одессы, а уже в советское время из Кутаиси.
Из среды грузинских евреев – И. Бабаликашвили и Ш. Елигулашвили. Общества в разное время возглавляли Я.М.Варшавский, И.М.Пейзель, А.А.Шмидт, у грузино-еврейской общины - Шабат Мамиствалов, Биниамин Ботерашвили и другие.
Ашкеназская синагога функционировала вплоть до марта 1923 года, когда здание было передано Коммунистическому Союзу Молодёжи Аджаристана.
Что же касается синагоги грузинских евреев то, каменное здание было выкуплено в июне 1920 года у его владельца Симона Энукидзе тремя торговцами Машиахом Джанашвили, Ашуром Ароновым и Абрамом Хухашвили и переоборудовано в молельный дом на тогдашней Электрической улице (сейчас ул.9-го марта).
К 1880-м годам в Батуми, как указывалось выше, проживало около 200 евреев и , естественно, возникла необходимость создания национальных и религиозных учебных заведений. В частности, в 1881 году была основана Талмуд-Тора. При арендованном здании синагоги существовал двухклассный хедер, а в 1895 году была основана еврейская четырёхклассная школа, в которой обучалось 65 учащихся.
http://www.tiferet-zvi.ge/synagoguebatumi.htm
-
- Сообщения: 20
- Зарегистрирован: 10.10.2012
- Has thanked: 23 times
БАТУМИ
у меня не открывается даже с VPN, а у вас?Noel писал(а): ↑15 фев 2019, 16:02Регистрационный список евреев беженцев (г. Батуми, 1923 год, ГАРФ фонд Р3333 опись 7 дело 106):
https://gwar.mil.ru/documents/view/?id= ... urial_docs
БАТУМИ
Только что открылся, попробуйте ещё раз.
Фурман (Керчь), Фурлянд/Фурленд (Керчь), Флид (Уманский уезд), Лукацкий (Уманский уезд), Шмугляковы (колония Роскошная, Геническ, Керчь), Ардашниковы (Клинцы, Святск), Володарские (Смела, Черкасский уезд), Кругляки (Уманский уезд? Черкасский уезд?)
Тифлисский гражданин
Уважаемые знатоки!
Помогите узнать где могут находиться записи о браках, рождениях и смерти по Батуми (примерно 1880-1930 г).
Интересуют фамилии: Калачевский(ая), Шмугляков(а), Фурман.
Большое спасибо!
Помогите узнать где могут находиться записи о браках, рождениях и смерти по Батуми (примерно 1880-1930 г).
Интересуют фамилии: Калачевский(ая), Шмугляков(а), Фурман.
Большое спасибо!
Фурман (Керчь), Фурлянд/Фурленд (Керчь), Флид (Уманский уезд), Лукацкий (Уманский уезд), Шмугляковы (колония Роскошная, Геническ, Керчь), Ардашниковы (Клинцы, Святск), Володарские (Смела, Черкасский уезд), Кругляки (Уманский уезд? Черкасский уезд?)