#28
Dor Shabashewitz » 24 май 2024, 13:22
В «Евреях земли Ноя» есть отдельная глава со списком архивных дел, связанных с Эдельсоном и вопросами духовного управления:
Прошение содержателя типографии в Эриване Романа Эдельсона Главноначальствующему гражданской частью на Кавказе о выдаче разрешения на издание газеты «Эриванский телеграф», НАА, ф. 1262, оп. 2, д. 361, л. 1, 22 января 1901 г.
Рапорт Эриванского полицеймейстера Эриванскому губернатору о совершении духовных треб евреев в Эриване уполномоченным казённым раввином Романом Эдельсоном, НАА, ф. 94, оп. 1, д. 2703, л. 13, 20 июня 1903 г.
Бланк и счёт с печатью типографии Романа Эдельсона, НАА, ф. 94, оп. 1, д. 1635а, л. 258, 261 и об., 1899 г.
Отношение Тифлисского губернатора Эриванскому губернатору о Тифлисском казённом раввине — Левине, НАА, ф. 94, оп. 1, д. 1810, л. 39, 20 августа 1902 г. (Примечание авторов: «Данный документ связан, по-видимому, с вопросом о назначении казённого раввина в Эривани. Кандитатур было две: тифлисский казённый раввин Левин и Роман Эдельсон»)
Правила о ведении метрических книг для евреев (проект), НАА, ф. 94, оп. 1, д. 2703, л. 6, 9 января 1903 г.
Отношение Эриванского губернатора министру внутренних дел Российской империи о малочисленности евреев в Эриванской губернии, неимении раввина в губернии и подчинении особого уполномоченного тифлисскому раввину, НАА, ф. 94, оп. 1, д. 2703, л. 14 и об., 30 июня 1903 г. (Примечание авторов: «Малочисленность евреев в Эриванской губернии была следствием, во-первых, антиеврейской политики царского правительства, не выпускавшего евреев из черты оседлости. Во-вторых, слабое развитие современной на тот момент промышленности и торговли не требовало от царских чиновников привлекать в губернию крупных промышленников и финансистов. Поэтому переселившиеся в Восточную Армению евреи были, по большей части, ремесленниками и мелкими торговцами. В-третьих, евреи-купцы первой и второй гильдии, по всей видимости, предпочитали более богатые и более перспективные в плане прибыли районы Российской империи: те же Баку, Тифлис или Дальний Восток. Также из данного документа следует, что назначенный для исполнения обязанностей казённого раввина Роман Эдельсон был административно подчинён Тифлисскому казённому раввину. Тем не менее евреи Эриванской губернии получили таким образом определённую автономию»)
Предписание Департамента полиции Министерства внутренних дел Российской империи Эриванскому губернатору о затруднениях при применении законов о евреях и о мерах по их устранению, НАА, ф. 94, оп. 1., д. 2702, л. 4, 3 ноября 1903 г.
Предписание Эриванского губернатора Эриванскому полицеймейстеру о предоставлении сведений об имеющихся в Эривани богослужебных и молитвенных сооружениях и духовных лицах по еврейскому исповеданию, НАА, ф. 94, оп. 1, д. 2936, л. 9, январь 1910 г.
Справка помощника Эриванского полицмейстера о синагоге, духовном лице и исповедующих иудейство, НАА, ф. 94, оп. 1, д. 2936, л. 8, 13 января 1910 г.
Билет, выданный Эриванским губернатором еврею Муса Юсуф оглы на право проживания в Эривани, НАА, ф. 94, оп. 4, д. 104, л. 206, 27 сентября 1916 г.
Удостоверение, выданное караимом хахамом, о составе семейства еврея Анания Исаак оглы, НАА, ф. 94, оп. 9, д. 104, л. 89, 31 августа 1917 г.
Хахам, кстати, упоминается и в тифлисских метрических книгах как делавший обрезание мальчикам в эриванских семьях с формантом «оглы», которые я считал персидскими. Очевидно, у этой общины был свой лидер. Интересно только, почему он тут назван караимом. Караимом в крымско-литовском этническом смысле он вряд ли мог быть, но, может быть, исповедовал караизм? Или это какая-то путаница со стороны русских чиновников?
Интересно и то, что в армянском архиве сохранился проект правил о ведении еврейских метрических книг — может быть, в какой-то момент их всё-таки начали вести на месте, а не в Тифлисе? Но вроде бы авторы книги таких книг не встречали.
Мои прямые предки:
Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог),
Виктешмаер (Таганрог),
Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь),
Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр),
Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау),
Златкин (Ростов-на-Дону),
Эрастов (Москва),
Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены):
Парнох (Таганрог),
Тараховский (Таганрог),
Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ),
Моллер (Астрахань, Китайгород),
Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов:
Астрахань,
Ереван,
Гюмри,
Ахалкалаки,
Атырау.