oztech писал(а): ↑07 ноя 2021, 19:04
Это, конечно, другая среда. Но, может, есть какие-то сведения об организации именно еврейского образования? Как создавались хедеры и ешивы? Кто все это придумал, в т.ч. и систему руководства? Было ли в ней место инспекторам? Может, еврейские просветители ориентировались на опыт каких-то старинных университетских центров? Или - наоборот.
Вот очень хороший пример того, что Вы ориентируетесь на современные реалии и на современные значения слов.
В 18-м веке у евреев вообще не было никакой "системы просвещения", тем более - "системы руководства".
В 17-м веке в больших городах и в сильных общинах - была, а вот в 18-м уже не было, т.к. еврейская общинная структура находилась в глубоком упадке, как и вся Речь Посполитая в целом.
Поэтому и не было никаких "инспекторов", проверявших работу "школ" и учителей.
И вообще у евреев до 19-го века не было никаких учебных заведений, в которых бы изучалось что либо кроме религиозных предметов (к религиозным предметам, правда, относилось и изучение "сятого языка", т.е иврита).
Именно религиозные пердметы изучали в хедерах. Не случайно, кстати говоря, эти "заведения" так назывались. "Хедер" - это "комната"на иврите. Т.е. был человек (в большом местечке - несколько никак друг с другом не связанных людей), который объявлял себя преподавателем, и набирал несколько учеников, так что их можно было всех разместить в маленькой комнате. И обучал их на свой страх и риск, по своему разумению. Никто его не проверял, ну, разве что у кого-то из учеников отец немножко сам разбирался в Талмуде и мог проверить, чему его сына учат.
А вот помощник у такого меламеда мог быть, если количество учеников было побольше.
Кстати, еще момент. Вы в курсе, что на идиш синагога называлась "шуль", т.е "школа"? Тоже ведь не случайно. В синагоге не столько молились, сколько изучали Талмуд (взрослые, не дети). Но назвать ее школой можно было только потому, что других школ, детских, в принципе не было.
И еще характерный штрих. Вот Вы написали "Может, еврейские
просветители ориентировались". Но в 18-м и в начале 19-го века это слово в традиционной еврейской среде было ругательным. Просветители ("маскилим" по-еврейски) - это немногочисленные евреи, в основном в Германии и в Австрии, которые либо самообразованием, либо (совсем единицы) попав в университет, смогли как-то приобщиться к европейской науке и культуре и выступали за коренную реформу всей еврейской культурной и общественной жизни, в том числе и за замену традиционного еврейского религиозного образования на систему "как у культурных народов" - т.е. на школы, в которых учили бы не Талмуд, а арифметику с географией. Т.е. термин "просветители" категорически нельзя применять к тадиционной системе хедеров с меламедами и шпекторами-бельферами.
Моз, Либерзон, Блоштейн - Двинск (Даугавпилс) до 1915
Левин - Вилкомир, Двинск (Даугавпилс) до 1915 -> Харьков -> Москва
Каган - Двинск (Даугавпилс) до 1915 и Солоки (Салакас, Литва)
Рубинштейн - Краснополье Могилевской губ.
Брагин/Брайнин - Дубровно Могилевской губ. -> Краснополье -> Москва(
только Брагин)
Златин, Данович - Могилев
по линии жены:
Берковиц/Беркович - Рига до 1917
Якобсон - Митава (Елгава) в 19-м в.
Рогацкин - Витебск, Вязьма, Свердловск
Романовский - Вязьма, Свердловск
Гершкович, Дегтярев - Челябинск до 1917
Литвак, Дизик - Умань и уезд (м. Буки)
Овчарек - Варшава
Болотин, Медведев, Ицков - Клинцы, Сураж