Страница 1 из 2

О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 26 янв 2010, 00:04
Kaaskop
Не помню кто, но кто-то вел со мною когда-то дискуссию относительно учета меламедов в Российской империи. Мой оппонент пытался меня убедить, что меламеды возникали стихийно и никаким образом не учитывались.
Вот еще один аргумент в мою пользу:)
РГИА
Ф.821 Оп.8 Д.242 (1878-1883) 147 Л.
Переписка с МНП по разным вопросам.
Сплошные телеграммы о том, что "ведомости о еврейских меламедах за 1 полугодие 1881 г. раввинами и их помощниками были доставлены в подлежащие полицейские участки и по поверке их по листам оказались верными"

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 26 янв 2010, 00:59
mod970
Kaaskop писал(а):Не помню кто, но кто-то вел со мною когда-то дискуссию относительно учета меламедов в Российской империи. Мой оппонент пытался меня убедить, что меламеды возникали стихийно и никаким образом не учитывались.
Вот еще один аргумент в мою пользу:)
РГИА
Ф.821 Оп.8 Д.242 (1878-1883) 147 Л.
Переписка с МНП по разным вопросам.
Сплошные телеграммы о том, что "ведомости о еврейских меламедах за 1 полугодие 1881 г. раввинами и их помощниками были доставлены в подлежащие полицейские участки и по поверке их по листам оказались верными"
Это была не я, но, кажется, помню , кто, и помню аргументы. Речь шла о том, что были меламеды, так сказать, официальные, которые соответствовали каким-то там критериям государства, их и учитывали, и пересчитывали. А были просто меламеды, к которым отводили детей в неучтенный хедер. И учесть их было невозможно, т.к. формально они нигде не проявлялись. О них знала община, соседи , прихожане их синагоги и т.д., а не органы власти. А помимо преподавания они могли быть, например, владельцами лавки, в кот. фактически работала его жена, и пр. Т.е. с т. зр. властей были "при деле".
Как-то так.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 26 янв 2010, 08:35
Kaaskop
Кажется, в 1897 году появилось четкое распряжение взять их всех на карандаш. На доме кажждого из них должна была висеть соответствующая табличка. Думаю, что приставы тоже дураками не были и если видели, что утречком детишки бодренько рулят в конкретный дом, то и принимали меры. Хотя, могли быть отличия по городам и населенным пунктам. Вероятно, эти меры вне черты было легче осуществить, чем в черте.
Да и страшного в факте самой регистрации ничего не было, так чего от нее было увиливать и наживать проблемы с властями?

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 26 янв 2010, 13:57
mod970
Kaaskop писал(а):Кажется, в 1897 году появилось четкое распряжение взять их всех на карандаш. На доме кажждого из них должна была висеть соответствующая табличка. Думаю, что приставы тоже дураками не были и если видели, что утречком детишки бодренько рулят в конкретный дом, то и принимали меры. Хотя, могли быть отличия по городам и населенным пунктам. Вероятно, эти меры вне черты было легче осуществить, чем в черте.
Да и страшного в факте самой регистрации ничего не было, так чего от нее было увиливать и наживать проблемы с властями?
Это при условии, что власти записывали всех подряд , кто объявлял себя меламедом. Не думаю, что так оно и было. Наверняка были критерии, и часть меламедов им не сооветствовала. В Иер. архиве истории евр. народа есть копии отчетов меламедов по Вильно, например. Абсолютно ясно, что это - только малая часть из всего. В хедере учился практически каждый еврейский мальчик - представляешь, сколько меламедов надо было зарегистрировать? Вне черты, конечно, всё было проще. Ну, и не забывай что и приставов "подкармливали". И если не было какой-нибудь очередной компании по борьбе с незаконными хедерами, то никто сильно не перетруждался в ловле меламедов.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 26 янв 2010, 14:05
Kaaskop
Да, конечно, ситуации разные могли быть. Обязательную регистрацию ввели только в конце 19 века, а чуть позже установили и критерии, которым должен был соответствовать меламед. А до этого было как бог на душу положит.

О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 26 мар 2011, 16:38
avis
http://www.maranat.de/agr_06_iwr_04.html
В статье очень доходчиво описан ,поэтапно, весь "образовательный " путь мальчика ,живущего в одном из еврейских местечек черты оседлости в середине 19-го века.

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 26 мар 2011, 17:13
Kaaskop
О хедерах подробно написано и здесь http://www.site.j-roots.info/index.php? ... Itemid=102

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 29 мар 2011, 20:01
Nison
Вот тут текст на первую стрижку переводил, там есть про Хедер:


Шалом!
Моя первая стрижка. Что? Где Когда?
Меня зовут … и сегодня мой праздник. Спасибо за то, что вы пришли отметить вместе со мной мой третий день рождения. Этот день мы отметим праздничной трапезой – весело пируя. Со дня моего рождения до сегодняшнего дня мне не стригли волосы. Сегодня, когда мне уже исполнилось 3 года, меня впервые подстригут, и оставят мне волосы по краям головы – пейсы (пеот). Я расстанусь с косичкой и буду выглядеть как взрослый.
Папа объяснил мне, что этот обычай связан также и с подобием между человеком и деревом. Ведь и с деревьев можно снимать первые плоды только через 3 года после того, как дерево посадили. Ещё папа рассказал мне, что когда первому Любавичскому ребе раби Шнеуру Залману исполнилось 3 года, его отец отвез его к раби Исраэлю Баал Шем Тову, чтобы он постриг его.
Главная част моего праздника пройдет сегодня на Мероне, возле могилы раби Шимона бар Йохая. Туда принято привозить деток на третий день рождения, чтобы состричь их кудри. Если Вы приедете, я сохраню для Вас одну из состриженных кудряшек.
Те кто родились между Песахом и Лаг Ба Омером, когда нельзя стричься, приезжают на Мерон в Лаг Ба Омер и там для них проводят специальную церемонию. Ещё во времена Аризаля, ( более 500 лет назад) привордили детей стричься на Мерон в день рождения.

У меня есть кипа и цицит

Уже с раннего возраста меня воспитывают исполнять заповеди и делать добрые дела – класть монетку в цдаку, любить всех деток в садике, слушаться родителей и воспитателей. Каждое утро, когда я встаю, папа или мама омывают мне ручки. Когда я иду с папой в субботу в синагогу, мне одевают кипу, но сейчас этот очень особенное мероприятие!
Мне купили одежду и кистями цицит, которую я буду носить ежедневно, кипа на моей голове будет уже постоянно. Перед тем, как есть хлеб, я омываю руки и, конечно, не забываю благословлять Всевышнего до и после еды. Когда я открываю глазки утром, меня учат утренним благословениям, а перед сном я читаю наизусть молитву «Шма Исраэль» и 12 псуким, которые Любавичский ребе установил читать детям ежедневно.
Дедушка рассказал мне о праведнике, которого привели к Баал Шем Тову в 3 года. Баал Шем Тов положил ему руки на сердце. Ребенок, которого позднее стали называть «дедушка из Шполы», с этого момента начал чувствовать особо теплые чувства к Торе и заповедям. Если хотите – это идеальное время начадить в сердце Ваших детей любовь к Торе и заповедям.

Я иду в садик для взрослых

Между празднованием с друзьями в садике, с соседями и друзьями и поездкой на Мерон, есть ещё один очень важный момент, который я переживаю сегодня в своей жизни. Мама оденет меня в праздничную одежду а папа завернет в свой Талит и введет меня в «Талмуд Тору» - эта церемония похожа на личное Дарование Торы.
Это не просто садик, в котором дети играют и занимаются, это ОСОБЕННЫЙ садик, там есть сидит очень милый человек, который учит детей буквам еврейского алфавита. Он принесет доску, на которой есть все буквы от Алеф до Тав и прочтет их вместе со мной от начала до конца и от конца до начала. Как хасид, я прочту первые буква по титульному листу книги Тания. Потом меламед прочтет со мной пасук «Тора цива» - Тора, которую заповедовал нам Моше – наследие общины Яакова. И другие фразы из Торы. А самое приятное – сейчас я буду слизывать мед! На доску с буквами намажут мед, я прочту благословение «Шеаколь» - «Благословен, Ты, Б-г Всевышний наш, по слову Которого возникло все» и слижу мед с буковок! Так я всегда буду помнить, насколько сладки и приятны буквы Торы.
Меня, которое мне подадут на этой церемонии, будет включать медовый пирог, крутое чищеное яйцо, на котором написаны особые слова, и, конечно, на меня кинут МНОГО конфет «по поручению ангела Михаэля», который заботится о том, чтобы напоминать Всевышнему заслуги еврейского народа. А сейчас, когда меня начинают воспитывать к исполнению заповедей, ангел Михаэль говорит, что это моя настоящая конфета... В конце церемонии я раздам всем деткам в садике пакеты со сладостями, которые приготовила мама, и все дети поздравят меня традиционными словами «Мазаль тов»!

Я учу Алеф – Бет

До сих пор меня учили дома и в садике выучить наизусть несколько фраз из Торы, благословения, Тегилим и Танию. Но сейчас я могу учится читать, совсем как учат в Хедере – садике для больших. Как я Вам уже рассказывал, сегодня я испытаю это впервые в жизни. Вы хотите знать, почему в 3 года учатся читать?
Еврейские мудрецы уподобляют это заповеди «Орла». Плоды дерева запрещены в пищу, первые 3 года, а на четвертый год, плоды можно есть и они называются «Святыми для Б-га».

Так и ребенок до 3 лет, обычно он ещё не разговаривает четко, на иврите это называется «араль сфатаим», от того же слова Орла, которое означает плоды первых 3 лет дерева. Но когда ребенку пошел четвертый год, когда ребенок начинает говорить более разборчиво, он уже не называется «арель» и тогда родители его «освящают» тем, что приводят его в Хедер, чтоб учить Святую Тору. Так с этого дня я «перехожу на новый уровень» и начинаю учиться по книге.

Вы приглашены пожелать мне:
«Мазаль тов, Мазаль тов!»
«Кешем, шенихнас ле Тора, ках иканес ле Хупа уле маасим товим, омен! »
«Так же, как ты пришел к Торе, так подойдешь к Хупе и добрым делам, омен!»




Любавичский ребе
Менахем-Мендель Шнеерсон
Слава Б-гу
Мир и благословение!
В ответ на сообщение о третьем дне рождения их сына …, да продляться дни его, я привожу ниже часть из письма предыдущего Любавичского ребе, о еврейских обычаях этого дня. И дай Б-г, что Вы с Вашей супругой вырастите его к Торе, к Хупе и к добрым делам в материальном изобилии.
С благословением,
подпись Ребе

И это слова из письма предыдущего Ребе:
«И по поводу стрижки волос - это великая вещь в еврейских обычаях, и главное в этом отсавить пейсы на голове. С этого момента принято приучать ребенка носить маленький Талит, читать утренние благословения и молитвы после еды и перед сном. И Всевышний поможет вам вырастить его к Торе, к Хупе и к добрым делам, в материальном изобилии и в душевном спокойствии, материальном и духовным».
Ваше письмо будет прочитано в желанный час на могиле предыдущего Ребе.

Re: Всякая всячина...

Добавлено: 01 июн 2012, 19:43
ALLA PESINA
Гуляя по интернету обнаружила удивительный документ. www.bessarabia.ru/pr4.htm Сокуряны ведомость за 1-е полугодие 1890-92года

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 14 янв 2013, 15:29
ALLA PESINA
http://filologija.vukhf.lt/3-8/kula.htm Ева Куля. Первые учителя Моисеева Закона Божьего

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 06 июл 2014, 11:23
ALLA PESINA
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=450185 Образование в еврейских общинах.Не нашла более подходящей темы где поместить.Если ошиблась переместите пожалуйста.

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 06 дек 2014, 11:03
ALLA PESINA
Витренко В.В. Развитие системы просвещения среди еврейской молодежи на Звягельщино в 19 начале 20 столетия /Волынь/ http://lib.convdocs.org/docs/index-195066.html?page=3 Кроме этого немного о принятии фамилий в этой местности.Материалы на украинском языке-если что то не понятно могу помочь с переводом.

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 06 дек 2014, 13:32
oztech
ALLA PESINA писал(а):http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=450185 Образование в еврейских общинах.
В реферате упоминается Могилевская община. Когда-то скачал из сети Историческую записку о Могилевской мужской гимназии (автор М. Сазонов), точнее, список выпускников этой гимназии за 1814-1909 годы. К сожалению, сейчас компьютер блокирует выход на первоисточник, вылезает предупреждение, что на сайте могут быть вредоносные ПО, но, кто не боится за свою противовирусную систему, может заглянуть - http://mogilevhistory.narod.ru/people/graduates.htm. А по списку, если он еще не известен на нашем форуме, само собой, могу отвечать на вопросы.

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 06 дек 2014, 15:40
yvb
oztech писал(а):К сожалению, сейчас компьютер блокирует выход на первоисточник, вылезает предупреждение, что на сайте могут быть вредоносные ПО, но, кто не боится за свою противовирусную систему, может заглянуть - http://mogilevhistory.narod.ru/people/graduates.htm. А по списку, если он еще не известен на нашем форуме, само собой, могу отвечать на вопросы.
Сайт вообще не открывается. Эти списки есть на Петергене - http://www.petergen.com/history/moggim.shtml .

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 05 мар 2015, 20:55
Степаненко Раиса
На днях один нашедшийся родственник прислал мне интересную фотографию, которую я хочу показать. Он подписал ее - "школа при синагоге", где один из мальчиков - его отец, Самуил Френкель, двоюродный брат моей бабушки Лии Грек. Он родился в 1906 году, поэтому я думаю, что фотография 1913-1914 г.г.. Она сделана в Бобруйске. Меня заинтересовало, как дети одеты. Кружевные платьица у девочек, а у мальчиков белые повязки (?) на головах, да и у девочек веночки. И вообще, разве девочки учились вместе с мальчиками? Кто может объяснить?

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 05 мар 2015, 21:27
yvb
По-моему это похоже больше на какое-то светское заведение. У мужчины - непокрытая голова. Не все одеты одинаково. 15 мальчиков и 15 девочек в одинаковых костюмах, одна девочка и один мальчик - отличаются костюмами, остальным мальчикам девочек не хватило и они в обычной повседневной одежде. Может фото сделано на каком-то праздничном мероприятии?

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 05 мар 2015, 23:03
Степаненко Раиса
yvb писал(а):По-моему это похоже больше на какое-то светское заведение. У мужчины - непокрытая голова. Не все одеты одинаково. 15 мальчиков и 15 девочек в одинаковых костюмах, одна девочка и один мальчик - отличаются костюмами, остальным мальчикам девочек не хватило и они в обычной повседневной одежде. Может фото сделано на каком-то праздничном мероприятии?
Понимаете, этот родственник знает так же, как и я: )Просто у него сохранилась такая фотография. Я знаю, что это фотоателье в Бобруйске, т.к. у меня есть еще фотографии старые в этом же интерьере. Возможно, детей привели сфотографироваться для чего-то. Но они все равно странно одеты.

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 06 мар 2015, 01:18
Nison
Мальчики наряжены в коэнов - служителей в Иерусалимском храме. Посмотрите, мальчиик не только в белых платках, у них и белые пояса.
В верхнем ряду, справа от взрослового виден мальчик у которого есть нагрудинк и пластина на голове.
Это символизирует хошен и циц.
На днях изучали в недельной главе Торы и мой сын тоже что-то подобное надевал.

Может это какая-то постановка на еврейскую тему, типа самодятельности?

В любом случае, то что там есть мальчики без головных уборов, это характерная деталь... Видимо это какое-то нерелигиозное заведение.

http://www.eleven.co.il/article/10678

К концу 19 в. Бобруйск становится центром культурной и политической жизни белорусского еврейства, в которой принимали участие сионистские ... и другие группировки. Книгоиздательство Яакова Кохена Гинзбурга было известно во всей России. «Образцовый хедер», основанный в 1900 г., обеспечивал всестороннее обучение и сыграл важную роль в повышении уровня еврейского образования.

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 06 мар 2015, 01:25
Nison
http://www.lechaim.ru/ARHIV/178/gerassimova.htm

Все уже давно написано до нас.

"Особенностью бобруйского нового веяния являлось наличие среди учащихся хедеров девочек. В 1911 году их количество достигало 20 % от общего числа учеников, а всего в городе в то время насчитывалось уже десять хедеров с совместным обучением"

Вот в Бобруйском "исправленном" хейдере учились вместе.

Учителя на фото судя по всему зовут Ицхок-Айзик Свердлов.

Ну, конечно, это не при синагоге было.

Re: О традиционном еврейском образовании

Добавлено: 06 мар 2015, 08:30
Степаненко Раиса
Nison писал(а):http://www.lechaim.ru/ARHIV/178/gerassimova.htm

Все уже давно написано до нас.

"Особенностью бобруйского нового веяния являлось наличие среди учащихся хедеров девочек. В 1911 году их количество достигало 20 % от общего числа учеников, а всего в городе в то время насчитывалось уже десять хедеров с совместным обучением"

Вот в Бобруйском "исправленном" хейдере учились вместе.

Учителя на фото судя по всему зовут Ицхок-Айзик Свердлов.

Ну, конечно, это не при синагоге было.
Нисон, дорогой! Вы не представляете как я Вам благодарна за ответ, такой полный и интереснейший! Спасибо большое, огромное:) Прочла по ссылке про Бобруйск, действительно, девочки учились в хедерах. И, на самом деле, учитель похож на Ицхока-Айзика Свердлова. Мне кажется,даже некоторые детки похожи на тех, с другой фотографии:) Та фотография, кстати, сделана в этом же фотоателье Левина на Шоссейной улице в Бобруйске. То же окно справа и колонна сзади.
Еще раз, большое спасибо!