Страница 1 из 5
Традиции евреев в Российской империи
Добавлено: 26 сен 2009, 01:03
viktormitz
У меня следующий вопрос.
Как проходила служба в синагоге?
Связан он с тем, что у дедушки сохранялся белый полотняный определённого фасона костюм и мама говорила, что он его использовал в синагоге. Естественно до революции. Может быть дедушка был каким-то низшим служкой в синагоге или каким-то выделенным прихожанином. Могло ли быть такое?
Виктор.
Re: Вопросы и ответы
Добавлено: 26 сен 2009, 12:12
tatf
viktormitz писал(а):У меня следующий вопрос.
Как проходила служба в синагоге?
Связан он с тем, что у дедушки сохранялся белый полотняный определённого фасона костюм и мама говорила, что он его использовал в синагоге. Естественно до революции. Может быть дедушка был каким-то низшим служкой в синагоге или каким-то выделенным прихожанином. Могло ли быть такое?
Виктор.
Прежде всего, синагога - не храм, а просто молитвенное собрание. Различные синагогальные должности - выборные и не требуют формы,кроме обязательного для всех талита на утренней молитве. Другое дело, что обычные евреи носили до опред. времени(Александр 1, если правильно помню) традиционную одежду, отличную от общепринятой. Дже после запрета на такую одежду, ее сохраняли для исполнения религ. обрядов. Сегодня специф. костюмы носят приверженцы различных хасидских "дворов". Ее цвет и фасон дают точный "адрес".
Кроме того в Йом Кипур принято облачаться в светлую(белую) одежду и не кожанную обувь
Опишите костюм дедушки, может чего и придумается
Re: Вопросы и ответы
Добавлено: 27 сен 2009, 00:20
viktormitz
Tatf, спасибо за ответ.
Поскольку я видел костюм мельком и давно, то я его подробно не опишу.
Но мне он показался таким, в котором по улице не пойдёшь, и поэтому я решил
что его одевают уже в синагоге.
Re: Вопросы и ответы
Добавлено: 27 сен 2009, 00:33
mod970
viktormitz писал(а):Tatf, спасибо за ответ.
Поскольку я видел костюм мельком и давно, то я его подробно не опишу.
Но мне он показался таким, в котором по улице не пойдёшь, и поэтому я решил
что его одевают уже в синагоге.
Ну, хоть в общих чертах.
Re: Вопросы и ответы
Добавлено: 28 окт 2009, 21:42
Файнгольд Татьяна
Мои бабушка и дедушка носили одну фамилию. Как вы думаете, какое могло быть допустимое родство?
Если одно поколение, разрешались ли браки между двоюродными?
Re: Вопросы и ответы
Добавлено: 28 окт 2009, 21:56
Kaaskop
"запрещается также вступать в Б. с родственниками и свойственниками в восходящей и нисходящей линиях во всех степенях, а в боковой — с братьями и сестрами, как родными, так и единокровными и единоутробными, равным образом и с усыновленными"
http://www.brockhaus-efron-jewish-encyc ... -8/093.htm
Re: Вопросы и ответы
Добавлено: 29 окт 2009, 00:32
Дмитрий Широчин
kozlis писал(а):Мои бабушка и дедушка носили одну фамилию. Как вы думаете, какое могло быть допустимое родство?
Если одно поколение, разрешались ли браки между двоюродными?
Браки между троюродными были частым явлением, между двоюродными - более редким, но имевшим место.
Re: Вопросы и ответы
Добавлено: 19 июл 2010, 11:50
Влад
Мог бы кто-нибудь прокомментировать шапку на моём прадеде, фото 1915-20гг. Это гол. убор что-то означает, или он обычен?
Re: Вопросы и ответы
Добавлено: 19 июл 2010, 11:51
mod970
Это - то, что когда-то называлось "ермолка", а теперь трансформировалось в кипу.
Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 09 фев 2011, 10:51
anno_nin
А не могли бы Вы рассказать об общепринятых нормах в 19 - начале 20в, касающихся семьи:
1. заключение браков (руководство для "свахи")
2. возможные и/или наиболее частые причины разводов
3. браки вдов/вдовцов/разведеных
4. отношение к детям от первого брака
5. подбор имени для новорожденного (особенно интересует традиция с именем умершего предка и именем ребенка, родившегося после смерти отца)
Мне кажется, во всем этом были довольно жесткие правила.
Re: Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 09 фев 2011, 13:47
Nison
anno_nin писал(а):А не могли бы Вы рассказать об общепринятых нормах в 19 - начале 20в, касающихся семьи:
1. заключение браков (руководство для "свахи")
2. возможные и/или наиболее частые причины разводов
3. браки вдов/вдовцов/разведеных
4. отношение к детям от первого брака
5. подбор имени для новорожденного (особенно интересует традиция с именем умершего предка и именем ребенка, родившегося после смерти отца)
Мне кажется, во всем этом были довольно жесткие правила.
Во-первых семьи были очень разные. От ультраортодоксальных до полу ассимилированных. От очень богатых до нищих.
Нельзя всех стричь под одну гребенку.
Во-вторых я не все знаю.
По пункту первому уточните вопрос.
2. Нет детей 10 лет, измена, плохие взаимоотношения.
3. Коэн не может жениться на разведенной. Часто разведенные женятся на разведенных\вдовах и т. п. Но если есть деньги, то и разведенный, вдовец, старый, может женится на молодой и т. п. бедной.
4. Вообще не было такого понятия как усыновление. Если ребенок сиротел, то его часто ростили родственники, соседи и т.п., но от него никогда не скрывали, кто его настоящие родители. Также и с ребенком от предыдущего мужа и т. п.
5. Имя ребенку обычно дают или по умершему родственнику или по умершему праведнику\раввину. Конечно если папа умер до обрезания сына, то сыну дадут имя в честь папы (скорее всего).
Re: Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 09 фев 2011, 14:13
anno_nin
Nison писал(а):anno_nin писал(а):А не могли бы Вы рассказать об общепринятых нормах в 19 - начале 20в, касающихся семьи:
1. заключение браков (руководство для "свахи")
Во-первых семьи были очень разные. От ультраортодоксальных до полу ассимилированных. От очень богатых до нищих.
Нельзя всех стричь под одну гребенку.
Во-вторых я не все знаю.
По пункту первому уточните вопрос.
Если Вы не все знаете, то я не знаю ничего. В семейной истории угадываются какие то тенденции и мне кажется, что проще разобраться в хитросплетениях "дерева" зная критерии которыми обычно руководствовались в семейной жизни. Отклонения как правило тоже объяснимы (или требуют объяснения).
Вопросы касаются более-менее традиционной семьи от бедной до среднего уровня. Думаю, это диапазон большинства разыскиваемых семейных линий.
переформулирую: как шадхан подбирал пары? близость проживания, возраст, родство, сословие, богатство, религиозные течения.. Кто обычно был шадханом? отец, мать, рав, ребецн?
Re: Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 09 фев 2011, 17:32
Nison
Вопросы касаются более-менее традиционной семьи от бедной до среднего уровня. Думаю, это диапазон большинства разыскиваемых семейных линий.
Но есть большая разница между теми кто был более религиозен и теми, кто менее.
В местечках черты была одна жизнь, во внутренних губерниях совсем другая. В Костроме было не так много евреев, поэтому очень многие женились между собой "из того, что было".
переформулирую: как шадхан подбирал пары? близость проживания, возраст, родство, сословие, богатство, религиозные течения.. Кто обычно был шадханом? отец, мать, рав, ребецн?
Есть профессиональные свахи\сваты. Чаще всего обращаются к ним.
Причем обращаются, как правило, родители.
Многие, особенно богатые-религиозные, искали своим дочерям знатоков Торы и обязались их содержать сколько-то лет, чтобы они могли учить Тору не отвлекаясь на работу.
Думая для начала можно почитать Шолом Алейхема.
Насколько я помню, там Тевье-молочник содержал ученого зятя.
Re: Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 09 фев 2011, 17:55
Влад
Nison писал(а):...Многие, особенно богатые-религиозные, искали своим дочерям знатоков Торы и обязались их содержать сколько-то лет, чтобы они могли учить Тору не отвлекаясь на работу.....
Насколько я помню, там Тевье-молочник содержал ученого зятя.
Извините, что влезаю в "разговор".
А не было такой традиции/положения, что супруга "учёного/знатока Торы" работает и зарабатывает на содержание многодетной семьи? А, иногда, и на поддержание школы "Талмуд-Тора"?
Трудно предполагать, что учёный/учитель/талмудист/раввин имели большой доход.
Re: Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 09 фев 2011, 21:04
Nison
Извините, что влезаю в "разговор".
А не было такой традиции/положения, что супруга "учёного/знатока Торы" работает и зарабатывает на содержание многодетной семьи? А, иногда, и на поддержание школы "Талмуд-Тора"?
Трудно предполагать, что учёный/учитель/талмудист/раввин имели большой доход.
Ну что Вы! Это же общественный форум!
Личные разговоры в мейле.
Была и есть такая традиция!
Насчет поддержания школы не знаю. Это уж все скидывались кто сколько мог.
А на содержания мужа и детей это часто.
Встречался и такой вариант - муж раз в ... ездил на ярмарку, привозил товар, а все остальное время он учил Тору, а жена этим товаром торговала.
Раввин в маленькой общине, конечно был совсем не богатый. В больших общинах мог быть и с очень приличной зарплатой.
Сейчас есть люди, которые хорошо зарабатывают за пару недель торговли 4 видами растений к празднику Суккот, а остальное время могут позволить себе учить Тору (наверное и раньше могло такое быть).
А также есть люди, которые хорошо зарабатывают в Израиле во время Шмиты - седьмого года, когда есть много нюансов с овощами\фруктами и могут учить Тору остальные 6 лет (раньше такого не было, поскольку не жили в Израиле).
Re: Традиции евреев в Российской империи
Добавлено: 09 фев 2011, 21:32
mod970
раньше такого не было, поскольку не жили в Израиле
Не бывает одной стороны у монеты, есть и другая. Раньше (до Израиля) такого не было, чтобы жили за счет налогоплательщиков, в том числе и не евреев, и не верующих. Так что, предлагаю вернуться к временам оным, а то мы опять в другую тему забредем. :ooops:
Re: Традиции евреев в Российской империи
Добавлено: 09 фев 2011, 21:39
Nison
mod970 писал(а): раньше такого не было, поскольку не жили в Израиле
Не бывает одной стороны у монеты, есть и другая. Раньше (до Израиля) такого не было, чтобы жили за счет налогоплательщиков, в том числе и не евреев, и не верующих. Так что, предлагаю вернуться к временам оным, а то мы опять в другую тему забредем. :ooops:
Я про заповедь седьмого года говорю, а не про другие вещи

Re: Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 09 фев 2011, 22:23
anno_nin
Влад писал(а):Nison писал(а):
Извините, что влезаю в "разговор".
А не было такой традиции/положения, что супруга "учёного/знатока Торы" работает и зарабатывает на содержание многодетной семьи? А, иногда, и на поддержание школы "Талмуд-Тора"?
Трудно предполагать, что учёный/учитель/талмудист/раввин имели большой доход.
учёный/учитель/талмудист/шойхет/раввин имели вполне приемлемый доход, достаточный для содержания семьи. Бывали также случаи, когда у раввина был свой бизнес. Один из моих предков-раввинов был купцом 3 гильдии, другой имел пекарню. Учителя, по непонятным мне причинам, часто были переплетчиками. Были кожевенники, были те, кто занимался лесозаготовками. В бизнесе (и не только раввина) участвовала обычно вся семья.
Re: Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 09 фев 2011, 22:29
Nison
учёный/учитель/талмудист/шойхет/раввин имели вполне приемлемый доход, достаточный для содержания семьи. Бывали также случаи, когда у раввина был свой бизнес. Один из моих предков-раввинов был купцом 3 гильдии, другой имел пекарню. Учителя, по непонятным мне причинам, часто были переплетчиками. Были кожевенники, были те, кто занимался лесозаготовками. В бизнесе (и не только раввина) участвовала обычно вся семья.
Учитель\раввин\резник очень часто имели очень низкий доход.
А свой бизнес может быть у любого человека и тут уже не важно раввин он или нет.
Re: Брак и семья в еврейских общинах.
Добавлено: 10 фев 2011, 00:28
Влад
Nison писал(а):учёный/учитель/талмудист/шойхет/раввин имели вполне приемлемый доход, достаточный для содержания семьи. Бывали также случаи, когда у раввина был свой бизнес. Один из моих предков-раввинов был купцом 3 гильдии, другой имел пекарню. Учителя, по непонятным мне причинам, часто были переплетчиками. Были кожевенники, были те, кто занимался лесозаготовками. В бизнесе (и не только раввина) участвовала обычно вся семья.
Учитель\раввин\резник очень часто имели очень низкий доход.
А свой бизнес может быть у любого человека и тут уже не важно раввин он или нет.
Тема имеет отношение к традициям, и поставлена на генеалогическом форуме. Поэтому, мне в частности, интересны традиции/психология/уклад евреев, живших в конце 19 - начале 20вв. Прадед был талмудистом, а прабабушка - хозяйкой лавки.
Община местечка, не думаю, была щедрой. Поэтому как занятие/профессия меламеда/талмудиста/раввина(не казённого) могли приносить хороший доход?
Но мне трудно представить, что учитель Талмуда, имеющий уроки в иешиве и школе, мог одновременно заниматься лавкой. Как это совместить и физически, и учитывая общественное мнение?