Страница 1 из 28

Метрические книги. Вопросы и обсуждения

Добавлено: 26 сен 2009, 02:31
StaGor
RD79 писал(а):Может у Вас имеются ссылочки на метрические книги по Германии?
Я Германией не занимался, но если Вы имеете в виду какое-то конкретное место, то можно посмотреть у мормонов, в Германии они пересняли почти все.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 29 сен 2009, 22:44
StaGor
Кто-нибудь сталкивался с тем, что в метрических записях "еврейская половина" записи содержит другую/более полную информацию, чем русская? Например, имя отца, не указанное в русском тексте или "настоящее" имя, когда в русском тексте указано "европеизированное" (что часто бывало в Курляндии, когда уже в записях о рождении писали "Зигфрид", "Амалия" и т. п.)

На всякий случай пытаюсь освоить основы рукописного идиша :shock:

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 29 сен 2009, 22:51
Kaaskop
Да, конечно! Поэтому обязательно прошу перевести ивритскую часть.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 01 окт 2009, 08:43
Novomeysky
StaGor писал(а):Кто-нибудь сталкивался с тем, что в метрических записях "еврейская половина" записи содержит другую/более полную информацию, чем русская?
Спасибо большое :D На половину с "иероглифами" не обращал раньше внимания. :lol:

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 31 мар 2010, 12:40
mod970
Получила информацию о записях в МК, которые поставили меня в тупик. В 1885 г. родился ребенок у З и П. А в 1887 г. те же З и П записаны в книге бракосочетаний. Все мелочи по ним совпадают, жили они в городе с синагогой. Спрашивается, почему брак записан с таким опозданием?

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 01 апр 2010, 08:23
Kaaskop
mod970 писал(а):Получила информацию о записях в МК, которые поставили меня в тупик. В 1885 г. родился ребенок у З и П. А в 1887 г. те же З и П записаны в книге бракосочетаний. Все мелочи по ним совпадают, жили они в городе с синагогой. Спрашивается, почему брак записан с таким опозданием?
Единственная версия - по безалаберности. Если не ошибаюсь, то мы где-то подобное уже обсуждали - обряд совершен, молодые считают себя и считаются в глазах общества мужем и женой, а гос.регистрация - дело десятое.
Странно то, что это произошло почти в конце 19 века. Насколько я помню, это было более типично для первой половины. В то же время, кто-то здесь опять же рассказывал, что бабушка и дедушка, поженившиеся за енсколько лет до революции, официально зарегистрировали свой брак только в 50-ых годах 20 века.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 01 апр 2010, 10:49
Michael
Kaaskop писал(а): В то же время, кто-то здесь опять же рассказывал, что бабушка и дедушка, поженившиеся за енсколько лет до революции, официально зарегистрировали свой брак только в 50-ых годах 20 века.
Абсолютно аналогичная ситуация у моих. Брак зарегистрировали где-то в 50-х или даже позднее, годах. хотя поженились в 1918-1919 году

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 01 апр 2010, 11:42
mod970
Kaaskop писал(а):
mod970 писал(а):Получила информацию о записях в МК, которые поставили меня в тупик. В 1885 г. родился ребенок у З и П. А в 1887 г. те же З и П записаны в книге бракосочетаний. Все мелочи по ним совпадают, жили они в городе с синагогой. Спрашивается, почему брак записан с таким опозданием?
Единственная версия - по безалаберности. Если не ошибаюсь, то мы где-то подобное уже обсуждали - обряд совершен, молодые считают себя и считаются в глазах общества мужем и женой, а гос.регистрация - дело десятое.
Странно то, что это произошло почти в конце 19 века. Насколько я помню, это было более типично для первой половины. В то же время, кто-то здесь опять же рассказывал, что бабушка и дедушка, поженившиеся за енсколько лет до революции, официально зарегистрировали свой брак только в 50-ых годах 20 века.
Понимаешь, идеологию вопроса я понимаю. С точки зрения иудаизма эта запись вообще лишний придаток, никакой роли для законности брака в глазах еврея не играет. А потом для каких-нибудь формальных дел паре понадобилась запись, и её сделали. Но казенный раввин для того и поставлен, чтобы службу нести и всё записывать, тем более не в отдаленном месте, а у себя же в городе. Поэтому и интересно, чем объясняются такие случаи.
А браки периода гражданской войны и 1920-х очень часто не регистрировались, тогда и закон не принуждал. А спустя 30-40 лет необходимость в регистрации была по материальным соображениям - пенсии, дачи, имущество... У мужа дед с бабушкой точно также поженились в 1920 без всякого ЗАГСа, а в 1960-е через суд брак получил первоначальную дату регистрации.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 12:45
Дончанка
Занималась изучением метрических книг Мариупольской синагоги. Практически не нашла записей о своих, хотя за 90-е годы 19 века сохранность отличная, моих родственников за это время родилось 4-5 человек, т.е.хотя бы кто-то должен был "попасться" на глаза.
У меня большущий список жителей колонии Затишья(больше 30 фамилий) - и из этого списка в книгах синагоги попадаются 3-4 фамилии.
Могло ли быть, что народ просто не регистрировался(Мариуполь довольно далеко, км 60 от Затишья)?

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 13:14
mod970
Дончанка писал(а):Занималась изучением метрических книг Мариупольской синагоги. Практически не нашла записей о своих, хотя за 90-е годы 19 века сохранность отличная, моих родственников за это время родилось 4-5 человек, т.е.хотя бы кто-то должен был "попасться" на глаза.
У меня большущий список жителей колонии Затишья(больше 30 фамилий) - и из этого списка в книгах синагоги попадаются 3-4 фамилии.
Могло ли быть, что народ просто не регистрировался(Мариуполь довольно далеко, км 60 от Затишья)?
Совершенно верное предположение. В колонии вели тетрадь, которую по теории вопроса должны были раз в год проверять власти. Но поскольку тетрадь не метрическая книга, а даже с МК проверки были не всегда регулярны, то уж про полу-домашние записи и речь не идет.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 18:29
Дончанка
Мне сказали, что метрические записии евреев могли вестись в церковной книге, из-за отсутствия поблизости синагоги. Такое могло быть?

Метрические книги

Добавлено: 15 апр 2010, 18:48
Kaaskop
Не могли. Mod вам все верно про тетрадки написала. Молитвенный дом у них наверняка был, раввин тоже. Вот он и вел тетради, а при случае, ездил в город и отчитывался. Об этом еще подробно написано вот здесь.
А не было ли другой синагоги поблизости? Вообще, надо постараться вычислить все синагоги в окрестностях, а также разузнать, где (в каком населенном пункте) находился казенный раввин.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 18:50
Kaaskop
Дончанка писал(а):Мне сказали, что метрические записии евреев могли вестись в церковной книге, из-за отсутствия поблизости синагоги. Такое могло быть?
А кто Вам такое сказал и на что этот человек ссылался? Какие-то аргументы были?

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 19:29
Дончанка
Есть у меня один знакомый.он писал:
если иноверцы не платили повышенный налог и призывались в армию
наравне с гражданами страны пребывания, ТО государство могло не признавать их
конфессиональных справок о регистрации, а требовало церковные метрические справки. Я
встречал записи о разрешении евреям для официальных органов формально делать обряды
в христианских храмах. Поэтому, если такое могло иметь место и во время жительства в
Затишье ваших предков, то можно поискать в ближ. церкви

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 19:45
yvb
Что-то я, мягко говоря, сильно сомневаюсь, что евреи в Российской Империи (РИ) совершали обряды в христианских храмах. В Российской Империи был официальный государственный институт казённых раввинов и не признавать их справки государство не могло. Кроме того в РИ, помимо повышенных налогов евреи призывались в армию в большем процентном отношении, чем православные. Думаю, что Ваш знакомый имел ввиду не Российскую Империю. Другое дело, что еврейские метрические тетради и книги могли оказаться в Фондах церквей в архивах, но это уже некомпетентность работников архивов.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 20:14
Дончанка
Kaaskop писал(а):Не могли. Mod вам все верно про тетрадки написала. Молитвенный дом у них наверняка был, раввин тоже. Вот он и вел тетради, а при случае, ездил в город и отчитывался. Об этом еще подробно написано вот здесь http://www.forum.j-roots.info/viewtopic ... 82&start=0
А не было ли другой синагоги поблизости? Вообще, надо постараться вычислить все синагоги в окресностях, а также разузнать, где ( в каком населенном пункте) находился казенный раввин.
Мне тоже не верится в єто. С другой стороны- из тридцати фамилий колонии Затишье- в списке синагоги не более пяти.
Другая синагога была в Бахмуте- это значительно дальше.
В общем, я несколько приуныла. Я надеялась, что всех своих предков разложу по полочкам. Но увы... :-(

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 20:53
yvb
Судя по карте, Донецк примерно на том же удалении от Затишья, что и Мариуполь. А вообще надо поискать списки населённых мест губернии, куда входило Затишье и поискать населённые пункты в которых были синагоги.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 21:14
Kaaskop
Так и я о том же - найдите все синагоги в округе, погуглите относительно общественного раввина - в каких городах он был. Унывать не надо:)

Относительно версии Вашего знакомого... знаете, я очень много читаю по еврейской истории, но подобного/ в такой интерпретации не встречала даже по евреям Западной Европы.
К примеру, в Польше Наполеоном была введена гражданская регистрация всех конфессий. Обязанность эту возложили на приходских священников. Но они евреев не записывали в одну книгу с христианами. Была отдельная книга для этого. И сейчас эти документы не хранятся в фондах костелов.

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 22:30
Юлия_П
В Одесском архиве я обнаружила метрические книги двух типов. Очень небольшое количество - настоящие МК, где запись велась на двух языках. Они даже с виду отличаются - более основательные, что ли. И вторые, которые архив тоже выдаёт за МК. Но они гораздо проще в плане внешнего вида и имеют только русскую запись. Потом я поняла, что вторые - это книги, которые велись параллельно в городской управе. И находятся они в описях фонда управы. Правда, они включены и в описи-алфавиты о рождениях, что даёт возможность найти их, как МК.
Может ли быть такая ситуация, что те самые тетради, которые вёл местный раввин, или их дубликаты хранятся в Донецке в каком-то другом фонде и по какой-то причине не приравнены к МК?

Re: Вопросы и ответы

Добавлено: 15 апр 2010, 23:03
yvb
Можно внимательно просмотреть еврейские фонды Донецкого архива по их путеводителю, реестру описей. Да и другие фонды архива на предмет ревизских сказок, переписей, посемейных списков, списков рекрутов. Вполне может быть, что метрические книги могут оказаться в другом архиве, поскольку, насколько я представляю Затишье входило в губернию, в которую помимо нынешней Донецкой области входили другие территории.