Позвольте внести некоторые предложения:
1. Азрапино ныне Пензенская область.
" АЗРАПИНО (Старое Азрапино, «Азрапина, что на Узе»), мордовское-эрзя село Мачкасского сельсовета, в 1 км к востоку от него, на левом берегу Узы. На 1.1.2004 г. – 51 двор, 97 жителей. Основано в 1680-х гг. Упоминается в отказной книге Пензенского уезда в 1689 г. Крестьяне прибыли из Саранского уезда. Название дано по имени одного из первопоселенцев, мордвина Азрапы, либо оно перенесено со старого места жительства мордвы. В 1709 г. – д. Азрапина Узинского стана Пензенского уезда, 51 двор ясачной мордвы, платившей подати с 17 ясаков без четверти, душ мужского пола – 100, женского – 58; в 1718 г. – 46 дворов, душ мужского пола – 104, женского – 101; пострадавших от «кубанского погрома» в августе 1717 г. не показано (РГАДА, ф. 350, оп. 1, е. хр. 306, лл. 599-604 об.). В 1748 г. – д. Азрапина, что на Узе, Узинского стана Пензенского уезда, 99 ревизских душ ясачной некрещеной мордвы (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е.хр. 2545, лл. 288 об.-292). С 1780 г. – селение Петровского уезда Саратовской губернии. В 1795 г. – д. Азрапина казенных крестьян Петровского уезда, 40 дворов, 127 ревизских душ (РГВИА, ф. ВУА, д. №19014, Петр.у., №13). Позднее рядом поселено Новое Азрапино, которое к 1859 г. вошло в черту Старого Азрапина. В 1877 г. – Мачкасской волости, 127 дворов. Крестьяне жили бедно: в 1900 г. сумма недоимок по всем сборам составляла 5831 руб., или 3 руб. 70 коп. на десятину надельной земли (Делопроизводство Петровского уездн. земск. собр. Саратов, 1901. С. 130-131). В 1911 г. – 189 дворов, церковноприходская школа. В 1921 г. – 189 дворов. В 1930 г. – центр сельсовета. В 1955 г. – центральная усадьба колхоза «Трудовой путь».
Численность населения (по годам): в 1709 – 158, 1718 – 205, 1748 – около 198, 1795 – около 254, 1859 – 758, 1877 – 860, 1897 – 936, 1911 – 1316, 1914 – 1304, 1921 – 1408, 1926 – 1193, 1930 – 1240, 1939 – 689, 1959 – 526, 1979 – 263, 1989 – 158, 1996 – 143 жителя. "
http://www.suslony.ru/Penzagebiet/Shemysh.htm
Учитывая незначительную численность населения,
2. Пензенская синагога:
"Синагога в г. Пензе
(греч. собрание, место собрания), в иудаизме культовое здание и община верующих. Предусматривались 2 типа культовых зданий для иудеев – молитв. школа (молитв. дом) и С. Открытие молитв. школы допускалось росс. законами при наличии в насел. пункте не менее 30 домовладельцев-евреев. Если их кол-во было 80 и более, то на каждые 30 домовладельцев разрешалось открытие С. Санкцию на учреждение культовых зданий для евреев давали губ. власти. Решение утверждалось министром внутр. дел по представлении деп. иностр. исповеданий МВД. Пенз. иудейская община получила разрешение МВД на строительство С. в 1897 после того, как в городе стали проживать б. 50 евр. семейств, что составляло до 200 чел. Здание синагоги представляло собой кирп. двухэтажное строение с застекленным куполом на крыше. Вместительность с хорами (балконами), где обычно располагались женщины, до 650 чел. Было построено на средства верующих в 1897–1900 на ул. Рождественской, 52 (ныне ул. М. Горького), на терр. усадьбы, принадлежащей первому пред. общины И. М. Франту. В 1901 избрано правление С.: Е. М. Перельштейн – раввин, Н. Л. Рабинович, купец 1-й гильдии, – староста синагоги, М. И. Мильман, купец 1-й гильдии, – казначей. В связи с 1-й мировой войной числ. евр. нас. П. возросла до 9 тыс. за счет беженцев из р-нов боевых действий, что побудило рук-во общины организовать дополнительно 25 молитв. домов, службы в к-рых проводили 5 раввинов. Еще в 18 в. последователи иудаизма разделились на две соц.-культурные и религ. общности – ашкеназов и хасидов, в П. в нач. 1920-х гг. сложились эти 2 общины, проводившие молитв. собрания раздельно. С. использовалась ашкеназами, числ. к-рых составляла в 1924 – 185 чел. Хасиды, кол-во к-рых не превышало 60 чел., собирались в частном доме по ул. Б. Кочетовка, 20, а позднее по ул. Пушкина, 1. В 1928 в русле проводившейся в стране политики гос. атеизма Об-во по земельному устройству трудящихся евреев (ОЗЕТ), у рук-ва к-рым находились атеисты, призвало к закрытию С. Решением горисполкома от 26 сент. 1931 С. была закрыта, а здание передано ОЗЕТ и клубу «Швейник». Позднее здесь размещались артель «Двигатель», Пензоблгазстрой и др. орг-ции. Молитв. собрания иудейской общины проходили на квартирах верующих. После Вел. Отеч. войны общине было передано в аренду расположенное рядом с С. полуразрушенное здание сторожки. За пользование этим помещением пл. 42 кв. м плата взималась до 1956. 9 июня 1991 горисполком принял решение о передаче здания С. иудейской общине, но фактически община вступила в права владения только в 1993. Официальное открытие С. и центра еврейской культуры и религии «Атиква» («Надежда») состоялось 18 дек. 1995. "
http://inpenza.ru/church/synagogue.php
3. Архив Пензенской области.
http://arhiv-pnz.ru/before_1917/religious_agencies
Документы Синагоги не указаны. Возможно метрики и прочее есть либо в самой синагоге, либо в документах ЗАГС.
4. Если дед во время службы у Буденного получил увечье значит можно искать через военные архивы сведения о службе и сведения о пенсионном обеспечении инвалида. Лучше подобное уточнить через военкомат, у них есть справочник, где какие документы будут.
5. Учитывая возраст Вашего деда к началу Гражданской войны, несколько сомнительно, что он самостоятельно до того времени успел заняться торговлей. Вероятнее всего, торговлей занимался его отец. Если торговля шла со Средней Азтией ( а в то время там было значительное количество самостоятельных государств), то торговец должен был иметь статус купца, а не крестьянина.
Вывод: учитывая национальный состав населения Азрапино, еврейское происхождение Вашего деда сомнительно. Тем не менее в госархиве Пензенской области надо посмотреть документы по переписи населения, посемейные списки и прочее. Причем начиная где-то с 1850 г. ( поискать данные прадеда). Поищите списки купцов за 1900-1917 г.г. Обратитесь в Пензенскую синагогу за консультацией. Обязательно дойдите до военкомата, там достаточно лояльно относятся к подобным вопросам. Соответственно, запросы в военный архив. Также обратитесь в Саратовский собес, там могут быть документы по назначению и выплате пенсии инвалиду- участнику Гражданской войны.Возможно оттуда ниточка потянется. Возможно, в собесе будут данные о трудовом стаже и местах работы деда. На его местах работы возможно будут личные дела с автобиографией и анкетой.