Юрий СноповВ XVIII в. евреев иудеев в Москве практически не было. Исключение составляли лишь немногочисленные агенты различных торговых домов, время от времени останавливавшиеся в столице.
Лишь после первого раздела Польши в 1772 г. евреи вновь начали селиться в Москве. Первыми поселенцами стали купцы - выходцы, прежде всего из Шклова, державшие в городе ряд лавок. Появляются здесь и евреи, занимавшиеся разносной торговлей по домам.
Правовое положение этих переселенцев некоторое время оставалось неопределенным. В 1782 г. на запрос группы богатых шкловских евреев, можно ли купцам присоединенных в 1772 г. территорий, переходить из города в город, Сенат ответил утвердительно, не указав при этом, распространяется ли это разрешение только на города Белоруссии или же, касается всей территории империи[7].
Данную неопределенность некоторые купцы истолковали в благоприятном для себя смысле. В 1788–1789 гг. трое евреев записались в московское общество купцов первой гильдии. В ответ на это в начале 1790 г. московские купцы направили жалобу на имя генерал-губернатора. В ней отмечалось, что в городе евреев появилось (из-за границы и из Белоруссии) «число весьма немалое» (любопытно, что по данным полиции, в 1790 г. в Москве проживало 69 евреев, в том числе 49 мужчин, 8 женщин и 12 детей[8]), они занимаются торговлей по домам вразнос, что запрещено законом, причем по дешевым ценам, подрывающим московскую торговлю.
По сниженным ценам, по мнению купцов, торговали и евреи, имеющие лавки. Именно цены, по всей видимости, и были основной причиной жалобы.
Интересно, что в то время московские купцы делали попытки удалить из города не только евреев, но и других конкурентов. Они требовали запретить торговать в столице дворянам, крестьянам, разночинцам и иностранцам.
В «еврейском» случае старания купцов привели к полному успеху. Рассмотрев жалобу, правительство Екатерины II приняло решение запретить евреям селиться на постоянной основе не только в Москве, но и на всей территории Российской империи, кроме Полоцкой и Могилевской губерний, Екатеринославского наместничества и Таврической обл. Указ об этом, принятый 23 декабря 1791 г., положил начало существованию так называемой «черты оседлости»[9].
Евреи в Москве: динамика численности и расселение (ХV – середина ХХ в.)
http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=new ... ersonal=26