ЛИФШИЦ (Короп, Ратендорф, Токмак, Запорожье, Петах-Тиква, Иерусалим)

Модератор: oztech

Ответить
Сообщение
Автор
misol
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 24.07.2021
Has thanked: 5 times
Been thanked: 2 times

ЛИФШИЦ (Короп, Ратендорф, Токмак, Запорожье, Петах-Тиква, Иерусалим)

#1 misol » 09 окт 2021, 21:20

1. Прадед Лейб(Лев) Давидович Лифшиц
родился в 1861 году и умер в 1931(1929-1931). Был религиозным и никогда и нигде не работал. Других данных о нем и его предках нет.

Прабабушка Сахна-Мера Ильинична Кричевская родилась в 1870 г., умерла 18.02.1958 г. в с.Партизанское, Крымской обл. Очень много работала, содержала семью. Выпекала хлеб на продажу (по 3 выпечки в день), держала столовников.

2. Дедушка Зиновий(Зяма) Львович Лифшиц
родился 31.12.1909 31.12 на ст.Мена Черниговской губернии (области). Умер в 1964 году в г.Токмак, Запорожской обл.
В гражданскую войну во время перестрелки пуля попала ему в ухо и его как-бы парализовало. Много лечили, но не помогало, посоветовали физический труд. в 1927 году вместе с семьей переселились из Коропа в с. Ратендорф, Ново-Златопольского р-на, Запорожской обл. (до 1936 г. Днепропетровского округа), где был организован колхоз из переселенцев. Работал в колхозе. В 1934 году окончил курсы механизаторов (тракторист-комбайнер) и работал в колхозе от Ново-Златопольской МТС. В 1930г. женился, прибывшей на работу в школу после окончания Винницкого педучилища. 01.10.1941г семья была эвакуирована на Восток. Ехали на подводах и 05.11.1941г., в связи с наступлением зимы, остановились в селе Цаца, Чепурниковского р-на, Сталинградской обл. Работал в колхозе механизатором. 26.06.1942 года был призван в армию. Служил шофером в танковой армии генерала Рыбалко. В 1944г. при освобождении Киева был переведен в стрелковую часть и был ранен в обе ноги, а также в грудь (слепое ранение). В феврале 1945 г был демобилизован из армии и возвратился в с. Червоноселовку к семье, которая возвратилась из эвакуации в апреле 1944 года. В связи с ухудшением состояния здоровья работать в колхозе практически не мог.

Бабушка Соня(Сура) Йосифовна Гречаник родилась 21.06.1909 года в г. Песчанке (Ольгопольский уезд, Подольской губернии). Умерла 17.06.1988г. в г. Токмаке.

Ищу информацию про прадеда.
Солодкий (Новопавловка, Врадиевка)
Эрлих (Новопавловка, Врадиевка)
Лютович (Новопавловка, Врадиевка)
Лифшиц (Черниговская губерня, Запорожская обл.)
Кричевский (Черниговская губерня)
Брук(Черниговская губерня)

misol
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 24.07.2021
Has thanked: 5 times
Been thanked: 2 times

ЛИФШИЦ (Короп, Ратендорф, Токмак, Запорожье, Петах-Тиква, Иерусалим)

#2 misol » 09 окт 2021, 21:23

Привожу семейную историю , напечатанную в еврейской газете Хеседа г.Запорожья "Еврейская улица" №10 за 2013 год, написанную старшим сыном Зиновия Львовича Лифшиц и Сони Йосифовны Гречаник.

Ратендорф - моя родина
Дом в селе Ратендорф Новозлатопольского района, в котором мы жили до войны, построил мой дедушка, Лифшиц Лейба Давидович, имя которого по традиции было передано мне – старшему внуку.
В этом селе прошло моё детство и послевоенные годы. После окончания школы я поступил в техникум и приезжал в село изредка или на каникулы. До 1952 года в нём жила семья моего отца.
Прошло почти семь десятков лет. Уже давно нет Новозлатопольского района, и изменилось название села, но оно осталось для меня родиной, о которой я буду помнить всегда.
Побывав в других сёлах региона, я обратил внимание, что село Ратендорф, построенное в 20-х годах ХIХ века, имеет чётко выраженную планировку и типовые постройки. Это было удивительно, потому что страна испытывала недостаток в ресурсах, а такое капитальное строительство требовало больших капитальных затрат.
Оказывается, мы должны быть благодарны за строительство села и организацию еврейского национального района известным еврейским благотворительным организациям – Агро-Джойнт, ЕКО (Еврейское колониальное общество) и ОРТ (Организации ремесленного труда евреев).
Переселение евреев из местечек (небольших городков) на юг Украины для освоения сельскохозяйственных земель осуществлялось с начала ХIХ века. В 1845–1850 годах переселенцы Гродненской, Ковенской, Могилёвской и Витебской губерний основали в Александровском уезде Екатеринославской губернии 17 еврейских колоний, в том числе колонию №5 в селе Трудолюбовка.
В 1897 году в Трудолюбовке было 564 жителя, проживавших в 58 дворах, имелась синагога, магазин, хранилище для зерна и две мельницы.
В мае 1881 года, после убийства царя Александра Второго, в колонии был совершён первый погром. Погромщики разграбили колонию и уничтожили всё, что не могли унести. Для восстановления колонии понадобилось несколько лет. Началась эмиграция евреев из колонии.
В январе 1919 года в Трудолюбовке был совершён третий, самый кровавый погром за годы Гражданской войны. Всех мужчин собрали на сход, где им предложили внести контрибуцию. Деньги были собраны и вручены бандитам. После этого 70 человек загнали в клуню и там заживо сожгли, 130 человек перебили. Оставшиеся в живых скрылись в соседних сёлах. В колонии не осталось мужчин, чтобы хоронить погибших. Для погребения прибыл миньян евреев из Цареконстантиновки (более 22 км от села), которые похоронили всех погибших в братской могиле. После погрома колония не восстанавливалась, и место её расположения было запахано. В интернате Новозлатопольской школы-десятилетки.
В 1925–1927 годах примерно в трёх километрах севернее территории Трудолюбовки была построена новая еврейская колония – Ратендорф.
В 1924 году при ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (Комзет), который проводил политику коренизации – создания еврейских национальных поселений (сёл и районов) путём возвращения евреев-колонистов в свои колонии после событий 1917–1921 годов и голода 1921–1922 годов, а также путём привлечения новых переселенцев и строительства новых сёл для них. В 1929 году в Запорожском округе был образован второй в Украине еврейский национальный район – Октябрьский, который в конце 1930 года был переименован в Новозлатопольский. В него вошло и построенное во второй половине 20-х годов село Ратендорф, которое стало центром одноимённого сельсовета и к которому отнесли три рядом расположенных села: Хоцкое, Чапаевка и КНС.
Все постройки в селе Ратендорф и планировка села были рассчитаны на коллективизацию и на создание условий для достойной жизни колхозников.
Для каждой семьи выделялся кредит и гектар земли, на котором строился глинобитный дом под железной крышей с хозяйственными пристройками, садом и огородом. Все дома строились по типовому проекту и располагались ровными рядами в виде двух улиц, разделённых огородами.
На одной из улиц находилась школа со спортивной площадкой, а на другой – здание сельсовета, где размещались мельница и электростанция с двигателем-нефтянкой, которая обеспечивала электричеством все дома в селе. Рядом находился клуб. На противоположной стороне улицы были кузница, два больших коровника, свиноферма и другие вспомогательные службы.
Особо следует отметить, что за хозяйственным двором села Ратендорф был посажен виноградник площадью более 12 гектаров. Ни в хозяйственных садах домовладельцев села, ни в ближайших сёлах этого региона в то время виноград не выращивали.
Строительство села Ратендорф осуществлялось вновь прибывшими переселенцами. В их числе была и семья моего дедушки, Лифшица Лейбы Давидовича, который вместе с женой Сахной Мэрой и детьми приехал из города Коропа Черниговской губернии.
Как правило, еврейские семьи, проживавшие в сельской местности или в небольших городках (местечках), были бедными и многодетными. Дети росли, взрослели, и семьям приходилось думать о будущем детей, их профессии, менять место жительства.
В 1927 году бабушка с детьми уехала в Донецк к старшей дочери, чтобы устроиться на работу. Дедушка с сыном Зямой остался в селе.
В 1930 году, после окончания Винницкого еврейского педучилища, приехала на работу в школу села Ратендорф Гречаник Соня Иосифовна, которая стала женой Зямы и мамой одного из новых поколений семьи Лифшиц. Отец окончил курсы трактористов-комбайнёров и работал в штате МТС. Мама вела начальные классы и дополнительно – математику в пятых классах.
Семья росла. В 30-х годах запретили держать прислугу, и мне как старшему в семье приходилось заниматься с младшими и помогать обслуживать хозяйство.
В 1938 году к нам в гости приехал из Одесской области дедушка Иосиф – мамин отец. Человек набожный, он привёз с собой Тору и ежедневно читал её. А на Песах приехала из Москвы бабушка Мэра и напекла много мацы. Так мы впервые узнали о еврейской религии и еврейских праздниках, которые вызвали у меня чувство особого уважения и таинства.
22 июня 1941 года началась война, а 4 октября в первой половине дня в село самолётом был доставлен приказ об эвакуации, и все еврейские семьи получили пару лошадей и телегу, погрузили самые необходимые вещи, усадили членов семьи и в тот же день выехали на восток. Когда начало темнеть, по колонне пронесся шум – выстрелом из лесопосадки убит директор школы Рязанов. Так началась эвакуация и отсчёт жертв войны для жителей села Ратендорф. По некоторым данным, 5 октября Новозлатопольcкий район был окупирован. Поэтому я склоняю голову перед людьми, которые в этой сложной ситуации помнили о еврейской солидарности и сделали всё, чтобы спасти нас от неминуемой смерти. Нашего односельчанина Гинзбурга Мотела, который попал в плен и вернулся в родное село, убили и бросили в силосную яму бывшие соученики – староста-немец Алексей Гер, который оказался в селе после высылки немцев в Сибирь в начале войны, и полицай Тимошенко Иван. После войны они понесли заслуженное наказание, но это не вернуло жизнь убитому.
Более 30 дней находилась в пути наша семья. На телеге, похожей на те, в которых кочевали цыганы в фильме «Табор уходит в небо», но без шатра, находилось пять детей в возрасте от полугода до десяти лет, папа, мама и семидесятилетняя бабушка. 5 ноября мы прибыли в село Цаца Сталинградской области. Похолодало, и родители не решились ночевать с детьми и бабушкой на улице в телеге. Пришлось проситься на ночлег к жителям села. А утром стало ясно, что продолжать путь на телеге небезопасно. Отец поступил на работу в колхоз трактористом, а семье предоставили жильё.
В июле 1942 года, в связи с приближением линии фронта к Сталинграду, началась подготовка к эвакуации. Колхоз должен был эвакуировать стадо крупного рогатого скота, и нашу семью включили в группу сопровождения – выделили телегу и лошадей. Так начался второй этап эвакуации. Накануне отца призвали в армию, и возглавила семью мама.
В это время уже бомбили известные переправы через Волгу, и нас направили на новую переправу, где не было плавсредств для перевозки стада. Нас переправили на левый берег, а стадо осталось на правом, и его надо было обслуживать ежедневно. Однажды, возвращаясь с работы, я попал в аварийную ситуацию и получил серьёзную травму ноги. Мама отвезла меня в больницу и оставила для лечения. Через некоторое время она приехала вместе с семьёй. Меня уложили на телегу, и мы продолжили путь на восток. Но с нами не было маленького братика. Он умер и похоронен на берегу Волги. Дальнейший путь продолжался часто под гул самолётов, свист пуль и взрывы бомб. Когда все пытались убежать от телег, мама металась от детей к телеге, чтобы защитить меня, неподвижно лежащего на ней. Мы прибыли в село Гусенбах Саратовской области (немцев Поволжья). В большой трёхэтажной школе уже был размещён госпиталь для защитников Сталинграда, и врачи согласились продолжить лечение раны на моей ноге. Когда вскрыли повязку, врач сказал: «Вам повезло. Вы долго не меняли повязку, и в ране завелись черви. Это спасло вас от заражения крови». Для продолжения лечения мы решили остаться жить в Гусенбахе. Через некоторое время я начал ходить. Нам дали комнату в общежитии, и мы с мамой пошли работать в колхоз. Зиму 1942–1943 года пережили очень тяжело и были очень рады, когда получили приглашение от родственников приехать к ним в город Рассказово Тамбовской области.
Более двух с половиной лет мы находились в эвакуации в Сталинградской, Саратовской, а затем в Тамбовской областях. В апреле 1944 года получили разрешение возвратиться на Украину.
И вот мы снова в Ратендорфе, в родном доме, который построил наш дедушка и в котором родились мы, его внуки. Люди, жившие во время эвакуации в нашем доме, сохранили и возвратили нам вещи и хозяйство. Соседи и колхоз помогли вспахать и посадить огород. До начала учебного года я и мама работали в колхозе. К началу учебного года мама вернулась на работу в школу, а я продолжил учебу в шестом классе: надо было компенсировать время, которое во время эвакуации вместо учёбы ушло на работу в колхозе и на заводе.
В 1944–1945 годах в село вернулись из эвакуации ещё несколько еврейских семейств.
В 1946 году и в последующие годы молодёжь после окончания школы уезжала в город и поступала в техникум или ФЗУ.
Условия работы и оплаты труда в колхозах, особенно в сёлах в глубинке, расположенных вдали от городов и промышленных центров, были неадекватными. Оплата производилась натуральными продуктами за выработанные трудодни и была низкой. Большинство полученного урожая сдавалось государству по низким ценам.
Выращенные на индивидуальных участках овощи и фрукты не могли быть проданы на рынке, так как отсутствовал транспорт, и рынки находились далеко от этих сёл. Крестьяне облагались налогами за содержание животных, птицы и каждое дерево в саду. Естественно, люди стремились изменить свою жизнь к лучшему и уезжали из села, тем более что промышленные предприятия в городах остро нуждались в рабочих руках. В селе тоже не хватало рабочих рук, и недостаточно было техники.
Правительство предпринимало некоторые меры: в село направлялись рабочие с предприятий и студенты («на картошку»), поставлялась техника для механизации сельского хозяйства. Это в какой-то мере помогало обеспечить население сельскохозяйственными продуктами, но всех проблем не решало.
Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства правительством принимались меры по созданию и поставке техники для механизации сельскохозяйственного производства и укрупнению коллективных хозяйств.
Условия жизни самих жителей села, особено молодёжи, были малопривлекательными, и миграция евреев продолжалась. В «еврейском» селе если и остались евреи, то единицы.
В 1939 году Новозлатопольский район был преобразован в обычный, а в феврале 1945 года вообще расформирован. Село Ратендорф переименовано в Червоносёловку и отнесено к Розовскому району. С начала 90-х годов Червоносёловка относится к Смеловскому сельсовету Куйбышевского района Запорожской области.
Благодатные чернозёмы Украины являются отличной базой для получения сельскохозяйственной продукции и не могли пустовать. Дома выехавших евреев занимали новые жители, и жизнь села не угасала.
К сожалению, на территории села нет памятников первопроходцам – евреям-колонистам и жертвам погромов, похороненных в братской могиле в Трудолюбовке в 1919 году, а также погибшим в Отечественной войне односельчанам. Сохраним память о них в наших сердцах.

Лев Лифшиц
http://evrey.com.ua/img/article/pdf-61.pdf
Солодкий (Новопавловка, Врадиевка)

Эрлих (Новопавловка, Врадиевка)

Лютович (Новопавловка, Врадиевка)

Лифшиц (Черниговская губерня, Запорожская обл.)

Кричевский (Черниговская губерня)

Брук(Черниговская губерня)

Ответить

Вернуться в «Мои предки - евреи: что знаем, что ищем...»