Субботники

Модератор: oztech

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
napobo3
Сообщения: 293
Зарегистрирован: 06.06.2010
Благодарил (а): 238 раз
Поблагодарили: 173 раза

Субботники

#161 napobo3 » 17 мар 2022, 12:43

Ценные документы. Родственники не знают их источник?
"Получается что моя жена прямой потомок геров по женской линии, т.е еврейка (поправьте меня если ошибаюсь)."
Выяснил у топикстартера - вопрос не о еврействе по Галахе, а имеют ли право родственники потомка субботников на репатриацию.
Как мы знаем, это не одно и то же.
Насколько я понимаю - однозначно нет.

erpert
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03.05.2024

Субботники

#162 erpert » 03 май 2024, 16:16

Здравствуйте!
Среди своих предков обнаружил Шевелевых - из деревни Шевелева (Шевелевка), ныне это район Тобольска. Известно, что есть Шевелевы - евреи, от имени Шевель, и есть русские, с не очень ясным происхождением этой фамилии, но, возможно, из старообрядцев или субботников.
В моём случае Леонтий Шевелев, наиболее древний из найденных в этой ветке родства, родился в 1630 году в той самой деревне Шевелевой. Есть ли какие-либо исторические данные о евреях под Тобольском в ту пору - или это полная блажь?

mihail
Сообщения: 7628
Зарегистрирован: 01.07.2012
Благодарил (а): 1239 раз
Поблагодарили: 3285 раз

Субботники

#163 mihail » 03 май 2024, 17:01

erpert писал(а):
03 май 2024, 16:16
родился в 1630 году в той самой деревне Шевелевой.Есть ли какие-либо исторические данные о евреях под Тобольском в ту пору
В XVII веке евреев там быть не могло.Как и в XVIII,да и позже - едва ли.Поэтому и иные "возможности",если таковые наличествуют в Ваших предположениях,обсуждать смысла нет.Субботники - это конец XVIII века (имея в виду зарождение самого течения),а с вопросом про старообрядцев - это явно не на этот форум.

Dor Shabashewitz
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 13.05.2024
Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 29 раз

Субботники

#164 Dor Shabashewitz » 17 май 2024, 02:34

MCB писал(а):
01 мар 2020, 01:59
Пассаж этот удивил меня тем, что никогда не слышал про астраханских субботников; поиск по этой теме также дал только одно упоминание - про караимствующих.
Субботников в Астраханской губернии действительно было много, причём несколько отдельных групп. Вроде бы к караимствующим относились не все.

Царёвский уезд, где субботники жили кучно, это север бывшей губернии, а сегодня — Волгоградская область, конкретно — райцентр Ленинск (бывшее село Пришиб), Заплавное, Царёв. Были субботники в соседнем Черноярском уезде (этот и сегодня относится к Астраханской области, но географически тоже ближе к Волгограду, чем к нам). Из черноярского села Солодники была, например, семья Куракиных, которые уехали в Эрец-Исроэль в начале 20 века, были среди халуцим, участвовали в войне за независимость Израиля. Потомки с этой фамилией живут там и сегодня. Из Заплавного в Израиль уехали Дубровины. По крайней мере часть уезжавших в Израиль перед этим ехали в Литву, чтобы там пройти гиюр.

Ещё субботники жили на юго-западе нынешней Астраханской области, в том числе в селе Михайловка Лиманского района, откуда дед моей жены (не по еврейской линии и субботником тоже не был). Это совсем другая часть губернии, не у Волги, а практически в калмыцких песках. Сомневаюсь, что эта община находилась в постоянном контакте с царёвско-черноярскими — далековато, но слышал, что и те, и другие иногда приезжали в астраханские синагоги. Некоторые раввины относились к ним благосклонно, другие на контакт не шли. В Михайловку, если память не изменяет, в 2000-х приезжала этнографическая экспедиция из Москвы, опрашивали стариков — потомков субботников, которые помнили некоторые религиозные традиции и молитвы и рассказывали, что в селе раньше была молельня и «мыква». Где-то я видел статью по материалам этой экспедиции о похоронных обрядах субботников Михайловки. Если интересно, могу поискать.

В генеалогии астраханских субботников я никогда не разбирался, знаком с этой темой с другой стороны — несколько месяцев назад нашёл стихотворение польского хасида Элиезера Шиндлера, посвящённое семье геров Шабановых из села Чулково Астраханской губернии. Шиндлер в Первую мировую был мобилизован в австрийскую армию и оказался в России как военнопленный. После революции его освободили, но он ещё пару лет блуждал по степям и в том числе преподавал астраханским субботникам иврит, идеи сионизма и своё видение того, как им правильнее «иудействовать». В феврале я написал об этом коротенькую статью для Forverts на идише, здесь перевод на русский.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.

Flyat Leonid
Сообщения: 1049
Зарегистрирован: 10.02.2010
Благодарил (а): 1041 раз
Поблагодарили: 552 раза

Субботники

#165 Flyat Leonid » 17 май 2024, 06:16

Спасибо! Заглянул на ФОРВЕРТС. А ссылка на русский перевод не работает.

Dor Shabashewitz
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 13.05.2024
Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 29 раз

Субботники

#166 Dor Shabashewitz » 17 май 2024, 06:26

Flyat Leonid писал(а):
17 май 2024, 06:16
А ссылка на русский перевод не работает.
Копирую текст целиком:
«Русские крестьяне-степняки хотели стать евреями и впечатлили идишеязычного поэта»

Стихотворение польского хасида рассказывает о русских крестьянах-степняках, которые хотели стать евреями.

Это перевод статьи, написанной на идише и опубликованной в The Forward. Перевод стихотворения Шиндлера внутри статьи — дословный подстрочник. Художественно его стихи на русский не переводили.

Как идишеязычный журналист и краевед-любитель, я всегда интересовался упоминаниями своего города, Астрахани, в литературе на идише. Недавно я нашел один очень интересный экземпляр в книге, напечатанной в Вильнюсе в 1929 году:

Высокие здоровые фигуры,
Славянские лица, загорелые;
Дети холодного Севера,
Мозоли покрывают руки.

Разводят коров и лошадей,
Скачут дико, как калмыки,
Любят русскую землю
И не хотят менять веру.

Изгнанные далеко от домов,
Много настрадались притеснений.
Но полны упорства остались
В вере Моисея и Танаха.

Пусть Астрахань и не упоминается в тексте, но автор этого стихотворения, Элиезер Шиндлер, посвятил его семье Шабановых из села Чулково Астраханской губернии. Стихотворение называется «Геры» — Шабановы были этнически русскими крестьянами, бывшими христианами, которые решили, что иудаизм — более «чистая» религия.

Шиндлер родился в семье хасидов в польском местечке Тычин в 1892 году. Когда ему было восемь лет, Шиндлеры переехали в Мюнхен. Там он участвовал в деятельности идишистских и сионистских организаций и работал учителем иврита.

В начале Первой мировой войны он был мобилизован в австрийскую армию. На фронте он получил ранение и попал в плен — русские угнали его в Сибирь. Там он два года проработал батраком у татарской семьи. После революции 1917 года он освободился из плена и переехал в Астрахань.

В статье для советской газеты «Правда» другой еврейский писатель, Михаил Кольцов, описал Астрахань 1920-х годов так:

«Азиатский порт в устье европейской реки окаменел в недоумении, чей цвет принять: сизую сталь русской реки, персидскую голубизну Хвалынского моря, желтую тоску калмыцких песков, убогую пестрядь татарской орды? Русские бородачи дремлют в татарских кумысных, калмыки дружно вместе с татарами тянут пльзеньское пиво, персы пьют сельтерскую воду, на черной валютной бирже торгуют все четыре нации, дополненные всесущными евреями».

Русские «геры» (или субботники — от русского названия Шаббата) тоже были частью разнообразного населения Астрахани. По Галахе они не были настоящими герами — они не проходили гиюр в еврейской общине с бейт-дином, поскольку в Российской империи это тогда было противозаконно. Они просто начали соблюдать некоторые мицвы и стремились жить как евреи. Это религиозное движение зародилось в конце 18 века в Центральной России, но царские власти преследовали его участников как еретиков и ссылали их в отдаленные районы, такие как астраханские степи.

Немногое известно о том времени, которое Шиндлер провел в Астрахани, где он встретил субботников. В биографии, составленной его потомками и опубликованной на мемориальном сайте, этому периоду посвящена всего одна строчка: «С ними он работал в поле и молился, он учил их иудаизму, ивриту и сионизму». Но поэзия Шиндлера показывает, что это знакомство произвело на него большое впечатление.

После окончания Первой мировой войны Элиезер Шиндлер навсегда покинул Россию и вернулся в Мюнхен. Там он встретил свою будущую жену — Сали. В 1930-х годах их семья переехала в Америку. Они купили ферму в Лейквуде, в штате Нью-Джерси, где Шиндлер разводил кур. В 1950 году был напечатан первый американский сборник его стихов — Yidish un hsidish; в него вошло и стихотворение «Геры».

А что случилось с героями стихотворения — астраханскими субботниками? Некоторые из них уехали в Литву, чтобы пройти там гиюр, а затем сделали алию в Эрец-Исраэль.

Фамилия Куракин, сегодня распространенная в Израиле, происходит от русского крестьянина Агафона Куракина из астраханского села Солодники, который прошел гиюр, взял имя Авраам и переехал в Галилею. Среди халуцим и сионистских активистов первой алии было много русских геров.

Многие другие, впрочем, остались в Астрахани. Под давлением советского атеизма и антисемитизма они в основном ассимилировались, но в некоторых селах старожилы еще помнят иудейские традиции своих предков. В Михайловке, откуда родом семья моей тещи, старухи и сегодня рассказывают, что когда-то у них в селе была синагога с «мыквой», но их внуки уже стали обычными русскими.
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.

Аватара пользователя
Simona
Сообщения: 2395
Зарегистрирован: 19.02.2011
Откуда: Литва-Израиль
Благодарил (а): 502 раза
Поблагодарили: 524 раза

Субботники

#167 Simona » 17 май 2024, 09:58

Dor Shabashewitz писал(а):
17 май 2024, 02:34
По крайней мере часть уезжавших в Израиль перед этим ехали в Литву, чтобы там пройти гиюр
А почему ехали так далеко?

Dor Shabashewitz
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 13.05.2024
Откуда: Астрахань - Ереван - Тель-Авив
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 29 раз

Субботники

#168 Dor Shabashewitz » 17 май 2024, 15:48

Simona писал(а):
17 май 2024, 09:58
Dor Shabashewitz писал(а):
17 май 2024, 02:34
По крайней мере часть уезжавших в Израиль перед этим ехали в Литву, чтобы там пройти гиюр
А почему ехали так далеко?
Сам не знаю, но есть, например, вот такая информация:
Немало людей пошли вслед за Куракиным. Сотни человек оставили православие и переехали в Царицын. В Царицыне они учились у раввина, учили Тору и Галаху, соблюдали заповеди, учились как надо себя вести будучи иудеем. Через какое-то время они захотели пройти гиюр, но раввин сказал им, что они еще не готовы <...> Царицынский раввин не знал, что с ними делать. И он их отправил к другому раввину. В те времена было очень странно, я бы даже сказала, дико, что христиане хотят быть иудеями. Царское правительство не разрешало в те времена проходить гиюр официально. Почему это абсолютно русские люди вдруг, ни с того ни с сего, переходят в еврейство?

Субботники стояли на своем и переехали в Литву, в Ковно (Каунас), где была большая еврейская община и много раввинов. Знаменитый раввин Ицхак Эльханан Спектор увидел в этих людях большое будущее для еврейского народа и под его руководством они прошли гиюр. Нет документов, подтверждающих это. Раввин ничего им не дал на руки, всегда можно было обратиться к нему за подтверждением. Сами субботники не хотели иметь документы о прохождении гиюра, так как их преследовали за это в России. Если и были какие-то документы, то они были уничтожены еще до приезда в Эрец-Исраэль.
Источник — статья «Субботники из Седжеры». В ней есть и любопытные документы, но про другое. Например, метрическое свидетельство, выписанное горско-еврейским (!) раввином Грозного «июдействующему Илье Андреевичу Протопопову».
Мои прямые предки: Житомирский (Бахмут, Мариуполь, Таганрог), Виктешмаер (Таганрог), Шпицнадель (Лудза, Виляка, Карсава, Новозлатополь), Минухин (Горки, Хлебодаровка, Днепр), Шкляр (Витебск, Лепель, Атырау), Златкин (Ростов-на-Дону), Эрастов (Москва), Сабсович (Таганрог). Другие родственники (мои и жены): Парнох (Таганрог), Тараховский (Таганрог), Маркус (Бердичев, Киев, Владикавказ), Моллер (Астрахань, Китайгород), Буйздров (Астрахань, Избица-Куявская). Также интересуют любые сведения по еврейским семьям и истории еврейских общин следующих городов: Астрахань, Ереван, Гюмри, Ахалкалаки, Атырау.

Аватара пользователя
Simona
Сообщения: 2395
Зарегистрирован: 19.02.2011
Откуда: Литва-Израиль
Благодарил (а): 502 раза
Поблагодарили: 524 раза

Субботники

#169 Simona » 17 май 2024, 23:39

Интересно, буду присматриваться к этой теме в литовских архивах, если попадется.

Митридат
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 06.07.2022
Благодарил (а): 4 раза

Субботники

#170 Митридат » 20 окт 2024, 17:55

Хочу поделиться собственной историей - пока что я только в самом начале поисков.
---
Одна из моих прапрабабок была родом из субботников, которых в 1830-е переселили на территорию современного Азербайджана (откуда - вопрос интересный, пока не знаю).
Там было несколько селений (у меня есть предположение, какое из них "моё").
Но где-то в 1870-е гг. дальше она решила выйти замуж за православного (мой прапрадед), у них родился мой прадед Степан Фролович Моськин:
https://www.geni.com/people/%D0%A1%D1%8 ... 3210736860
А может, даже и не выходила замуж, а просто жили вместе. Уже не проверишь.
Прапрадед вскоре погиб (несчастный случай при варке смолы), вместе с новым мужем прапрабабка переселилась в Астрахань.
Всё, что я о ней знаю - что в новом браке она была Лукьянова, и эту фамилию, по крайней мере в 1930-е, носили её потомки в Астрахани.
Ещё у неё были потомки в Баку, дочь её в замужестве была Жирнова, а её сын (двоюродный брат моей бабушки) также жил в Баку и звался Борис Михайлович (?) Жирнов.
Сохранились даже довоенные бакинские адреса, но сейчас тех улиц нет и здания тоже снесли.

Возвращаясь к субботникам в Азербайджане. Для меня долгое время тема была совершенно тупиковой, однако недавно при генетическом тестировании обнаружилось совпадение с женщиной, у которой предками были субботники из с. Привольное в Азербайджане.
Но на этом нитка и оборвалась - имена в её древе были сплошь незнакомыми, а кто из них куда потом делся, тоже вопрос.
Известно ли по крайней мере, каковы были корни у жителей Привольного, откуда их туда переселили в 1830-е годы?
Ищу: 1) Гиршкевич (Порхов (до 1920х) > Старая Русса (1920-е) > Ленинград/СПБ), 2) субботники в Азербайджане

Ответить

Вернуться в «Я не уверен, что мои предки - евреи...»