Сословная приписка евреев - Мещане

Ответить
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Kaaskop
Администратор
Сообщения: 7685
Зарегистрирован: 16.07.2009
Благодарил (а): 81 раз
Поблагодарили: 405 раз
Контактная информация:

Сословная приписка евреев - Мещане

#101 Kaaskop » 08 сен 2009, 10:12

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.

В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.

Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.

Свобода перемещения
Несмотря на ослабление паспортной системы в начале XX века, мещане были ограничены в праве передвижения. Дела о выдаче паспортов мещанам часто доходили до мещанского схода (например, в случае недоимочности). Однако сходы проходили редко, состав их не был определён законом, и решения потому были неустойчивы.

oztech
Сообщения: 9752
Зарегистрирован: 01.09.2009
Благодарил (а): 742 раза
Поблагодарили: 3941 раз

Мещане

#102 oztech » 10 авг 2018, 15:04

Скажите, а как чисто технически собирали налоги с мещан, проживавших не в тех местах, к которым они были приписаны? Всегда ли в обществах знали, где находятся приписанные к данному обществу мещане, если они переехали? Общество все равно должно было платить за уехавших, а были ли у него рычаги влияния на "беглецов"? А те, кто собирался сменить место жительства, делали это по-тихому или получали какие-то разрешения от общества или управы? Иными словами, переезд - это способ избежать уплаты налогов?
Григорий

Капитан Немо
Сообщения: 2629
Зарегистрирован: 02.11.2017
Откуда: из "Наутилуса"
Благодарил (а): 1795 раз
Поблагодарили: 2794 раза

Мещане

#103 Капитан Немо » 10 авг 2018, 15:21

Уважаемый Григорий!
Тут немного было хитро. Для того, чтобы жить вне "места приписки", мещанин должен был иметь разрешение от полиции. А его давали либо по веским причинам, либо по паспортной книжке. Видел дела, где полицейское начальство отказывало матери погостить две недели у сына - студента.
Как я понимаю, причины указывались в разрешении, подписываемом Главами этих самых обществ. Самое простое - заверение метрических свидетельств. Его подписывали Главы и несколько уважаемых граждан. Ну, и печать Главы, естественно. То же касалось ярмарок, оркестрантов, актеров, больных, приехавших лечиться. (Все это попадалось в делах.)
И каждую неделю (!) пристав ходил и проверял, кто, где и по какому документу живет. И раз в месяц отписывался своему начальству. Такие дела тоже попадались.
Думаю, нет уплаты налогов - нет документов. А без них полиция ловила и отправляла по месту "приписки" (налоги оплачивать). Тоже приходилось видеть такие дела, где наряду с криминальными типами разыскивали лиц, проживающих без разрешения полиции.
Так, что с переездом уйти от налогов было проблемно. Государство себя не обижало и отнимало все, что было можно.
Думаю, удивлю Вас, когда напишу, что ПОДОХОДНЫЙ налог ввели ВРЕМЕННО, во время Первой мировой войны, "на период проведения военных действий". Вот он и прижился более, чем на 100 лет...

oztech
Сообщения: 9752
Зарегистрирован: 01.09.2009
Благодарил (а): 742 раза
Поблагодарили: 3941 раз

Мещане

#104 oztech » 10 авг 2018, 15:30

Капитан Немо писал(а): мещанин должен был иметь разрешение от полиции. А его давали либо по веским причинам, либо по паспортной книжке.
Хорошо, предположим, что такая причина была. Временное разрешение на жительство получено. И что, нужно было, чтобы его продлить, раз в течение срока действия этого разрешения съездить на место приписки и рассчитаться с обществом? У меня все предки чуть ли ни всю жизнь жили не по месту приписки, но об этих миграциях никаких слухов в семейных легендах не сохранилось.
Григорий

Капитан Немо
Сообщения: 2629
Зарегистрирован: 02.11.2017
Откуда: из "Наутилуса"
Благодарил (а): 1795 раз
Поблагодарили: 2794 раза

Мещане

#105 Капитан Немо » 10 авг 2018, 16:12

Но по окончанию срока действия разрешения нужно было его продлевать. А потом, Ваши предки могли служить в армии кантонистами (и налогов не платить, хотя и числиться в мещанском обществе), могли налоги платить по месту проживания, отправляя отчетность по почте, вдовцы тоже имели льготы и так далее. Думаю, и другие варианты были, например, нанимались приказчиками или экономками. Тогда налог платил работодатель. (Я таких дел видел с полсотни.) Просто я описал то, что видел в документах. Допускаю, что я еще не все видел и далеко не все знаю.

oztech
Сообщения: 9752
Зарегистрирован: 01.09.2009
Благодарил (а): 742 раза
Поблагодарили: 3941 раз

Мещане

#106 oztech » 10 авг 2018, 16:20

Капитан Немо писал(а): могли налоги платить по месту проживания, отправляя отчетность по почте,
Т.е. была и такая возможность. До сих пор об этом не слышал и нигде не читал.
Григорий

Капитан Немо
Сообщения: 2629
Зарегистрирован: 02.11.2017
Откуда: из "Наутилуса"
Благодарил (а): 1795 раз
Поблагодарили: 2794 раза

Мещане

#107 Капитан Немо » 10 авг 2018, 16:33

oztech писал(а):
Капитан Немо писал(а): могли налоги платить по месту проживания, отправляя отчетность по почте,
Т.е. была и такая возможность. До сих пор об этом не слышал и нигде не читал.
Я не гарантирую, что все отчитывались по почте. В конце концов, ездили туда-сюда земляки, студенты на вакации, купцы с товаром на ярмарки. Могли и передать документ, кому положено. Но почта работала тогда точно. А архивных дел с приказчиками, экономками, людьми в услужении хватает. И ни разу не попадалось их прошение съездить домой, рассчитаться с недоимками.

genealo
Сообщения: 1580
Зарегистрирован: 14.03.2010
Благодарил (а): 181 раз
Поблагодарили: 855 раз

Мещане

#108 genealo » 10 авг 2018, 17:44

oztech писал(а): Скажите, а как чисто технически собирали налоги с мещан, проживавших не в тех местах, к которым они были приписаны?
Я видел переписку по взысканию различных повинностей и сборов между городской думой по месту приписки и полицией по месту жительства мещан евреев. Отправлялись деньги полицией по почте в опечатанном сургучными печатями конверте.
Аналогично было и с паспортами. Почта работала на удивление хорошо.

Евгения52
Сообщения: 645
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 234 раза

Мещане

#109 Евгения52 » 12 авг 2018, 23:02

Как я понимаю, городовые обывательские книги содержат списки мещан, приписанных к данному обществу? Какая информация там содержалась? И сохранились ли эти книги?
Если мои предки - Яновичские мещане, значит ли это, что они все вписаны в соответствующую книгу?
Хотелось бы поговорить о конкретных архивных источниках, но, наверное, лучше это сделать в географической теме "Витебск", там я и продолжу.
Нахмансоны (Оренбург, Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)
Дрецкины (Оренбург, Поречье, Велиж)
Шер (Оренбург, Чериков)
Бейнин (Ортенбург, Чериков, Ляды)
Хайкины (Самара, Гомель, Шерстин)
Соркины (Чечерск)

Капитан Немо
Сообщения: 2629
Зарегистрирован: 02.11.2017
Откуда: из "Наутилуса"
Благодарил (а): 1795 раз
Поблагодарили: 2794 раза

Мещане

#110 Капитан Немо » 13 авг 2018, 00:42

Евгения52 писал(а): городовые обывательские книги содержат списки мещан
Дворянские книги в руках держал. А вот городовых, да еще и обывательских - нет.
Откройте страшную тайну: ГДЕ ВЫ ИХ ВИДЕЛИ???

Евгения52
Сообщения: 645
Зарегистрирован: 06.09.2011
Откуда: Израиль, Беэр Шева
Благодарил (а): 121 раз
Поблагодарили: 234 раза

Мещане

#111 Евгения52 » 13 авг 2018, 09:10

Капитан Немо писал(а):
Евгения52 писал(а): городовые обывательские книги содержат списки мещан
Дворянские книги в руках держал. А вот городовых, да еще и обывательских - нет.
Откройте страшную тайну: ГДЕ ВЫ ИХ ВИДЕЛИ???
В том-то и дело, что не видела! Цитирую пост, приведенный выше, и пытаюсь понять: если мещане приписаны к мещанскому обществу, где-то были эти списки?? Или нет??
Нахмансоны (Оренбург, Поречье, Велиж, Усвяты, Невель, Яновичи)

Дрецкины (Оренбург, Поречье, Велиж)

Шер (Оренбург, Чериков)

Бейнин (Ортенбург, Чериков, Ляды)

Хайкины (Самара, Гомель, Шерстин)

Соркины (Чечерск)

Капитан Немо
Сообщения: 2629
Зарегистрирован: 02.11.2017
Откуда: из "Наутилуса"
Благодарил (а): 1795 раз
Поблагодарили: 2794 раза

Мещане

#112 Капитан Немо » 13 авг 2018, 11:15

Заявления о внесении имен в Общества ремесленников - видел в архиве. А списков мещан - пока нет. Но, "надеюсь и уповаю".

genealo
Сообщения: 1580
Зарегистрирован: 14.03.2010
Благодарил (а): 181 раз
Поблагодарили: 855 раз

Мещане

#113 genealo » 13 авг 2018, 18:01

Евгения52 писал(а): если мещане приписаны к мещанскому обществу, где-то были эти списки??
Естественно были в разных вариантах: в ревизских сказках, посемейных списках и т.д.
viewtopic.php?f=43&t=1008
viewtopic.php?f=43&t=942
Последний раз редактировалось genealo 13 авг 2018, 23:24, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
garchev
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 04.06.2012
Откуда: Германия
Благодарил (а): 683 раза
Поблагодарили: 172 раза

Мещане

#114 garchev » 13 авг 2018, 20:18

Капитан Немо писал(а):
Евгения52 писал(а): городовые обывательские книги содержат списки мещан
Дворянские книги в руках держал. А вот городовых, да еще и обывательских - нет.
Откройте страшную тайну: ГДЕ ВЫ ИХ ВИДЕЛИ???
Например здесь: https://www.prlib.ru/item/406883

Лея
Сообщения: 579
Зарегистрирован: 15.05.2018
Благодарил (а): 210 раз
Поблагодарили: 88 раз

Мещане

#115 Лея » 09 окт 2018, 14:24

Прошу подсказать. Девушка на момент замужества (1903 год) со шлиссенбургским мещанином числится витебской мещанкой, на момент рождения первого ребенка год спустя - числится также шлиссенбургской мещанкой. Значит ли это, что она поменяла приписку на приписку мужа, а сама точно родилась в Витебске? Или же это может также означать, что в Витебске родился ее отец/дед, а сама она могла родиться и в Шлиссенбурге?
Спасибо!
Интересуют фамилии: Костинский (Хабное, Житомир), Райцис/Райцин (Житомир), Столов (вся Литва, Велиж, Ильино), Тевелев (Рига, Велиж, Ильино), Миркин (Велиж, Ильино), Вальтман (везде), Гольцикер (везде), Кадомский/Коденский (Ржищев, Житомир), Верховский (везде), Нахманович (Витебск, Петербург), Бузов (Шклов, Могилёв), Эстрин (Шклов, Могилёв), Котляр (Рожев), Фишман (Народичи), Ронкин (Велиж), Герчиков (Могилев, Бобруйск)

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7893
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1784 раза
Поблагодарили: 2006 раз

Мещане

#116 anno_nin » 09 окт 2018, 14:32

все верно. до свадьбы у нее приписка по отцу, после свадьбы - по мужу. Родиться все они могли где угодно.

oztech
Сообщения: 9752
Зарегистрирован: 01.09.2009
Благодарил (а): 742 раза
Поблагодарили: 3941 раз

Мещане

#117 oztech » 09 окт 2018, 14:33

Лея писал(а): Значит ли это, что она поменяла приписку на приписку мужа, а сама точно родилась в Витебске?
Значит только то, что стала приписанной по приписке мужа, а по поводу места рождения, как не было однозначности, так и нет. Имея витебскую приписку, она могла родиться где угодно, в том месте, где находилась ее мать. Но это совсем не обязательно был Витебск. Например, у меня куча родственников с припиской Городку родились в Невеле, а с припиской к Колышкам - в Торопце. Но все они по документам так и прожили городокскими и колышанскими мещанами, соответственно.
Григорий

Лея
Сообщения: 579
Зарегистрирован: 15.05.2018
Благодарил (а): 210 раз
Поблагодарили: 88 раз

Мещане

#118 Лея » 09 окт 2018, 14:38

oztech писал(а):
Лея писал(а): Значит ли это, что она поменяла приписку на приписку мужа, а сама точно родилась в Витебске?
Значит только то, что стала приписанной по приписке мужа, а по поводу места рождения, как не было однозначности, так и нет. Имея витебскую приписку, она могла родиться где угодно, в том месте, где находилась ее мать. Но это совсем не обязательно был Витебск. Например, у меня куча родственников с припиской Городку родились в Невеле, а с припиской к Колышкам - в Торопце. Но все они по документам так и прожили городокскими и колышанскими мещанами, соответственно.
Спасибо! А что вообще есть витебская или любая другая приписка? Место рождения отца? Я слышала, что евреи иногда несколько поколений жили в одном месте, а приписка могла так и оставаться по прадеду, например - в другом.
Интересуют фамилии: Костинский (Хабное, Житомир), Райцис/Райцин (Житомир), Столов (вся Литва, Велиж, Ильино), Тевелев (Рига, Велиж, Ильино), Миркин (Велиж, Ильино), Вальтман (везде), Гольцикер (везде), Кадомский/Коденский (Ржищев, Житомир), Верховский (везде), Нахманович (Витебск, Петербург), Бузов (Шклов, Могилёв), Эстрин (Шклов, Могилёв), Котляр (Рожев), Фишман (Народичи), Ронкин (Велиж), Герчиков (Могилев, Бобруйск)

Alexander79
Сообщения: 6235
Зарегистрирован: 26.05.2010
Благодарил (а): 2346 раз
Поблагодарили: 2131 раз

Мещане

#119 Alexander79 » 09 окт 2018, 14:51

Лея писал(а): евреи иногда несколько поколений жили в одном месте, а приписка могла так и оставаться по прадеду, например - в другом.
Интересуюсь фамилиями: Шнейдеров (Ромны), Смолович (Лубны), Лейбович (Ромны/Новогрудок), Галант (Ромны, Рига, Литва), Моносзон (Ромны, Шклов), Аронов (Ромны). Гайсинский (Жовнино, Кременчуг), Нейман (Каменец-Подольский)

oztech
Сообщения: 9752
Зарегистрирован: 01.09.2009
Благодарил (а): 742 раза
Поблагодарили: 3941 раз

Мещане

#120 oztech » 09 окт 2018, 14:55

Лея писал(а): А что вообще есть витебская или любая другая приписка?
Вот на этот вопрос хотелось бы получить развернутый ответ от настоящих специалистов. Точнее, я бы чуть-чуть перефразировал вопрос: что дает знание места приписки для уточнения генеалогического поиска? Понятно, что по месту приписки кто-то из предков обязательно жил, но кто? Отец? Дед? Прадед? Как сузить временные рамки? Приписка - это некий список, хранящийся в мещанской управе или ином уполномоченном органе. Так, известно ли хотя бы примерно, когда появился список с первым упоминанием данной фамилии в данном месте? Когда была введена эта практика? Когда начали составлять списки приписанных к тому или иному обществу?
Григорий

Аватара пользователя
anno_nin
Сообщения: 7893
Зарегистрирован: 01.07.2010
Откуда: Ашдод, Израиль
Благодарил (а): 1784 раза
Поблагодарили: 2006 раз

Мещане

#121 anno_nin » 09 окт 2018, 15:22

oztech писал(а): Понятно, что по месту приписки кто-то из предков обязательно жил, но кто? Отец? Дед? Прадед? Как сузить временные рамки?
http://forum.j-roots.info/viewtopic.php?f=87&t=1173

Ответить

Вернуться в «Сословная приписка евреев»